Анализ серии мультфильмов «Три богатыря» как синкретического произведения массового искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 580 раз

Библиографическое описание:

Разумнов, А. С. Анализ серии мультфильмов «Три богатыря» как синкретического произведения массового искусства / А. С. Разумнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 525-528. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86002/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье производится анализ популярных российских мультфильмов из серии «Три богатыря» как синкретического произведения массового искусства, опираясь на теоретический материал из эссе Рихарда Вагнера.

Ключевые слова: искусство, Вагнер, богатырь, мультфильм, народ, синтез.

Эссе Рихарда Вагнера «Произведение искусства будущего» принято обсуждать в общественно-политическом ключе. Акцент ставится на эстетической утопии, на том, как идеальное произведение искусства поможет в формировании общества социальной справедливости. Однако прошло уже более 170 лет, человечество сделало большой скачок, и эссе Вагнера законсервировалось в своём времени, в середине XIX века. А ведь трактат наполнен надеждами и взглядом в будущее, и использовать его только как пособие по эстетике XIX века — значит упускать дух этого произведения. В рамках нашего эссе мы рассмотрим культовый цикл российских мультипликационных фильмов «Три Богатыря» через призму текста Вагнера. Это позволит нам ответить на вопрос, насколько произведение искусства XXI века соотносится с идеями немецкого композитора, высказанными в середине XIX века. Вагнер строит своё «Произведение искусства будущего» на двух столпах — синтезе искусств и близости к народу. Мы рассмотрим эти категории сначала в контексте эссе Вагнера, а затем в контексте «Трёх Богатырей».

Центральной темой «Произведения искусства будущего» является тема синтеза искусств. Вагнер использует немецкий термин «Gesamtkunstwerk» — объединённое произведение искусства. Этот термин не применим к современным реалиям, поскольку он находится в конкретном историческом контексте и имеет свои хронологические границы. Однако мы можем взять идею, лежащую в корне этого понятия. Вагнер пишет, что виды искусства должны взаимодействовать друг с другом подобно любви — через взаимопроникновение и взаимное признание, разрушая любые границы [1, c.16]. Окончательный и предельный синтез на равных правах — вот краеугольный камень трактата Вагнера. Композитор дополняет эту идею своей теорией драмы: «Высшей формой искусства является драма: она может достичь своего предельного развития в том случае, если каждый вид искусства будет присутствовать в ней в своем предельном развитии [1, c.57]». Драма уже является слиянием поэзии, архитектуры, живописи и скульптуры, и Вагнер добавляет в неё музыку, наполняя драму глубиной интимных переживаний человеческой души. Крупнейший деятель советской культуры Алексей Лосев в одной из своих работ, посвященных Вагнеру пишет: «Мы бы сказали, что, с точки зрения последующего Вагнера, музыкальная драма с ее актерами, певцами и оркестром есть не что иное, как символ всей космической жизни со всей присущей ей органической и структурной необходимостью [3, c.14]». Для середины XIX века музыкальная драма представляла собой безусловный идеал синтеза искусств, но прошло время, и появились кино и мультипликация, перформансы и инсталляции, цифровое искусство, а вместе с ними разговор о важности синтеза разных видов искусства обновлялся новыми аспектами.

Почему же мы обращаемся именно к мультипликации? Мультипликация — экранный синтетический вид искусства. Базой для неё служит графика. Анимационное искусство полностью зависит от технической возможности сделать стоп-кадр [2, c.113–122]. Этот стоп кадр представляет собой графику или живопись в зависимости от техники анимации. Следующим уровнем синтеза является музыка. Затем литература и поэзия. Однако самым важным является то, что анимация оживляет графику. Появляются персонажи, в которых вкладывается некая идея, «душа». И вместе с этой «душой» в мультфильмах появляется танец и драма, персонажи фактически выполняют функции живых актёров, в мультипликации присутствуют приёмы кино, такие как смена ракурса и актёрская игра. Архитектура и скульптура так же появляются в мультипликации, но не в полной мере. Здесь синтез подобен тому, что мы наблюдали в музыкальной драме Вагнера. Эти виды искусства безусловно присутствуют, но в виде декорации или же некой реминисценции.

