Художественная литература как средство воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мушинская, Н. В. Художественная литература как средство воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников / Н. В. Мушинская, И. В. Чернявская, Е. Е. Дубина, Н. М. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 400-402. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86126/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье раскрывается актуальность воспитания уважительного отношения у старших дошкольников именно на основе художественной литературы, через ее восприятие в процессе беседы воспитателя. Так как именно беседы воспитателя по художественной литературе будут способствовать повышению уровня у старших дошкольников уважительного отношения к старшим и пожилым людям, к сверстникам; повысят уровень таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

Ключевые слова: уважительное отношение, уважение к старшим людям, уважение к пожилым людям, уважение к сверстникам.

Современные образовательные программы, разработанные на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), как известно, включают в себя несколько образовательных областей, одной из которых является «Социально — коммуникативное развитие». В рамках данной образовательной области рассматривается проблема формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения к семье и сообществу детей и взрослых в ДОО [2, с. 3].

Но в современных условиях воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников на основе художественной литературы довольно проблематично, так как многие старшие дошкольники не имеют примера уважительного отношения к людям в семье, в процессе общения со сверстниками и взрослыми, в обществе. А слушая художественную литературу, которую им читает педагог, содержащую сцены уважительного отношения к людям, не понимают почему в сказке, рассказе уважительное отношение к людям есть, а в жизни этого нет и поэтому они не соблюдают критерии уважительного отношения к людям. Поэтому педагогу необходимо на своем примере, при чтении художественной литературы и в процессе беседы по художественному произведению освещать вопросы уважительного отношения к людям старшим дошкольникам.

Что же представляет из себя понятие «уважительное отношение»? По мнению Л. Н. Галигузовой [1, с. 155], уважительное отношение — это сложное личностное образование, включающее способности ценить и почитать другого человека, его слова и поступки, даже если мы не разделяем и не одобряем его действия. Общие критерии уважительного отношения к людям, следующие: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

В опытной работе педагогов используются различные средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к людям. Одним их таких средств является художественная литература, которая способна воспитать у дошкольника критерии уважительного отношения к людям; развивает способность: проявлять участие; доброту; выражать протест против несправедливости.

Беседа педагога по художественному произведению — это ответы на заданные вопросы по прочитанному художественному произведению. Беседа помогает старшему дошкольнику постичь критерии уважительного отношения к людям: вежливость; тактичность; почтительное отношение; доброта; внимательность; и пр., полагает Т. П. Щербакова [4, с. 209].

Беседы по прочитанным произведениям способствуют уточнению представлений о нормах поведения в общении со старшими, развивают умения поступать тактично, деликатно, позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, считает Н. В. Симкина [3, с. 3]. После чтения произведения Н. В. Симкина [3, с. 4] предлагает поговорить о прочитанном, задать «проблемные» вопросы, чтобы дети могли выразить своё понимание произведения.

Для воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников на основе художественной литературы был разработан комплекс бесед для воспитателя.

Цель комплекса бесед — воспитание уважительного отношения к людям у старших дошкольников на основе художественной литературы.

Задачи комплекса бесед:

— повышение уровня уважительного отношения к старшим и пожилым людям у старших дошкольников;

— повышение уровня уважительного отношения к сверстникам у старших дошкольников;

— повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям, как почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

Комплекс бесед разделен на 3 раздела. Рассмотрим задачи и художественные произведения каждого раздела.

Раздел 1. Чтение художественных произведений про уважение к старшим людям.

Задачи раздела: Повышение уровня уважительного отношения к старшим людям у старших дошкольников. Повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

В этом разделе идет чтение художественных произведений про уважение к старшим людям: сказка «Главное — уважение!» Ирис Ревю; притча «Уважение к матери» А. Лопатина; рассказ А. Митяев «За что я люблю маму»; стихотворение Е. Серова «Мой папа»; рассказ Д. Габе «Работа»; рассказ Н. Калининой «В гостях у малышей».

Приведем пример вопросов для беседы после прочтения сказки «Главное — уважение!» Ирис Ревю.

Вопросы для беседы по сказке:

  1. Почему Кузнечик перестал проявлять уважение к своим родителям?
  2. Из-за чего расстроились отец и мать Кузнечика?
  3. Почему мать и отец Кузнечика решили жить на другом берегу?
  4. Кто подсказал Кузнечику, как надо правильно вести себя с родителями?
  5. За что извинился Кузнечик перед своими родителями?

Раздел 2. Чтение художественных произведений про уважение к пожилым людям.

Задачи раздела: Повышение уровня уважительного отношения к пожилым людям у старших дошкольников. Повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

В этом разделе идет чтение художественных произведений про уважение к пожилым людям: рассказ В. Осеевой «Бабка»; рассказ Н. Калининой «Бабка»; рассказ Л. Н. Толстого «Бабушка и внучка»; сказка Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»; рассказ Симона Чираоло «Морщинки на бабулином лице».

Приведем пример вопросов для беседы после прочтения рассказа В. Осеевой «Бабка».

Вопросы для беседы по рассказу:

  1. Что делала бабка для Бори?
  2. Что сделал Борькин товарищ, когда пришел к нему домой?
  3. Почему он вежливо поздоровался с бабушкой?
  4. Что провялил Борька, сказав, что здороваться с ней не обязательно?
  5. Что на это возразил товарищ Борьки?
  6. Почему Борька грустил о бабушке, когда она умерла?

Раздел 3. Чтение художественных произведений про уважение к сверстникам.

