Семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 20.12.2021

Статья просмотрена: 434 раза

Библиографическое описание:

Холодова, М. Ю. Семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока / М. Ю. Холодова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 519-522. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87053/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока, анализируется частота их употребления в произведениях поэта.

Ключевые слова: Александр Блок, вводные конструкции, семантика.

Александр Блок — одна из ключевых фигур в литературе Серебряного века. В своем творчестве он смог соединить русскую классику и новое искусство, которое активно внедрялось в общественную и поэтическую жизнь того времени. Происхождение Блока из интеллигенции привело к тому, что в восприятии поэта понятия «классическая русская культура» и «дом» оказались неразделимы. Сам Блок так писал: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета». [2, с.44] Именно поэтому дальнейшее знакомство поэта с творчеством В. Соловьева, Д. Мережковского, З.Гиппиус окажут на поэта большое влияние и полностью поменяют его мировоззрение. В стихотворениях А. А. Блока нет той легкости, напевности, открытости, которая отличала творчество С. А. Есенина, поэтому его стихотворения порой очень трудны для понимания.

В раннем периоде творчества А. А. Блока, который обозначен как «теза» находят отражения изменения политической и общественной жизни России, которые происходили накануне первой русской революции (1905–1907). Он описывает повседневную жизнь людей, живущих в ту эпоху. Всё это нашло отклик в его следующих книгах — «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1907 год), «Земля в снегу» (1908), и «Ночные часы» (1911).

В зрелый период творчества, который обозначен, как «синтеза», на творчестве А. Блока сказываются его путешествия в другие страны. Так, после поездки в Италию выходит цикл «Итальянские стихи». Однако основной темой является тема судьбы России. В этот период писатель пишет цикл «На поле Куликовом», где рассматривается связь современного человека с историческими событиями.

В 1915–1916 гг. творческая деятельность А. А. Блока снижается. Именно в этот период он пишет поэму «Возмездие», которую не завершает. Летом 1916 года его призывают в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин, и писатель направляется на фронт, где живёт, по его словам, «бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной» [3, с.11]. После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает редактором стенографических отчётов Чрезвычайной следственной комиссии, которая проводила допросы бывших деятелей царского правительства. В это время почти не пишет (хотя и приветствовал падение самодержавия). Лишь после Октябрьской революции он ощущает поэтический взлет, после которого отношение А. А. Блока к революции постепенно меняется. Революция, которую он изначально восхвалял, превратилась не в то, что все ожидали: «не душа Блока изменилась — изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился» [2, с.45].

Конечно, нельзя рассматривать творчество поэта отдельно от его биографии и политической жизни страны, тем более, что его стихотворения являются отражением не только мировоззрения, но и душевных переживаний. В стихотворениях мы видим выражение субъективной модальности через образы, художественные приемы и средства выразительности, а также через синтаксические конструкции, такие как вводные слова и предложения, которых достаточно много (особенно в ранней лирике поэта). Для выявления особенностей функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока, нами были рассмотрены стихотворения из сборников первого периода: «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме» и «Распутье». [2]

В проанализироанных нами стихотворениях было выявлено 40 примеров использования вводных конструкций. Наиболее частотной является конструкция «может быть» (или инверсия «быть может»), которая использовалась в лирике А. Блока 11 раз, что составляет 27 %. Например, в стихотворении «И поздно, и темно» мы встречаем две формы данной конструкции:

И не видать его — быть может , до могилы,

А может быть, не встретиться вовек

«И поздно, и темно»

Использование указанной вводной конструкции раскрывает предположение лирического героя о тех или иных событиях, при этом показана неуверенность его в том, что данные события действительно произойдут. В выше рассмотренном примере вводная конструкция может быть отражает предположение героя, что он больше никогда не встретит Божий дом.

