Обзор методик, используемых для оценки уровня цифровой зрелости коммерческих предприятий, на примере банковской отрасли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 07.02.2022

Статья просмотрена: 1487 раз

Библиографическое описание:

Хоролец, Н. А. Обзор методик, используемых для оценки уровня цифровой зрелости коммерческих предприятий, на примере банковской отрасли / Н. А. Хоролец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 136-141. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88641/ (дата обращения: 20.04.2024).



Существует большое количество методик оценки уровня цифровой зрелости и выбрать лучшую из них — невозможно, так как зачастую разные методики имеют свои преимущества и недостатки. В рамках данной статьи будут рассмотрены основные методики оценки уровня цифровой трансформации, применимые на практике деятельности коммерческих предприятий, на примере предприятий из банковской сферы.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, цифровая зрелость, Industry 4.0.

Начать изучение наиболее популярных методик оценки степени цифровой зрелости стоит с опорой на одно из наиболее сильных исследовательских образовательных учреждений, а именно на Массачусетский институт, при котором существует Центр цифрового бизнеса MIT, относящийся к Школе менеджмента MIT Sloan. Центр цифрового бизнеса существует с 1999 года и является одним из наиболее актуальных и опытных в вопросах цифровизации и работы в условиях Индустрии 4.0.

В рамках интеграции Центра цифрового бизнеса MIT и Capgemini Consulting, в течение нескольких лет было проанализировано более 400 цифровых компаний. На основании анализа, специалистам удалось выделить 3 наиболее репрезентативные области цифровых преобразований: клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели.

Именно по этим элементам можно оценить уровень цифровой зрелости компании [1, 2, 3, 4]. Но в ходе исследования, специалисты отмечали невозможность полного цифрового преобразования всех 3 областей. Связано это с тем, что каждая организация выбирает для себя одну профилирующую область из трех возможных: кто-то улучшает клиентский опыт и увеличивает точки контакта с клиентами, кто-то повышает производительность, за счет автоматизации или цифровизации операционных-процессов, а некоторые компании расширяют границы бизнес-моделей, путем создания новых продуктов и услуг.

Каждая из этих областей содержит три элемента внутри себя. Клиентский опыт включает в себя:

  1. Понимание клиентов (например, контакт с клиентами через социальные сети и агрегаторы отзывов)
  2. Рост выручки (речь идет об инвестировании в технологии, призванные поспособствовать росту продаж в рамках “живой” презентации товара или услуги)
  3. Точки контакта с клиентом (расширение системы мессенджеров компании и прочие улучшения, делающие общение клиента с компанией удобным и доступным для него)

Преобразование операционных процессов также имеет три элемента:

  1. Процесс цифровизации (возможность уменьшить количество необязательных процессов, которые вынуждены выполнять сотрудники и сократить цикл разработки продукции или оказания услуги)
  2. Реализация возможностей работника (сотрудники получают новые возможности для профессионального роста и большее количество свободного времени, например, многие цифровые организации переводят сотрудников на удаленную работу)
  3. Управление производительностью (детализация операционных процессов позволяет менеджерам своевременно реагировать на изменения в них и производить перераспределение нагрузки)

Преобразование бизнес-моделей:

  1. Цифровые модифицированные компании (стандартное подключение цифровых технологий в рамках привычного традиционного ведения бизнеса)
  2. Новые цифровые компании (создание цифровых продуктов, решений для клиента или услуг)
  3. Цифровая глобализация (расширение организации и систематизация процессов в организации как на локальном уровне, так и на международном, за счет использования цифровых решений)

Отдельно в исследовании говорится о важности четко-распределенного и сильного лидерства, которое должно быть во главе всех цифровых преобразований компании и определения ее стратегии в этих вопросах.

Модель цифровой зрелости (Digital Maturity Model), предложенная компанией Deloitte оценивает цифровые успехи предприятия на основании 5 факторов: потребители, стратегия, технологии, производство и структура (культура) организации [5, 6, 7, 8].

При этом пять основных факторов-измерителей разбиты в свою очередь на 28 элементов, которые в свою очередь разбиты на 179 субэлементов. Такое большое количество субэлементов позволяет дать наиболее точную оценку степени цифровой зрелости предприятия, но в то же время усложняется процесс оценки и требуются большие затраты временного ресурса.

