Влияние применения технологии перевернутого обучения на самостоятельность и развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 17.03.2022

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Рахимова, Г. Н. Влияние применения технологии перевернутого обучения на самостоятельность и развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках математики / Г. Н. Рахимова, А. Р. Сисалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89490/ (дата обращения: 23.04.2024).


  1. Проблема исследования . На практике появилась проблема нехватки времени для решения задач на уроках математика и вопрос как разобраться с возникшей проблемой. Для эффективного проведения урока и экономии времени за счет выделения меньшего времени для изучения теоретической части урока, и для того чтобы выделить больше время для пратической работы учащихся на уроке математики был выбран подход перевернутой модели обучения, который был ориентирован на учащихся. Перевернутая модель обучения в классе — это относительно новая стратегия преподавания, направленная н повышение вовлеченности и успеваемости учащихся путем переноса лекции за пределы класса с помощью технология и перемещение домашних заданий и упражнений с концепциями в классе с помощью учебных занятий [1]. Это исследование было напралено на развитие самостоятельности, на улучшение вовлеченности и успеваемости учащихся на уроках математики за счет внедрения перевернутой модели обучения и сравнения с традиционным форматом обучения. Основной идеей стратегии является изменение подхода к обучению за счет изучения теоретического материала дома. Учащиеся до начала занятий заранее изучают материал ирока с помощью созданных учителем видеоуроков и видеоуроков из интернета, интерактивных уроков. Данный подход помог эффективно использовать учебное время для решения задач PISA и внешнего суммативного оценивания. Дает возможность научиться самостоятельно мыслить, вовлечь учащихся в учебный процесс, активно заниматься математическим контентом.
  2. Планирование. Училеля математики 9 классов объединились для исследования данного вопроса. Это исследование включает внедрение перевернутой модели обучения, а также сбор и анализ как количественных, так и качественных данных для оценки влияния модели на вовлеченность и успеваемость учащихся по математики в 9 классах.
  3. Определение объектов. Для эксперимента 48 учащихся 9 классов приняли участие в процессах сбора данных в исследовании. В экпериментальных классах проводилась серия уроков с применением перевеверного урока. Все участники исследования прошли предварительный и последующий опрос для сбора данных количественного аспекта исследования. После проведенных уроков у учащихся были взяты ряд интервью и заседание с обсуждением результатов фокус-группы для качественного сбора данных.
  4. Этапы исследования. Этапы исследования разделили на постановочно-теоретический (сентябрь). На этом этапе изучалась литература по исследованию и на начальных этапах исследования среди учащихся 9 классов был проведен опрос для дальнейшего определения направления изучения, учитывая индивидуальные потребности учащихся. Объединившись с учителями 9 классов, заранее были запланированы темы уроков, на которых были использован данный подход обучения. Подготовили ссылки и материалы для самостоятельного изучения учащимися тем уроков. Для проведения эксперимента были выбраны такие темы уроков как «Вписанные и центральные углы», «Пропорциональные отрезки в круге», «Графический метод решения систем уравнений с двумя переменными». На опытно-экспериментальном этапе (октябрь, ноябрь) все то, что было запланировано на предыдущем этапе, осуществлялось на практике. На уроках тратилось меньше времени на объяснении темы учителем или изучение темы самостоятельно самими учащимися. Но на уроках обращалось внимание на непонятные моменты, вызвавшие вопросы у ученика. Учащимся заранее давался материал для самостоятельного изучения его дома. Урок посвящался в основном только на решение практических заданий. На уроках оставалось время для решения задач международного тестирования PISA и задач из внешнего суммативного оценивания. Помимо этого, в классе практическая часть строилась, исходя из индивидуальных особенностей учащегося, каждому ученику было дано свое задание с различными уровнями сложности. После уроков у учащихся с низким, средним и высокими навыками к обучению проводилось интервью. На заключительном этапе (декабрь) исследования были собраны данные и анализировались результаты проведенного исследования.
  5. Результаты. Результат использования перевернутой модели обучения показал, что учащиеся были более вовлечены в перевернутую модель обучения по сравнению с традиционным подходом к обучению. Перевернутый класс позволил эффективно использовать время занятий, используя различные учебные стратегии, включая практические занятия и структуры обучения, основанные на проектах.
  6. Обратная связь от учащихся.

Во время интервью от учащихся получены ответы, что им понравилось то, что приходя в аудиторию они не приходят изучать новый материал урока, а применить то, что они узнали дома с помощью видеоуроков. Также неоднократный просмотр видеоуроков или сайтов, и возвращение к пройденному материалу, как только это потребуется является положительной стороной перевернутого подхода обучения.

Но у некоторых возникли такие трудности при самостоятельном изучении материала: долгое время изучения темы, отсутствие возможности задать вопрос учителю, нужно время для изучения тем дома, т. к. помимо урока математики нужно готовить домашнее задание по другим урокам. Среди учащихся в конце исследования был проведен опрос где нужно было оценить свою самостоятельность при изучении тем математики.

Самостоятельность учащихся

Рис. 1. Самостоятельность учащихся

Из опроса видно, что потребности у учащихся разные, кому-то легче изучать самостоятельно материал, а кому-то требуется помощь учителя из-за низкой самостоятельности (рис. 1).