Степень уверенности отражает и вводное слово казалось (оно встретилось 6 раз, что составляет 15 %) и однокоренное слово кажется (оно встретилось 2 раза, что составляет 5 %). Пример:

Но даже здесь, под игом чуждой воли,

Казалось , тяжки были небеса.

«Жизнь медленная шла»

В данном примере с помощью вводного слова казалось раскрываются чувства лирического героя: предположение героя о тяжести небес (использование метафоры) говорит об эмоциональной тяжести в душе героя.

В своих стихотворениях А. Блок часто обращается к героине, которой данные стихотворения посвящены, что осуществляет также с помощью вводного слова поверь , которое употребляется с целью убедить собеседника в истинности своих слов. Всего указанное слово встретилось 4 раза (10 %), при этом два из них в стихотворении «Вечереющий сумрак»:

Вечереющий сумрак, поверь ,

Мне напомнил неясный ответ.

<…>

В этой выси живу я, поверь,

Смутной памятью сумрачных лет…

«Вечереющий сумрак»

В данном примере лирический герой раскрывает свои чувства и впечатления и стремится передать их героини, которой стихотворение посвящено. В свою очередь, для полного убеждения герой повторяет вводное слово поверь .

4 раза и встретилось вводное слово знаю , которое отражает уверенность героя в раскрываемой информации, при этом наблюдается употребление единичного глагола, и глагола с местоимением ( я знаю ). Пример:

Там, знаю, впереди — морскую зыбь колышет

Дыханье сумрака — и мучает меня .

«За городом в полях весною воздух дышит»

Если ранее вводные конструкции (типа «быть может», «казалось») отражали частичную уверенность героя в чем-либо, то вводное слово знаю раскрывает полную его уверенность.

Частичную уверенность отражает и вводное слово видно, встретившееся в лирике А. Блока 4 раза, что составляет 10 %, при этом два раза указанное слово употребляется в стихотворении «Кто-то шепчет и смеется»:

В чьем-то женственном дыханьи,

Видно , вечно радость мне!

<…>

Ты нездешней, видно, силой

Наделен и окрылен.

«Кто-то шепчет и смеется»

В вышеуказанном примере данное вводное слово позволяет раскрыть частичную уверенность героя в том, что радость приносит ему дыхание возлюбленной и что это также окрыляет и наполняет силой героя.

Предположение помогает отразить вводное слово наверное , которое встретилось также три раза (7 %):

Пусть красный отблеск не замечу

Придет, наверное, она .

«Уходит день»

Также нами встретилось два примера употребления вводной конструкции все равно в значении словосочетания «во всяком случае», которое, в свою очередь, имеет ограничительно-оценочное значение. Всего данных конструкций встретилось 2, что составляет 5 %:

Да и песням знакомым не верю.

Всё равно — мне певца не понять...

«Видно дни золотые пришли»

По одному употреблению замечено вводных слов верю , раскрывающее уверенность в представленной информации, жаль и слава богу , показывающее эмоциональное состояние героя:

Я думал, что умру сегодня к ночи,

Но, слава богу , нет! Я жив и невредим…

«Я думал, что умру сегодня к ночи…»

Также в одном употреблении замечено вводное слово знай , позволяющее обратиться к героине, которой посвящено стихотворение, и обратить ее внимание к сообщению:

Но я, покорствуя заранее,

Знай , сохраню святой завет .

«Я все гадаю над тобою…»

Так, мы рассмотрели вводные конструкции, распределив их по частотности, которые встретились в лирике А. Блока. Теперь необходимо, систематизировав информацию, выявить, какие виды вводных конструкций частотны:

1) выражение неуверенности: 26 раз (65 %), к ним относятся вводные конструкции может быть (быть может), кажется, казалось, видно, наверное ;

2) выражение уверенности: 5 раз (12,5 %), среди них вводные слова верю и знаю ;

3) эмоциональная оценка: 4 раза (10 %), среди них вводные конструкции жаль, все равно и слава богу ;

4) привлечение внимания к сообщению: 5 раз (12,5 %), среди них нужно выделить вводные слова поверь и знай .

