Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 22.02.2022

Статья просмотрена: 1487 раз

Библиографическое описание:

Сабирова, Е. С. Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах / Е. С. Сабирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88819/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматривается понятие и компоненты функциональной грамотности, определяется роль функциональной грамотности при обучении детей в школе, на примере уроков русского языка в 5–11 классах рассматриваются возможные методы формирования функциональной грамотности у обучающихся, приводятся конкретные методические приёмы для 5–11 классов, способствующие развитию функциональной грамотности у учеников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, коммуникативная компетенция, языковая компетенция, лингвистическая компетенция.

В современную эпоху глобализации и информатизации условия жизни людей меняются колоссальными темпами: появляются инновационные приборы, технологии, методики. Каждый день происходят преобразования в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах мирового сообщества. Настоящий мир можно охарактеризовать как нестабильный, неопределённый, сложный и неординарный. Происходящие изменения в нём можно разделить на четыре группы: экологические, экономические, финансовые, социальные. Всё это приводит к тому, что в настоящее время крайне сложно предсказать востребованные в будущем профессии, необходимые для них профессиональные навыки и умения. В связи с этим, в школе возникла необходимость формирования у обучающихся функциональной грамотности с целью укрепления их позиций в будущем мире нестабильности [1:168–169].

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать полученные в жизни знания для решения широкого круга жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Включает в себя следующие компоненты: математическая грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, читательскую грамотность, критическое мышление.

На уроках русского в 5–11 классах формирование функциональной грамотности является важной и неотъемлемой частью.

Развитие функциональных навыков на уроках русского языка предполагает развитие следующих компетенций:

– коммуникативная, включающая владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; выражаться устно и письменно;

– языковая, предполагающая знание языковой системы, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности;

– лингвистическая, которая направлена на формирование мировоззрения языка, изучение его истории, а также овладение работами лингвистов и культурологов.

Формирование функциональной грамотности — это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения, позволяющие воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность [2:52–53].

К одним из наиболее успешных методов, способствующих развитию функциональной грамотности на уроках русского языка в 5–11 классах можно отнести игровые технологии. Их использование способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию различных навыков и умений практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся к обучению.

Игры «Третий лишний», «Подбери пару», «Лексикографический марафон», «Цепочка слов», «Филологический ринг», «Сила слова» направлены на повышение познавательной активности учащихся, способствуют ускорению достижения цели, позволяют им быстро включиться в работу. Деятельность учащихся носит преобразующий характер: они наблюдают, сравнивают, группируют, обнаруживают закономерности, делают выводы.

Приведём некоторые примеры применения игровых технологий на уроках русского языка в 5–11 классе, нацеленных на формирования функциональной грамотности обучающихся.

В 5 классе — игра «Третий лишний». Задание: Найдите в каждой тройке слов одно — не родственное:

1.Лес, лестница, лесничий;

2.Левый, лев, налево;

3.Дивный, удивлённый, диванный.

В 6 классе — игра «Подбери пару». Задание: Подберите однокоренное имя существительное с другим морфологическим признаком. Например: Пермь — пермяк, уралец — Урал; теннис — теннисист.

1.Москва –

2.Алжирец –

3.Сибирь –

4.Индия –

5.Санкт-Петербург –

В 7 классе — игра «Лексикографический марафон». Задание: определите название словаря по его назначению:

1.Даёт лексические значения слов (толковый);

2.Определяет слова, имеющие общее значение (словарь синонимов);

3. Подбирает слова, противоположные по лексическому значению (словарь антонимов);

4. Содержит сведения об истории происхождения слова (этимологический);

5. Содержит информацию об устойчивых словосочетаниях (фразеологический).

В 8 классе — игра «Цепочка слов». Задание: выложите цепочку из предметов. Первое слово в цепочке — карандаш. Следующее звено в цепочке — слово, начинающееся с того звука, которым заканчивается слово карандаш.

Слова: карандаш, флажок, ракета, сук, чайник, ананас, мак, лук, шкаф, куст, топор, автобус, ключ, кошка, сом, мак, крокодил.

В 9 классе — игра «Филологический ринг». Задание: определите понятие по предложенному описанию:

  1. Изменчивая часть слова, образующая форму слова. (Окончание).
  2. Часть измененного слова без окончания. (Основа).
  3. Значимая часть слова, расположенная после корня, служит для образования новых слов или словоформ. (Суффикс).
  4. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка).
  5. Основная часть слова, содержащая общее лексическое значение для всех однокоренных слов. (Корень).

В 10–11 классе — Лингвистическая игра «Сила слова». Задание: Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам:

  1. И в хорошем огороде есть гнилые тыквы.
  2. Записать за ушами.
  3. Когда свинья в жёлтых шлёпанцах.

Представленные игровые технологии способствуют развитию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенциям в рамках формирования функциональной грамотности у обучающихся 5–11 классов на уроках русского языка.