Безусловно, все представленные виды искусства присутствуют и в «Трёх Богатырях», но широта синтеза в этом цикле этим не ограничиваются. «Три Богатыря» представляют собой интертекст, в мультфильмах мы постоянно находим цитаты и аллюзии к различным произведениям искусства. Наиболее известны цитаты из фильмов советской эпохи: «А тебя, Добрыня, я попрошу остаться» — говорит князь Киевский Добрыне Никитичу после совещания насчёт поиска царевны Забавы [4]. Данная фраза является прямой отсылкой к фразе Мюллера из фильма «17 мгновений весны»: «Штирлиц! А вас я попрошу остаться ещё на одну минуточку» [5]. В этом же мультфильме мы встретим фразу: «А теперь Горбатый, я сказал, Горбатый», обращенную к верблюду [4]. Сразу же считываем цитату из «Место встречи изменить нельзя» [6]. В серии мы находим отсылки и к более современным, но не менее популярным российским фильмам. «Не мы такие, жизнь такая» [7] — говорят бандиты из шайки Соловья-Разбойника, таким же оправданием пользовались и герои фильма «Бригада» [8]. В мультфильмах присутствуют немногочисленные, но очень яркие цитаты из русской классической литературы, музыки и живописи. Баба Яга забавляет зрителя отсылками к сказке Пушкина[1] и повести Гоголя[2], Конь Юлий произносит прямую цитату из стихотворения Чуковского[3]. В сцене, открывающей мультфильм «Три Богатыря и Наследница престола», звучит цитата из оперы А. Бородина «Князь Игорь» [11]. На протяжении всего цикла мультфильмов зритель наблюдает аллюзии к картине В. Васнецова «Богатыри». Также мы видим несколько интертекстуальных маркеров в виде исторических фактов. Фраза князя Киевского «Русские не сдаются!» [7] отсылает нас к Первой мировой войне и героической обороне крепости Осовец, а предложение Коня Юлия «сжечь Киев и организованно отступить» [10] намекает на известные события Отечественной войны 1812 года. Тем самым мультфильм очень прочно связывается с российской культурой в целом и с различными её шедеврами в отдельности.

Однако наибольшее количество интертекстуальных маркеров направлены на стирание исторической дистанции между современным миром и Киевской Русью X века. Например, во фразе «Животина казённая, на балансе числится» [7] наблюдается весьма комичный, но очень удачный синтез устаревшего слова и современного канцеляризма. Глядя на книгу «Поколение Х» [9], зритель сразу вспоминает о современной теории поколений, а выпавшая из неё фотография Шамаханской Царицы с надписью «Привлекательная царица познакомится с князем средних лет для серьёзных отношений» [9] напоминает нам о современных сайтах знакомств. Последняя отсылка интересна ещё и тем, что является письменным вербальным интертекстуальным маркером в пространстве мультфильма. В итоге мы наблюдаем поразительный синтез, который, кстати, смотрится весьма органично: мультфильм сам по себе связывает множество видов искусства, которые гармонично сосуществуют, кроме того добавляется ещё и интертекст, который дополнительно усиливает эксплицитные связи с другими видами искусства, а стирание исторической дистанции погружает нас в пространство некой вечной актуальности.

Возвращаясь к эссе Вагнера, мы обратимся к роли народа. «Изобретательны не вы, интеллектуалы, — изобретателен народ, потому что к изобретательности его побуждает нужда: все великие изобретения — дело народа, изобретения интеллектуалов — лишь порождение, а то и искажение великих народных изобретений [1, c.24]». В народе Вагнер видит великую созидательную силу. И эта сила должна стать творцом искусства будущего [1, c.66]. Это искусство будет не прихотью и модой отдельных интеллектуалов, но необходимым общим делом. Легендарные произведения Вагнера, такие как «Тристан и Изольда», цикл «Кольцо Нибелунга», «Летучий Голландец» и многие другие, подчеркивают важность фольклора и мифа для композитора. По Вагнеру народ создавал эти истории, не руководствуясь ничем, им двигала лишь внутренняя необходимость [1, c.68]. Только таким должен быть генезис искусства будущего, оно должно подобно природе «порождать и творить непроизвольно и непреднамеренно, подчиняясь лишь необходимости [1, c.10]».