Нужно отметить, что данное разделение условно, так как вводные конструкции способны в своей семантике объединять сразу несколько значений. Например, вводное слово поверь не только помогает обратиться к героине, которой посвящено стихотворение, но и позволяет ее убедить в чем-либо:

Не жду я ранних тайн, поверь ,

Они не мне взойдут .

«Молчи, как встарь, скрывая снег»

Аналогичную функцию реализует и слово знай :

Но я, покорствуя заране,

Знай , сохраню святой завет .

«Я все гадаю над тобою…»

В свою очередь, вводные слова типа может быть (быть может), кажется, казалось, видно, наверное, которые относятся к конструкциям, отражающим неуверенность, в лирике А. Блока раскрывают одновременно и сомнение лирического героя, и допущение возможности определенных фактов и явлений:

А у рампы она — смущена

И, наверное , бога зовет!

«Смейся, паяц, но плакать не смей!»

С помощью данного вида конструкций писатель отражает мотив мечты — герой верит и допускает то, что героиня его любит, отсюда такая частотность использования вводной конструкции «может быть»:

Я, случайный, бедный, тленный,

Может быть , любим

«Сны раздумий небывалых»

Но также с помощью них раскрывается мотив грусти и разрушения надежд: с помощью данных конструкций писатель показывает чувства лирического героя:

Но, видно, я тяжелою тоскою

Корабль надежды потопил !

«Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет»

В данном примере мы наблюдаем, как с помощью вводного слова видно раскрывается то, что герой своей тоскою разрушил надежду (при этом показана по большей степени уверенность героя в этом). Так, показаны его сомнения на светлое будущее.

Также с помощью вводных конструкций неуверенности показано ощущение героя от пространства, описание которого раскрывает чувства героя, а именно его одиночество:

И в блеске утренних лучей

Казалось , ночь была немая .

«То отголосок юных дней»

В данном примере с помощью вводного слова казалось раскрывается ощущение, будто ночь была немая, тем самым акцентируется внимание на чувстве одиночества героя в ночи.

Стихотворения, проникнутые оптимизмом, а именно верой в светлое будущее (в ниже следующем примере раскрывается вера в то, что героиня придет к лирическому герою, что принесет ему счастье), содержат вводные конструкции уверенности:

Но верю , ты взойдешь, и вспыхнет сумрак алый,

Смыкая тайный круг, в движеньи запоздалый .

«Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла…»

Мотив надежды раскрывает и вводное слово «знаю» в следующем примере: герой верит, что героиня придет, при этом убеждает в этом и читателя за счет использование вводного слова уверенности:

Завершая дневные дела,

Знаю — вечером снова придешь .

«Днем вершу я дела суеты»

Уверенность, выраженная вводным словом знаю, в будущем, в котором рядом с героем будет возлюбленная, раскрывается и в стихотворении «Ловлю дрожащие, хладеющие руки». При этом вера отражается в далекое будущее (прошли года):

Прошли года, и ты — моя, я знаю,

Ловлю блаженный миг, смотрю в твои черты,

И жаркие слова невнятно повторяю…

«Ловлю дрожащие, хладеющие руки»

Вводные конструкции также помогают передать различный спектр эмоций героя: равнодушие, радость и сожаление. Например, с помощью вводной конструкции «слава богу» раскрывается радость героя, что он выжил после тяжелого дня:

Я думал, что умру сегодня к ночи,

Но, слава богу , нет! Я жив и невредим…

«Я думал, что умру сегодня к ночи…»

В данном примере мы наблюдаем сохранение мотива надежды: герой не ждет смерти, а, напротив, избегает ее, что говорит о его вере в счастливое будущее.

Вводная конструкция «все равно» раскрывает равнодушие героя, что говорит об его душевном опустошении. Например, в следующем примере герой отражает свою равнодушие к прекрасному пению, которое герой не способен понять, что говорит о пустоте в его душе, не умении радоваться, что связано с определенной потерей:

Только я не хочу узнавать.

