Проблемы правового регулирования земель обороны и безопасности и их правовой статус | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 27.12.2021

Статья просмотрена: 764 раза

Библиографическое описание:

Бояркин, А. Д. Проблемы правового регулирования земель обороны и безопасности и их правовой статус / А. Д. Бояркин, М. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87409/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматриваются: правовой статус земель обороны и безопасности, основные проблемы в области правового регулирования земель обороны и безопасности, а также пути преодоления проблем, указанных в статье.

Ключевые слова: земли обороны и безопасности, правовой статус, проблемы правового регулирования, юриспруденция, земельный участок, земельное право.

В контексте данной статьи будет рассмотрен правовой статус земель обороны и безопасности, а также некоторые проблемы, связанные с правовым регулированием земель обороны и безопасности и надзором за такими землями.

Для того чтобы рассматривать особенности правового режима земель обороны и безопасности, необходимо, прежде всего, выявить определение понятия «земли обороны и безопасности». Легальное определение содержится в Земельном Кодексе Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021), а именно в статье 93: Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами [2]. Правовой режим земель обороны и безопасности регулируется не только Земельным Кодексом Российской Федерации, но и некоторыми другими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Φ3 «О безопасности», а также Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации» и другие.

Стоит отметить, что земельное законодательство, согласно пункту «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1]. Однако правовое регулирование земель обороны и безопасности должно преимущественно производиться на федеральном уровне, так как земли обороны и безопасности находятся в федеральной собственности [3], согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона «Об обороне». Ранее существовало множество правовых коллизий и пробелов, связанных с правовым управлением землями обороны и безопасности. Данные проблемы были ликвидированы Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», которое закрепило полномочия по правовому регулированию таких земель. Несомненно, это решило определенный ряд проблем и поспособствовало более эффективному управлению. Однако, в связи с этим, образовалась еще одна проблема — надзор за землями обороны и безопасности. Именно поэтому необходимо рассмотреть проблемы, связанные с земельным надзором, так как они связанны тесно с обеспечением национальной безопасности. Органы, уполномоченные осуществлять государственный земельный надзор, являются универсальными в отношении всех категорий земель без всякого исключения, что закреплено в пунктах Положения «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)». Чтобы данный надзор осуществлялся должным образом, должностные лица этих органов обязаны посещать территории земель обороны и безопасности. Однако, здесь существует проблема допуска к таким участкам, так как они защищаются государственной тайной. Это вызывает ряд проблем в должном осуществлении своих полномочий органами надзора. Исходя из этого, имеется необходимость в специальном органе, входящего под ведомство Министерства Обороны Российской Федерации. В науке существует точка зрения, согласно которой полномочия по надзору за землями обороны и безопасности необходимо предоставить органам Военной Прокуратуры, так как данный орган тесно связан с государственной тайной, военной инфраструктурой и т.д.

В рамках целевого назначения земель обороны и безопасности, законодатель конкретизирует предоставление и использование земельных участков из состава данных земель. Основная цель земель обороны и безопасности — обеспечение обороны страны.

Особенности правового режима земель обороны и безопасности обуславливаются целями их использования. Преимущественно, это касается установления права собственности на данные земли.

Основу правового режима земель, помимо требований по их использованию и охране, составляет положение статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации, в которой закреплено, что практически все земли обороны и безопасности либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте, в зависимости от статуса объектов, расположенных на данных землях.

Согласно данной статье, земли обороны и безопасности законодатель разделяет на изъятые из оборота и ограниченные в обороте.

Те земельные участки, которые не отнесены земельным законодательством к изъятым из оборота, считаются ограниченными в обороте, что непосредственно определяет возможность предоставления данных земельных участков из их состава на иных правах конкретным субъектам для определенных целей.

Правительство Российской Федерации и некоторые специальные федеральные законы конкретизируют порядок использования ограниченных в обороте земель обороны и безопасности.

Для подтверждения данного тезиса, следует обратиться к одному из таких специальных федеральных законов, а именно к Постановлению Правительства РФ от 31.03.2006 № 176 «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования». Данный нормативно-правовой акт закрепляет условия передачи земель, которые предоставляются для нужд обороны и безопасности, которые временно не используются для указанных нужд.

Обособленные земельные участки обороны и безопасности, которые прошли государственный кадастровый учет, предоставляются только на праве аренды. Важно упомянуть, что земельные участки, изъятые из оборота, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не могут передаваться в аренду.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых предусматривается военная служба (Министерство обороны России, Министерство внутренних дел России и т. д.) формируют из земель обороны и безопасности, которые временно не используются ими, перечни земельных участков, которые могут быть сданы в аренду или безвозмездное пользование. Данные перечни закрепляют в себе сведения о площади земельных участков, об их местоположении, предполагаемых правах на них и разрешенном использовании земельных участков, включая возможные ограничения использования земельных участков.

