Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 сентября, печатный экземпляр отправим 10 сентября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования

Научный руководитель
Педагогика
28.01.2022
230
Поделиться
Аннотация
В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.
Библиографическое описание
Лихая, М. В. Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования / М. В. Лихая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88329/.


В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.

Ключевые слова: образование, интерес, информация, занятия, методика.

У каждого преподавателя своя методика и подача информации, но всех педагогов объединяет одно — желание научить.

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Методический конспект по дисциплине «Динамика полета»

Рис. 1. Методический конспект по дисциплине «Динамика полета»

В данной методической разработке предлагается механизм обучения для неуспевающих студентов.

Наименование дисциплины : «Динамика полета»

Основы авиации. Часть I основы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов, кафедра аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов Ефимов В. В., Ефимова М. Г.

«История авиации и космонавтики пособие по изучению дисциплины для студентов всех специальностей и направлений очной формы обучения Москва-2015, филос. наук, доц. И. А. Ламбаева Карпова Л. И.

Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2006, доктор экономических наук, профессор кафедры управления СПбГУП А. С. Большаков, Берденникова Н. Г., Меденцев В. И.

Для начинающих преподавателей, аспирантов и магистров высших учебных заведений выдаются советы по организационной и методической деятельности, подготовке и проведению основных видов учебных занятий, применению технических средств обучения, осуществлению контроля успеваемости и качества подготовки студентов.

Цель методической разработки: выявить пробелы в знаниях у студента и восполнить их нестандартным путем, через графики, схемы, рисунки и т. д.

Конкретные цели:

1. Закрепить:

– основные понятия;

– различие основных схем и описание к ним;

– написание формул с последующей расшифровкой.

2. Научиться:

– применять полученные знания на практике;

– умение выражаться техническим языком.

Задание:

  1. Найти нестандартный подход к сокурснику и научить его разбираться в технической дисциплине «Динамика полета» по специальности «Производство летательных аппаратов».
  2. Провести несколько индивидуальных занятий и выяснить, какая проблема преобладает в освоении/понимании материала.
  3. Помочь разобраться и освоить материал с помощью собственной методики преподавания.
  4. Подготовить сокурсника к пересдаче экзамена и проанализировать динамику его развития.

Образование — это развитие человека не только от полученных специальных знаний и умений, но и самостоятельного познания с последующим применение в профессиональной деятельности и на практике.

Под термином «техническое образование» понимается совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих получившим это образование решить производственно-технические, экономические и др. задачи по своей специальности.

Целью технического образования является дать студентам средних специальных учебных заведений технические знания и навыки, необходимые для изучения использования машин, механизмов, аппаратов, автоматизированных средств управления, применяемых во многих сферах науки, образования, культуры.

Значение технического образования возрастает по мере оснащения техническими средствами различных областей науки и техники (техника экспериментальных исследований, вычислительная техника, технические средства обучения, аппараты и приборы для диагностики и лечения и т. д.).

Приказ Минобрнауки России от 21.04.2014 № 362 (ред. от 09.04.2015)

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2014 № 33128)

Техник готовится к следующим видам деятельности:

1) Техническое сопровождение производства летательных аппаратов и разработка технологической документации;

2) Проектирование несложной детали и узлов технологического оборудования и оснастки;

3) Организация и управление работой по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям, служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

Специалист производства летательных аппаратов готовится следующим видам деятельности:

1) Техническое сопровождение производства летательных аппаратов и разработка технической документации (в рамках структурного подразделения организации отрасли);

2) Проектирование несложной детали и узлов технологического оборудования и оснастки;

3) Организация и управление работой структурного подразделения;

4) Эксплуатация и ремонт летательных аппаратов (планера его систем и оборудования).

Данная тема была выбрана на основе реальных событий. Из личного наблюдения могу отметить, что у большинства студентов существует проблема, которая заключается в сдаче или пересдаче экзамена. Она основывается на большом объеме понимания, переработки, освоения и запоминания информации.

Причинами, по которым студенты не могут сдать или пересдать экзамен, служат следующие факторы:

1) Отсутствие мотивации;

2) Подготовка «спустя рукава», т. е. пролистывание материала, без особого интереса и вникания;

3) Механическое запоминание информации, которое не даёт возможности применять полученные знания и умения на практике;

4) Неумение слушать и слышать преподавателя в момент объяснения, так происходит, когда студент занят своими делами ( например: прослушивание музыки в наушниках, игра в телефоне, нахождение в социальных сетях и т. д. );

5) Отсутствие заинтересованности в предмете;

6) У некоторых студентов недостаточно сформировано произвольное внимание, что мешает им усваивать информацию в полном объеме.

Самой распространенной проблемой в образовании среди молодого поколения является нарушение восприятия, отсутствие интереса к предмету.

С моей точки зрения, подача информации тоже играет немаловажную роль, а именно как преподавателю удается при помощи различных методов и приемов, с привлечением наглядного материала и технических средств обучения заинтересовать и увлечь студента в освоении дисциплины.

Свой первый опыт в преподавательской деятельности я получила на 4 курсе, при подготовке сокурсника к пересдаче экзамена по дисциплине «Динамика полета».

Для меня было важно:

– Понять, на каком уровне освоения учебного материала находится сокурсник, определить пробелы в знаниях;

– восполнить недостающие знания путем различного рода объяснений (например: нужно было написать в правильном порядке этапы снижения самолета).

