Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 28.02.2022

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Коробкова, В. Е. Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / В. Е. Коробкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89135/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор описывает результаты реализации программы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников.

Ключевые слова: дошкольники, безопасность, программа.

Современное общество характеризуется стремительным развитием всех сфер и структур. В частности, большим изменениям подвергается институт образования. В данной сфере происходят значительные организационные, структурные и содержательные изменения, главной целью которых является приведение образовательной системы к тому уровню, который соответствовал бы требованиям социума и государства.

Одной из приоритетных целей, преследуемых ООН, является поиск решения проблемы безопасности жизнедеятельности человека. Таким образом, важной задачей в образовательном процессе является не только всестороннее развитие ребёнка, но и создание комфортных условий для его жизнедеятельности.

Государство предпринимает решительные действия, регулируя законодательно ряд вопросов, имеющих прямое отношение к безопасности жизни человека (условия труда и т. д.). Однако, на данный момент всё ещё довольно высок уровень несчастных случаев среди детей, что свидетельствует о недостаточности мер, предпринимаемых по охране их здоровья и жизни (Финапетова, 2021).

Особую тревогу мы испытываем за маленьких детей — дошколят. Те ситуации, которые для взрослых людей или даже школьников не являются проблемными, могут закончится серьёзно и трагично для детей дошкольного возраста. Дети от природы любознательны, активны, стремятся познавать окружающих их мир. Такие качества бесспорно помогают ребёнку расти и развиваться, узнавать себя и общество. Вместе с тем, бесконтрольно, они зачастую мотивирую дошкольника на те действия, которые приводят к разнообразным травмирующим ситуациям. Следовательно, формирование безопасного поведения обязательно должно сопровождаться определёнными запретами и правилами. Как правило, они доносятся до дошкольников строгими: «не трогай», «нельзя», «не бери» без пояснений причин. Либо, напротив, взрослые объясняют ребёнку правило или запрет очень долго, путанно и не всегда понятно. Две описанные крайности не оказывают положительного воздействия на формирование безопасного образа жизни дошкольника (Анастасова, 2001, 26).

Результаты исследований причин разного рода травм у дошкольников показывают, что ответственность за психологические и физиологические травмы лежит на окружающих ребёнка взрослых людях. Бывает так, что именно незнание родителями или педагогами правил безопасного поведения приводит к тому, что в процессе воспитания ребёнок их не усваивает (Богданов, 1992, 69).

Конечно, ответственность за жизнь и здоровье ребёнка несут родители и педагоги. И вместе с тем, взрослым важно подготовить дошкольника к столкновению с различными ситуациями, обучить алгоритму действий для каждого случая и т. д. (Волчкова, 2010, 8).

Таким образом, перед системой образования встаёт важный вопрос: как научить детей базовым основам охраны безопасности жизнедеятельности? Для решения данного вопроса нами разработана программа «Защити себя сам!»

Для отбора детей в группу по развитию навыков безопасности собственной жизнедеятельности программе первым являлось проведение беседы с воспитателями детей старших групп. Это помогло нам выявить детей, которые, по мнению педагогов обладают недостаточным развитием коммуникативных навыков (застенчивые, стеснительные, не умеющие постоять за себя, тревожные, а также имеющие признаки агрессии в поведении). Для исключения возможной субъективности оценки педагогом, мы провели психологическую диагностику по батареи методик:

  1. «Вопросник для детей старшего дошкольного возраста», (выявление актуального уровня знаний по ОБЖ).
  2. Методика «Картинки» (способность в решении проблемы, связанной с отношениями между людьми, выявление наличия агрессивных тенденций).
  3. Беседа (методика Е. О. Смирновой по выявлению представлений ребёнка о состояниях и переживаниях сверстника и своих).
  4. Социометрическая проба «День рождения», (выявление потребности в общении, значимости социального окружения).

На основе данной батареи тестов нами был сделан вывод о состоянии детей. Наибольшие признаки эмоционального неблагополучия по результатам тестирования выявлены у двенадцати дошкольников.

Далее, нами осуществлялось проведение педагогического эксперимента в формате реализации программы «Защити себя сам!». Данная программа предназначалась для детей 5–7 лет, она представляла собой серию из 24 игровых занятий, проводимых один раз в неделю и не превышающих по длительности 30–40 минут каждое. Особенность данного психотренинга заключается в том, что все занятия состоят из двух блоков. Первый блок — посвящён обучению стратегии поведения в разных экстремальных житейских ситуациях Большое внимание уделялось работе со страхами: не теряться в любой ситуации, находить пути помощи себе и другим, способы защиты себя, умению грамотно позвать на помощь.

