Значение предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий в развитии взаимодействия государства и общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 937 раз

Библиографическое описание:

Хайбуллина, С. А. Значение предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий в развитии взаимодействия государства и общества / С. А. Хайбуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86695/ (дата обращения: 20.04.2024).



В работе исследованы направления развития предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Подчеркивается, что использование данных средств в деятельности органов государственной власти направлено главным образом на усиление результативности механизма государственного управления с помощью информационной инфраструктуры, взаимодействие между государственными органами, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Выделено значение предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий в развитии взаимодействия государства и общества.

Ключевые слова : государственные услуги, правовое регулирование, цифровизация, электронное правительство, предоставление государственных услуг, получение государственных услуг в электронном виде.

The paper studies the directions of development of the provision of public services based on information and communication technologies. It is emphasized that the use of these funds in the activities of public authorities is aimed mainly at enhancing the effectiveness of the public administration mechanism with the help of information infrastructure, interaction between government bodies, the population and organizations within the framework of the provision of public services. The importance of the provision of public services based on information and communication technologies in the development of interaction between the state and society is highlighted.

Keywords : public services, legal regulation, digitalization, e-government, provision of public services, receipt of public services in electronic form.

Цифровые технологии активно внедряются в деятельность органов государственной власти, что предопределяется масштабным выстраиванием государством стратегических ориентиров на создание электронного правительства и переход на цифровые формы взаимодействия участников управленческих отношений. Цифровизация общественных отношений вызывает необходимость в изменениях управленческих приемов воздействия на них, а также тех инструментов, в соответствии с которыми определяется структура, процесс принятия и исполнения управленческих решений — административных процедур. В этом контексте актуально говорить о происходящей цифровой трансформации административно-процедурной деятельности органов государственного управления.

Важнейшим аспектом качества жизни граждан страны является возможность получения государственных и муниципальных услуг в достаточном объеме, своевременно, быстро и качественно, что сегодня не реализовано в Российской Федерации в полной мере. В этой связи проблематика цифровизации государственных и муниципальных услуг представляется крайне актуальной.

Государственная услуга представляет собой деятельность по реализации функций органа, предоставляющего государственную услугу, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [1].

Перевод государственных услуг в электронную форму является общемировой тенденцией развития электронных правительств развитых и развивающихся стран. Трансформация государственных услуг привела к цифровизации государственных функций, разработке и развитию электронных сервисов, а также переходу на новые принципы организации процесса предоставления государственных услуг, существенно расширив возможности охвата населения при одновременном сокращении сроков предоставления и упрощения процедур, что сказалось на снижении административных барьеров [7, с. 376].

Теоретические исследования подчеркивают значимость цифровизации государственного управления для повышения качества государственных услуг для граждан, а также повышения эффективности исполнения государственных функций в результате внедрения гибких моделей управления. Внедрение цифровых технологий способствует развитию гражданских механизмов участия и вовлечению граждан в процесс создания и оказания государственных услуг. Использование новых возможностей может изменить саму логику оказания государственных услуг и перейти от традиционной модели управления к сервисным моделям организации деятельности и учету индивидуальных потребностей граждан при взаимодействии с государством [3, с. 47].

Сегодня все виды государственных и муниципальных услуг отражены в Федеральном реестре на портале «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» [6], состоящем из 4-х разделов:

а) реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов;

б) реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления;

г) справочная информация.

В настоящее время в реестры государственных и муниципальных услуг внесены сведения о более чем 220 тыс. услуг, отличающихся различными подходами к их квалификации в качестве услуг, а также наименованиями, что значительно осложняет возможности комплексного анализа и мониторинга их предоставления.

При применении информационно-коммуникационных средств в предоставлении госуслуг можно вести речь о существенном повышении эффективности работы государственных органов, что выражается в следующем:

— упрощение сбора, обработки, передачи и обмена различными информационными ресурсами, такими как данные, знания, информация, необходимая для выполнения различных процессов;

— предоставление доступа пользователям, уполномоченным на различные типы данных, независимо от физического места хранения данных;

— оптимизация процессов анализа и принятия решений руководителями различных уровней управления;

— повышение автоматизации процессов и ограничение (или устранение) роли человека в них;

— позволяет легко контролировать ход всего процесса и его отдельных элементов и этапов;

— упрощение внесения изменений в управленческий процесс;

— улучшение процессов межведомственного общения [8, с. 217].

