К вопросу об изучении термина «художественный мир» в литературоведении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 02.12.2021

Статья просмотрена: 290 раз

Библиографическое описание:

Юсупова, Н. А. К вопросу об изучении термина «художественный мир» в литературоведении / Н. А. Юсупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 480-482. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86235/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена эволюции понятия «художественный мир» в научной мысли. Переосмысление и обновление понятия «художественный мир» необходимо в связи с тем, что ранее определявшие это понятие термины уже не могут адекватно идентифицировать литературный процесс и специфику художественных текстов. Актуальность названной темы обусловлена необходимостью обобщить имеющиеся концепции на категорию «художественный мир», исходя из закономерностей развития современного литературного процесса. Автор статьи использует методику аккумулирования и накопления знаний с целью дальнейшего их обобщения и систематизации. Юсупова Н. приходит к выводу о том, что исходя из вышеизложенных мыслей на понятие «художественный мир», на сегодняшний момент наиболее адекватным в литературоведческой науке является определение А. Ф. Лосева, который трактует это понятие как стиль художественного произведения.

Ключевые слова: литературный процесс, поэтика, художественное произведение, внутренняя форма, стиль.

В процессе развития научной мысли переоценка и замещение терминов неизбежна. Уточнение или замена термина происходит в том случае, если, термины уже не способствуют адекватному осмыслению литературного процесса и художественного произведения. Так, термин «поэтика» в литературоведении ХХ в. приобрел обновленный смысл, что без уточнения значения, включаемого в него, и зоны его использования, он практически потерял смысловую определенность. Аналогичные тенденции привели к формированию новой концепции, согласно которой, произведение необходимо трактовать как художественный мир. В эстетической мысли эпохи Возрождения возникает идея о том, что художественное произведение являет собой специфический, независимый от реальности идеальный мир (Ф.Сидни «Защита поэзии», Дж. Паттенхем «Искусство английской поэзии») [1]. Разработанное В. фон Гумбольдтом и Г. В. Ф.Гегелем учение о «высшей трансцендентной реальности, порождаемой воображением», продолжило научные мысли эпохи Возрождения. Так, Гумбольдт отмечал, что «силой воображения поэт создает в своем творчестве принципиально иной мир» [2, с. 170–176.]. Немецкий мыслитель утверждал идею о единстве и независимости художественного текста. Исходя из концепции Гумбольта, «поэт стирает в нем черты, основанные на случайном, а все остальное приводит во взаимосвязь, при которой целое зависит лишь от самого себя» [2, с. 170–176.].

Это единство философ обозначает как мир, уточняя, что слово «мир» применяется в данном контексте как метафора. Гумбольдт определяет мир как «замкнутый круг всего действительного», где главенствует «стремление к замкнутой внутри себя полноте», а «всякая точка — это центр целого» [2, с. 170–176.]. Таким образом, художественный мир способен сформироваться из всякой точки пространства, то есть все части произведения равнозначны.

Во второй половине ХІХ в. эволюция взглядов о «художественном мире» обусловлена возникновением понятия «внутренней формы» произведения. Первым, кто оформил данную концепцию, становится А. А. Потебня. Ученый предлагал возможность дифференциации внешней и внутренней формы слова, предупреждая, о сдвиге категорий «внутренняя форма» и «содержание» [3].

Далее в развитии термина значимый вклад сделали американские исследователи Р.Уэллен и О.Уоррен, которые утверждали «жизнеподобный» алгоритм мотивировок в художественном произведении, то есть художественный метод [3]. В искусстве видимость важнее реальности. Каждый человек — живописец, композитор, скульптор, писатель — способен сформировать свой собственный художественный мир. Однако, это не является количеством отдельных его элементов, а составляет целостность.

Современное направление развития русской литературоведческой мысли сводится к актуализации проблемы определения категории «художественный мир». На сегодняшний момент возникает большое количество научных исследований, предметом которых становится «художественный мир» как в пределах творчество отдельных писателей, так и в рамках художественных систем. Концепция о «художественном мире» произведения сформирована, однако до сих пор нет единого определения этого термина. Художественный мир часто определяется как поэтика, идейно-художественное своеобразие, картина мира [1]. Так, в ракурсе внимания многих современных исследователей находится проблема терминологической синонимии. М. М. Гиршман справедливо отмечает, что «один и тот же объект трансформируется во множество предметов, получающих разные имена в различных авторских концепциях и литературоведческих направлениях. Текст, художественный текст, эстетический текст, контекст, интертекст, мир, художественный мир, поэтический мир, художественная целостность, интенциональный предмет, виртуальная реальность» [4]. В. И. Тюпа для определения категории «художественный мир» используется термин «эстетический дискурс» или «гетерокосмос» [5]. Л. В. Чернец называет художественный мир «метасловесным измерением литературного произведения» [6, с. 191–202], В. Н. Топоров — «духовным пространством» [7, с. 7111]. Для идентификации категории «художественный мир» важны идеи А. Ф. Лосева, обозначенные в исследовании «Проблема художественного стиля». Стиль, по А. Ф. Лосеву, — это «художественный мир» в его техническом аспекте, взятый в ракурсе «воплощения». «Художественный мир» является выражением целостности художественного мышления и его реализации, содержания и формы. Это не только принцип, но и воплощенность, конструирование и конструкт одновременно, моделирование и модель, синтез статики и динамики. [8, с. 226]. В работах некоторых исследователей, «художественный мир» идентифицируется как система концептов в творчестве писателя. Суть концепта наиболее полно выражена в определении Ю. С. Степанова: это своего рода «сгусток культуры в сознании человека…, тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, который сопровождает слово» [9].

Таким образом, исходя из всех вышеизложенных точек зрения на понятие «художественный мир», мы определяем данный термин вслед за А. Ф. Лосевым, как стиль, то есть «художественный мир» является выражением целостности художественного мышления и его реализации, содержания и формы.

Литература:

  1. Кравченко Я. П. К истории становления категории// К истории становления категории «художественный мир” в литературоведческом дискурсе::К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ::Bo0k.net
  2. Гумбольдт Вильгельм. Язык и философия языка / Сост. А. В. Гулыга и Г. В. Рамишвили. — М., 1985. — С. 170–176.
  3. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. — М., 1976. — 614 с.
  4. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы — М., 1978. — 326 с.
  5. Гиршман М. М. Анализ литературного произведения: что мы анализируем и интерпретируем? // Герменевтичні студії. — Львів, 2001. — С. 17–31.
  6. Тюпа В. И. Художественный дискурс: (Введение в теорию литературы). — Тверь, 2002. — 80 с.
  7. Чернец Л. В. Мир произведения // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. — М.: Высшая школа, 1999. — С. 191–202.
  8. Топоров В. Н. Апология Плюшкина: Вещь в антропоцентрической перспективе // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. — М., 1995. — С. 7111.
  9. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. — Киев., 1994. — С. 226.
  10. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М., 1997. — 824 с.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное произведение, художественный мир, литературный процесс, Лосево, выражение целостности, концепция, мысль, художественное мышление, художественный текст, эпоха Возрождения.


Похожие статьи

Интерпретация художественного текста | Статья в журнале...

Понятие «художественное произведение» шире понятия «художественный текст», но последний составляет единственную материальную данность литературного творчества, и приобщение читателя к литературе возможно только через текст. Интерпретация текста — это и процесс постижения произведения, и результат этого процесса, который выражается в...

Идея абсолютной музыки в философии А. Лосева

В статье обобщается основное содержание философской концепции музыкального творчества, разработанной в творчестве А. Лосева. Соотношение музыкального и философского выявлено в контексте реконструкции идеи абсолютной музыки, характерной для интеллектуальной культуры рубежа веков.

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Художественный образ может принципиально изменить отношение к отображаемому, так как, то, что в действительности отталкивает, в искусстве притягивает.

К примеру, в образах эпохи Возрождения выдвигаются на первый план титанические страсти, в классицизме — борьба чувств и долга, в эпоху просвещения — человек и рационализм.

Художественный образ и средства его создания

Ключевые слова: образ, художественный образ, характеристики образа, лингвистические средства создания художественного образа. Понятие образ и процесс его создания изучаются многими науками, среди которых особенно выделяется лингвистика, рассматривающая все аспекты данного феномена, а также изучающая языковые средства, при помощи которых он...

Связь культуры и художественных текстов | Статья в журнале...

Связь культуры и художественных текстов / Хосейн Голами, Махнуш Искандари.

В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общностей людей.

В художественном тексте явления культуры, нашедшие отражение в тех или иных средствах языкового выражения, не только...

Хоровое искусство Беларуси эпохи Возрождения: Европейский...

Отличительными чертами ренессансного художественного мышления являются: – Гуманистическое мировоззрение (внимание деятелей культуры привлекал человек и его дела)

В хоровом искусстве Беларуси эпохи Возрождения отразились те же процессы, которые определили специфику европейского полифонического мышления.

Подходы к трактовке текста и художественного концепта...

Художественный текст, по Ю.М. Лотману, – определенная модель мира, некоторое сообщение на языке искусства, обладающее свойством

По замечанию Н.С. Валгиной, художественный текст обладает глубинным смыслом или подтекстом, который создает

Художественный текст и входящие в него авторские смыслы выступают центром изучения художественного концепта.

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция...

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия.

Ключевые слова: текст культуры, художественный текст, миф, мифологическое мышление, неомифологизм, В. И. Иванов, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман.

Поэтическая антропософия М. Волошина | Статья в сборнике...

Идея релятивности сущего проникает в художественное сознание, повышенный интерес вызывает у художников

Мысль М. Элиаде о двоении мира на миф и реальность, священную историю, сохраняющуюся в коллективной памяти, и то, что

Миф выступает здесь основой художественного мировидения и обеспечивает целостность художественной картины мира.

Похожие статьи

Интерпретация художественного текста | Статья в журнале...

Понятие «художественное произведение» шире понятия «художественный текст», но последний составляет единственную материальную данность литературного творчества, и приобщение читателя к литературе возможно только через текст. Интерпретация текста — это и процесс постижения произведения, и результат этого процесса, который выражается в...

Идея абсолютной музыки в философии А. Лосева

В статье обобщается основное содержание философской концепции музыкального творчества, разработанной в творчестве А. Лосева. Соотношение музыкального и философского выявлено в контексте реконструкции идеи абсолютной музыки, характерной для интеллектуальной культуры рубежа веков.

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Художественный образ может принципиально изменить отношение к отображаемому, так как, то, что в действительности отталкивает, в искусстве притягивает.

К примеру, в образах эпохи Возрождения выдвигаются на первый план титанические страсти, в классицизме — борьба чувств и долга, в эпоху просвещения — человек и рационализм.

Художественный образ и средства его создания

Ключевые слова: образ, художественный образ, характеристики образа, лингвистические средства создания художественного образа. Понятие образ и процесс его создания изучаются многими науками, среди которых особенно выделяется лингвистика, рассматривающая все аспекты данного феномена, а также изучающая языковые средства, при помощи которых он...

Связь культуры и художественных текстов | Статья в журнале...

Связь культуры и художественных текстов / Хосейн Голами, Махнуш Искандари.

В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общностей людей.

В художественном тексте явления культуры, нашедшие отражение в тех или иных средствах языкового выражения, не только...

Хоровое искусство Беларуси эпохи Возрождения: Европейский...

Отличительными чертами ренессансного художественного мышления являются: – Гуманистическое мировоззрение (внимание деятелей культуры привлекал человек и его дела)

В хоровом искусстве Беларуси эпохи Возрождения отразились те же процессы, которые определили специфику европейского полифонического мышления.

Подходы к трактовке текста и художественного концепта...

Художественный текст, по Ю.М. Лотману, – определенная модель мира, некоторое сообщение на языке искусства, обладающее свойством

По замечанию Н.С. Валгиной, художественный текст обладает глубинным смыслом или подтекстом, который создает

Художественный текст и входящие в него авторские смыслы выступают центром изучения художественного концепта.

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция...

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия.

Ключевые слова: текст культуры, художественный текст, миф, мифологическое мышление, неомифологизм, В. И. Иванов, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман.

Поэтическая антропософия М. Волошина | Статья в сборнике...

Идея релятивности сущего проникает в художественное сознание, повышенный интерес вызывает у художников

Мысль М. Элиаде о двоении мира на миф и реальность, священную историю, сохраняющуюся в коллективной памяти, и то, что

Миф выступает здесь основой художественного мировидения и обеспечивает целостность художественной картины мира.

Задать вопрос