Оптимизация транспортных потоков в городской транспортной системе с использованием имитационного моделирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 06.04.2022

Статья просмотрена: 688 раз

Библиографическое описание:

Турсунов, Д. Г. Оптимизация транспортных потоков в городской транспортной системе с использованием имитационного моделирования / Д. Г. Турсунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 11-16. — URL: https://moluch.ru/archive/409/89953/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье приведена оптимизация потока транспортных средств в многолюдном районе города Худжанд с использованием концепции агентного моделирования и программного обеспечения для моделирования AnyLogic.

Ключевые слова: имитационное моделирование, оптимизация, городской транспорт, спутниковый снимок, агентное моделирование.

Практический пример, связанный с оптимизацией транспортных потоков, основан на городской транспортной системе города Худжанд. Для настройки модели, которая будет использоваться для моделирования, был выбран спутниковый снимок из интернета в качестве открытого источника с изображением района города Худжанд на карте Google.

В этой работе был принят во внимание сценарий, основанный на многолюдной городской зоне, главной городской дороге, которая пересекает реку Сирдаря и соединяет центр города с выездом из города. Поскольку выезд из города проходит через международный аэропорт Худжанд, иногда возникают пробки, в основном в часы пик, что приводит к изменению транспортной системы городской мобильности из-за роста движения транспортных средств и, следовательно, большего количества участников движения.

Сценарий тематического исследования основан на следующих элементах: считается, что пять транспортных средств, организованных в виде конвоя, войдут в город из южной части Худжанда для погрузки товаров и важных предметов с таможни Худжанд, расположенной недалеко от международного аэропорта Худжанд; Затем колонна направится на запад к съезду с Худжанд. Из-за реки Сирдаря колонна должна пройти единственную доступную дорогу к таможне Худжанд, двигаясь по мосту, а затем направиться к выезду из Худжанд. Этот маршрут довольно загружен, особенно в начале и в конце недели. Проблема заключается в том, как оптимизировать поток транспортных средств в назначенном районе Худжанда, чтобы сократить продолжительность движения колонны из одного пункта в другой, принимая во внимание возможные заторы на дорогах (Рис 1).

Многолюдный городской район

Рис. 1. Многолюдный городской район

Для решения задачи оптимизации, относящейся к индивидуализированному сценарию, для построения имитационной модели использовалась программа AnyLogic. Для этого был разработан ряд необходимых шагов.

Шаг 1. Создание дорожной сети

Во-первых, была создана новая имитационная модель с названием «Transportation_khujand city». Затем в AnyLogic был добавлен спутниковый снимок с карты Google, относящийся к указанной городской зоне Худжанд, выбранной для анализа и оптимизации. Для получения хороших результатов созданную модель нужно было масштабировать с реальными измерениями на основе масштаба спутникового снимка, выровненного со шкалой AnyLogic (в нашем случае масштаб составлял 20 метров).

Во-вторых, построены дороги и созданы перекрестки. Перекрестки были адаптированы, как и в действительности, с учетом количества пересечений полос движения и поворотных точек (Рис 2).

Указанная городская территория Худжанд — дороги, построенные в AnyLogic

Рис. 2. Указанная городская территория Худжанд — дороги, построенные в AnyLogic

Шаг 2. Логика транспортных потоков

На основе дорог, созданных на предыдущем шаге, была построена блок- схема с учетом ориентации / потока каждой полосы движения (прямое / обратное пути движения транспортных средств).

Блок-схема состоит, в основном, из следующих элементов: carSource, carMoveTo, carDispose и их логических связей (selectOutput). Элемент selectOutput имеет два или пять соединителей, чтобы обеспечить возможность настройки каждого перекрестка, как в действительности, в зависимости от того, сколько направлений движения могут быть использованы транспортными средствами в транспортном потоке. Если у автомобиля есть возможность повернуть направо, ехать прямо и повернуть налево, то он подходит для использования selectOutput5 с большим количеством разъемов; Кроме того, для каждой из них была установлена вероятность использовать определенную полосу движения в зависимости от возможностей автомобилей следовать определенному маршруту.

Затем мы соединили каждый сегмент дороги с определенными элементами (Рис. 3).

Блок-схема модели городского транспорта

Рис. 3. Блок-схема модели городского транспорта

Шаг 3. Настройка светофоров. После построения блок-схемы модель была смоделирована, чтобы выявить нарушения в работе.

На перекрестках обязательно установить светофоры (Рис. 4.). В противном случае AnyLogic отобразит предупреждение о неисправности в нашей симуляции.

