Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологические особенности воспитанников кадетских корпусов

Научный руководитель
Психология
16.01.2022
1691
Поделиться
Библиографическое описание
Занина, А. Е. Психологические особенности воспитанников кадетских корпусов / А. Е. Занина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87717/.


В статье рассматриваются психологические особенности кадетов, а также особенности образовательной среды кадетского корпуса, влияющие на развитие данных психологических особенностей.

Ключевые слова: психологические особенности, воспитание, кадетский корпус, кадеты.

На сегодняшний день многие исследователи отмечают утрату духовных основ российской цивилизацией и наступление нравственного кризиса в современном обществе. В связи с этим возрастает важность кадетского образования, целью которого является всестороннее развитие граждан и сохранение единства образовательного и культурного пространства страны.

Кадетские корпуса представляют собой образовательные учреждения, основная цель которых состоит в подготовке несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Родине на военном или гражданском поприще. Приоритетной задачей любого кадетского корпуса является воспитание развитой гармоничной личности подростка, формирование профессиональной направленности и профессиональных качеств, необходимых для дальнейшего несения государственной службы. В кадетских образовательных учреждениях сложилась уникальная модель воспитания и обучения, а образовательная среда кадетских корпусов имеет ряд отличительных особенностей.

О значении влияния, оказываемого образовательным пространством учебной организации на становление обучающихся, писали многие педагоги-психологи XX столетия и современности: В. А. Караковский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, Е. А. Ямбург.

Вследствие того, что психологические особенности личности, являющиеся фундаментом психологической активности индивида и предопределяющие специфику его деятельности, не только закладываются при рождении, но и формируются при воспитании и обучении человека, можно сделать вывод, что, психологические особенности кадетов развиваются под воздействием особой образовательной среды и образовательного пространства кадетского корпуса [4].

Особые условия жизнедеятельности подростка в кадетском корпусе-интернате, основанные на уважении и подчинении старшим по званию, необходимостью соблюдать внутренний распорядок дня, следовать воинским традициям и ритуалам, способствуют формированию психологических качеств и свойств личности кадета, необходимых для продолжения обучения военной профессии.

У подростков в процессе воспитания и обучения в кадетском корпусе формируются такие качества, которые в большинстве случаев не свойственны выпускникам средних общеобразовательных учреждений. Кадеты отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, выдержкой, эмоциональной и физической выносливостью, они более ответственны и решительны, проявляют устойчивость в стрессогенных ситуациях [4].

Развитость данных качеств зависит от особенностей темперамента, характера, эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сфер личности подростка, влияние на формировании которых было оказано системой воспитания и обучения в кадетском корпусе.

Значимое место в воспитании личности кадета занимает особенности проявления его темперамента. Под темпераментом понимают врожденный биологический фундамент, на котором формируется личность в процессе ее развития [7]. Специально созданные условия образовательного пространства кадетского корпуса оказывают влияние на развитие определенных проявлений темперамента воспитанника, которые будут способствовать успешному освоению военной профессией в дальнейшем [5].

Галеева Н. И. и Середа Е. Г. [2] в своем исследовании выявили, что в кадетском корпусе в основном преобладают юноши с сангвиническим и холерическим типами темперамента. Такие кадеты отличаются своей подвижностью, активностью, порывистостью, они быстро реагируют на происходящие события, проще переживают неудачи в учебе, способны целиком погрузиться в общее дело, не имеют открытых поведенческих сложностей с адаптацией. Но данные подростки имеют и отрицательные проявления типа своего темперамента, они возбудимы, для них характерны в некоторых случаях проявление несдержанности и эмоциональных вспышек, резкие смены настроения.

Преобладание холериков и сангвиников в кадетском сообществе не исключает наличие воспитанников и с другими типами темперамента. Так, у кадетов с флегматическим типом темперамента отмечается стабильное психоэмоциональное состояние и нормативная адаптивность к новым сложившимся условиям, но вместе с тем, у таких подростков более длительный адаптационный период, замедленное реагирование на различные жизненные ситуации, требуется более продолжительное время на усвоение учебной информации.