Использование информационно-коммуникационных средств в предоставлении госуслуг является необходимым в целях оптимизации системы государственного управления, что позволяет повысить эффективность управления: оптимальное использование информационных технологий позволит повысить эффективность процессов государственного управления как на федеральном, так и на уровне субъектов. Кроме того, данные средства являются важнейшей сферой, обеспечивающей связь власти с народом.

В целом, межведомственное взаимодействие на основе информационного обеспечения, создание реестров государственных услуг, наличие межмуниципальных информационных систем и баз данных, свободный доступ общественности к информации о текущей деятельности органов власти и госуслугам, — все эти новации, основанные на информационном обеспечении, стали следствием формирования в стране инфраструктуры «электронного правительства» (или «компактного государства») — системы интерактивного общения государства и граждан при помощи информационно-коммуникационных технологий [4, с. 210].

В период сложной эпидемиологической обстановки использование систем информационного обеспечения приобретет особую значимость. В этой связи положительным представляется, что Российская Федерация в вопросе применения их имеет уже накопленный опыт. Кроме того, перевод большинства работников на дистанционный режим открыло новые резервы удаленного взаимодействия людей. Напротив, непосредственное обращение в органы по вопросам, которые объективно могут решаться дистанционно приводит к необоснованной потере времени, расходов на транспорт и т. д. Использование данных средств поспособствует избавлению от очередей, что влияет на снижение риска заражения как государственных служащих, так и населения в целом [2, с. 27].

Госуслуги — один из крупнейших проектов в данной области. Удобство сайта заключается в том, он содержит в себе информацию о порядке предоставления той или иной услуги. Кроме того, все услуги соотносятся с конкретным регионом Российской Федерации. Картотека сайта дает представление об услуге, информации о ее стоимости, сроках исполнения, документах, которые необходимо предоставить. В том случае, если предоставление услуги невозможно, информация о причинах такого отказа, возможности обжалования решения имеется в соответствующих разделах.

Стоит отметить, что в качестве положительных результатов внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в государственное управление следует рассматривать отсутствие больших очередей за справками, документами, пособиями и т. д.; экономия времени, средств, как со стороны граждан, так и служащих; удобство в виде перевода архива документов в электронный вид; борьба с коррупцией [5, с. 137].

С развитием информационного обеспечения государственного управления органы власти получили ряд новых инструментов социального управления:

— появилась возможность стимулировать население к более активному участию в решении вопросов социально-экономической повестки за счет реализации функции общественного контроля в режиме реального времени;

— открылись перспективы повышения качества работы органов власти (на основе сети офисов МФЦ и цифровых сервисов интернет-ресурсов);

— значительно упростилась задача текущего мониторинга информации для целей управления.

