Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности

Педагогика
21.02.2022
1566
Поделиться
Библиографическое описание
Кедровских, Е. А. Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности / Е. А. Кедровских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 169-170. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88935/.


В статье автор рассматривает возможности Интернета в организации дистанционного обучения, приводит его достоинства и недостатки. Представлены те возможности, которые можно реализовать посредством дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет, информатизация.

В настоящее время в образовательной системе наблюдается тенденция к смене парадигмы образования, что вызвано глобальными изменениями в сфере мировой политики и экономики в условиях перехода к информационному обществу.

Информатизация пронизывает все формы обучения. Одним из новых образовательных стандартов становится дистанционное образование. Это обусловлено многими факторами: растет количество студентов, желающих изучать ту или иную дисциплину углубленно; очевидна необходимость дистанционной формы обучения для детей-инвалидов. В этой ситуации дистанционное обучение под руководством опытного педагога будет эффективным решением проблем.

Анализ возможностей осуществления дистанционного обучения через Интернет позволяет выделить следующие его преимущества:

— возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе;

— нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

— одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных);

— общение через Интернет друг с другом и с преподавателями;

— эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное, унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, снижающие затраты на подготовку специалистов;

— использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных и телекоммуникационных технологий;

— равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;

— относительная анонимность компьютерного общения позволяет высказываться людям, которые теряются в ситуациях непосредственного общения;

— лёгкость обновления содержания и возможности архивации старого материала;

— стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, учебной мотивации, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели.

Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернета есть и свои недостатки:

— ограниченные технические возможности приводят к задержкам в передаче звука, видео и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются;

— дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним «в живую»;

— обучающиеся превращаются в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания, хотя Интернет может осуществлять активное обучение;

— успешность обучения частично зависит от технических навыков в управлении компьютером, перемещении в Интернет, от способностей справляться с техническими трудностями;

— существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных практических и лабораторных работ;

— отрицательным фактором может быть социальная изолированность; недостаток невербальных взаимодействий может препятствовать общению; коммуникационные технологии приводят к изоляции обучаемых, ослабляют контроль со стороны преподавателя.

Следует всегда помнить, что при дистанционном обучении учебный материал, задания, инструкции должны быть разработаны более тщательно, чем это обычно делается в очном обучении. Опыт проведения дистанционного обучения показывает, что групповой подход к разработке и организации учебного процесса при дистанционном образовании является наиболее рациональным: требуется совместное участие преподавателей, специалистов по разработке учебного материала и использованию разных технологий, экспертов, редакторов, администраторов, технического персонала и прочих специалистов 1.

При сравнении дистанционного обучения с традиционным результаты показывают, что дистанционное обучение может быть таким же эффективным, как и традиционное при условии использования методов и технологий, обеспечивающих взаимодействие обучаемых между собой, обратную связь между педагогом и студентом, активность студентов на всех этапах познавательной деятельности 2.

Несмотря на то, что жизнь в современном информационном обществе требует непрерывного образования, взрослое население пока еще психологически не готово к тому, чтобы повышать свою квалификацию путем дистанционного обучения или самообразования. Существуют предубеждения против дистанционного образования. Это может быть связано с двумя факторами:

1) с низким уровнем подготовки кадров, обеспечивающих реализацию дистанционного обучения;

2) с необходимостью высокого уровня самоконтроля со стороны самого обучающегося.

Ещё одной особенностью дистанционного обучения является преодоление проблем психологического характера как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося.

При виртуальном обучении преподаватель нередко сталкивается с трудностями психологического порядка:

— неумение вести себя в ходе педагогического мероприятия перед камерой, сложности в личном общении через камеру;

— установление межличностных контактов между участниками образовательного процесса при групповой работе;

— создание благоприятного психологического климата при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий;

— соблюдение норм и правил телекоммуникационного этикета.

Но не только преподаватель испытывает трудности, обучающийся также сталкивается с рядом проблем:

— психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде;

— изолированность от сверстников;

— желание скрыть истинные чувства.

В связи с этим как перед преподавателем, так и перед обучающимся стоит ряд педагогических задач:

— обучиться преодолению информационных барьеров;

— обучиться сетевому этикету;

— повысить мотивацию обучающегося;

— применять многообразные формы работы, создающие положительный эмоциональный настрой.

Несмотря на наличие как достоинств, так и недостатков, на отмечаемые сторонниками образовательного процесса психологические проблемы, дистанционное обучение прочно входит в нашу образовательную практику. Оно развивается колоссальными темпами, чему способствует и развитие сети Интернет, и рост ее информационных и коммуникационных возможностей. Вместе с тем, необходимо отметить то, что дистанционные технологии, внедряемые в образовательный процесс, требуют более тщательной дидактической проработки, отработки методик усвоения знаний. Без этого невозможно в полной мере оценить эффективность работы обучающего и обучающихся в дистанционной среде. Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.

Литература:

  1. Барбашина, Э. В. Дистанционное/электронное обучение: минимизация сложностей / Э. В. Барбашина, Н. В. Гуляевская // Профессиональное образование в современном мире. — 2019. — № 3. — С. 2997–3008.
  2. Шарипов, Ф. В. Педагогические технологии дистанционного обучения / Ф. В. Шарипов, В. Д. Ушаков. — Москва: Логос, 2016. — 304 с.
  3. Психологические аспекты дистанционного обучения. — Текст : электронный // Инфоурок : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/psihologicheskie-aspekti-distancionnogo-obucheniya-2431749.html (дата обращения: 18.02.2022).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дистанционное обучение
интернет
информатизация
Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 169-170):
Часть 3 (стр. 149-219)
Расположение в файле:
стр. 149стр. 169-170стр. 219

Молодой учёный