В процессе обучения и воспитания учащихся в кадетском корпусе одной из первостепенных реализуется задача по развитию таких черт характера личности кадета, которые в дальнейшем будут соответствовать особенностям и требованиям военной профессии. Характер — это своеобразный комплекс индивидуальных устойчивых черт личности человека, определяющих его поведение и отражающих отношения индивида к себе и окружающему его пространству [1]. Поэтому кадетов можно характеризовать как целеустремленных, ответственных, работоспособных, настойчивых.

Особое значение в становлении кадета и формировании у него необходимых для несения службы качеств имеет развитие эмоционально-волевой сферы личности подростка. Эмоционально-волевая сфера личности представляет собой психическое образования, которое определяет уровень саморегуляции и самоорганизации индивида, его способность управлять собственным эмоциональным состоянием [6].

Высокие требования, которые предъявляются к воспитанникам кадетского корпуса, казарменные условия, четкий распорядок дня, необходимость устанавливать взаимодействие с представителями профессий с высоким уровнем гражданской ответственности и риска способствуют развитию эмоционально-волевой сферы личности кадета. Поэтому воспитанники кадетского корпуса отличаются более высоким уровнем самостоятельности, инициативности, решительности, они обладают более развитой саморегуляцией и самоорганизацией, умеют контролировать свои эмоции, хорошо концентрируются на деятельности.

Проявления ценностно-смысловой сферы личности воспитанника кадетского корпуса также являются психологическими особенностями личности кадета. Ценностно-смысловой сферой личности является устойчивое образование, которое выполняет функции выражения важных аспектов внешнего и внутреннего мира, личностных смыслов, обеспечивает специфику восприятия и направленность поведения индивида [3].

Анализ научно-публицистических исследований установил, что существуют качественные расхождения показателей ценностных установок у кадетов и учащихся средних общеобразовательных школ. Учащиеся в кадетских корпусах в обучении более ориентированы на получение знаний, на самообразование и саморазвитие. Для них важно социальное одобрение со стороны педагогов и офицеров-воспитателей и достижение высокого статуса среди сверстников. Для воспитанников кадетских корпусов более значимыми являются ценности профессиональной идентичности, отмечается наличие выраженного желания отождествлять себя с представителями профессий с высоким уровнем гражданской ответственности и риска (т. е. военным, пожарным, полицейским и т. д.). При этом социальными мотивами выбора профессии с высоким уровнем риска и гражданской ответственности обусловлен стремлением выпускников кадетских корпусов быть полезным обществу и желанием выполнить долг перед Родиной [2].

Подводя итог, необходимо отметить, что в кадетских корпусах сложилась уникальная образовательная среда с ее особой моделью обучения и воспитания, под воздействием которой формируются и развиваются психологические особенности кадетов, а именно формируются и развивается особенности темперамента, характера, эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сфер личности кадета. Учащиеся кадетского корпуса отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, выдержкой, эмоциональной и физической выносливостью, они обладают более развитой саморегуляцией и самоорганизацией, умеют контролировать свои эмоции, хорошо концентрируются на деятельности, направлены на профессиональную идентификацию.

Литература:

  1. Большунова Н. Я., Кононова Т. А. Специфика военного характера // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 144–150.
  2. Галеева Н. И., Середа Е. Г. Психологический портрет кадета московского президентского кадетского училища имени М. А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. № 1 (6). С. 103–107.
  3. Куницына И. А., Смирнова О. С., Яхудина Е. Н. Особенности ценностно-мотивационной сферы старших подростков, обучающихся в кадетском классе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. с. 669–674.
  4. Нездайминова Е. А. Психологические особенности развития личности подростков в условиях кадетского образовательного учреждения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2017. 24 с.
  5. Психологическая безопасность образовательной среды: подходы, модели, профилактика / под ред. А. В. Кокурина, А. В. Литвиновой. М.: «Авторская мастерская», 2016. 154 с.
  6. Соколовский В. В. Научно-методическое обеспечение педагогических условий формирования эмоционально-волевой культуры курсантов в процессе их профессиональной подготовки // Информационный гуманитарный портал: Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 262–267.
  7. Фомина Н. А., Храмов М. Ю. Особенности темперамента военнослужащих // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1. С. 70–76.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
психологические особенности
воспитание
кадетский корпус
кадеты
Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 180-182):
Часть 3 (стр. 171-255)
Расположение в файле:
стр. 171стр. 180-182стр. 255

Молодой учёный