Рабочий лист на уроках физики и информатики как эффективный инструмент формирующего оценивания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 февраля, печатный экземпляр отправим 15 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Хамитова, Л. Б. Рабочий лист на уроках физики и информатики как эффективный инструмент формирующего оценивания / Л. Б. Хамитова, А. Е. Алмабекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 285-289. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89541/ (дата обращения: 02.02.2023).



Данная статья отражает результаты проведённого Action Research. Предлагается опыт эффективного использования рабочих листов для организации продуктивной самостоятельной работы учащихся на уроке. Исследование сфокусировано на разработку системы заданий в качестве Рабочего листа для понимания учащимися цели и ожидаемых результатов выполняемых учебных действий.

Ключевые слова: алгоритм, развитие аналитических умений и навыков, реализация дидактических принципов.

This article shows the results of the Action Research. The experience of effective use of worksheets for the organization of productive independent work of students in the classroom is offered. The research focuses on the development of a task system as a worksheet for students to understand the purpose and expected results of the educational activities performed.

Keywords: worksheet, algorithm, development of analytical skills, implementation of didactic principles.

Ключевая компетенция образования «научить учиться» является основополагающим фактором позволяющая учащемуся саморазвиваться и самосовершенстоваться через сознательное и активное приобретение опыта,в ходе освоения универсальных предметных знаний и навыков на уроках. [1] Учащийся сам должен быть на уроке и инженером, и архитектором, и строителем. «Цель обучения учащегося состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». [2].

Толчком к исследованию является проблема которая часто возникала при выполнении различных универсальных учебных действий на уроках физики и информатики. Например такие вопросы как «А это задание будет ли на суммативном оценивании за раздел?», «А почему мы это выполняем,если он не будет на суммативном оценивании за раздел?», «Что это мне даст?» говорит о неосознаном выполнении учеником этих действий. В итоге шаблонное выполнение одних и тех же действий приводило к низким результатам СОР и СОЧ, вследствие неосознанного вхождения в образовательное пространство на уроке.

Цель исследования : Поиск эффективных инструментов, позволяющие ученику осознанно совершать универсальные учебные действия.

Вопрос исследования: Как помочь учащимся осознанно выполнять универсальные учебные действия?

Объект исследования : учащиеся 7–8 классов

Исследование сфокусировано на разработку системы заданий в качестве Рабочего листа для понимания учащимися цели и ожидаемых результатов выполняемых учебных действий. Рабочие листы согласно задачам исследования составлялись на основе индивидуальных возможностей и способностей учащихся и соответствовали их возрастным особенностям. В зависимости от типа урока разрабатывались индивидуальные листы для каждого ученика и одинаковые для всех учеников рабочие листы.

Почему рабочий лист?

Рабочий лист — это лист, где показан четко алгоритм выполняемых действий на уроке. Он предоставляет ученику:

– самостоятельно формулировать цели обучения и критерии оценивания к уроку

– самостоятельно изучать аспекты новой темы

– проводить эксперимент

– выбирать различные варианты для учебной деятельности

– составлять дескрипторы оценивания к различным заданиям

– осуществлять самооценивание и взаимооценивание

– строить свой индивидуальный маршрут для достижения целей обучения.

Методы исследования

Теоретическая база данного исследования опирается на изыскания известного американского исследователя Дэвида Колба. Осознанное учебное действие состоит из нижеследующих этапов по его мнению [3]:

– действии (Active Experimentation (AE);

– рефлексии (Reflective observation (RO);

– обдумывания (Abstract Conceptualization (AC);

– решения (Concrete Experience (CE).

Составлении рабочих листов осуществлялось на основе таксономии Блум.

Для выяснение главного вопроса исследования был проведено анкетирование учащихся 7–8 классов. В опросе участвовало 30учащихся.

К вопросу «Какие трудности ты испытываешь при выполнении учебных заданий?» были предложены три утверждения:

– Не понимаю условия выполняемых заданий.

– Не понимаю, как выполнить задание.

– Не понимаю, для чего и зачем я выполняю задание.

По этому вопросу 38 % учащихся при выполнении учебных действий не понимали условия предлагаемых учителем заданий, 23 % учащихся не понимали этапы выполнения работы и 39 % учащихся не понимали целесообразность и полезность выполнения предложенных заданий (Рис. 1.)