Единое положение всех земель обороны и безопасности, на данный момент, вызывает некоторые изменения в области пользования такими землями частными лицами. В пример можно привести то, что с учетом правил передачи отдельных земельных участков из земель, которые были предоставлены для нужд обороны и безопасности, Земельным Кодексом РФ, в безвозмездное пользование юридическим лицам и физическим лицам, для нужд сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного пользования. В настоящее время допускается использование таких земель только в целях охоты. Несомненно, поправки в Земельный Кодекс РФ уполномочили органы местного самоуправления и субъекта РФ принимать меры, необходимые для предоставления земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей граждан, развития огородничества и садоводства и т. д. Здесь выявляется следующая проблема: только Министерство Обороны РФ может давать необходимое разрешение на пользования землями обороны и безопасности. Отсюда можно сделать вывод, что необходимый механизм, для реализации такого процесса, в настоящее время отсутствует. Законодателю следует изобрести такой механизм, сделать его легкореализуемым и предоставить соответствующие возможности гражданам.

Виды прав на земельные участки из состава земель обороны и безопасности зависят от целей использования данных земельных участков. Так, в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических заграждений и сооружений, а так же пограничные знаки, пограничные просеки, коммуникации, пункты пропуска через Государственную границу РФ и другие объекты отводятся в постоянное (бессрочное) пользование. Размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, Нормы отвода земельных полос, определяются законодательством Российской Федерации, прежде всего Законом РФ от 01.04.1993 № 4730–1 «О Государственной границе РФ». Действительно, нормативно-правовым актом устанавливается, что пограничным органам выделяется в бессрочное (постоянное) пользование земельная полоса шириной до 5 км, которая проходит конкретно вдоль Государственной границы РФ на суше, а при надобности — по берегу российской части вод пограничной реки или иного водоема, в соответствии с установленными нормами [7].

Земельные участки, которые находятся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных сил РФ, других войск и формирований, но только в строгом соответствии законодательству Российской Федерации. В Земельном Кодексе закрепляются обстоятельства, в силу которых может производиться изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В контексте данной темы следует разграничивать земли обороны и безопасности от земель, которые в силу определенных обстоятельств используются для проведения военных или каких-либо других учений, связанных с поддержанием обороноспособности страны. Следует обозначить, что изъятие земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов, которые используются для нужд обороны и безопасности, не производится. В данном случае, пользование этими землями происходит в особом порядке, установленным для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

Подводя итоги, необходимо сказать о том, что земли обороны безопасности обладают некоторыми проблемами в области их правового регулирования, которые выражаются в правовых коллизиях и пробелах нормативно-правовых актах, подзаконных актах. Законодателю необходимо тщательно проработать законодательную базу, четко установить особенности правовых режимов земель обороны и безопасности конкретных видов земель.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ. 1993. 25 дек.
  2. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.12.2021)
  3. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обороне»
  4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 (ред. от 12.12.2017) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»
  5. Постановление Правительства РФ от 31.03.2006 N 176 (ред. от 29.07.2020) «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в безвозмездное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования»
  6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)" (вместе с «Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
  7. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730–1 (последняя редакция)
  8. Челпанов И.М Научная статья «К вопросу о правовом режиме земель обороны и безопасности»
Основные термины (генерируются автоматически): земля обороны, безопасность, Российская Федерация, участок, Государственная граница РФ, нужда обороны, правовой режим земель обороны, Земельный Кодекс, правовое регулирование, правовое регулирование земель обороны.


Похожие статьи

Государственное регулирование земельных отношений

Государственное регулирование земельных отношений направленно на организацию рационального использования земли и ее охрану путем установления определенных правил и норм владения, использования и распоряжения земельными ресурсами страны. Существуют два вида государственного регулирования земельных отношений

Государственное регулирование земель подразделяется на общее (осуществляемое государственными органами общей и специальной компетенции и распространяющееся на все категории земель и всех субъектов земельных отношений) и отраслевое (осуществляемое министерствами и комитетами и федеральными службами, основываясь на принципе подведомственности предприятий и организаций, которым предоставлены земли во владение и пользование).

Функции государственного и самоуправляющегося...