Последняя часть кажется нам наиболее утопичной. В современном мире трудно подумать о чём-то существенном, что возникает непроизвольно. Ресурсы ограничены, а понимание о необходимости и умеренности не сформировано. Однако мы можем проследить линию народа в серии мультфильмов «Три Богатыря». Главными героями предстают персонажи былинного древнерусского эпоса и сам русский народ. Архетипический образ богатыря трансформируется в условиях постмодерна, но всё-таки во главе остаются традиционные нормы морали, культурное наследие предков, народные корни. Использование фольклора, как мы знаем, является благотворной почвой, которая помогает связать произведение искусства с народом. Укрепляют эти связи цитаты и отсылки к культовым произведениям культуры, их мы уже разобрали ранее. В итоге создаётся ощущение того, что мультфильм — это вполне закономерная рефлексия сегодняшнего народа на тему русской культуры. Необходимо обратить внимание и на то, что многочисленные цитаты из популярной культуры поддерживают доступность мультфильмов широким массам. Формат мультфильма лёгок к восприятию, приёмы понятны, интертекстуальные маркеры считываются. Народный по содержанию, воспринимаемый народом, но не народный по генезису — вот к чему можно свести вопрос народа в серии.

И вот перед нами произведение, в котором синтез искусств вполне соответствует духу Вагнера, при этом зритель воспринимает мультфильм в целом, не стремится (да и не может) разобрать его на отдельные виды искусства. Интертекстуальность ещё больше опутывает зрителя сетями цитат и аллюзий, и вот перед нами уже нечто большее, чем простая анимация. Тема у «Трёх Богатырей» тоже благодатная, народный эпос сразу же переводит мультфильм в сферу необходимого, но никак не излишнего. Создатель, правда, не народ, но «содружество художников». А маэстро Вагнер допускал «содружество художников» в роли автора искусства будущего [1, c.63]. Только вот ради всенародной любви и коммерческого успеха создатели мультфильмов очень многое позаимствовали у массовой культуры. Цикл не создаёт нового, не моделирует культурное пространство вокруг себя, он способен лишь транслировать определенные идеи и морально-нравственные ориентиры. Не остаётся пространства для размышлений, для созидания — зритель лишь поглощает готовый продукт, хотя его здорово занимают мостики между разными видами искусства. Однако Вагнер подразумевал совершенно иное. Его произведение искусства будущего формирует культурное, политическое и общественное пространство вокруг себя. Оно способно зажечь бесконечные народные массы на Революцию, которой когда-то горел сам Вагнер. Оно призвано создать новый мировой порядок. Оно является универсальным человеческим благом во имя изображения совершенной человеческой природы. Безусловно глобализация, трансгуманизм, метамодерн делают шаги в этом направлении, с каждым днём человечество приближается к созданию чего-то действительно соразмерного идеям Вагнера, чего-то, что преобразит наш мир навсегда. И торопиться, наверное, не стоит, ведь будущее ещё впереди.

Литература:

  1. Вагнер Рихард. Произведение искусства будущего. СПб: Ленанд, 2018.
  2. Галкина М. А. Проблемы синтеза экранных видов //Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа. — 2019.
  3. Лосев А. Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера //Вагнер Р. Избранные работы. М. — 1978. — Т. 3.
  4. Мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», 2006, реж. И. Максимов.
  5. Фильм «17 мгновений весны», 1973, реж. Т. Лиознова.
  6. Фильм «Место встречи изменить нельзя», 1979, С. Говорухин.
  7. Мультфильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник», 2007, реж. В. Торопчин.
  8. Фильм «Бригада», 2002, реж. А. Сидоров.
  9. Мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица», 2010, реж. С. Глезин.
  10. Мультфильм «Три богатыря: ход конём», 2014, реж. К. Феоктистов.
  11. Мультфильм «Три богатыря и наследница престола», 2018, реж. К. Бронзит.