Да и песням знакомым не верю.

Все равно — мне певца не понять.

От себя ли скрывать роковую потерю?

«Видно, дни золотые пришли»

Таким образом, мы можем сделать вывод, что писателем используются разнообразные вводные конструкции по значению и их функции в рамках лирических произведений А. Блока разнообразны: вводные конструкции неуверенности позволяют отразить одновременную веру и сомнения героя во что-либо; вводные конструкции уверенности помогают выразить надежду героя на будущее; вводные конструкции, выражающие эмоциональное состояние, передают радость, равнодушие и сожаление героя; вводные конструкции привлечения внимания к сообщению позволяют герою обратиться к героине и убедить ее в достоверности представленной информации (например, поверь).

Литература:

  1. Блок А. Полное собрание сочинений в 20-ти тт. — Том 1. — М.: Наука. 1997. — 642 с.
  2. Бекетова М. А. Воспоминания об Александре Блоке. — М.: Правда, 1990. — 669 с.
  3. Долгополов Л. К. А. Блок. Личность и творчество. — Л.: Наука. 1980. — 225 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вводное слово, Блок, конструкция, лирический герой, вводная конструкция, стихотворение, герой, раз, помощь, слово.


Ключевые слова

семантика, Александр Блок, вводные конструкции

Похожие статьи

Механизмы ввода героя-маски А.А. Блока в художественное...

В произведениях «ролевой» лирики стилистический окрашенное слово несет однозначно характеристическую функцию: оно помогает соотнести образ «я» с определенной социально-бытовой и культурно-исторической средой. В лирических же стихотворениях, где выступают автор-повествователь, собственно автор или лирический герой, сочетание и смена разнородных стилистических элементов передают сложное движение авторской

Перспектива исследований механизмов ввода героя ролевой лирики в художественное произведение – систематизация, накопление и объективация исследований, апробация теоретических...

Сложноподчиненные предложения с уступительной семантикой...

Порядок размещения частей в уступительной конструкции относительно свободный. Придаточные уступительные по отношению к главному могут находиться: а. в постпозиции: За моею тележкою четвёрка быков

Союзное соотношение хотя…но мы обычно встречаем там, где автор или герой излагают свои взгляды на определённую жизненную ситуацию, выражают свою жизненную позицию: …хотя она поспела только к середине

Отчленённый точкой сегмент сохраняет синтаксические связи с членами базового предложения, но позиционно оказывается самостоятельным. С его помощью выделяется наиболее важный момент в сообщении, то есть...

Механизмы ввода героя-маски А.А. Блока в художественное...

Обилие героев ролевой лирики в творчестве Блока приходится на ранний период его творчества. Большое количество лирики, в основе которой лежит ситуация стандартизации, приходится на лирические циклы «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». В ходе исследования эволюции героев ролевой лирики в творчестве А. Блока может сложиться превратное мнение, что развитие героя-маски ограничивается 1904 годом, когда были закончены «Распутья». Действительно, с 1904 года мы можем наблюдать отход А. Блока от сюжетов стандартизации.

Лингвопоэтические свойства парантез | Статья в журнале...

Использование вводных конструкций зависит от цели автора и от специфики высказывания. Научные исследования в области русской художественной литературы показывают, что вводные конструкции (парантезы) превратились в важнейшее средство выражения различной степени достоверности сообщения (уверенность, неуверенность, возможность, предположение и т. п.) Мы считаем, что при оценке видения автора использование им вводных конструкций имеет большее значение чем значение вставок(включений). Конечно, важное художественно-эстетическое значение может иметь иногда использование вставок в художественном тексте.

Об основных моментах анализа художественного произведения

лирический герой, стихотворение, герой, поэт, женщина, жизнь, окружающая среда, лирическая героиня, личная жизнь, внутренний мир. Этот прием вводит некую грустную лирическую линию, так как читатель отделяет повествователя от персонажей, и не раз в...

