Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 05.04.2022

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Овчаренко, И. В. Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы) / И. В. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/408/90011/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор делится приёмами технологии критического мышления для формирования универсальных учебных действий на уроках истории.

Ключевые слова: формирование, универсальные учебные действия, приемы, вызов, осмысление, рефлексия.

Современная система образования и новый Федеральный государственный образовательный стандарт поставили перед школой важную задачу — формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. Возникает вопрос: как формировать эти учебные действия? Одним из таких средств является технология развития критического мышления, внедрение приемов которой позволяет формировать все УУД. Данная технология позволяет активизировать и оптимизировать деятельность учеников на уроке, организовать поисковый характер усвоения знаний. При этом роль учителя заключается в том, чтобы направить размышления обучающихся в правильное русло, подтолкнуть их к принятию осознанного самостоятельного решения, к формулировке выводов и умозаключений [2, с. 4].

Согласно И. В Муштавинской, «структура урока в рамках технологии развития критического мышления представлена тремя стадиями (фазами): вызов, осмысление, рефлексия» [3, с. 10].

Первая стадия вызов. На данной стадиизадача педагога не только стимулировать учащихся на активную работу и вызвать интерес к теме, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе уже является серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы [3, с. 10–11]. Здесь можно использовать такие приемы, как кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д. [1, с. 14–15]

Вторая стадия осмысление . На этой стадии идет непосредственная работа с информацией. Приемы и методы данной технологии позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным [3, с. 10–11]. Здесь используем методы активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы [1, с. 14–15].

Третья стадия рефлексия . На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается [3, с. 10–11]. Можно использовать следующие приемы: заполнение кластеров, таблиц, возврат к верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы, дискуссии, составление синквейнов и т. д. [1, с. 14–15]

Как видим, приемов и методов, применяемых на каждой стадии, много. Рассмотрим некоторые из них, используемые в работе на уроках истории на примере темы «Смута».

На стадии вызова используем прием «Верные — неверные утверждения». Ученикам предлагается таблица, в которой ребята должны выбрать верные утверждения, ориентируясь на знания, которые были получены ранее.

Утверждение

Верно/неверно

1. Начало XVII века называют Смутой.

2. Одной из причин Смуты было пресечение династии Рюриковичей.

3. Во время Смуты власть переходила от одной боярской группировки к другой.

4. Закончилась Смута после возведения на царский трон польского королевича Владислава.

Таким образом, «на данном этапе идет настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты, акцентируется внимание на проблемных вопросах» [2, с. 5].

На стадии осмысления используем прием «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») — графический способ представления информации, который помогает структурировать процесс. Голова — проблема темы, верхние косточки — причины, нижние косточки — следствия, хвост — вывод. [4]. Работая с текстом учебника, учащиеся систематизируют материал и представляют его в следующем виде:

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

На стадии рефлексии возвращаемся к приему «Верные — неверные утверждения» и выясняем, какие из утверждений были верными.

Таким образом, можно сделать вывод, что используемые приемы технологии развития критического мышления способствует успешному формированию всех видовУУД. У ребят формируется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, смысловое чтение, умение преобразовывать текст в схему, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, владение основами самоконтроля и самооценки [5]. Приёмы развития критического мышления позволяют сделать работу на уроках более разнообразной и интересной, а главное — продуктивной.

Литература:

  1. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., доработ. — Москва: Просвещение, 2011. — 222 c. — Текст: непосредственный.
  2. Мельникова А. М. Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы) / А. М. Мельникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2. — С. 4–6.
  3. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. / И. В. Муштавинская. — Санкт-Петербург, 2014. — 150 c. — Текст: непосредственный.
  4. Карповская, И. П. Эффективные методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории / И. П. Карповская. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/effektivnie-metodicheskie-priemi-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-istorii-3568814.html (дата обращения: 02.04.2022).
  5. Описание УУД. — Текст: электронный // Сайт школы-интерната № 24 ОАО «РЖД»: [сайт]. — URL: http://schoolint24.ru/uchitelskaya/metod_kop/opisanie_uud.pdf (дата обращения: 03.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, прием, стадий, урок истории, утверждение.


