Участие Республики Узбекистан в Международной программе PISA как важный фактор повышения качества народного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 декабря, печатный экземпляр отправим 21 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 27.01.2022

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Сабитова, К. С. Участие Республики Узбекистан в Международной программе PISA как важный фактор повышения качества народного образования / К. С. Сабитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88160/ (дата обращения: 05.12.2022).



В статье рассматривается история и понятие международной программы образования PISAи необходимость участия в ней Республики Узбекистан.

Ключевые слова: PISA, Узбекистан, качество образования, Международная программа, народное образование.

The article examines the history and concept of the PISA international education program and the need for the Republic of Uzbekistan to participate in it.

Keywords: PISA, Uzbekistan, quality of education, International program, public education.

Начиная с 2022 года качество образования в Узбекистане будет оцениваться врамках международной программы PISA.

Что такое программа PISA? PISA от английского — Programme for International Student Assessment это Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD — Organization for EconomicCooperation and Development). Цель данной программы, как отражено в документах самого проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и навыками, необходимыми дляполноценного функционирования в обществе.

Какими же подходами руководствуются исследователи при применении этой программы?

Концепция оценки качества образования PISA разработана на основе компетентностного подхода, что сделало эту программу востребованным мониторинговым исследованием. Начиная с 2000 г. с ее помощью изучается так называемая функциональная грамотность 15-летних подростков (учащихся образовательных учреждений) — их способность применять знания в разнообразных контекстах и житейских ситуациях.Показателями результатов обучения выступают не степень освоения учебных программ, а способность применять предметные знания и умения в ситуациях, требующих умения обобщать, размышлять, делать выводы, принимать решения и продуктивно действовать, то есть сформированность основных (базовых) компетенций, названных грамотностями [5].

Все грамотности (они изучаются с помощью стандартизированных тестовых заданий) определяются как способности к использованию предметных знаний и умений для развития индивидуальных возможностей, а также благоприятной адаптации в современном мире, активного участия в жизни общества. Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по четырём основным направлениям: 1. «грамотность чтения» 2. «математическая грамотность» 3. «креативное мышление» и 4.«естественно-научная грамотность». Особое внимание уделяется оценке овладения учащимисяобщеучебными и интеллектуальными умениями.

Исследование PISA проводится трехлетними циклами. Впервые он был разработан в 1997 году и впервые был использован в 2000 году. Насегодняшний день в рамках программы PISA было проведено в общейсложности 7 тестов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015 и 2018), следующие тесты были запланированы на 2021 год, но были перенесены на 2022 год из-за всемирной пандемии коронавируса [1].

На протяжении ряда лет результаты исследований показывали, как меняется уровень образования по странам и регионам. Так, в 2012 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила очередное исследование, посвященное качеству образования в мире. Первые места в новом рейтинге, оценивающем умение старшеклассников применять свои знания на практике, заняли школьники из Китая и других азиатских стран. Они оказались лидерами по всем трем предметам, включенным в исследование — математике, чтению и естественнонаучным дисциплинам. В США и Великобритании (их школьники оказались в середине списка) результаты исследования назвали свидетельством провала образовательной политики [2].

Даже исходя из данных непродолжительного отрезка времени можно заключить как важны для образовательной системы любой страны результаты исследований PISA.

Республика Узбекистан также готоваприсоединиться к этой программе в уже текущем 2022 году.

Поддержку в подготовке к программе стране оказывает Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования [3].

Для того чтобы наша страна показала хорошие результаты необходимо обладать следующими факторами: подготовку учителей и материалов, с которыми они должны работать. Не поддается сомнению тот факт, что качество образования в школе зависит от профессионального уровня учителей. А это значит, что необходимо вкладывать ресурсы и время в подготовку учителей и создавать новый учебно-методический материал.

Задача Министерства Народного Образования — создание оптимальных условий для обеспечения инвестиций, финансирования, методической поддержки в системе повышения квалификации.

Для того, чтобы существенно повысить результаты в международных исследованиях необходимо вести целенаправленную подготовку учителей и менять саму методику преподавания, приоритеты в учебном процессе. А для этого нужно активно готовить учителей, внедрять более эффективную систему развивающего обучения и давать учителю материалы, которыми бы он мог более успешно пользоваться в учебном процессе.

Возникают закономерные вопросы: какова основная задача программы PISAи какие результаты даст Узбекистану участие в PISA?

Прежде всего, необходимо помнить о том, что нынешний XXI век — это век информационных технологий и роботизации. А современность требует от специалистов компетенций, совершенно отличных от предыдущих. Если ранее высоко ценились крепкая память, энциклопедические знания, профессионалы, знавшие как можно больше информации в своей области, то теперь эти навыки уже не имеют первостепенного значения. Ведь уже созданы электронные поисковые системы, онлайн-энциклопедии, различные онлайн-базы данных по отраслям, и теперь необходимость запоминать эту информацию отошла на второй план.

У современного специалиста все более важной становится способность анализировать эти знания и, что самое важное, генерировать из них новую информацию. Тесты по системе PISA проводятся для того, чтобы отразить текущие изменения в системе образования, чтобы определить, в какой степени школьники обладают навыками аналитического мышления, делать выводы и общаться на основе реальных событий, а также насколько хорошо система образования адаптируется к этим изменениям.

Ожидаемые результаты позволят объективно оценивать уровень развития образования в стране и принять своевременные решения по устранению имеющихся недостатков. Также результаты тестирования будут учитываться при составлении национального рейтинга школ Узбекистана.