Задачи раздела: Повышение уровня уважительного отношения к сверстникам у старших дошкольников. Повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

В этом разделе идет чтение художественных произведений про уважение к сверстникам: рассказ Н. Калининой «Разве так играют?»; стихотворение Н. Найденовой «Новая девочка»; стихотворение Г. Р. Лагздынь «Почему один Егорка?»; рассказ Н. М. Артюховой «Саша-дразнилка».

Приведем пример вопросов для беседы после прочтения рассказа Н. М. Артюховой «Саша-дразнилка».

Вопросы для беседы по рассказу:

  1. Что делать любил Саша?
  2. Как Лялечка отучила брата дразниться?
  3. Почему заплакал Саша?
  4. Что говорил Саша маме про Лялечку?
  5. Почему Саша не понял, что он не уважал сестру?

Панируемые результаты комплекса бесед: повышение уровня уважительного отношения к людям у старших дошкольников; повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

Таким образом, уважительное отношение — это сложное личностное образование, включающее способности ценить и почитать другого человека, его слова и поступки, даже если мы не разделяем и не одобряем его действия. Художественная литература, как средство воспитания уважительного отношения к старшим помогает: получить представления об уважительных взаимоотношениях между людьми; понять критерии уважительного отношения к людям (почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки); воспитать уважительное отношение к страшим и пожилым людям, к сверстникам. Комплекс бесед по художественным произведениям способствует воспитанию таких критериев уважительного отношения к людям, как вежливое отношение к своим родителям и иным людям более старшего возраста, почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки, прислушивание к их мнению и пр.

Литература:

  1. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 253 с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/- Заглавие с экрана. (дата обращения 07.11.2021).
  3. Симкина, Н. В. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к старшим через чтение художественной литературы / Н. В. Симкина [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=28969- Заглавие с экрана. (дата обращения 07.11.2021).
  4. Щербакова, Т. П. Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье / Т. П. Щербакова — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 208–210.
Основные термины (генерируются автоматически): уважительное отношение, повышение уровня, почтительное отношение, оказание помощи, художественная литература, дошкольник, доброта, комплекс бесед, критерий, рассказ.


Ключевые слова

уважительное отношение, уважение к старшим людям, уважение к пожилым людям, уважение к сверстникам

Похожие статьи

Формирование у детей доброжелательного отношения...

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного... При определенных условиях воспитания данные мотивы превращаются в реально действующие побудители действий и поступков детей (А. Н. Леонтьев). В середине дошкольного возраста в отношении к сверстнику...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы.

Доброта — жемчужина души. Немало поговорок сложили люди о добре и зле, добрых людях и злых, хороших делах и дурных.

Художественная литература как психологическое условие...

Библиографическое описание: Кулаева, Т. Б. Художественная литература как психологическое условие развития межличностных отношений в дошкольном

На протяжении столетий сфера межличностных отношений интересует как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Развитие доброжелательных отношений у детей старшего...

Слушание рассказов и сказок помогает детям увидеть в них отголоски собственной жизни.

Для определения уровней развития нравственной сферы у старших дошкольников были

Таким образом, нам удалось повысить уровень доброжелательных отношений у детей...

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей...

В развитом виде доброжелательное отношение старших дошкольников к сверстникам проявляется в

Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений у детей данной группы

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших...

Чтение художественной литературы.

Доброта составляет основу нравственной целостности личности, и понятие это достаточно емкое.

Литература: 1. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно — нравственное воспитание старших дошкольников».

Формирование нравственных представлений детей младшего...

Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и представленных в данной статье, дает огромные возможности для формирования нравственных представлений детей.

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей...

Выявление уровней культуры поведения у старших дошкольников осуществлялась по следующим параметрам: знание правил и норм культурного поведения, отношение к правилам и нормам культурного поведения, следование правилам и нормам культурного поведения.

Формирование культуры поведения у дошкольников

Труфанова, Н. А. Формирование культуры поведения у дошкольников / Н. А. Труфанова, Т. М. Ширина.

Поощрение осуществляется различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Похожие статьи

Формирование у детей доброжелательного отношения...

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного... При определенных условиях воспитания данные мотивы превращаются в реально действующие побудители действий и поступков детей (А. Н. Леонтьев). В середине дошкольного возраста в отношении к сверстнику...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы.

Доброта — жемчужина души. Немало поговорок сложили люди о добре и зле, добрых людях и злых, хороших делах и дурных.

Художественная литература как психологическое условие...

Библиографическое описание: Кулаева, Т. Б. Художественная литература как психологическое условие развития межличностных отношений в дошкольном

На протяжении столетий сфера межличностных отношений интересует как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Развитие доброжелательных отношений у детей старшего...

Слушание рассказов и сказок помогает детям увидеть в них отголоски собственной жизни.

Для определения уровней развития нравственной сферы у старших дошкольников были

Таким образом, нам удалось повысить уровень доброжелательных отношений у детей...

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей...

В развитом виде доброжелательное отношение старших дошкольников к сверстникам проявляется в

Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений у детей данной группы

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших...

Чтение художественной литературы.

Доброта составляет основу нравственной целостности личности, и понятие это достаточно емкое.

Литература: 1. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно — нравственное воспитание старших дошкольников».

Формирование нравственных представлений детей младшего...

Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и представленных в данной статье, дает огромные возможности для формирования нравственных представлений детей.

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей...

Выявление уровней культуры поведения у старших дошкольников осуществлялась по следующим параметрам: знание правил и норм культурного поведения, отношение к правилам и нормам культурного поведения, следование правилам и нормам культурного поведения.

Формирование культуры поведения у дошкольников

Труфанова, Н. А. Формирование культуры поведения у дошкольников / Н. А. Труфанова, Т. М. Ширина.

Поощрение осуществляется различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Задать вопрос