Похожие статьи

критическое мышление, технология развития, урок истории...

Применение технологии критического мышления на уроках истории позволяет создать

Этот приём предполагает, что учитель зачитывает или показывает на экране утверждения, среди

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии...

Технология развития критического мышления как средство...

Этапы (три стадии технологии развития критического мышления вызов, осмысление...

С технологией развития критического мышления на своих уроках я сталкиваюсь достаточно часто.

Критическое мышление — активный процесс познания и достижения истинных знаний.

Развитие критического мышления на уроках истории в старших...

Формирование исторического мышления на уроках истории. критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории, учащийся, проблема

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития...» критическое мышление, решение задач, учащийся, химия, учитель...

Развитие критического мышления у учащихся на уроках...

На уроках истории развитие критического мышления является главной целью учителя.

Базовая модель технологии критического мышления предлагает 3 стадии: вызова, осмысления, рефлексии, которые

Таких приёмов достаточно много для любой стадии урока .

Развитие критического мышления на уроках истории в старших...

Ключевые слова: технология развития критического мышления, рефлексия, урок, школьник, Владимир Святославич.

3. Титова Л. Д. Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и обществознания...

Использование технологии критического мышления в процессе...

В статье автор представляет на практике использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими учителями.

Библиографическое описание: Демидова, Е. М. Использование технологии критического мышления в процессе изучения истории...

Использование компетентностного подхода и технологии развития...

Выделяем три основных стадии технологии развития критического мышления: 1.Вызов.

На каждой стадии выделяются свои приёмы и методы. Например, игра в ассоциации: «Какие

Тип урока: урок обобщения с использованием технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления...

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает справляться

Технология развития критического мышления направлена на самостоятельное принятие решений и выбор направления в изучении темы.

критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории...

– умение критически мыслить; – умение ответственно относиться к собственному образованию. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии

Развитие критического мышления на уроках истории в старших... критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории...

Похожие статьи

критическое мышление, технология развития, урок истории...

Применение технологии критического мышления на уроках истории позволяет создать

Этот приём предполагает, что учитель зачитывает или показывает на экране утверждения, среди

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии...

Технология развития критического мышления как средство...

Этапы (три стадии технологии развития критического мышления вызов, осмысление...

С технологией развития критического мышления на своих уроках я сталкиваюсь достаточно часто.

Критическое мышление — активный процесс познания и достижения истинных знаний.

Развитие критического мышления на уроках истории в старших...

Формирование исторического мышления на уроках истории. критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории, учащийся, проблема

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития...» критическое мышление, решение задач, учащийся, химия, учитель...

Развитие критического мышления у учащихся на уроках...

На уроках истории развитие критического мышления является главной целью учителя.

Базовая модель технологии критического мышления предлагает 3 стадии: вызова, осмысления, рефлексии, которые

Таких приёмов достаточно много для любой стадии урока .

Развитие критического мышления на уроках истории в старших...

Ключевые слова: технология развития критического мышления, рефлексия, урок, школьник, Владимир Святославич.

3. Титова Л. Д. Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и обществознания...

Использование технологии критического мышления в процессе...

В статье автор представляет на практике использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими учителями.

Библиографическое описание: Демидова, Е. М. Использование технологии критического мышления в процессе изучения истории...

Использование компетентностного подхода и технологии развития...

Выделяем три основных стадии технологии развития критического мышления: 1.Вызов.

На каждой стадии выделяются свои приёмы и методы. Например, игра в ассоциации: «Какие

Тип урока: урок обобщения с использованием технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления...

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает справляться

Технология развития критического мышления направлена на самостоятельное принятие решений и выбор направления в изучении темы.

критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории...

– умение критически мыслить; – умение ответственно относиться к собственному образованию. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии

Развитие критического мышления на уроках истории в старших... критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории...

Задать вопрос