Отдельный акцент в системе, предложенной компанией Deloitte, делается на стратегию, которая и определяет фокус цифровых преобразований, ведь невозможно быть успешными во всех 179 субэлементах и приходится жертвовать частью из них ради успеха в остальных показателях.

В свою очередь общая стратегия включает в себя бизнес-модель и операционную модель, каждая из которых определяет уровень цифровой зрелости по выделенным измерениям.

Вышеприведенное исследование Deloitte актуально для всех финансовых организаций и на его основании компании удалось составить отдельную методику оценки цифровизации банков, которая включает следующий, сокращенный перечень показателей:

1.Функциональные возможности банка:

a.Оценка основных этапов пути клиента (поиск информации о банке и услугах, открытие счета, первые шаги клиента, ежедневное взаимодействие с клиентом, использование банковских сервисов, закрытие счета)

b.Анализ уровня цифровизации основных продуктов и услуг банка

c.Библиотека функций банка

2.Исследование потребностей клиентов — были изучены предпочтения клиентов с точки зрения каналов распространения и наиболее важных банковских операций

3.Исследование пользовательского опыта (оценка с использованием UX-сценариев)

Данное исследование было проведено компанией Deloitte, с целью оценки уровня цифровой трансформации банковского сектора в РФ, но оно актуально также и для оценки отдельно взятого банка.

В заключение исследования компания Deloitte также разделила банки на 4 категории, в зависимости от их результатов: цифровые “отстающие”, цифровые “последователи”, цифровые “продвинутые последователи”, цифровые “чемпионы”. В представленном в исследовании графике (рис. 1) можно также отметить за счёт чего цифровые “чемпионы” опережают конкурентов:

Соотношение индекса цифровизации банка и основных бизнес-процессов [7]

Рис. 1. Соотношение индекса цифровизации банка и основных бизнес-процессов [7]

Отметим, что сильные разрывы между передовыми и отстающими банками выделяются в категориях: процесс закрытия счета, использование сервисов банка и управление картами при ежедневном взаимодействии банка с клиентом. В дальнейшем эти показатели можно ранжировать по степени значимости, с использованием, приведенных в изображении коэффициентов.

Другое авторитетное аналитическое агентство — Arthur D. Little разработало свой индекс цифровой трансформации, который по подобию двух, вышеназванных индексов, предлагает несколько категорий оценки [9, 10, 11].

Графическое изображение результатов по методике DTI [10]

Рис. 2. Графическое изображение результатов по методике DTI [10]

Категории представлены на рис. 2, а именно: стратегия и руководство, продукты и сервисы, управление клиентами, операции и цепочки поставок, корпоративные сервисы и контроль, информационные технологии, рабочее место и культура.

Оценивая каждую компанию, создается графический радар с указанием среднеотраслевых показателей и показателей “виртуальных звезд” или компаний в отрасли, которые добились максимальных успехов в цифровизации в рамках определенной категории.

Швейцарская аудиторская компания KPMG также предложила свою модель оценки цифровых способностей организации [12, 13, 14]. Аналогично с предыдущими примерами эксперты компании выделили несколько областей, каждая из которых делится на большое количество составляющих.

Основные области, выделяемые экспертами: видение и стратегия, цифровые таланты, ключевые цифровые процессы, гибкие источники и технологии, а также руководство.

Результаты итоговой оценки, как и в случае с моделью, представленной Arthur D. Little оформляются графически в виде радара, где каждый оценочный сектор имеет свой цвет. График (рис. 3) находится в свободном доступе и служит в качестве возможности провести самооценку цифровизации в своей компании:

Графическое изображение результатов по методике KPMG [14]

Рис. 3. Графическое изображение результатов по методике KPMG [14]

В радаре выделяется по два направления. На представленном графике — светлый зеленый цвет отображает результаты средние по отрасли, а темный зеленый — оценку (или самооценку) той или иной компании по пятибалльной шкале от “полностью не согласен” до “полностью согласен”.

Компании IMD и Cisco Глобальным центром цифровой трансформации бизнеса в кооперации создали аналогичную модель под названием “цифровое пианино” [15, 16]. Как существует 7 нот, так и исследователи выделили 7 основных трансформационных категорий, которые в совокупности составляют общую цифровую ценность организации.

В эти 7 трансформационных категорий вошли: бизнес-модель, организационная структура, сотрудники, процессы, ИТ-возможности, предложения, модель взаимодействия.

Методика предлагает определенное количество вопросов на каждую из этих категорий, по которым можно оценить степень цифрового развития и выражения каждой из этих категорий в конкретной организации.