Рефлексия учащихся.

Рис. 2. Рефлексия учащихся.

После каждого урока у учащихся взяли опрос об оценке проведенного урока, где выявили слабые стороны учащихся. На рис. 2 видно, что большинством учеников был усвоен материал по принципу перевернутого обучения. Также из устного опроса следует, что для учеников урок был интересным, т. к. они берут ответственность сами на себя.

  1. Выводы. Учащиеся в перевернутом классе получили качественное обучение, ориентированное на учащихся. Несмотря на то, что перевернутая модель обучения является относительно новым подходом к обучению, она, безусловно, обладает потенциалом для того, чтобы считаться эффективной с точки зрения повышения вовлеченности учащихся и их успеваемости. Это модель обучения показала значительно положительные результаты на уроке. На уроках оставалось больше времени на решение практических задач по темам. Помимо этого, были и свои затруднения во время исследования. Эти аспекты проявились в том, что не все учащиеся были вовлечены в процесс обучения, так как не изучали материал заранее до начала урока. Поэтому этим учащимся приходилось изучать теоретический материал на уроке. Некоторым из учащимся из класса требуется самодисциплина к самостоятельному изучению материала. Перевернутый метод обучения требует тщательной подготовки как учителя, так и самого ученика, регулярной, кропотливой работы учителя и ученика. В итоге пришли к выводу, что не на всех темах математики можно применить данный метод обучения. Для этого метода обучения подходят легкие темы, которые учащиеся могут изучить дома самостоятельно, не затрачивая много времени на обучение.

Литература:

  1. Bergmann & Sams, 2012; Brunsell & Horejsi, 2011; Tucker, 2012; Young, 2011.
  2. M. J. Lage, G. J. Platt, and M. Treglia. Inverting the classroom: A gateway to creating an inclusive learning environment. The Journal of Economic Education, 31(1):30–43, 2000
  3. L. S. Vygotsky. Mind and society: The development of higher mental processes. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): перевернутая модель обучения, учащийся, урок, PISA, класс, решение задач, урок математики, успеваемость учащихся, самостоятельное изучение, самостоятельное изучение материала.


Похожие статьи

Особенности использования и принципы функционирования...

Ключевые слова: перевернутый класс, активное обучение, подкастинг, образовательная цель, индивидуализация обучения. «Перевернутый класс» стал модным понятием в последние несколько лет, что было частично вызвано публикациями в TheNewYorkTimes (Фицпатрик

Однако, университеты начали активно использовать перевернутую модель в своих курсах и производят целые серии видеопродукции, например, для объяснения функционирования той или иной системы, или объяснения грамматического материала. Но прежде чем внедрять данную...

«Перевернутый» класс — инновационная модель обучения

«Перевернутый класс», «перевернутый урок» — так называют новую методику в образовательном процессе. Впервые я сама услышала об этом явлении на вебинаре очень прогрессивной школы для учителей. В рамках эксперимента по апробации проекта Государственного образовательного стандарта непрерывного образования IX + III по формированию основных ипредметных компетенций по русскому языку илитературные вгруппах срусским языком обучения, который проводится на базе нашего колледжа с 2013 года по...

Методика «перевёрнутого класса» в реализации требований...

Перед уроком учащиеся смотрят дома видео-лекции (как правило, длительностью от 5 до 15 мин), к которым может прилагаться небольшое задание (составить план, задать вопросы к

При данном виде обучения учебный материал усваивается эффективнее, благодаря самостоятельному поиску учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной

Модель «перевёрнутый класс» — самая простая. Учащиеся дома работают в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет...

Применение технологии смешанного обучения в модели...

Технология смешанного обучения вмодели «перевернутый класс». Модель «Перевёрнутый класс» целесообразно использовать в том случае, если обучающиеся в классе различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ

На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов и т. д. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений.

Применение технологии смешанного обучения в модели...

Технология смешанного обучения в модели «перевернутый класс». Смешанное обучение — форма обучения, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения. Модель «Перевёрнутый класс» целесообразно использовать в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ компетентности и регулятивных универсальных учебных действий.

Видеоурок — новый метод обучения | Статья в сборнике...

2. Когда во время урока учащиеся смотрят небольшие видеоролики (фрагменты из мультфильмов, художественных и документальных фильмов, сериалов и научно-познавательных программ), которые носят познавательный характер (новый материал по теме, расширение материала

В данной ситуации учителю приходится подстраиваться под готовую версию видео или создавать новый учебный материал (видео). Поэтому, зная особенности успеваемости своей группы или класса, того материла, который вы проходите, лучше всего не искать видео в...

Как решение прикладных задач на уроках математики...

При решении прикладных задач учащиеся должны уметь анализировать текст задачи, составлять план решения и решить задачу. В конце проверить правильность решения.

Во второй группе ученик с уровнем С самостоятельно решил задачу, ученик с уровнем В активно анализировал текст задачи и решил с помощью учителя, ученик с уровнем А

Целью урока было развитие дивергентного мышления через решение прикладных задач математики. Во время уроков путем использования стандартных и прикладных задач учащиеся понимали, как...