Результаты анкетирования

Рис. 1. Результаты анкетирования

Для определения основных аспектов рабочего листа дополнительно было проведено интервьюирование отдельных учащихся по вопросу «Какие задания Вам интересно выполнять и почему?».

Ответы учащихся:

Ученик 1: задания на решение логических задач

Ученик 2: задание на решение задач конструирование и моделирование.

Ученик: задания, после выполнения которых я смог бы сам себя проверить.

Ученик 3: задания с пошаговым алгоритмом выполнения заданий.

Ученик 4: задания, в которых для более глубокого понимания на доступном языке прописаны цели обучения.

Ученик 5: задания, в которых можно использовать знания по другим предметам.

Ученик 6: задания на выполнения эксперимента

Ученик 7: задание на сравнение, сопоставление объектов

На вопрос «Почему именно эти задания вы предпочитаете?» в основном превалировали такие ответы:

– что такие задания интересно выполнять на уроке

– легко понять особенности новой темы

– очень полезны при выполнении СОЧ и СОР

Результаты исследования и их анализ

Пример 1. Рабочий лист на начало урока

Пример 2 Рабочий лист для самостоятельного изучения новой темы с использованием учебника /дидактических материалов/просмотра видеоматериалов м выполнения эксперимента

Пример 3 Рабочий лист к практической работе

В конце исследования было проведено повторное интервьюирование отдельных учащихся по вопросу «Помогает ли рабочий лист в достижении целей урока?». Большая часть учащихся отметили полезность рабочих листов для достижения целей обучения. Ниже приводятся ответы отдельных учеников:

Ученик 1: Рабочий лист даёт мне возможность самостоятельно выполнять все задания на уроке и вне урока.

Ученик 2: Мне легче выполнять задания, когда я знаю, к чему я стремлюсь и, работая непосредственно в рабочей тетради, я экономлю своё время.

Ученик 3: Я раньше часто задавал вопросы учителю по поводу выполнения задания, а сейчас нет проблем в понимании цели заданий

Ученик 4: Задания составлены последовательно, и я знаю, что чего должен добиться к концу урока.

Ученик Е: Сразу после выполнения задания я могу оценить сам себя по дескрипторам оценивания.

Ученик К: Рабочий лист невольно подталкивает меня к выполнению учебных действий. Я теперь меньше отвлекаюсь на уроке.

Также был проведен сравнительный анализ качества знаний по итогам суммарных оцениваний за раздел (Рис. 2)

Результаты СОР 1 и СОР 2

Рис. 2. Результаты СОР 1 и СОР 2

Сравнительный анализ результатов СОР2 и СОР 3 за раздел намного выше, чем результаты СОР1.

Заключение

Внедрение рабочего листа в практику учебного процесса помогло решить следующие задачи:

– способствованию устойчивому вниманию учащихся на уроке;

– осуществление саморегуляции;

– рациональное использование учебного времени.

– мотивация учащихся к обучению.

Рекомендации в составлении и использовании Рабочего листа:

– рабочий лист должен охватывать весь материал урока;

– материал урока должен быть понятным, доступным каждому ученику и содержать дифференцированные задания;

– содержать в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений;

– задания должны быть представлены в соответствиии с таксономией Блума;

– иллюстрации в Рабочем листе должны быть рабочими, т. е. обучающими;

– необходимо в Рабочем листе предусмотреть место, достаточное для ответов учащихся;

– под каждым заданием должны быть критерии оценивания с дескрипторами.

– должно отведено место для обратной связи учителя

Литература:

  1. С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова, Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения, Москва-2012 г, стр. 118.
  2. Модестов Сергей Юрьевич, к. пед. н., декан высшей школы рекламы и pr спбгуп, Цикл Дэвида Колба и теория поэтапного формирования умственных действий, Санкт-Петербург, 2017, стр.4.
  3. Пономарёва Е. А., Универсальные учебные действия или умение учиться., Москва, 2016 г, стр 15.
Основные термины (генерируются автоматически): Рабочий лист, задание, ученик, действие, урок, учащийся, выполнение эксперимента, дескриптор оценивания, достижение целей обучения, критерий оценивания.


Ключевые слова

алгоритм, развитие аналитических умений и навыков, реализация дидактических принципов

Похожие статьи

Критериальное оценивание — лучшая модель оценивания...

В результате выполнения задания цель урока была полностью достигнута.