При объяснении я использовала приём «От простого к сложному»:

  1. Схематически обозначала этапы, с последующей расшифровкой каждого определения;
  2. Используя графический рисунок, выстраивала ответ в хронологическом порядке;
  3. Применяла вербальные и невербальные техники (мимика, жесты).

Пример: на доске записывались этапы снижения самолёта. При помощи жестов показывала элемент пикирования; движение самолёта вниз с уменьшением угла атаки.

Я считаю, что самым действенным способом понимания и освоения материала, является демонстрация наглядного пособия — уменьшенной модели самолёта.

– после индивидуальных занятий провела промежуточное тестирование, с целью выявить, разбирается ли студент в пройденном материале.

Динамика продвижения развития знаний сокурсника

Рис. 2. Динамика продвижения развития знаний сокурсника

Количество освоенного материала

Рис. 3. Количество освоенного материала

Во время работы с сокурсником возникали небольшие проблемы в сопоставлении материала, а также с записью и расшифровкой формул.

Он путал определения и формулы, которые были схожи по написанию, но разные по смыслу.

Мои последующие действия были направлены на разъяснение материала. После многочисленного повтора материала, я предлагала сокурснику проверку на внимание. Он должен был на доске воспроизвести ответы на вопросы с последующим объяснением.

Отработав теоретические вопросы, которые включали в себя определения с применением схем и графиков, мы плавно перешли к формулам. Сложность запоминания формул возникала от непонимания их предназначения.

Пример: уравнение Бернулли

для сжимаемости

,

где

несжимаемости

где, p — плотность давления

Символы в формулах практически похожи, но где-то одна буква фигурирует в нескольких подряд формулах с разной расшифровкой.

С помощью своей разработки предлагаю отследить полученные результаты в ходе проделанной работы.

Пути достижения поставленных задач:

  1. Разработать план действий с последующим разбором каждого элемента;
  2. Завести специальный журнал занятий, в котором расписать динамику достижений с помощью различных методик;
  3. В процессе совместной работы исключить разговоры на отвлечённые темы;
  4. На завершающем этапе, провести финальный опрос, и понять получилось ли достигнуть заданной цели.

«Для чего?» Этим вопрос мы задаёмся в самом начале нашего пути, что мы ожидаем получить в конечном итоге от проделанной работы. Какую мы преследуем цель, и какие задачи нам необходимо решить для осуществления нашей деятельности.

Основная направленность концентрируется на понимании, освоении и подачи информации, таким образом, чтобы сокурсник смог применять свои знания на практике. Научился владеть профессиональной/специальной терминологией и техническим языком.

«Как?» Всвоей работе я использовала методику « Лестница». С помощью, которой можно было зафиксировать/отследить переход от простого этапа к более сложному.

По моему мнению, важную роль играет комфортная, доверительная обстановка. Место проведения занятий, которое будет в дальнейшем ассоциироваться у сокурсника с полезным приобретением нового материала и приятными воспоминаниями.

Основной принцип — личностно-ориентированный и индивидуальный подход к объяснению материала;

Методика позволит студентам овладеть организационно-практической деятельностью и изучить свою проблему изнутри;

Методика учитывает уровень подготовки и заинтересованность студентов, а также способности и индивидуальные особенности;

Использование современных технологий, с помощью которых можно выявлять существующие проблемы и пути их решения;

Методика предполагает саморазвитие студентов в процессе обмена информацией.

Составляя данную методическую рекомендацию, мне бы хотелось поделиться своим первым опытом в преподавательской деятельности. Для меня было важно подать информацию так, чтобы сокурсник заинтересовался и начал работу над собой.

В самом начале работы, мне необходимо было подготовиться к занятиям, чтобы свободно владеть материалом, который собираюсь объяснять.

Для комфортного выстраивания работы, разрабатывался план действий, в котором указывались конкретные вопросы и имеющиеся пробелы в знаниях у сокурсника, а также пути их решения.

Чтобы сокурсник был уверен в своих силах и возможностях, его нужно мотивировать, подбадривать и поддерживать его желание довести начатое до конца.

При пересдаче экзамена сокурсником, я предварительно попросила преподавателя разрешить мне присутствовать при его ответе.

Подводя итог, отмечаю, что у меня получилось подготовить сокурсника и научить его разбираться в дисциплине « Динамика полета » .

Я получила удовлетворение от проделанной работы и от результата в целом.

Литература:

  1. Л. Д. Столяренко «Психология и этика деловых отношений» — Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
  2. Н. Ф. Гребень «Психологические тесты» — М.: «Современная школа», 2007.
  3. Глаголев А. Н., Гольдинов М. Я., Григоренко С. М. «Конструкция самолетов» — М.: «Машиностроение», 1975.
  4. Ж. А. Пащенко «Обеспечение взаимозаменяемости в самолетостроении» (учебное пособие); издательство ТРТУ; 2000.
  5. Стариков Ю. Н., Коврижных Е. Н. Основы аэродинамики летательного аппарата: Учеб. пособие. — Ульяновск: УВАУ ГА, 2004–151 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
образование
интерес
информация
занятия
методика
Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 346-349):
Часть 5 (стр. 311-399)
Расположение в файле:
стр. 311стр. 346-349стр. 399

Молодой учёный