Моделирование дорожного движения

Рис. 4. Моделирование дорожного движения

Шаг 4. Оптимизация светофоров. Во-первых, добавлен тип автомобиля, который знает время входа в модель.

На рис. 5. замечено, что средняя продолжительность составляет 63,345 секунды при продолжительности моделирования эксперимента около 10 минут (600 секунд).

Имитационный эксперимент

Рис. 5. Имитационный эксперимент

Далее была оптимизирована транспортировка за счет сокращения фаз светофора. Длительность каждой фазы параметризовалась; поэтому было использовано четыре параметра со значением по умолчанию 30 секунд. Затем продолжительность каждой фазы светофора изменялась в соответствии с установленными параметрами: p1 и p2 для светофоров; p3 и p4 для светофоров1.

Для оптимизации городского транспорта был создан и запущен новый оптимизационный эксперимент. Целью эксперимента по оптимизации был поиск набора параметров, соответствующего наилучшему значению предоставленной целевой функции. Оптимизация в условиях неопределенности поддерживается с помощью репликаций. AnyLogic отображает график выполнения оптимизации во время итераций моделирования.

Для оптимизации эксперимента с потоком трафика все параметры были изменены с фиксированных значений на дискретные в диапазоне от 10 до 35 секунд с шагом 5 секунд. Затем для запуска эксперимента по оптимизации был создан пользовательский интерфейс по умолчанию (в нашем случае было выполнено около 200 итераций).

На рис. 6. диаграмма наглядно иллюстрирует процесс оптимизации. Ось X представляет моделирование, а ось Y представляет текущую цель, наилучшую невыполнимую цель и наилучшую достижимую цель, найденную для каждого моделирования.

Следующим шагом является копирование наилучших возможных значений для каждого параметра и вставка их в исходный имитационный эксперимент.

Оптимизационный эксперимент

Рис. 6. Оптимизационный эксперимент

Как видно на графике, с новыми значениями, полученными в результате проведения эксперимента по оптимизации, относящегося к светофорам, параметры были изменены на p1 = 15 с, p2 = 35 с, p3 = 20 с и p4 = 35 с. Таким образом, после оптимизации среднее значение уменьшилось с 63,345 секунды до 50,514 секунды (Рис. 7).

Запуск оптимизированного моделирования

Рис. 7. Запуск оптимизированного моделирования

Заключение

В настоящее время оптимизация транспортного потока является важным фактом, возникающим в густонаселенной городской среде, где транспортная система должна функционировать должным образом. Программное обеспечение AnyLogic также можно использовать для добавления дополнительных участников в транспортных потоках. Сосредоточившись на моделировании на основе агентов, городскую транспортную систему можно смоделировать и проанализировать после соответствующих итераций моделирования. Другие участники, принадлежащие к городской транспортной системе, могут влиять на имитационное моделирование и экспериментирование.

Литература:

  1. Хьюн, Н., Цао, В.Л., Викрамасурия, Р., Берриман, М., Перес, П., и Бартелеми, Дж. (2015). Инфраструктура и город: агентная модель для моделирования спроса на транспорт и землепользования
  2. Macal, CM, & North, MJ (2009). Агентное моделирование и симуляция, Труды зимней конференции по моделированию 2009 г., Техас, США, 1.
  3. Puentes, R. (2015). The Avenue. Rethinking urban traffic congestion to put people first.
Основные термины (генерируются автоматически): Худжанд, спутниковый снимок, городская транспортная система, городской транспорт, моделирование, оптимизация, имитационная модель, имитационное моделирование, международный аэропорт, оптимизационный эксперимент.


Похожие статьи

Факторы выбора имитационного моделирования, как...

Математический аппарат, применяемый в имитационном моделировании практически нечем неограничен [2]. В основе данного моделирования транспортных систем, лежит моделирование случайных явлений. Благодаря наличию возможности производить различную генерацию событий существует реальная возможность прогнозировать различные события в транспортной системе.

Общий процесс построения транспортной модели, осуществляемый при имитационном моделировании транспортной системы, делится на следующие этапы: постановка задачи, определение цели исследования в транспортной системе, разработка системы в рамках принятых допущений; планирование имитационного эксперимента на вычислительной станции; испытание модели в соответствии с намеченным планом и...

Имитационное моделирование транспортно-пересадочных узлов

Ключевые слова: имитационное моделирование, транспортно-пересадочный узел, транспортная инфраструктура. В последние годы, с ростом урбанизации и мобильности городского и сельского населения в разных странах мира, вопросы моделирования транспортной инфраструктуры стали весьма

Система транспортно-пересадочных узлов (далее — ТПУ) представляет самостоятельную и достаточно значимую часть транспортной инфраструктуры, определяющую эффективность транспортного комплекса территории и развития всех видов транспорта общего пользования.

