Проблемы реализации конституционной гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 07.12.2021

Статья просмотрена: 470 раз

Библиографическое описание:

Мешков, А. В. Проблемы реализации конституционной гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / А. В. Мешков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86397/ (дата обращения: 19.04.2024).



Автор статьи проводит обзорный анализ действующего законодательства по вопросу реализации конституционной гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также имеющихся проблем в данной области.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина являются основной и главенствующей конституционной гарантией. Вместе с тем, сегодня указанная гарантия зачастую не соблюдается. Особенно данная проблема проявляется в современных реалиях общественных отношений, характеризуемых появлением и распространением коронавирусной инфекции, а также достаточно серьезными ограничениями.

Так, Н. И. Платонова утверждает, что «пандемия COVID-19 заставила по-иному взглянуть на различные процессы общественной жизни, прежде всего в области здравоохранения, сделав очевидной необходимость внедрения современных цифровых технологий как инструмента государственного управления соответствующей сферой. Пандемия COVID-19 повлияла и влияет на все страны мира, затронув все сферы жизни общества, став угрозой национальной безопасности номер один каждого государства на планете. Независимо от уровня экономического развития, политического и иных факторов страны показали свою неготовность противостоять биологической угрозе. В области государственного управления здравоохранением стала очевидной резкая необходимость более глубокого имплементирования современных технологий, позволяющих принимать управленческие решения исходя из актуальных потребностей общества. Можно говорить о том, что именно пандемия стала своего рода триггером для развития цифровых технологий в области здравоохранения. Цифровая трансформация данной области началась не сегодня, однако именно в условиях пандемии современные технологии в области охраны здоровья граждан становятся наиболее востребованными» [1].

Н. Л. Ильин, подчеркивая международно-правовую природу соблюдения прав и свобод человека и гражданина, указывает, что «международное право в целом и Европейский суд по правам человека (далее — Европейский суд) в частности относят данный принцип к базовым, на которых строится дальнейшая цепочка принципов и вообще вся правовая система. В связи с этим теме законности и понятию «закон» посвящено очень много постановлений Европейского суда, содержащих необходимые ситуационные толкования. Так, Европейский суд неоднократно отмечал, что вмешательство в права и свободы человека может считаться законным лишь при условии, что оно имеет некую основу в национальном законодательстве. Термин «закон» должен пониматься в его сущностном смысле, а не только формальном. В сфере, охватываемой писаным правом, закон представляет собой действующие нормативные акты в толковании компетентных судов. Это также означает, что формулировки закона должны быть достаточно определенными для того, чтобы лица имели адекватное представление об обстоятельствах и условиях, дающих властям право прибегнуть к тем или иным мерам. Кроме того, национальное законодательство должно предусматривать меры правовой защиты от произвольного вмешательства публичных властей в права, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод» [2]/

Как справедливо отмечает С. Б. Сабаева, что «оценка состояния соблюдения и защиты прав человека является одним из важнейших направлений государственной политики, осуществляемой органами государственной власти, а также научно-исследовательскими институтами, аналитическими центрами и иными институтами гражданского общества. В оценке осуществления и состояния защищенности прав человека существует ряд проблем. Одна из них — отсутствие единых критериев и показателей общей системы оценки применительно к трем направлениям: 1) к соблюдению и осуществлению прав и свобод человека и гражданина; 2) к возможностям защиты прав и свобод человека и гражданина; 3) к эффективности оценки деятельности органов государственной власти, учитывающей весь управленческий механизм применительно к распределению ресурсов; 4) к научной составляющей стратегического планирования. Каждое из этих направлений в различной степени затрагивает такие субъекты общественных отношений, как органы государственной власти, уполномоченные по правам человека, общественные палаты, а также участие общественных организаций и граждан в реализации и защите прав человека» [3].

Д. С. Тишков, определяя особую роль органам прокуратуры в обеспечении прав и свобод граждан, указывает, что «надзор органов прокуратуры Российской Федерации играет существенную роль в обеспечении соблюдения конституционных и иных нормативных предписаний, посвященных осуществлению трудовой деятельности граждан. Принимаемые меры реагирования способствуют прежде всего восстановлению нарушенного права на труд, привлечению виновных в допущенных нарушениях лиц к установленной законом ответственности, а также предупреждению новых нарушений законодательства о труде. Вместе с тем отсутствие нормативного определения предмета надзора за соблюдением конституционного права личности на труд нередко препятствует эффективности деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. В связи с этим в целях повышения эффективности надзора представляется целесообразным закрепить предмет надзора за соблюдением конституционного права личности на труд в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора Российской Федерации» [4].

На особую актуальность исследования данного вопроса указывает И. А. Мослов, который в своём исследовании, посвященном обеспечению законности применения административно-юрисдикционных средств в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, указывает, что «деятельность прокурора по обеспечению защиты прав граждан в такое время имеет высокую значимость и весьма разносторонний характер, будучи направленной на содействие надлежащему применению законодательства об административных правонарушениях путем использования надзорных полномочий, а нередко — путем самостоятельного инициирования административного преследования и оспаривания судебных актов (ст. 24.6, 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Совершение административного правонарушения при чрезвычайных обстоятельствах признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 5 ч. 1 ст. 4.3 КоАП), однако в некоторых случаях законодатель предусмотрел применительно к исследуемой проблематике специальные составы административных правонарушений, которые по своему характеру весьма разнообразны и рассредоточены по Особенной части КоАП [5].

Таким образом, несмотря на конституционную природу соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в современных реалиях общественных отношений, характеризуемых неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и мировым кризисом, права и свободы человека и гражданина соблюдаются не всегда. Правовое регулирование прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина также требует дальнейшего совершенствования.

Юридическая наука содержит в себе огромный потенциал, позволяющий своевременно выявлять проблемы и противоречия правового регулирования тех или иных общественных отношений, а также моделировать потенциальные пути их решения.

Так, к примеру, Е. А. Бобров в своем исследовании, посвященном эффективности дачи заключения как формы участия прокурора в гражданском процессе, приходит к выводу о «возможности исключения из гражданского процесса второй формы — дачи прокурором заключения по конкретным видам споров по делам, рассматриваемым мировыми судьями, районными судами, областными и равными им судами. Это позволит расширить доступность и повысить результативность первой формы участия прокурора в гражданском процессе — по искам в защиту прав и свобод социально незащищенных граждан, включая неопределенный круг лиц, интересов государственных или муниципальных публичных образований, по социально приоритетным категориям споров (как и дел об оспаривании нормативных правовых актов в административном процессе). Вместе с этим в целях дальнейшего укрепления законности и обеспечения единства правоприменения следует сохранить заключение прокурора по всем делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, где формируется судебная практика (а в административном процессе — по делам об оспаривании нормативных правовых актов в судах всех инстанций)» [6].

Литература:

1. Платонова Н. И. Цифровизация системы здравоохранения в период пандемии // Юрист. — 2021. — № 1. — С. 17–22.

2. Ильин Н. Л. Международно-правовые принципы судебного контроля за соблюдением прав на свободу и личную неприкосновенность // Судья. — 2019. — № 3. — С. 28–31.

3. Сабаева С. В. Критерии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Российской Федерации: проблемы методологии // Конституционное и муниципальное право. — 2018. — № 5. — С. 29–35.

4. Тишков Д. С. Некоторые особенности предмета прокурорского надзора за соблюдением конституционного права личности на труд // Вестник Омской юридической академии. — 2017. — № 3. — С. 23–27.

5. Маслов И. А. Обеспечение законности применения административно-юрисдикционных средств в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации // Законность. — 2021. — № 8. — С. 22–26.

6. Бобров Е. А. О проблеме эффективности дачи заключения как формы участия прокурора в гражданском процессе // Российская юстиция. — 2019. — № 4. — С. 29–31.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, гражданин, Европейский суд, Российская Федерация, государственная власть, гражданский процесс, административный процесс, государственное управление, национальное законодательство, неблагоприятная эпидемиологическая ситуация.


Похожие статьи

Пандемия коронавируса COVID-19: государство, граждане и меры...

Политические режимы и формы государственного управления всех стран мира подверглись

В случае нарушения российские граждане несут административную ответственность.

Разъяснения о порядке реализации постановления главного государственного санитарного...

Решение Европейского Суда по правам человека как источник...

Дана характеристика ЕСПЧ, как источника Гражданского процессуально права Российской Федерации.

 В статье даётся характеристика решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Представлен анализ принятых в судебной практике решений.

Значение прецедентной практики Европейского Суда по правам...

Вначале отметим, что Европейский суд по правам человека называет собственную практику прецедентной.

Для национальных судебных систем прецедентная практика Европейского суда имеет большое значение. Здесь мы имеем в виду не только итоговые акты ЕСПЧ, но...

Реализация принципа гласности в условиях пандемии

Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации в статье 10 закрепляет конституционный принцип гласности судебного разбирательства в гражданском судопроизводстве. Данный принцип предполагает открытость судебных заседаний в общем...

Будущее за онлайн-судами, или Что породил COVID-19

Что касается Европейского Суда по правам человека, он с 16 марта 2020 г. также

Первое слушание дел в Верховном Суде Российской Федерации в режиме удалённого присутствия

На современном этапе Верховный Суд Российской Федерации и вся судебная система...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод...

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей конституционной гарантией в Российской Федерации.

Компетенция данного органа предполагает осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан.

Некоторые вопросы реализации конституционной гарантии...

В Российской Федерации гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина является конституционной и нашла закрепление в

Ведь, если человек не сможет реализовать обеспечительное, по сравнению с судебной защитой прав и свобод человека и гражданина...

Деятельность федеральных государственных органов по...

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, режим чрезвычайного

Деятельность федеральных органов государственной власти по ограничению и защите прав и свобод человека и гражданина разнопланова и...

Влияние решений Европейского суда по правам человека на...

Конституционный Суд РФ впервые сослался на постановления Европейского Суда по правам человека в своем постановлении от 23

Таким образом, в вопросах, касающихся правового статуса личности в Российской Федерации, решения Европейского Суда фактически...

Похожие статьи

Пандемия коронавируса COVID-19: государство, граждане и меры...

Политические режимы и формы государственного управления всех стран мира подверглись

В случае нарушения российские граждане несут административную ответственность.

Разъяснения о порядке реализации постановления главного государственного санитарного...

Решение Европейского Суда по правам человека как источник...

Дана характеристика ЕСПЧ, как источника Гражданского процессуально права Российской Федерации.

 В статье даётся характеристика решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Представлен анализ принятых в судебной практике решений.

Значение прецедентной практики Европейского Суда по правам...

Вначале отметим, что Европейский суд по правам человека называет собственную практику прецедентной.

Для национальных судебных систем прецедентная практика Европейского суда имеет большое значение. Здесь мы имеем в виду не только итоговые акты ЕСПЧ, но...

Реализация принципа гласности в условиях пандемии

Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации в статье 10 закрепляет конституционный принцип гласности судебного разбирательства в гражданском судопроизводстве. Данный принцип предполагает открытость судебных заседаний в общем...

Будущее за онлайн-судами, или Что породил COVID-19

Что касается Европейского Суда по правам человека, он с 16 марта 2020 г. также

Первое слушание дел в Верховном Суде Российской Федерации в режиме удалённого присутствия

На современном этапе Верховный Суд Российской Федерации и вся судебная система...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод...

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей конституционной гарантией в Российской Федерации.

Компетенция данного органа предполагает осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан.

Некоторые вопросы реализации конституционной гарантии...

В Российской Федерации гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина является конституционной и нашла закрепление в

Ведь, если человек не сможет реализовать обеспечительное, по сравнению с судебной защитой прав и свобод человека и гражданина...

Деятельность федеральных государственных органов по...

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, режим чрезвычайного

Деятельность федеральных органов государственной власти по ограничению и защите прав и свобод человека и гражданина разнопланова и...

Влияние решений Европейского суда по правам человека на...

Конституционный Суд РФ впервые сослался на постановления Европейского Суда по правам человека в своем постановлении от 23

Таким образом, в вопросах, касающихся правового статуса личности в Российской Федерации, решения Европейского Суда фактически...

Задать вопрос