В качестве основной особенности данной методики — возможность “нажимать на несколько клавиш” одновременно, причем некоторые из “клавиш” или категорий дополняют друг друга, то есть добиваясь улучшений в одной категории — мы автоматически улучшаем одну из других семи.

Компания, специализирующаяся на изучении цифровизации в различных отраслях — Ionology, предлагает методику, содержащую 5 блоков, призванных помочь оценить степень цифровизации бизнеса [17, 18].

Блоки включают в себя: стратегию и культуру, персонал и клиентов, процессы и инновации, технологии, данные и аналитику. Все блоки могут быть представлены в графическом виде (рис. 4):

Изображение результатов по методике Ionology [18]

Рис. 4. Изображение результатов по методике Ionology [18]

Немецкая Академия науки и техники Acatech разработала индекс Индустрии 4.0. Согласно которому выделяются 4 ключевых направления цифровой трансформации, по которым можно судить о степени цифровой зрелости организации: ресурсы, информационные системы, культура и организационная структура [19, 20].

Но несмотря на схожесть с уже изученными методиками, в данном случае используется усложненный метод расчета. Каждое из 4 ключевых направлений при расчете цифрового выражения стыкуется с этапами развития Индустрии 4.0. (информатизация, связанность, наглядность, прозрачность, предсказуемость, самокоррекция), более того, полученный результат следует рассмотреть на каждом из функциональных областей предприятия (развитие, производство, логистика, обслуживание, маркетинг и продажи). В целом, графическое изображение (рис. 5), позволяющее провести анализ, напоминает графические радары из предыдущих примеров:

Графическое изображение результатов оценки по методике Acatech [20]

Рис. 5. Графическое изображение результатов оценки по методике Acatech [20]

В заключение, рассмотрим отечественную разработку от компании Команда-А, которая позиционирует себя как ведущий консультант в вопросах цифровой трансформации [21, 22]. Компания выделяет 6 основных блоков, на основании которых можно измерить степень цифровой зрелости:

  1. Клиентоцентричность — цифровой сервис, лояльный к клиенту
  2. Коллаборация — представление бизнеса как экосистемы
  3. Данные — использование аналитики для адаптации продуктов и услуг
  4. Инновации — построение культуры постоянного развития
  5. Ценность — создание системы управления ценностными предложениями
  6. Люди — новые подходы к вовлечению сотрудников в рабочий процесс

Литература:

  1. Capgemini Consulting, Industry 4.0 Maturity Model — Mirroring today to sprint into the future. — Текст: электронный // Capgemini: [сайт]. — URL: https://www.capgemini.com/fi-en/2018/09/industry-4–0-maturity-model-mirroring-today-to-sprint-into-the-future/ (дата обращения: 04.02.2022).
  2. Capgemini Consulting, Banking & Capital Markets. — Текст: электронный // Capgemini: [сайт]. — URL: https://www.capgemini.com/industry/banking-and-capital-markets/ (дата обращения: 04.02.2022).
  3. Westermen, G. The Nine Elements of Digital Transformation / G. Westermen. — Текст: электронный // Sloanreview: [сайт]. — URL: https://sloanreview.mit.edu/article/the-nine-elements-of-digital-transformation/ (дата обращения: 04.02.2022).
  4. Westermen, G. The Digital Advantage: How digital leaders outperform their peers in every industry / G. Westermen. — Текст: электронный // Capgemini: [сайт]. — URL: https://www.capgemini.com/wp-content/uploads/2017/07/The_Digital_Advantage__How_Digital_Leaders_Outperform_their_Peers_in_Every_Industry.pdf (дата обращения: 04.02.2022).
  5. Digital Banking Maturity. — Текст: электронный // Deloitte: [сайт]. — URL: https://www2.deloitte.com/ce/en/pages/financial-services/articles/digital-banking-maturity-2020.html (дата обращения: 04.02.2022).
  6. Digital maturity model. — Текст: электронный // Deloitte: [сайт]. — URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Technology-Media-Telecommunications/deloitte-digital-maturity-model.pdf (дата обращения: 04.02.2022).
  7. Digital Banking Maturity. — Текст: электронный // Deloitte: [сайт]. — URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ce/Documents/financial-services/ce-digital-banking-maturity-2020.pdf (дата обращения: 04.02.2022).
  8. Ragu, G. Pivoting to digital maturity / G. Ragu. — Текст: электронный // Deloitte: [сайт]. — URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/digital-maturity/digital-maturity-pivot-model.html (дата обращения: 04.02.2022).
  9. Digital company transformation: case studies. — Текст: электронный // Arthur D. Little: [сайт]. — URL: https://www.adlittle.com/en/case-studies/146/digital-transformation-company (дата обращения: 04.02.2022).
  10. Digital Transformation — How to Become Digital Leader. — Текст: электронный // Arthur D. Little: [сайт]. — URL: https://www.adlittle.com/sites/default/files/viewpoints/ADL_HowtoBecomeDigitalLeader_02.pdf (дата обращения: 04.02.2022).
  11. Opitz, M. Digital Transformation / M. Opitz. — Текст: электронный // Arthur D. Little: [сайт]. — URL: https://www.adlittle.com/en/insights/viewpoints/digital-transformation (дата обращения: 04.02.2022).
  12. Digital maturity assessment. — Текст: электронный // KPMG: [сайт]. — URL: https://digital-maturity.kpmg.ca/ (дата обращения: 04.02.2022).
  13. Digital diagnostic. — Текст: электронный // KPMG: [сайт]. — URL: https://home.kpmg/xx/en/home/campaigns/2020/02/digital-diagnostic.html (дата обращения: 04.02.2022).
  14. Are you ready for digital transformation? Measuring your digital business aptitude. — Текст: электронный // KPMG: [сайт]. — URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/pdf/2016/04/measuring-digital-business-aptitude.pdf (дата обращения: 04.02.2022).
  15. Cisco APAC SMB Digital Maturity Index. — Текст: электронный // Cisco: [сайт]. — URL: https://www.cisco.com/c/dam/m/en_sg/assests/pdfs/109566-d1-ebook.pdf (дата обращения: 04.02.2022).
  16. Wade, M. Digital Business Transformation / M. Wade. — Текст: электронный // IMD: [сайт]. — URL: https://www.imd.org/contentassets/d0a4d992d38a41ff85de509156475caa/framework (дата обращения: 04.02.2022).
  17. Digital Transformation Courses and Practical Workshops. — Текст: электронный // Ionology: [сайт]. — URL: https://www.ionology.com/ (дата обращения: 04.02.2022).
  18. Digital Transformation Framework. — Текст: электронный // Ionology: [сайт]. — URL: https://www.ionology.com/digital-transformation-framework/ (дата обращения: 04.02.2022).
  19. Шу, Г. Индекс зрелости Индустрии 4.0 / Г. Шу. — Текст: электронный // Acatech: [сайт]. — URL: https://www.acatech.de/wp-content/uploads/2018/03/acatech_STUDIE_rus_Maturity_Index_WEB.pdf (дата обращения: 04.02.2022).
  20. Industrie 4.0 Maturity Index. Managing the Digital Transformation of Companies. — Текст: электронный // Acatech: [сайт]. — URL: https://en.acatech.de/publication/industrie-4–0-maturity-index-update-2020/ (дата обращения: 04.02.2022).
  21. Цифровая трансформация. — Текст: электронный // Команда-А: [сайт]. — URL: https://komanda-a.pro/transformation (дата обращения: 04.02.2022).
  22. DMA Pulse. — Текст: электронный // Команда-А: [сайт]. — URL: https://komanda-a.pro/audit (дата обращения: 04.02.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): MIT, цифровая зрелость, цифровая трансформация, компания, KPMG, категория, клиент, клиентский опыт, методика, цифровой бизнес.


Ключевые слова

цифровизация, цифровая трансформация, цифровая зрелость, Industry 4.0

Похожие статьи

Проблемы функционирования компаний в эпоху цифровой...

Ключевые слова: цифровая трансформация, стратегия бизнеса, проблемы при внедрении цифровых технологий, этапы внедрения цифровых изменений в компании. Прежде чем начинать разговор о проблемах, с которыми сталкиваются компании в эпоху цифровой...

Клиентский опыт (Customer Experience) как инструмент...

Построение бизнес модели, ориентированной на клиентов и создание уникального клиентского опыта находится в центре внимания длительный период времени, особенно в банковском секторе, где задача улучшения качества обслуживания клиентов и предоставления уникальной...

Digital-трансформация: продвижение компаний...

Digital-трансформация: продвижение компаний в интернет-среде и развитие омниканального маркетинга.