Имитационное моделирование является наиболее эффективным способом решения задач по оптимизации структуры ТПУ с учетом всего многообразия транспортных ситуаций и их стохастического проявления.

Компьютерное имитационное моделирование как способ...

Основной проблемой городской транспортной системы является несоответствие пропускной способности УДС реальному спросу на транспортные услуги. Если в 1999 году, в среднем по городу, были перегружены транспортными потоками (работали на пределе пропускной

В модель транспортного потока заложены модель следования за впереди идущим транспортным средством (ТС) с целью отображения движения в колонне за впереди идущим ТС по одной полосе движения и модель смены полосы движения.

Aimsun Micro реализует принципы имитационного моделирования на микроуровне. Это значит, что в процессе имитации непрерывно моделируется движение каждого автомобиля в пределах дорожной сети с учетом заданных поведенческих моделей (в частности, моделей следования, смены полосы и...

Разработка системы имитационного моделирования...

Ключевые слова: городской автотранспорт, городское автотранспортное предприятие, пассажирские перевозки, имитация, моделирование, системы массового обслуживания. Совершенствование транспортной системы городов России сегодня стало одной из самых острых социально-экономических проблем развития инфраструктуры, обеспечивающей жизнеспособность городов в целом. Автотранспорт остается самым мобильным и востребованным способом пассажирских и грузовых перевозок. В этой ситуации использование современной вычислительной техники и методов имитационного моделирования для планирования и управления усовершенствованием работы городского автотранспорта представляются наиболее перспективными. В городе Томск программа «Развитие городского...

Особенности моделирования пассажиропотока объектов...

Ключевые слова: моделирование, имитационное моделирование, ТПУ, пассажиропотоки, программное обеспечение. Для транспортных сетей крупных городских агломераций, главной функцией которых является перемещение пассажиров, характерен дефицит пропускных и провозных способностей.

Моделирование является наиболее эффективным способом решения задач, связанных с оптимизацией структуры ТПУ и движением пассажиропотоков внутри него с учетом разнообразия транспортных ситуаций и их случайного проявления [2]. Моделирование — это один из основных методов исследований в большинстве областей знаний, а также научно-обоснованный метод оценки характеристик сложных систем, в частности транспортных.

Имитационное моделирование процесса передачи данных

Ключевые слова: имитационная модель, моделирование, IT, компьютерное модулирование. Постановка задачи: Двухпроцессорный вычислительный комплекс (ВК) обслуживает три автоматизированных рабочих места (АРМ).

По Ляпунову, математическое моделирование — это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель), находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его в определённых отношениях и дающая при её исследовании, в конечном счёте, информацию о самом моделируемом объекте [3].

Использование имитационного моделирования в оценке...

 В статье рассмотрены варианты использования имитационного моделирования в оценке альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК, рассматривающих возможность участия в ЦСС. Ключевые слова: цепочка создания стоимости, ЦСС, имитационное моделированием, транспортная логистика, оптимизация, выбор альтернативы, бизнес-процессы. Цепочка создания стоимости (ЦСС) - это, в соответствии с позицией Р. Каплински [2], способ участия предприятия в совместном с другими предприятиями процессе формирования и распределения экономической ренты, связанной с производством и доведением до конечного потребителя определенного товара или группы товаров.

Разработка и исследование мультиагентных моделей

Предложена оптимизация зоны, которая позволила снизить плотность пешеходного потока, а также ускорить время обслуживания посетителей и увеличить количество доступных мест.

После создания модели, а иногда и на этапах разработки, исследуется структура и поведение системы, проверяется, как она ведёт себя при определенных условиях, сравниваются различные сценарии и способы оптимизации. Когда оптимальное решение будет найдено, появляется возможность применить его в реально существующей системе.

Ключевые аспекты имитационного моделирования сложных... Имитационное моделирование сложных систем — способ построения моделей таких систем, описывающих поведение процессов. Данную модель возможно реализовать любое число раз.

Похожие статьи

Факторы выбора имитационного моделирования, как...

Математический аппарат, применяемый в имитационном моделировании практически нечем неограничен [2]. В основе данного моделирования транспортных систем, лежит моделирование случайных явлений. Благодаря наличию возможности производить различную генерацию событий существует реальная возможность прогнозировать различные события в транспортной системе.

Общий процесс построения транспортной модели, осуществляемый при имитационном моделировании транспортной системы, делится на следующие этапы: постановка задачи, определение цели исследования в транспортной системе, разработка системы в рамках принятых допущений; планирование имитационного эксперимента на вычислительной станции; испытание модели в соответствии с намеченным планом и...