Необходимо отметить, что проведение и внедрение международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA и TALIS в Узбекистане закреплено в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации международных исследований в сфере оценки качества образования в системе народного образования» [4].

Таким образом Узбекистан получит возможность применить опыт развитых стран в системе образования страны через участие вPISA и других международных программах и также сможет сравнить его результаты с результатами других стран. Также следует учитывать, что участие в исследованиях PISA с периодичностью раз в четыре года дает возможность осуществлять мониторинг эффективности системы образования нашей страны в глобальном масштабе. PISA и подобные программы служат повышению качества образования в нашей республике.

Литература:

  1. PISA: всё, что нужно знать о глобальном исследовании образования: [сайт]. — URL: http://idum.uz/ru/archives/13414/ (дата обращения: 20.01.2022)
  2. Восток дело умное. Международный рейтинг школьного образования возглавили азиаты. — [сайт]. — URL: ttps://lenta.ru/articles/2013/12/07/pisa/ (дата обращения: 20.01.2022)
  3. Латипов Ш. Что даст Узбекистану участие в оценке знаний школьников PISA. — [сайт]. — URL: https://www.gazeta.uz/ru/2020/09/08/education/ (дата обращения: 20.01.2022)
  4. О мерах по организации международных исследований в сфере оценки качества образования в системе народного образования [текст]: Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 декабря 2018 г. № 997. — [электронный ресурс]. — URL: https://www.lex.uz/ru/docs/4104191 (дата обращения: 20.01.2022)
  5. Рекомендации для образовательных организаций по использованию инструментария международного исследования качества подготовки обучающихся (pisa) в образовательной деятельности [текст]: Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования. — 2019. — C. 8
Основные термины (генерируются автоматически): PISA, Узбекистан, качество образования, Международная программа, народное образование, программа, OECD, образовательное достижение учащихся, учебный процесс, экономическое сотрудничество.


Ключевые слова

качество образования, Узбекистан, народное образование, PISA, Международная программа

Похожие статьи

Проблемы образовательных результатов в международных...

Проблемы образовательных результатов в международных исследованиях PISA с 2000 по 2012

Процесс модернизации в сфере образования обусловлен изменениями в российском

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным...

Образовательные реформы в Узбекистане через призму...

Также уделено внимание международному сотрудничеству в сфере образования. Ключевые слова: образование, развитие общества, личность, творческое мышление, образовательное учреждение, международное сотрудничество, образовательные реформы, инвестиции в...

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, принятые в годы

Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей

На новый уровень вышло международное сотрудничество, в том числе в области внедрения...

Креативное мышление в цикле исследований PISA-2022

Уделяется внимание международному исследованию качества образования PISA в 2022 году в

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной школьниками, на

— формирование у учащихся стремления активно принимать участие в экономической...

Формирование и оценка функциональной грамотности школьников

Общепризнанным инструментом оценки качества образования являются международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS и т. п.). PISA (Programme

К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет в области естествознания, чтения и...

непрерывное образование, Узбекистан, учебный процесс...

В статье освещены вопросы реформ образовательной системы Республики Узбекистан.

В учебно-воспитательном процессе технология воспитания как бы связывает теорию

В воспитательном процессе Узбекистана технология сотрудничества имеет свои особенности.

Некоторые особенности обучения иностранным языкам: опыт...

В учебные заведения постепенно была введена концепция многоязычного образования, что позволило учащимся овладеть как минимум тремя (родным, государственным и иностранным) языками. Воспитание толерантности стало ключевой задачей системы образования страны.

Инновационное развитие вузов в Республике Узбекистан

В образовательной сфере на мировом рынке преобладают крупные университеты, представляющие собой университетские комплексы

На современном этапе идет интенсивный процесс создания инновационных университетских комплексов и в Республике Узбекистан.

Похожие статьи

Проблемы образовательных результатов в международных...

Проблемы образовательных результатов в международных исследованиях PISA с 2000 по 2012

Процесс модернизации в сфере образования обусловлен изменениями в российском

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным...

Образовательные реформы в Узбекистане через призму...

Также уделено внимание международному сотрудничеству в сфере образования. Ключевые слова: образование, развитие общества, личность, творческое мышление, образовательное учреждение, международное сотрудничество, образовательные реформы, инвестиции в...

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, принятые в годы

Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей

На новый уровень вышло международное сотрудничество, в том числе в области внедрения...

Креативное мышление в цикле исследований PISA-2022

Уделяется внимание международному исследованию качества образования PISA в 2022 году в

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной школьниками, на

— формирование у учащихся стремления активно принимать участие в экономической...

Формирование и оценка функциональной грамотности школьников

Общепризнанным инструментом оценки качества образования являются международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS и т. п.). PISA (Programme

К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет в области естествознания, чтения и...

непрерывное образование, Узбекистан, учебный процесс...

В статье освещены вопросы реформ образовательной системы Республики Узбекистан.

В учебно-воспитательном процессе технология воспитания как бы связывает теорию

В воспитательном процессе Узбекистана технология сотрудничества имеет свои особенности.

Некоторые особенности обучения иностранным языкам: опыт...

В учебные заведения постепенно была введена концепция многоязычного образования, что позволило учащимся овладеть как минимум тремя (родным, государственным и иностранным) языками. Воспитание толерантности стало ключевой задачей системы образования страны.

Инновационное развитие вузов в Республике Узбекистан

В образовательной сфере на мировом рынке преобладают крупные университеты, представляющие собой университетские комплексы

На современном этапе идет интенсивный процесс создания инновационных университетских комплексов и в Республике Узбекистан.

Задать вопрос