Второй блок включает игры и упражнения на развитие навыков самоуправления своими эмоциональными состояниями. Детей учили принимать себя, позитивно к себе относиться, переживать радость от своего существования: «Я люблю себя!», «Я — есть!» и др. Также обращали внимание детей на ту радость, которую они переживают при общении с другими: «Мы вместе и нам от этого хорошо!», от открытия своих возможностей: «Я могу сделать САМ для себя..., для других... И мне радостно от этого!». Также включены игры и упражнения на развитие навыков самоуправления своими эмоциональными состояниями: «Я не буду обижаться, потому что…», «Я помирюсь».

Работа с родителями оказала большое влияние на результаты. На протяжении всего времени с родителями проводились беседы: «О детских страхах», «Любить себя — зачем?», «Самодостаточность ребёнка — что это?»,

Родители также учили адрес со своим ребенком, обращали внимание на ориентиры, по которым легко можно найти свой дом, а также обговаривали кому можно называть свой адрес, а кому — нет.

Повторное тестирование по тем же методикам для выявления эффективности программы позволило отметить, что значительно повысился уровень защищённости Я ребёнка; есть положительная динамика развития эмоциональности детей; увеличились способности к объективной самооценке, осознанию своих возможностей в защите себя в экстремальных условиях; дети выработали способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

По итогам этой работы можно сделать вывод: у детей старшего возраста сформировались знания и умения по основам безопасности жизнедеятельности в процессе систематической, методически верной работе со стороны педагога-психолога в тесной взаимосвязи с родителями.

Литература:

  1. Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. — М.: Сфера, 2001. — 167 с.
  2. Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. — М.: Педагогика-пресс, 1992. — 208 с.
  3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. — ИП Лакоценина, 2010. — 207 с.

4. Финапетова Ю. Н. Солнечный свет // Международный педагогический портал «Состояние проблемы формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении». URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/esse-rassujdenie-sostoyanie-problemy-for.3676485865/ (Дата обращения: 25.12.2021 г.).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, безопасное поведение, дошкольник, развитие навыков самоуправления, родитель, ситуация.


Похожие статьи

Формирование правил безопасного поведения у дошкольников

Таким образом, развитие навыков безопасного поведения у дошкольников является актуальной проблемой, так как в процессе целенаправленной работы по развитию и обогащению знаний и умений о безопасном поведении происходит постепенное осознание и...

Работа с родителями по вопросу ознакомления дошкольников...

Формирование у детей навыков безопасного поведения способствует развитию собственной познавательной

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения...

Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности...

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации...

Формирование навыков безопасного поведения...

Болдырева, Н. Г. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций / Н. Г

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией.

Организация работ по формированию у детей старшего...

Основная задача по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста — дать детям основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, насколько у детей развита способность определять опасные ситуации...

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме...

Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения.

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей...

безопасное поведение, ребенок, дошкольный возраст, основа безопасности, развитие навыков

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством...

Формирование культуры безопасности у дошкольников...

Формирование правил безопасного поведения у дошкольников. безопасное поведение, ребенок, дошкольный возраст, основа

На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна.

Формирование основ безопасности у дошкольников

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников...

Похожие статьи

Формирование правил безопасного поведения у дошкольников

Таким образом, развитие навыков безопасного поведения у дошкольников является актуальной проблемой, так как в процессе целенаправленной работы по развитию и обогащению знаний и умений о безопасном поведении происходит постепенное осознание и...

Работа с родителями по вопросу ознакомления дошкольников...

Формирование у детей навыков безопасного поведения способствует развитию собственной познавательной

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения...

Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности...

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации...

Формирование навыков безопасного поведения...

Болдырева, Н. Г. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций / Н. Г

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией.

Организация работ по формированию у детей старшего...

Основная задача по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста — дать детям основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, насколько у детей развита способность определять опасные ситуации...

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме...

Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения.

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей...

безопасное поведение, ребенок, дошкольный возраст, основа безопасности, развитие навыков

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством...

Формирование культуры безопасности у дошкольников...

Формирование правил безопасного поведения у дошкольников. безопасное поведение, ребенок, дошкольный возраст, основа

На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна.

Формирование основ безопасности у дошкольников

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников...

Задать вопрос