Имитационное моделирование транспортно-пересадочных узлов

Ключевые слова: имитационное моделирование, транспортно-пересадочный узел, транспортная инфраструктура. В последние годы, с ростом урбанизации и мобильности городского и сельского населения в разных странах мира, вопросы моделирования транспортной инфраструктуры стали весьма

Система транспортно-пересадочных узлов (далее — ТПУ) представляет самостоятельную и достаточно значимую часть транспортной инфраструктуры, определяющую эффективность транспортного комплекса территории и развития всех видов транспорта общего пользования.

Имитационное моделирование является наиболее эффективным способом решения задач по оптимизации структуры ТПУ с учетом всего многообразия транспортных ситуаций и их стохастического проявления.

Компьютерное имитационное моделирование как способ...

Основной проблемой городской транспортной системы является несоответствие пропускной способности УДС реальному спросу на транспортные услуги. Если в 1999 году, в среднем по городу, были перегружены транспортными потоками (работали на пределе пропускной

В модель транспортного потока заложены модель следования за впереди идущим транспортным средством (ТС) с целью отображения движения в колонне за впереди идущим ТС по одной полосе движения и модель смены полосы движения.

Aimsun Micro реализует принципы имитационного моделирования на микроуровне. Это значит, что в процессе имитации непрерывно моделируется движение каждого автомобиля в пределах дорожной сети с учетом заданных поведенческих моделей (в частности, моделей следования, смены полосы и...

Разработка системы имитационного моделирования...

Ключевые слова: городской автотранспорт, городское автотранспортное предприятие, пассажирские перевозки, имитация, моделирование, системы массового обслуживания. Совершенствование транспортной системы городов России сегодня стало одной из самых острых социально-экономических проблем развития инфраструктуры, обеспечивающей жизнеспособность городов в целом. Автотранспорт остается самым мобильным и востребованным способом пассажирских и грузовых перевозок. В этой ситуации использование современной вычислительной техники и методов имитационного моделирования для планирования и управления усовершенствованием работы городского автотранспорта представляются наиболее перспективными. В городе Томск программа «Развитие городского...

Особенности моделирования пассажиропотока объектов...

Ключевые слова: моделирование, имитационное моделирование, ТПУ, пассажиропотоки, программное обеспечение. Для транспортных сетей крупных городских агломераций, главной функцией которых является перемещение пассажиров, характерен дефицит пропускных и провозных способностей.

Моделирование является наиболее эффективным способом решения задач, связанных с оптимизацией структуры ТПУ и движением пассажиропотоков внутри него с учетом разнообразия транспортных ситуаций и их случайного проявления [2]. Моделирование — это один из основных методов исследований в большинстве областей знаний, а также научно-обоснованный метод оценки характеристик сложных систем, в частности транспортных.

Имитационное моделирование процесса передачи данных

Ключевые слова: имитационная модель, моделирование, IT, компьютерное модулирование. Постановка задачи: Двухпроцессорный вычислительный комплекс (ВК) обслуживает три автоматизированных рабочих места (АРМ).

По Ляпунову, математическое моделирование — это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель), находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его в определённых отношениях и дающая при её исследовании, в конечном счёте, информацию о самом моделируемом объекте [3].

Использование имитационного моделирования в оценке...

 В статье рассмотрены варианты использования имитационного моделирования в оценке альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК, рассматривающих возможность участия в ЦСС. Ключевые слова: цепочка создания стоимости, ЦСС, имитационное моделированием, транспортная логистика, оптимизация, выбор альтернативы, бизнес-процессы. Цепочка создания стоимости (ЦСС) - это, в соответствии с позицией Р. Каплински [2], способ участия предприятия в совместном с другими предприятиями процессе формирования и распределения экономической ренты, связанной с производством и доведением до конечного потребителя определенного товара или группы товаров.

Разработка и исследование мультиагентных моделей

Предложена оптимизация зоны, которая позволила снизить плотность пешеходного потока, а также ускорить время обслуживания посетителей и увеличить количество доступных мест.

После создания модели, а иногда и на этапах разработки, исследуется структура и поведение системы, проверяется, как она ведёт себя при определенных условиях, сравниваются различные сценарии и способы оптимизации. Когда оптимальное решение будет найдено, появляется возможность применить его в реально существующей системе.

Ключевые аспекты имитационного моделирования сложных... Имитационное моделирование сложных систем — способ построения моделей таких систем, описывающих поведение процессов. Данную модель возможно реализовать любое число раз.

Задать вопрос