Таким образом, реформа системы государственного управления и реализация модели «Электронного правительства» сформировала потребность в организации предоставления госуслуг в новой электронной форме, что повлекло за собой необходимость перестройки существующей системы взаимодействия ведомственных организаций с гражданами и бизнес-сообществом, а также внедрения новых моделей межведомственного взаимодействия. Предоставление государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий способно повысить удовлетворенность граждан, снизить издержки общества при взаимодействии с государством, повысить надежность и безопасность информационных систем, технологическую независимость от иностранного оборудования. В целом применение информационно-коммуникационных средств в функционировании органов государственной власти обеспечивает результативное решение задач управления в целях высокого качества жизни населения на основе использования современных технических средств и информационных технологий.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. N 168. 30.07.2010.
  2. Воробьёва О. А., Важинский К. В. Пути применения информационных технологий в управлении государственной и муниципальной службой // Jurnalul Umanitar Modern. 2021. Т. 4. № 1 (7). С. 26–29.
  3. Добролюбова Е. И., Старостина А. Н. Оценка цифровизации взаимодействия государства и граждан // Статистика и Экономика. 2021. Т. 18. № 2. С. 45–56.
  4. Ефимова Я. Е. Государственное и муниципальное управление в цифровую эпоху // В сборнике: Социальная реальность виртуального пространства. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О. А. Полюшкевич. Иркутск, 2021. С. 209–212.
  5. Овчинникова Л. И. Современные информационные и коммуникационные технологии и их влияние на эффективность государственного и муниципального управления // Евразийский юридический журнал. 2021. № 2 (153). С. 136–138.
  6. Портал федерального ситуационного центра электронного правительства [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://sc-new.minsvyaz.ru/ (дата обращения: 04.10.2021).
  7. Соболь Т. С., Федотов В. В. Совершенствование механизма предоставления государственных услуг в электронном виде // Наука и общество — 2020: материалы Международной научной конференции. М., 2020. С. 376–381.
  8. Турпалова М. С. А., Хайдаров И. И. Информационные технологии // В сборнике: Информационные технологии в образовании. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2020. С. 216–220.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, государственное управление, Российская Федерация, информационное обеспечение, государственная власть, электронное правительство, государственная услуга, межведомственное взаимодействие, электронная форма, электронный вид.


Похожие статьи

Реализация системы межведомственного электронного...

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти, повышение. Система межведомственного электронного взаимодействия. - обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в...

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения.

Основные термины (генерируются автоматически): электронный вид, услуга, государственная власть, межведомственное электронное взаимодействие, рамка...

Информационные системы электронного развития...

 Электронное взаимодействие государственных организаций и ведомств между собой, с бизнесом и гражданами, а также обеспечение доступности и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме на сегодняшний день...

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

электронное правительство, государственное управление, EGDI, гражданин, государственная власть, услуга, деятельность органов, повышение эффективности, российская Федерация, Россия.

Система межведомственного электронного взаимодействия

- обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной

Проблемы межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг в электронном виде.

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган...

Структура механизмов электронного правительства России

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти...

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Авторы: Дербенов Чингис Юрьевич, Босхомджиева Даяна Басанговна.

электронное правительство, Московская область, административная реформа, услуга, Российская Федерация, Россия...

Правовое регулирование предоставления государственных...

государственное управление, Российская Федерация, услуга, электронная форма, законодательный акт, государственная тайна, государственная услуга, информационное обеспечение, местное самоуправление...

Реализация программы "Электронное правительство" на...

В модели "электронное правительство" выделяются четыре четко выраженные сферы

Государственная услуга – это действия (решения) выполняемые по запросу или требованию по

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган...

Похожие статьи

Реализация системы межведомственного электронного...

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти, повышение. Система межведомственного электронного взаимодействия. - обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в...

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения.

Основные термины (генерируются автоматически): электронный вид, услуга, государственная власть, межведомственное электронное взаимодействие, рамка...

Информационные системы электронного развития...

 Электронное взаимодействие государственных организаций и ведомств между собой, с бизнесом и гражданами, а также обеспечение доступности и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме на сегодняшний день...

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

электронное правительство, государственное управление, EGDI, гражданин, государственная власть, услуга, деятельность органов, повышение эффективности, российская Федерация, Россия.

Система межведомственного электронного взаимодействия

- обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной

Проблемы межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг в электронном виде.

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган...

Структура механизмов электронного правительства России

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти...

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Авторы: Дербенов Чингис Юрьевич, Босхомджиева Даяна Басанговна.

электронное правительство, Московская область, административная реформа, услуга, Российская Федерация, Россия...

Правовое регулирование предоставления государственных...

государственное управление, Российская Федерация, услуга, электронная форма, законодательный акт, государственная тайна, государственная услуга, информационное обеспечение, местное самоуправление...

Реализация программы "Электронное правительство" на...

В модели "электронное правительство" выделяются четыре четко выраженные сферы

Государственная услуга – это действия (решения) выполняемые по запросу или требованию по

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган...

Задать вопрос