Слово «микитки» по словарю Ефремовой Т. Ф. имеет значение «Место в нижней части груди под ребрами» и дается в словаре с пометой. Повторение звука «о» передает стихотворению напевность, а также грустное настроение лирического героя и его разочарование.

Типы и функции эллиптических конструкций в художественном...

слова со значением слухового восприятия (8 случаев): «И здесь перестук молотков, топот копыт, рев звериный и вопль человеческий». Препозитивный локальный детерминант «здесь» и однородные подлежащие

Эллипсису могут также подвергаться слова (глаголы, краткие причастия) со значением зрительного восприятия (7 случаев): «Но что там, за минаретами Шир-Дара?»; «И куда ни взглянешь — всюду искусность доведенная до своего предела».

конструкция, глагол, вершинный предикат, английский язык, предикатное значение, значение необходимости, зависимый предикат, тип конструкций, вводное предложение, бурятский язык.

Синтаксические конструкции текстов контрольно-измерительных...

Основой синтаксических конструкций служат отношения, которые возникают в строе речи между словом и предложением. Предложение, как грамматически оформленная синтаксическая единица, может быть построено различными видами не только в разных языках, но и в одном и том же. Они могут быть выражены одним словом, могут передаваться сочетаниями слов, могут подразделяться на сложносочиненные и сложноподчиненные разновидности [4]. В развернутом сложном предложении слово может выступать самостоятельно и обособленно только в позиции вводного слова.

Средства художественной выразительности в поэме...

Здесь можно предположить, что лирический герой с ужасом думает о смерти любви, понимая происходящие обстоятельства: Лиля Брик не принадлежит Маяковскому, как он того бы хотел, она отдана другому. Но можно ли говорить о полноценной любовной смерти. Конечно же, нет.

Маяковский использовал лестничное строение стиха, где каждое слово — «ступенька». У него каждое из слов имеет логическое ударение и смысловую нагрузку. Также он создавал новые методы рифмовки, самое характерное слово он ставил в конец строки и подбирал к нему рифму.

Цикл «Стихи к Блоку» как выражение субъективных...

В цикле «Стихи к Блоку» сюжет развивается во времени (стихотворения расположены в строго хронологической последовательности), в пространстве (в разномасштабных категориях его восприятия: Москва, Петроград, Россия, бытие).

Это стихотворение очень точно показывает, какое значение придавала слову, в частности имени Цветаева.

Второе стихотворение навеяно мистикой, где все несколько сумбурно, отрывочно. В нем уже намечаются взаимоотношения между Блоком и Цветаевой (завязка лирического сюжета): Нежный призрак

Похожие статьи

Механизмы ввода героя-маски А.А. Блока в художественное...

В произведениях «ролевой» лирики стилистический окрашенное слово несет однозначно характеристическую функцию: оно помогает соотнести образ «я» с определенной социально-бытовой и культурно-исторической средой. В лирических же стихотворениях, где выступают автор-повествователь, собственно автор или лирический герой, сочетание и смена разнородных стилистических элементов передают сложное движение авторской

Перспектива исследований механизмов ввода героя ролевой лирики в художественное произведение – систематизация, накопление и объективация исследований, апробация теоретических...

Сложноподчиненные предложения с уступительной семантикой...

Порядок размещения частей в уступительной конструкции относительно свободный. Придаточные уступительные по отношению к главному могут находиться: а. в постпозиции: За моею тележкою четвёрка быков

Союзное соотношение хотя…но мы обычно встречаем там, где автор или герой излагают свои взгляды на определённую жизненную ситуацию, выражают свою жизненную позицию: …хотя она поспела только к середине

Отчленённый точкой сегмент сохраняет синтаксические связи с членами базового предложения, но позиционно оказывается самостоятельным. С его помощью выделяется наиболее важный момент в сообщении, то есть...

Механизмы ввода героя-маски А.А. Блока в художественное...