Одним из направлений государственного регулирования использования и охраны земель обороны является мониторинг, представляющий собой систему наблюдения за состоянием данных земель, в том числе земель, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения (ч. 1 ст. 191 Земельного кодекса Украины [14]). Основной задачей мониторинга земель, в соответствии с требованиями ст. 192 Земельного кодекса Украины [14], является прогнозирование эколого-экономических последствий деградации земельных участков в целях предупреждения или устранения действия негативных процессов. Объектом мониторинга является весь земельный фонд независимо от форм собственности на землю. Функции самоуправляющегося регулирования использования и охраны земель обороны можно классифицировать по формам и сферам деятельности. По формам деятельности выделяют...

Правовой режим земель и земельных участков

Содержание правового режима земель определяется ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), которая устанавливает обязанность пользователей земельных участков использовать их, во-первых, в соответствии с целевым назначением, во-вторых, не причинять вред окружающей среде [1]. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в.

Также принцип определение правового режима земель, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ устанавливает не все способы, с помощью которых определяется правовой режим земельного участка. В ст. 7 ЗК РФ выделены такие способы как зонирование, разрешенное использование и деление на территории. Однако законодатель в данной статье не учел такие правовые средства как установление сервитута и ограничения прав на землю.

Система земельного права и принципы земельного права...

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются:право собственности на землю, иные виды прав на землю; право управления в области землепользования, правовые институты землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования и зонирования земель; нормы государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли, правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий, институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Особенная часть земельного права носит подчиненный характер по отношению к Общей части и в свою очередь складывается из тех земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, т.е. земель выделяемых по основному целевому назначению.

Особенности регулирования земель запаса в Российской...

Статья 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относит земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения, формируемого по правилам ст. 80 Земельного Кодекса. [2] Так же стоит добавить, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Последнее в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ с 1 апреля 2010 года можно будет дополнить словами ", за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев».

Проблемы правового регулирования перевода земель из одной...

В ст. 1 Земельного Кодекса РФ закреплен один из центральных принципов земельного права принцип деления земель на категории по целевому назначению, согласно которому, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и дозволенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Земли подразделяются на категории по целевому и функциональному назначению и выделяются в качестве особой группы в зависимости от их значения. Так в соответствии со ст. 7 Земельного Кодекса РФ, земли в Российской Федерации подразделяются на семь категорий: — земли сельскохозяйственного назначения; — земли населенных пунктов

Основные проблемы земельного права | Статья в журнале...

Российская Федерация обладает огромными залежами все возможных земельных ресурсов, расположенных буквально во всех частях её границ. Земля, а точнее земельный участок, на котором она расположена, во все времена являлся ценнейшим ресурсом. Отступая от темы земельного права, люди во все времена имели постоянные притязание на землю, что создавало постоянные конфликты между ними. Земля являлась и до сих пор является уникальным ресурсом, который целесообразно используясь в своих целях, никогда не придет в негодность.

Также хотелось бы, чтоб при реформировании появились более прозрачные, то есть менее коррумпированные способы получение земельных участков, в особенности для производственных нужд и промышленную застройку. Ввиду того, что проблема коррупции не менее остра чем все вышеизложенные, но напрямую к земельному праву отношения не имеет.

Особенности гражданско-правового режима земельных...

То есть земли промышленности и земли иного специального назначения включают в себя собственно земли промышленности (для различных отраслей производства), и земли, не предназначенные собственно для производственных целей. Это подтверждается абзацем вторым статьи 87 ЗК РФ, в котором сказано, что земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель. Исходя из статьи 87 ЗК РФ земли промышленности представляют собой земельные участки, используемые для несельскохозяйственных целей[5, с.3]. Основным дифференцирующим фактором категорий земель промышленности является цель, для которой они используются: строительство объектов недвижимости — зданий и сооружений — для эксплуатации в производственных целях.

Административно-правовой механизм перевода муниципальных...

Ключевые слова: муниципальные земли, земельные участки, перевод земель, категории земель, земельный фонд, правовой режим земель. В настоящий период все земельные участки, которые обладают характерными экономическими и экологическими признаками, отнесены к той или иной категории земель.

Процесс перевода земель из одной категории в другую регламентируется различными нормативно-правовыми актами, главным из которых является Федеральный закон № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [4]. После того, как был принят данный закон, получили разрешение многочисленные проблемные вопросы, связанные с правовым регулированием перевода земель из одной категории в другую, поскольку до.

Похожие статьи

Государственное регулирование земельных отношений

Государственное регулирование земельных отношений направленно на организацию рационального использования земли и ее охрану путем установления определенных правил и норм владения, использования и распоряжения земельными ресурсами страны. Существуют два вида государственного регулирования земельных отношений

Государственное регулирование земель подразделяется на общее (осуществляемое государственными органами общей и специальной компетенции и распространяющееся на все категории земель и всех субъектов земельных отношений) и отраслевое (осуществляемое министерствами и комитетами и федеральными службами, основываясь на принципе подведомственности предприятий и организаций, которым предоставлены земли во владение и пользование).

