Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики

Педагогика
13.01.2022
5612
Поделиться
Библиографическое описание
Левашова, Н. Ф. Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики / Н. Ф. Левашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87765/.


В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной грамотности

Ключевые слова: функциональная грамотность, методы, приемы

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.

На уроках математики дети учатся:

— выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;

— рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.

Именно поэтому, задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, имеют четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности прикладного характера.

Хочу остановиться на активных методах и приемах обучения.

Т. к. в МБОУ «Лицей» обучение начинается с 9 класса, первоочередной задачей для учителя математики становится подготовка к ОГЭ по математике. Ни для кого не секрет, что именно изучение геометрии является наиболее затруднительным для учащихся.

1. Теоретические работы

Ежеурочно я провожу небольшие теоретические работы, в которых ребята должны записать определения, аксиомы и теоремы. Не обходится и без курьезных случаев. Одно из определений звучало так «Треугольник называется равнобедренным, если его бёдра равны». Но с каждым разом определения становятся все более точными, что помогает готовиться к заданию № 19 и дает полноценный балл по геометрии

Представляю образец теоретической работы

Вариант 1.

  1. Медиана треугольника — это
  2. Определение параллелограмма
  3. Теорема о площади треугольника

2. Прием «Да-нет»

Учитель зачитывает определение. Ученик рисует пиктограмму «да» , или пиктограмму «нет» . Получаем в итоге подобное:

Данный прием позволяет проводить пятиминутки и быстро их проверять.

3. «Пишу и говорю»

В процессе выполнения задания ученик проговаривает каждое свое действие. Можно проводить эту работу по цепочке. Таким образом, на уроке будет задействован каждый учащийся.

4. Работа с условием задачи

Учащиеся маркером выделяют ключевые слова и данные в задаче, которые помогут решить задание. Этот прием полезно проводить и в 11 классе, т. к. очень много ошибок из-за неверного прочтения текста задания.

5. Работа в группах.

Например, при изучении темы «Статистическая обработка данных»

каждой группе было выдано задание провести опрос и оформить результаты этого опроса в виде диаграмм и графиков, рассчитав размах, моду, медиану и среднее. Это поможет не только представлять известную информацию в виде таблиц, графиков и диаграмм, но и читать эти данные.

6. Деловая игра

Данный прием хорошо применят при решении финансовых задач. Например, для того, чтобы понять разницу в аннуитетной и дифференцированной схемах выплаты кредита. Для этого предлагается решить следующую задачу:

«Клиент решил взять кредит в банке 331000 рублей на 3 месяца под 10 % в месяц. Существуют две схемы выплаты кредита.

По первой схеме банк в конце каждого месяца начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10 %), затем клиент переводит в банк фиксированную сумму и в результате выплачивает весь долг тремя равными платежами.

По второй схеме банка (группа 2) сумма долга в конце каждого месяца увеличивается на 10 %, а затем уменьшается на сумму, уплаченную клиентом. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину.

Какую схему мне выгоднее выбрать?»

Класс можно разделить на 2 группы, каждая решает задачу и представляет результаты своей работы в виде таблицы.

Банк «А»

Изображение выглядит как стол

Автоматически созданное описание

Банк «Б»

Изображение выглядит как стол

Автоматически созданное описание

Представленные приемы лишь малая толика всех тех приемов, которые используются мной и коллегами на своих уроках. В условиях быстро меняющихся реалий мы и учащиеся должны быть готовыми к новым требованиям современности.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
функциональная грамотность
методы
приемы
Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 208-210):
Часть 3 (стр. 171-255)
Расположение в файле:
стр. 171стр. 208-210стр. 255

Молодой учёный