Таким образом, формирование функциональной грамотности у обучающихся является важной и составной частью их обучения в школе. На уроках русского языка важно в 5–11 классах важно применять новые и современные технологии, способствующие развитию ключевых компетенций в рамках формирования функциональной грамотности. Это позволит повысить интерес и мотивацию обучающихся к изучению русского языка, будет способствовать развитию мыслительных операций, посодействует формированию самостоятельности учеников.

Литература:

  1. Жабагинова, Г. М. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка / Г. М. Жабагинова // Инновации в образовании: поиски и решения: Сборник материалов ІІ-ой международной научно-практической конференции, Астана, 20 ноября 2015 года / Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Уральский государственный педагогический университет. — Астана: Уральский государственный педагогический университет, 2015. — С. 168–170.
  2. Жорабекова, М. К. Развитие навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы / М. К. Жорабекова // Альманах мировой науки. — 2019. — № 2(28). — С. 52–53.
Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, русский язык, класс, развитие, слово, задание, значимая часть слова, лингвистическая компетенция, образование новых слов, рамка формирования.


Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и

Задания к упражнениям усложняются: — По ходу чтения подчеркни слова, указывающие на

Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех...

Формирование функциональной грамотности на уроках...

Формирование навыков функциональной грамотности начинается с самостоятельного определения учениками темы и цели урока.

Развивать функциональную грамотность можно на любом этапе урока, при изучении любой темы по русскому языку или литературе.

Особенности формирования функциональной грамотности...

Кемельбекова, Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам

Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой

Цель учителей-словесников: ввести учащихся в мир русского слова, показать детям...

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

Работа по изучению состава слова ведется в начальных классах и по мере перехода учащихся из класса в

Методика работы по изучению состава слова в начальных классах» значима в

- образование ряда слов, в составе каждого из которых были бы и приставки и суффиксы

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство...

Значимым предметом в школе является русский язык, именно при изучении данного предмета происходит формирование такой компетенции, как лингвистическая, которая является одной из самых важных при изучении русского языка. Речь младших школьников далека от...

Интеграция химии и русского языка | Статья в сборнике...

Использование таких слов было первым шагом на пути формирования доверия между учителем и учащимися, что

Языковое сознание в ходе переводческого обучения. Ключевые слова: учащиеся русского языка переводческое обучение языковое сознание русского языка.

Формирование и оценка функциональной грамотности...

Проанализированы направления формирования и оценки функциональной грамотности школьников на

Ключевые слова: качество образования, функциональная грамотность.

В заданиях PISA-2021 основное место снова займут задания на математическую грамотность.

Интегрированные уроки как средство формирования...

Функциональная грамотность является востребованной компетенцией ученика.

текст, функциональная грамотность, PISA, учебно-научный текст, слово, работа, умение

Для развития естественнонаучной грамотности важно включать в материал любой темы биологии...

Формирование познавательных УУД младших школьников на...

Проблема формирования познавательных учебных действий, в том числе логических умений младших школьников, на уроках русского языка при изучении различных лингвистических тем анализировалась достаточно подробно в работах современных исследователей [1; 2; 5]...

Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и

Задания к упражнениям усложняются: — По ходу чтения подчеркни слова, указывающие на

Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех...

Формирование функциональной грамотности на уроках...

Формирование навыков функциональной грамотности начинается с самостоятельного определения учениками темы и цели урока.

Развивать функциональную грамотность можно на любом этапе урока, при изучении любой темы по русскому языку или литературе.

Особенности формирования функциональной грамотности...

Кемельбекова, Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам

Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой

Цель учителей-словесников: ввести учащихся в мир русского слова, показать детям...

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

Работа по изучению состава слова ведется в начальных классах и по мере перехода учащихся из класса в

Методика работы по изучению состава слова в начальных классах» значима в

- образование ряда слов, в составе каждого из которых были бы и приставки и суффиксы

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство...

Значимым предметом в школе является русский язык, именно при изучении данного предмета происходит формирование такой компетенции, как лингвистическая, которая является одной из самых важных при изучении русского языка. Речь младших школьников далека от...

Интеграция химии и русского языка | Статья в сборнике...

Использование таких слов было первым шагом на пути формирования доверия между учителем и учащимися, что

Языковое сознание в ходе переводческого обучения. Ключевые слова: учащиеся русского языка переводческое обучение языковое сознание русского языка.

Формирование и оценка функциональной грамотности...

Проанализированы направления формирования и оценки функциональной грамотности школьников на

Ключевые слова: качество образования, функциональная грамотность.

В заданиях PISA-2021 основное место снова займут задания на математическую грамотность.

Интегрированные уроки как средство формирования...

Функциональная грамотность является востребованной компетенцией ученика.

текст, функциональная грамотность, PISA, учебно-научный текст, слово, работа, умение

Для развития естественнонаучной грамотности важно включать в материал любой темы биологии...

Формирование познавательных УУД младших школьников на...

Проблема формирования познавательных учебных действий, в том числе логических умений младших школьников, на уроках русского языка при изучении различных лингвистических тем анализировалась достаточно подробно в работах современных исследователей [1; 2; 5]...

Задать вопрос