Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Креативное мышление в цикле исследований PISA-2022

Педагогика
08.01.2022
1803
Поделиться
Библиографическое описание
Наумова, А. П. Креативное мышление в цикле исследований PISA-2022 / А. П. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87758/.


В данной статье рассматривается международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) — масштабный проект массового тестирования, реализуемый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который нацелен на оценку разных видов грамотности: читательской, математической, естественнонаучной, компьютерной. Также в статье представлены варианты применения типовых задач PISA на уроках информатики, актуальность обучения функциональной грамотности в школьном образовании, способы применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учителя. Уделяется внимание международному исследованию качества образования PISA в 2022 году в сфере ИКТ компетентностей, формируемых на уроках информатики.

Ключевые слова: исследование, типовые задачи, PISA, грамотность, информатика, функциональная грамотность, компьютерная грамотность.

С начала двухтысячных годов Российская Федерация принимает участие в международных программах исследования качества образования, в том числе и в PISA — Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment).

В 2022 году в России пройдет очередной этап из международных исследований — PISA.

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной школьниками, на практике по четырем направлениям: читательская грамотность,математическая грамотность, естественно-научная грамотность и в 2022 году это креативное мышление.

В XXI веке информационные и коммуникативные навыки наиболее актуальные. В соответствии с концепцией интеграции ИКТ в исследовании PISA-2022 предполагается, что школьник должен быть открытым, креативным, инициативным, мыслить критически, уметь искать, обрабатывать и пользоваться информацией, быть коммуникабельным.

Под компьютерной и информационной грамотностью подразумевают:

— Знание назначения и пользовательские свойства ведущих приборов ПК.

— Знание основных видов программного обеспечения (ПО).

— Знание пользовательских интерфейсов.

— Умение осуществлять поиск, хранение, обработку разных типов информации с использованием конкретного ПО.

— Умение осуществлять поиск информации, критически ее оценивать, сортировать и отсеивать ненужную, использовать ее и создавать новую.

— Умение ориентироваться в бесконечно изменяющемся мире новых технологий и огромного возрастания информации.

Это важно в наши дни, так как огромное множество профессий связано с пользованием вычислительной техники от самого банального ввода данных до разработки самых новых поколений технических и программных средств.

Данные умения нужны в динамично развивающемся информационном обществе, где информационные технологии с каждым днем все глубже проникают в судьбу каждого человека. Это находит свое отражение и на занятиях, и в знакомстве с ПК, и в овладении методами работы с информацией, в развитии критического мышления, применении компьютерных технологий для решения заданий по различным дисциплинам.

Еще стоит подробно остановиться на экономической грамотности, которая предполагает:

— умение учащихся решать задачи с экономическими элементами;

— формирование у учащихся стремления активно принимать участие в экономической жизни Родины.

Очень обширно экономическое воспитание прослеживается при прохождении темы «Электронные таблицы», в которой школьники должны научиться находить решения задач с экономическим содержанием. Когда школьники используют вычислительные таблицы, то они видят, что вполне реально выполнять огромные математические расчеты и при этом затрачивать гораздо меньше времени, чем счет вручную. Это достигается с помощью использования разных формул, которыми по умолчанию владеют электронные таблицы [7].

Также внимание на уроках информатики уделяется компьютерной графике и мультимедийным презентациям. Создание иллюстраций, редактирование изображений, создание презентации в картинности текстового и иллюстрированного материала дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения, способствуют ранней профориентации творческих профессий.

Результаты проведенного тестирования становятся доступны в конце следующего года, так итоги PISA-2022 будут доступны в декабре 2023 года.

Итоги проверки, представляющей информацию о качестве знаний школьников по всем категориям, разделяют на шесть уровней, и у каждого есть своя нижняя граница — порог. Исходя из ответов, подсчитываются баллы, и школьники, достигшие определенного уровня, должны показать свои знания и умения, которые можно будет применить не только в теории, но и на практике.

Значимость международных исследований, в том числе PISA, крайне высока, ведь проводя подобные исследования, каждая страна будет знать свой уровень, плюсы и минусы в определенных сферах, а значит, будет к чему стремиться [6].

Исследование PISA-2022 поможет улучшить систему образования и покажет, какое направление нужно расширить и углубить в школах [3].

Результаты PISA — это результаты владения новыми актуальными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, но и ключевыми умениями прогрессивного человека, от которых зависит окончательный результат, реализация креативного потенциала школьника и в полной мере взаимодействие с обществом.

Литература:

1. Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».

2. Федеральный институт оценки качества образования. Открытые задания PISA: [сайт]. URL: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

3. Бакал Лада. Это не ЕГЭ. Что измеряют знаменитые тесты PISA и в чём пока не так сильны наши школьники. Готовимся к исследованию PISA-2022: электрон. журн. «МЕЛ». URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/2784053-pisa-21–22--v-rossii-matematicheskaya-gramotnost-i-kreativnost (дата обращения: 30.10.2021).

4. Кадеева О. Е., Сырицына В. Н. Элементы применения задач PISA на уроках информатики Электронный ресурс] URL: http://news.scienceland.ru/2021/04/19/элементы-применения-задач-pisa-на-уроках/.

5. Морозова Алина. Международное исследование качества образования PISA в 2022 году: Электронный ресурс] // 2022 год. Рубрика: Учеба 2022: [сайт]. URL: https://2022g.ru/mezhdunarodnoe-issledovanie-pisa/(дата обращения: 30.10.2021).

6. Юридическая газета. Международное исследование качества образования PISA в 2022 году: что оценивается [Электронный ресурс] URL:https://yur-gazeta.ru/obrazovanie/mejdynarodnoe-issledovanie-kachestva-obrazovaniia-pisa-v-2022-gody.html

7. Емельянцева Ю. А. «Экономическое воспитание школьников». Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» № 2 за Апрель 2014 года URL: https://publikacia.net/archive/2014/4/2/36 (дата обращения: 30.10.2021).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
исследование
типовые задачи
PISA
грамотность
информатика
функциональная грамотность
компьютерная грамотность
Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 249-251):
Часть 4 (стр. 233-317)
Расположение в файле:
стр. 233стр. 249-251стр. 317

Молодой учёный