При формативном оценивании по этим двум навыкам для достижения цели обучения ученикам

Для дальнейшего достижения цели обучения использую другие методы и виды заданий.

О системе критериального оценивания в обучении...

Целью оценивания обучения, напротив, является суммирование того, что изучил ученик на данный конкретный момент. По существу, оно не направлено напрямую на вклад в будущее обучение, хотя тестирование, имеющее важнейшее значение, может оказать и негативное...

Современные формы и методы оценивания образовательных...

Оценивание осуществляется на каждом уроке, а не

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся или могут вырабатываться ими совместно.

оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью...

Система оценивания результатов учебной деятельности...

 Система оценивания — комплекс методик и программно-методических средств для проверки результатов обучения, оценка

Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения.

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Учащимся в конце урока или на последнем уроке изучения темы выдается контрольное задание на самостоятельное выполнение.

Эффективность обучения рассматривается учителем как производительность труда учащихся, то есть точность обучения, приходящаяся...

Стремление обучающегося к достижению высоких результатов...

Таким образом, уровень достижений учащихся отражается дифференцировано. Если задания вызывают у учащихся затруднение, то им

Таким образом, важность изменения форм оценивания учебных достижений в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения.

Цифровые технологии формирующего оценивания как...

Главная цель оценивания в классе — помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения, поддержать прогресс ученика. Базовые вопросы, на которые даёт ответ данная программа оценки, следующие: – Как учится ученик и как лучше его обучать?

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале...

Главная цель оценивания в классе — помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения, поддержать прогресс ученика. Базовые вопросы, на которые даёт ответ данная программа оценки, следующие: – Как учится ученик и как лучше его обучать?

Критерии – важная составляющая технологии формирующего...

Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.

Согласно стандартам, учащиеся в процессе обучения должны овладеть такими учебными

Критерии — это один из составляющих технологии формирующего оценивания.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения...

- критерии оценивания- планируемые результаты; - многоуровневый подход к достижению планируемых результатов; - личностные качества ученика не оцениваются, а только результаты деятельности ученика и сама процедура их формирования

Похожие статьи

Критериальное оценивание — лучшая модель оценивания...

В результате выполнения задания цель урока была полностью достигнута.

При формативном оценивании по этим двум навыкам для достижения цели обучения ученикам

Для дальнейшего достижения цели обучения использую другие методы и виды заданий.

О системе критериального оценивания в обучении...

Целью оценивания обучения, напротив, является суммирование того, что изучил ученик на данный конкретный момент. По существу, оно не направлено напрямую на вклад в будущее обучение, хотя тестирование, имеющее важнейшее значение, может оказать и негативное...

Современные формы и методы оценивания образовательных...

Оценивание осуществляется на каждом уроке, а не

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся или могут вырабатываться ими совместно.

оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью...

Система оценивания результатов учебной деятельности...

 Система оценивания — комплекс методик и программно-методических средств для проверки результатов обучения, оценка

Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения.

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Учащимся в конце урока или на последнем уроке изучения темы выдается контрольное задание на самостоятельное выполнение.

Эффективность обучения рассматривается учителем как производительность труда учащихся, то есть точность обучения, приходящаяся...

Стремление обучающегося к достижению высоких результатов...

Таким образом, уровень достижений учащихся отражается дифференцировано. Если задания вызывают у учащихся затруднение, то им

Таким образом, важность изменения форм оценивания учебных достижений в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения.

Цифровые технологии формирующего оценивания как...

Главная цель оценивания в классе — помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения, поддержать прогресс ученика. Базовые вопросы, на которые даёт ответ данная программа оценки, следующие: – Как учится ученик и как лучше его обучать?

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале...

Главная цель оценивания в классе — помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения, поддержать прогресс ученика. Базовые вопросы, на которые даёт ответ данная программа оценки, следующие: – Как учится ученик и как лучше его обучать?

Критерии – важная составляющая технологии формирующего...

Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.

Согласно стандартам, учащиеся в процессе обучения должны овладеть такими учебными

Критерии — это один из составляющих технологии формирующего оценивания.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения...

- критерии оценивания- планируемые результаты; - многоуровневый подход к достижению планируемых результатов; - личностные качества ученика не оцениваются, а только результаты деятельности ученика и сама процедура их формирования

Задать вопрос