Обилие героев ролевой лирики в творчестве Блока приходится на ранний период его творчества. Большое количество лирики, в основе которой лежит ситуация стандартизации, приходится на лирические циклы «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». В ходе исследования эволюции героев ролевой лирики в творчестве А. Блока может сложиться превратное мнение, что развитие героя-маски ограничивается 1904 годом, когда были закончены «Распутья». Действительно, с 1904 года мы можем наблюдать отход А. Блока от сюжетов стандартизации.

Лингвопоэтические свойства парантез | Статья в журнале...

Использование вводных конструкций зависит от цели автора и от специфики высказывания. Научные исследования в области русской художественной литературы показывают, что вводные конструкции (парантезы) превратились в важнейшее средство выражения различной степени достоверности сообщения (уверенность, неуверенность, возможность, предположение и т. п.) Мы считаем, что при оценке видения автора использование им вводных конструкций имеет большее значение чем значение вставок(включений). Конечно, важное художественно-эстетическое значение может иметь иногда использование вставок в художественном тексте.

Об основных моментах анализа художественного произведения

лирический герой, стихотворение, герой, поэт, женщина, жизнь, окружающая среда, лирическая героиня, личная жизнь, внутренний мир. Этот прием вводит некую грустную лирическую линию, так как читатель отделяет повествователя от персонажей, и не раз в...

Слово «микитки» по словарю Ефремовой Т. Ф. имеет значение «Место в нижней части груди под ребрами» и дается в словаре с пометой. Повторение звука «о» передает стихотворению напевность, а также грустное настроение лирического героя и его разочарование.

Типы и функции эллиптических конструкций в художественном...

слова со значением слухового восприятия (8 случаев): «И здесь перестук молотков, топот копыт, рев звериный и вопль человеческий». Препозитивный локальный детерминант «здесь» и однородные подлежащие

Эллипсису могут также подвергаться слова (глаголы, краткие причастия) со значением зрительного восприятия (7 случаев): «Но что там, за минаретами Шир-Дара?»; «И куда ни взглянешь — всюду искусность доведенная до своего предела».

конструкция, глагол, вершинный предикат, английский язык, предикатное значение, значение необходимости, зависимый предикат, тип конструкций, вводное предложение, бурятский язык.

Синтаксические конструкции текстов контрольно-измерительных...

Основой синтаксических конструкций служат отношения, которые возникают в строе речи между словом и предложением. Предложение, как грамматически оформленная синтаксическая единица, может быть построено различными видами не только в разных языках, но и в одном и том же. Они могут быть выражены одним словом, могут передаваться сочетаниями слов, могут подразделяться на сложносочиненные и сложноподчиненные разновидности [4]. В развернутом сложном предложении слово может выступать самостоятельно и обособленно только в позиции вводного слова.

Средства художественной выразительности в поэме...

Здесь можно предположить, что лирический герой с ужасом думает о смерти любви, понимая происходящие обстоятельства: Лиля Брик не принадлежит Маяковскому, как он того бы хотел, она отдана другому. Но можно ли говорить о полноценной любовной смерти. Конечно же, нет.

Маяковский использовал лестничное строение стиха, где каждое слово — «ступенька». У него каждое из слов имеет логическое ударение и смысловую нагрузку. Также он создавал новые методы рифмовки, самое характерное слово он ставил в конец строки и подбирал к нему рифму.

Цикл «Стихи к Блоку» как выражение субъективных...

В цикле «Стихи к Блоку» сюжет развивается во времени (стихотворения расположены в строго хронологической последовательности), в пространстве (в разномасштабных категориях его восприятия: Москва, Петроград, Россия, бытие).

Это стихотворение очень точно показывает, какое значение придавала слову, в частности имени Цветаева.

Второе стихотворение навеяно мистикой, где все несколько сумбурно, отрывочно. В нем уже намечаются взаимоотношения между Блоком и Цветаевой (завязка лирического сюжета): Нежный призрак

Задать вопрос