Разработка нестандартного интегрированного урока для...

Для учащихся, представлены задачи различных типов и их разбор с помощью взаимодействия с программой помогающей создавать точные и эстетически привлекательные чертежи.

Библиографическое описание: Лисина, Т. А. Разработка нестандартного интегрированного урока для учащихся XI класса на тему «Решение стереометрических задач с Cabria 3D» / Т. А. Лисина.

 В статье представлена разработка интеграция уроков математики и информатики, на основе компонентов которых строится урок включающий в себя эстетическое воспитание.

Теоретические основы организации современного урока истории...

урок изучения нового материала (применяется для изучения и освоения нового исторического материала и развивает познавательную деятельность, а также на

урок-игра (предполагает создание ситуации для изучения материала путем побуждения школьников к учебным действиям, где они выступают в качестве исследователя и лидера

— коррекционный модель формирует умение оценочного суждения у учеников и проводит взаимоконтроль ученика и учителя. Важным критерием урока, каким бы он ни был, является его результативность.

Похожие статьи

Особенности использования и принципы функционирования...

Ключевые слова: перевернутый класс, активное обучение, подкастинг, образовательная цель, индивидуализация обучения. «Перевернутый класс» стал модным понятием в последние несколько лет, что было частично вызвано публикациями в TheNewYorkTimes (Фицпатрик

Однако, университеты начали активно использовать перевернутую модель в своих курсах и производят целые серии видеопродукции, например, для объяснения функционирования той или иной системы, или объяснения грамматического материала. Но прежде чем внедрять данную...

«Перевернутый» класс — инновационная модель обучения

«Перевернутый класс», «перевернутый урок» — так называют новую методику в образовательном процессе. Впервые я сама услышала об этом явлении на вебинаре очень прогрессивной школы для учителей. В рамках эксперимента по апробации проекта Государственного образовательного стандарта непрерывного образования IX + III по формированию основных ипредметных компетенций по русскому языку илитературные вгруппах срусским языком обучения, который проводится на базе нашего колледжа с 2013 года по...

Методика «перевёрнутого класса» в реализации требований...

Перед уроком учащиеся смотрят дома видео-лекции (как правило, длительностью от 5 до 15 мин), к которым может прилагаться небольшое задание (составить план, задать вопросы к

При данном виде обучения учебный материал усваивается эффективнее, благодаря самостоятельному поиску учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной

Модель «перевёрнутый класс» — самая простая. Учащиеся дома работают в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет...

Применение технологии смешанного обучения в модели...

Технология смешанного обучения вмодели «перевернутый класс». Модель «Перевёрнутый класс» целесообразно использовать в том случае, если обучающиеся в классе различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ

На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов и т. д. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений.

Применение технологии смешанного обучения в модели...

Технология смешанного обучения в модели «перевернутый класс». Смешанное обучение — форма обучения, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения. Модель «Перевёрнутый класс» целесообразно использовать в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ компетентности и регулятивных универсальных учебных действий.

Видеоурок — новый метод обучения | Статья в сборнике...

2. Когда во время урока учащиеся смотрят небольшие видеоролики (фрагменты из мультфильмов, художественных и документальных фильмов, сериалов и научно-познавательных программ), которые носят познавательный характер (новый материал по теме, расширение материала

В данной ситуации учителю приходится подстраиваться под готовую версию видео или создавать новый учебный материал (видео). Поэтому, зная особенности успеваемости своей группы или класса, того материла, который вы проходите, лучше всего не искать видео в...

Как решение прикладных задач на уроках математики...

При решении прикладных задач учащиеся должны уметь анализировать текст задачи, составлять план решения и решить задачу. В конце проверить правильность решения.

Во второй группе ученик с уровнем С самостоятельно решил задачу, ученик с уровнем В активно анализировал текст задачи и решил с помощью учителя, ученик с уровнем А

Целью урока было развитие дивергентного мышления через решение прикладных задач математики. Во время уроков путем использования стандартных и прикладных задач учащиеся понимали, как...

Разработка нестандартного интегрированного урока для...

Для учащихся, представлены задачи различных типов и их разбор с помощью взаимодействия с программой помогающей создавать точные и эстетически привлекательные чертежи.

Библиографическое описание: Лисина, Т. А. Разработка нестандартного интегрированного урока для учащихся XI класса на тему «Решение стереометрических задач с Cabria 3D» / Т. А. Лисина.

 В статье представлена разработка интеграция уроков математики и информатики, на основе компонентов которых строится урок включающий в себя эстетическое воспитание.

Теоретические основы организации современного урока истории...

урок изучения нового материала (применяется для изучения и освоения нового исторического материала и развивает познавательную деятельность, а также на

урок-игра (предполагает создание ситуации для изучения материала путем побуждения школьников к учебным действиям, где они выступают в качестве исследователя и лидера

— коррекционный модель формирует умение оценочного суждения у учеников и проводит взаимоконтроль ученика и учителя. Важным критерием урока, каким бы он ни был, является его результативность.

Задать вопрос