Функции государственного и самоуправляющегося...

Одним из направлений государственного регулирования использования и охраны земель обороны является мониторинг, представляющий собой систему наблюдения за состоянием данных земель, в том числе земель, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения (ч. 1 ст. 191 Земельного кодекса Украины [14]). Основной задачей мониторинга земель, в соответствии с требованиями ст. 192 Земельного кодекса Украины [14], является прогнозирование эколого-экономических последствий деградации земельных участков в целях предупреждения или устранения действия негативных процессов. Объектом мониторинга является весь земельный фонд независимо от форм собственности на землю. Функции самоуправляющегося регулирования использования и охраны земель обороны можно классифицировать по формам и сферам деятельности. По формам деятельности выделяют...

Правовой режим земель и земельных участков

Содержание правового режима земель определяется ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), которая устанавливает обязанность пользователей земельных участков использовать их, во-первых, в соответствии с целевым назначением, во-вторых, не причинять вред окружающей среде [1]. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в.

Также принцип определение правового режима земель, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ устанавливает не все способы, с помощью которых определяется правовой режим земельного участка. В ст. 7 ЗК РФ выделены такие способы как зонирование, разрешенное использование и деление на территории. Однако законодатель в данной статье не учел такие правовые средства как установление сервитута и ограничения прав на землю.

Система земельного права и принципы земельного права...

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются:право собственности на землю, иные виды прав на землю; право управления в области землепользования, правовые институты землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования и зонирования земель; нормы государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли, правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий, институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Особенная часть земельного права носит подчиненный характер по отношению к Общей части и в свою очередь складывается из тех земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, т.е. земель выделяемых по основному целевому назначению.

Особенности регулирования земель запаса в Российской...

Статья 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относит земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения, формируемого по правилам ст. 80 Земельного Кодекса. [2] Так же стоит добавить, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Последнее в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ с 1 апреля 2010 года можно будет дополнить словами ", за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев».

Проблемы правового регулирования перевода земель из одной...

В ст. 1 Земельного Кодекса РФ закреплен один из центральных принципов земельного права принцип деления земель на категории по целевому назначению, согласно которому, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и дозволенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Земли подразделяются на категории по целевому и функциональному назначению и выделяются в качестве особой группы в зависимости от их значения. Так в соответствии со ст. 7 Земельного Кодекса РФ, земли в Российской Федерации подразделяются на семь категорий: — земли сельскохозяйственного назначения; — земли населенных пунктов

Основные проблемы земельного права | Статья в журнале...

Российская Федерация обладает огромными залежами все возможных земельных ресурсов, расположенных буквально во всех частях её границ. Земля, а точнее земельный участок, на котором она расположена, во все времена являлся ценнейшим ресурсом. Отступая от темы земельного права, люди во все времена имели постоянные притязание на землю, что создавало постоянные конфликты между ними. Земля являлась и до сих пор является уникальным ресурсом, который целесообразно используясь в своих целях, никогда не придет в негодность.

Также хотелось бы, чтоб при реформировании появились более прозрачные, то есть менее коррумпированные способы получение земельных участков, в особенности для производственных нужд и промышленную застройку. Ввиду того, что проблема коррупции не менее остра чем все вышеизложенные, но напрямую к земельному праву отношения не имеет.

Особенности гражданско-правового режима земельных...

То есть земли промышленности и земли иного специального назначения включают в себя собственно земли промышленности (для различных отраслей производства), и земли, не предназначенные собственно для производственных целей. Это подтверждается абзацем вторым статьи 87 ЗК РФ, в котором сказано, что земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель. Исходя из статьи 87 ЗК РФ земли промышленности представляют собой земельные участки, используемые для несельскохозяйственных целей[5, с.3]. Основным дифференцирующим фактором категорий земель промышленности является цель, для которой они используются: строительство объектов недвижимости — зданий и сооружений — для эксплуатации в производственных целях.

Административно-правовой механизм перевода муниципальных...

Ключевые слова: муниципальные земли, земельные участки, перевод земель, категории земель, земельный фонд, правовой режим земель. В настоящий период все земельные участки, которые обладают характерными экономическими и экологическими признаками, отнесены к той или иной категории земель.

Процесс перевода земель из одной категории в другую регламентируется различными нормативно-правовыми актами, главным из которых является Федеральный закон № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [4]. После того, как был принят данный закон, получили разрешение многочисленные проблемные вопросы, связанные с правовым регулированием перевода земель из одной категории в другую, поскольку до.

Задать вопрос