Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства

Педагогика
19.02.2022
474
Поделиться
Библиографическое описание
Малютина, Д. В. Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства / Д. В. Малютина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88977/.


В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ритма и координации у дошкольников (3–6 лет) средствами хореографического искусства.

Ключевые слова: развитие чувства ритма, развитие координации, дошкольники, хореографическое искусство.

Развитие чувства ритма и координации — важнейшая задача не только физического, но интеллектуального, эстетического развития дошкольников. В настоящее время наблюдаются проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Результаты тестирования будущих первоклассников часто показывают, что дети не могут прохлопать даже очень простой ритмический рисунок. Растет количество детских травм, связанных с проблемами в координации. Развиваются болезни вестибулярного аппарата.

Включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему развивать чувство ритма и координации, приобретать практический жизненный опыт, усваивать социальные ценности.

Первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. Цель их — активизация музыкального восприятия через движение.Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты, урегулировать неправильные и лишние движения.

Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основой её является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой.

Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти — вот неполная характеристика красивого движения.

На занятиях ритмикой и хореографией идет одновременно развитие физических качеств и эстетическое воспитание через комплекс ритмичных движений тела и его звеньев. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.

Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности: развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка [2].

Практическое исследование проходило в несколько этапов.

На констатирующем этапе был определен уровень развития чувства ритма и координации в двух группах детей 4-х и 5–6 лет.

На формирующем этапе проводилась серия занятий по развитию чувства ритма и координации.

На контрольном этапе была проведена диагностика в двух группах по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, и с теми же экспертами.

Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 4 лет представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 4 лет (баллы)

Задания по методикам

Группа 4 года

первичн.

повторн.

Методика 1

задание 1

16

17

задание 2

13

17

задание 3

8

11

Методика 2

задание 1

18

23

задание 2

15

21

задание 3

17

21

Итого

87

110

У 50 % детей группы 4 года стал высокий уровень по развитию координации и чувства ритма на момент констатирующего эксперимента.

Получается, что после цикла занятий, способствующих улучшению координации и развитию чувства ритма кроме трех детей с высокими показателями на этапе первичной диагностики, прибавилось еще двое на этапе повторной.

Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 5–6 лет представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 5–6 лет (баллы)

Задания по методикам

Группа 5–6 лет

первичн.

повторн.

Методика 1

задание 1

15

17

задание 2

8

13

задание 3

11

13

Методика 2

задание 1

19

23

задание 2

18

23

задание 3

18

23

Итого

89

112

У 60 % детей группы 5–6 года стал высокий уровень по развитию координации и чувства ритма на момент повторного эксперимента.

На момент первичной диагностики только 3 дошкольника показали высокий результат по проведенным методикам, а после занятий высокий уровень стали показывать еще трое ребят. Это хорошая тенденция.

Таким образом, из анализа полученных результатов видна положительная динамика в обеих группах, что свидетельствует об эффективности применения на практике предложенного комплекса занятий на развитие координации и чувства ритма у дошкольников.

Литература:

  1. Березкина Л. В. Развитие творческих способностей детей художественными средствами современной хореографии // Молодой ученый. — 2013. — № 8. С. 373–378.

2. Васильева Д. В., Попова Л. В. Музыкально-ритмические движения, как средство развития координации детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5. С. 375–376.

3. Огольцова Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). С. 259–261.

4. Тишунина А. Е. Возможности хореографии в развитии творческих способностей детей // Психолого-педагогический журнал «ГАУДЕАМУС». — Т. 17. — № 37. — 2018. С. 76–80.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный