Методические основы учебного проектирования и конструирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.12.2021

Статья просмотрена: 537 раз

Библиографическое описание:

Сопруненко, И. В. Методические основы учебного проектирования и конструирования / И. В. Сопруненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 427-428. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86187/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье раскрываются проблемы проектной и конструкторской деятельности, которые являются новыми для современности. В то время как в практике обучения и воспитания метод проектов известен уже достаточно давно, теоретический анализ проектной деятельности как средства обучения и воспитания не был реализован, его рассмотрение шло по описательному пути, по линии определения границ влияния на формирование знаний, умений, навыков учащихся.

Ключевые слова: проектирование, конструирование, практические, воспитательные, образовательные цели.

Под проектированием как видом профессиональной деятельности преподавателя следует понимать разработку им соответствующего проекта технологии обучения — дидактического описания педагогической системы, реализация которой предполагается в рамках учебного процесса.

Конструктивная деятельность преподавателя связана с отбором, композицией, разработкой учебного материала, т. е. созданием материального основания для осуществления разработанного проекта на практике.

Проектирование и конструирование технологии обучения имеет вполне определенную цель — создание преподавателем специальной профессионально ориентированной обучающей среды, дающей ему возможность в рамках учебной дисциплины организовать педагогическое взаимодействие со студентами для достижения дидактических целей [1, с. 100].

Практика показывает, что при проектировании и конструировании профессионально ориентированной технологии обучения наиболее целесообразным является следующий алгоритм действий преподавателя [2, с. 234]:

— определение диагностических целей обучения, описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата;

— обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста;

— выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также и системы смысловых связей между его элементами;

— определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности;

— разработка процессуальной стороны обучения: представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач;

— поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

— выявление логики организации педагогического взаимодействия с обучающимися на уровне субъект-субъектных отношений с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности;

— выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности.

Основным содержанием работы должна быть разработка, проектирование устройств, механизмов с последующим их изготовлением.

Сама по себе, даже наиболее прогрессивная и перспективная форма работы ещё не обеспечивает высоких результатов воспитания и обучения. Для достижения успеха, прежде всего, необходимо ясное понимание основной цели и задач, чёткое определение критериев оценки работы.

Ценность работы правильнее всего определяется исходя из того, какие ЗУН переносит школьник на свою практическую деятельность. Если говорить об узкопрофессиональных навыках (слесарные, монтажные, работы с приборами и т. д.), то их учащиеся могут получить на обычных уроках технологии в школе, а затем на практикумах в училищах и техникумах. Овладение такими навыками ещё не определяет творческого подхода к работе.

Важно подчеркивать необходимость глубокого понимания действия основных законов механики, использовать знания учащихся о правилах построения кинематических и электрических схем, об источниках энергии, двигателях и механизмах.

В процессе учебного проектирования открываются возможности для использования обучающимся своих знаний о физико-технических и химических свойствах материалов, здесь же используются и совершенствуются практические навыки учащихся в ручной и механической обработке различных материалов.

Оформление технической документации на различные изделия требует от учащегося знаний основ технического черчения, практических навыков выполнения технических рисунков, эскизов, чертежей.

Для достижения успеха необходимо осознать и сформулировать принципы, определяемые закономерностями развития техники и технологии, закономерностями самого процесса учебного проектирования.

Главным содержанием работы учащихся должно быть проектирование в решении конструкторских, технологических и организационных технических задач в процессе разработки и практического изготовления опытного образца различных изделий.

Основными целями работы с учащимися при учебном проектировании:

Общеобразовательные цели

— Помочь обучающимся овладеть методами познания, освоения и совершенствования техники, научить устной и письменной технической речи со всеми присущими ей качествами (простота, ясность, наглядность, полнота). Помочь обучающимся овладеть минимумом научно-технических сведений, знаний, нужных для активной познавательной деятельности, для решения практических задач, возникающих в повседневной жизни.

Воспитательные цели

— Воспитание личности, воспитание устойчивого интереса к методам технического проектирования, конструирования, моделирования: нравственное и эстетическое воспитание (уважение к людям труда, чувство красоты и так далее), воспитание интереса к содержанию работы новаторов, изобретателей; развитие технического мышления учащихся, воспитание у них культуры труда.

Практические цели

— умение применять полученные навыки для решения практических задач;

— умение самостоятельно восполнять недостающие знания, работать с литературой;

— умения пользования различными приборами, инструментами, аппаратами. Вышеперечисленные цели достигаются на основе четко сформулированных педагогических принципов:

— организация работы должна обеспечивать максимум самостоятельности школьников в «открытии» закономерностей развития техники;

— дидактический — материал должен способствовать развитию технического мышления обучающихся;

Из выше сказанного можно сделать вывод, что учебное проектирование и конструирование является неотъемлемой частью технологического процесса по изготовлению изделий.

Литература:

  1. Соловьянюк, В. Г. Педагогические аспекты технологий обучения. — БирГПИ, 2007. 120с.
  2. Подласый, И. П. Педагогика. Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. — М., 2003. 376 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебное проектирование, достижение успеха, задача, педагогическое взаимодействие, проектирование, учебный материал.


Ключевые слова

проектирование, конструирование, практические, воспитательные, образовательные цели

Похожие статьи

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Объектами проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации. Педагогические системы — это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Педагогические процессы — это главный объект проектирования для педагога.

Итак, деятельность учащихся и педагога предваряет педагогическое проектирование. К формам педагогического проектирования относятся: рабочие учебные планы, рабочие учебные программы, календарно-тематические (перспективно-тематические) планы, планы уроков, планы учебно-воспитательной работы и т. д.

Этапы и формы педагогического проектирования

 Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

II этап — проектирование; III этап — конструирование. Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического...

Дидактическое проектирование как условие успешной...

Ключевые слова: проектирование, дидактическое проектирование, этапы дидактического проектирования, профессиональная деятельность. Сегодня наиболее значимой и актуальной задачей профессионально-педагогического образования является подготовка будущих педагогов к дидактическому проектированию.

Педагогической наукой доказано, что при решении любой дидактической задачи (не зависимо от предметно-содержательного планирования и ограничений во времени) применяется неразрывная триада — анализ, прогноз, проект. А из этого следует, что механизм дидактического проектирования подобен многоступенчатой системе решения задач обучения.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий, принципы обучения и управления познавательной деятельностью студентов.

Для достижения этой цели требуется отказ от такой организации учебного процесса, при которой учебная деятельность сводится к процессу репродуктивного усвоения знаний (присвоение и потребление знаний), а не к его производству; 2) субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и студентов, которое определяет положение студента в образовательном процессе как активного субъекта деятельности.

Проектирование технологий обучения как педагогическое...

Библиографическое описание: Ангеловский, А. А. Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста / А. А. Ангеловский.

Технологии обучения тесно связаны с педагогическим проектированием в том смысле, что их реализация осуществляется только благодаря однозначному определению целей и сохранению возможности «объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов» [6, с. 126].

собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование.

Практические рекомендации по педагогическому...

Практические рекомендации по педагогическому проектированию процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе. Автор: Ермолаева Светлана Сергеевна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

В свою очередь, позиция студента в качестве активного субъекта общения вырабатывает потребность поиска дополнительных знаний по дисциплине, способствует развитию интереса к изучаемому предмету, достигнутый успех стимулирует активность и самостоятельность

собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование, педагогическое...

Педагогическое проектирование — ведущая технология...

Педагогическое проектирование — ведущая технология в реализации государственной программы «Развитие образование на 2013–2020 годы». Авторы: Клемантович Ирина Павловна, Гормакова Лариса Дмитриевна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Современное образование ориентировано на выполнение социального заказа общества на образовательные услуги, выполнение социального государственного заказа на образовательные услуги. Социализация — это развитие человека в определённой среде на протяжении всей его жизни при взаимодействии с окружающей средой.

Технология проектирования качества организации обучения в вузе

При организации обучения с использованием проектирования студентами собственной учебной деятельности преподавателю необходимо создавать ситуации, в которых обучающийся имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, произвести его самооценку. Самооценка и самоконтроль играют важную роль в усвоении знаний.

дидактическое проектирование, этап, дидактический процесс, учебный процесс, проектирование, педагогическая наука, образовательный процесс, инновационная деятельность, внутренняя структура, высокий... Педагогическое проектирование процесса самостоятельного...

Психологические основы педагогического проектирования

Педагогическое проектирование — это процесс одновременно нормативный и творческий. Нормативный — потому что строго регламентирован.

Проектирование требует эмоционального подхода. Понять педагогическое проектирование как искусство — значит понять его более широко, вовлечь в этот процесс не только сознание, но и деятельность, чувства, волю, способности — все, чем богат человек от природы.

Условно на второе место можно поставить дидактическое творчество как изобретение разных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его усвоения, средств подачи.

Похожие статьи

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Объектами проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации. Педагогические системы — это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Педагогические процессы — это главный объект проектирования для педагога.

Итак, деятельность учащихся и педагога предваряет педагогическое проектирование. К формам педагогического проектирования относятся: рабочие учебные планы, рабочие учебные программы, календарно-тематические (перспективно-тематические) планы, планы уроков, планы учебно-воспитательной работы и т. д.

Этапы и формы педагогического проектирования

 Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

II этап — проектирование; III этап — конструирование. Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического...

Дидактическое проектирование как условие успешной...

Ключевые слова: проектирование, дидактическое проектирование, этапы дидактического проектирования, профессиональная деятельность. Сегодня наиболее значимой и актуальной задачей профессионально-педагогического образования является подготовка будущих педагогов к дидактическому проектированию.

Педагогической наукой доказано, что при решении любой дидактической задачи (не зависимо от предметно-содержательного планирования и ограничений во времени) применяется неразрывная триада — анализ, прогноз, проект. А из этого следует, что механизм дидактического проектирования подобен многоступенчатой системе решения задач обучения.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий, принципы обучения и управления познавательной деятельностью студентов.

Для достижения этой цели требуется отказ от такой организации учебного процесса, при которой учебная деятельность сводится к процессу репродуктивного усвоения знаний (присвоение и потребление знаний), а не к его производству; 2) субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и студентов, которое определяет положение студента в образовательном процессе как активного субъекта деятельности.

Проектирование технологий обучения как педагогическое...

Библиографическое описание: Ангеловский, А. А. Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста / А. А. Ангеловский.

Технологии обучения тесно связаны с педагогическим проектированием в том смысле, что их реализация осуществляется только благодаря однозначному определению целей и сохранению возможности «объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов» [6, с. 126].

собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование.

Практические рекомендации по педагогическому...

Практические рекомендации по педагогическому проектированию процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе. Автор: Ермолаева Светлана Сергеевна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

В свою очередь, позиция студента в качестве активного субъекта общения вырабатывает потребность поиска дополнительных знаний по дисциплине, способствует развитию интереса к изучаемому предмету, достигнутый успех стимулирует активность и самостоятельность

собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование, педагогическое...

Педагогическое проектирование — ведущая технология...

Педагогическое проектирование — ведущая технология в реализации государственной программы «Развитие образование на 2013–2020 годы». Авторы: Клемантович Ирина Павловна, Гормакова Лариса Дмитриевна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Современное образование ориентировано на выполнение социального заказа общества на образовательные услуги, выполнение социального государственного заказа на образовательные услуги. Социализация — это развитие человека в определённой среде на протяжении всей его жизни при взаимодействии с окружающей средой.

Технология проектирования качества организации обучения в вузе

При организации обучения с использованием проектирования студентами собственной учебной деятельности преподавателю необходимо создавать ситуации, в которых обучающийся имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, произвести его самооценку. Самооценка и самоконтроль играют важную роль в усвоении знаний.

дидактическое проектирование, этап, дидактический процесс, учебный процесс, проектирование, педагогическая наука, образовательный процесс, инновационная деятельность, внутренняя структура, высокий... Педагогическое проектирование процесса самостоятельного...

Психологические основы педагогического проектирования

Педагогическое проектирование — это процесс одновременно нормативный и творческий. Нормативный — потому что строго регламентирован.

Проектирование требует эмоционального подхода. Понять педагогическое проектирование как искусство — значит понять его более широко, вовлечь в этот процесс не только сознание, но и деятельность, чувства, волю, способности — все, чем богат человек от природы.

Условно на второе место можно поставить дидактическое творчество как изобретение разных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его усвоения, средств подачи.

Задать вопрос