Данная стратегия позволяла сократить путь клиента к покупке, оптимизировав все его действия, и при этом позволяла получить сопутствующий эмоциональный опыт от...

Угрозы и риски при проведении цифровой трансформации...

Библиографическое описание: Быков, К. В. Угрозы и риски при проведении цифровой трансформации финансовых организаций на примере

– Наладить взаимодействие между бизнес-подразделениями и ИТ-подразделениями банка. Изолирование бизнес и ИТ команд...

Soft skills как ключевой навык специалиста в цифровой экономике

Ключевые слова: soft skills, мягкие навыки, цифровая экономика, цифровизация

Цифровые технологии сегодня прочно вошли в жизнь общества и продолжают развиваться

– умение взаимодействовать — руководство компаний понимает, что одиночки не так эффективны в...

Возможности применения цифровых технологий в стратегическом...

Мировые тренды в цифровой трансформации стратегического управления обуславливают совершенствование

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, стратегия

Компании по всему миру вовлечены в процесс цифровой трансформации...

Сравнение современных моделей зрелости организационного...

Используя модели зрелости организационного управления проектами, можно определить на каком уровне зрелости находится компания по той или иной модели, исходя из этого уровня, необходимо разработать мероприятия для перехода компании на следующий уровень модели...

Каналы и инструменты digital-маркетинга | Статья в журнале...

Digital-маркетинг (цифровой маркетинг) — представляет из себя определенное направление маркетинга, которое ориентировано на продвижение товаров и услуг при помощи цифровых технологий, применяемых на всех этапах взаимодействия с потенциальным покупателем [4].

Анализ современных тенденций цифровой трансформации...

По оценкам Всемирного экономического форума, цифровая трансформация промышленности раскрывает огромный потенциал для

Анализ мирового опыта развития промышленности и подходов к цифровой трансформации промышленности государств-членов Евразийского...

Похожие статьи

Проблемы функционирования компаний в эпоху цифровой...

Ключевые слова: цифровая трансформация, стратегия бизнеса, проблемы при внедрении цифровых технологий, этапы внедрения цифровых изменений в компании. Прежде чем начинать разговор о проблемах, с которыми сталкиваются компании в эпоху цифровой...

Клиентский опыт (Customer Experience) как инструмент...

Построение бизнес модели, ориентированной на клиентов и создание уникального клиентского опыта находится в центре внимания длительный период времени, особенно в банковском секторе, где задача улучшения качества обслуживания клиентов и предоставления уникальной...

Digital-трансформация: продвижение компаний...

Digital-трансформация: продвижение компаний в интернет-среде и развитие омниканального маркетинга.

Данная стратегия позволяла сократить путь клиента к покупке, оптимизировав все его действия, и при этом позволяла получить сопутствующий эмоциональный опыт от...

Угрозы и риски при проведении цифровой трансформации...

Библиографическое описание: Быков, К. В. Угрозы и риски при проведении цифровой трансформации финансовых организаций на примере

– Наладить взаимодействие между бизнес-подразделениями и ИТ-подразделениями банка. Изолирование бизнес и ИТ команд...

Soft skills как ключевой навык специалиста в цифровой экономике

Ключевые слова: soft skills, мягкие навыки, цифровая экономика, цифровизация

Цифровые технологии сегодня прочно вошли в жизнь общества и продолжают развиваться

– умение взаимодействовать — руководство компаний понимает, что одиночки не так эффективны в...

Возможности применения цифровых технологий в стратегическом...

Мировые тренды в цифровой трансформации стратегического управления обуславливают совершенствование

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, стратегия

Компании по всему миру вовлечены в процесс цифровой трансформации...

Сравнение современных моделей зрелости организационного...

Используя модели зрелости организационного управления проектами, можно определить на каком уровне зрелости находится компания по той или иной модели, исходя из этого уровня, необходимо разработать мероприятия для перехода компании на следующий уровень модели...

Каналы и инструменты digital-маркетинга | Статья в журнале...

Digital-маркетинг (цифровой маркетинг) — представляет из себя определенное направление маркетинга, которое ориентировано на продвижение товаров и услуг при помощи цифровых технологий, применяемых на всех этапах взаимодействия с потенциальным покупателем [4].

Анализ современных тенденций цифровой трансформации...

По оценкам Всемирного экономического форума, цифровая трансформация промышленности раскрывает огромный потенциал для

Анализ мирового опыта развития промышленности и подходов к цифровой трансформации промышленности государств-членов Евразийского...

Задать вопрос