[1] «Не хочу я быть фрейлиной, фу, фрейлина какая-то, стану-ка я сразу царицей» - говорит Баба Яга в мультфильме «Три Богатыря: ход конём» (2014, реж. К. Феоктистов). Эта фраза является аллюзией на старуху из сказки А. Пушкина «Золотая рыбка».

[2] «Ну всё, я вас породила, я вас и убью» - говорит Баба Яга, в том же мультфильме. Напоминает зрителю знаменитую фразу Тараса Бульбы.

[3] «Прилетели комарики на воздушном шарике» - возмущается конь Юлий в «Трёх богатырях: ход конём» (2014, реж. К. Феоктистов), когда в город прибывают подручные Колывана, напрямую цитируя стихотворение К.Чуковского «Тараканище».

Основные термины (генерируются автоматически): вид искусства, мультфильм, народ, Богатырь, музыкальная драма, середина XIX века, синтез искусств, историческая дистанция, предельное развитие, современный мир.


Ключевые слова

искусство, синтез, мультфильм, народ, Вагнер, богатырь

Похожие статьи

«Русские сезоны» Сергея Дягилева как художественная...

Синтез искусств в идеальных пропорциях представил постановки, ставшие достоянием истории.

И эти сезоны — фестивали приобрели характер международного события, сыгравшего феноменальную роль в развитии всего искусства ХХ века.

Условия и факторы вершинных достижений исполнителей мюзикла

Мюзикл – это синтетический жанр музыкально-драматического искусства, сложность которого определяется в первую очередь

Это обусловливает и уникальность профессионализма в мюзикле, и вершинных достижений в этом виде музыкально-сценического искусства.

Особенности стиля фэнтези в современном изобразительном...

В настоящее время в изобразительном искусстве довольно редко встречается обращение к фольклору.

Мир фэнтези существует в виде некоего допущения, это может быть параллельный мир или

Популярность этого стиля начала расти только в начале 20 века.

Понятие «режиссер» в европейской лингвокультуре на рубеже...

Развитие современного режиссерского искусства в России связано с возникновением

Таким образом, формирование понятия «режиссер» в современном понимании, в качестве автора

Бобылева А.Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX-XX веков.

Синтез искусств — одно из ведущих направлений в эстетическом...

Обращение к синтезу искусств связано и с психологическими особенностями ребёнка

Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребёнка

А в XIX в. появилось художественное направление в живописи, связанное также с музыкой и...

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

XIX век — время серьезных изменений в сознании людей, развития

Новый этап в развитии русского изобразительного искусства, и прежде всего живописи, неразрывно

И если в конце 60-х годов народ изображался главным образом как жертва несправедливых общественных...

Синтез искусств как средство художественно-творческого...

Проблемой влияния синтеза искусств на развитие художественно-творческих способностей детей

Синтез искусств — это создание качественно нового художественного явления, не

Современные тенденции в подходах к музыкальному развитию детей дошкольного возраста...

Фестиваль национальных культур как форма сохранения...

Современный мир отличается этническим и национальным разнообразием.

К началу XIX века фестиваль стал распространенным событием во многих странах Центральной Европы, и существовал в виде смотра достижений в различных видах искусства.

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Основной базой для обучения этому элитарному виду искусства является то классическое наследие

Непосредственный вклад в развитие казахской фортепианной музыки внесли

Вместе с тем, в начале XIX века в казахскую степь фортепиано как инструмент, прошедший все...

Похожие статьи

«Русские сезоны» Сергея Дягилева как художественная...

Синтез искусств в идеальных пропорциях представил постановки, ставшие достоянием истории.

И эти сезоны — фестивали приобрели характер международного события, сыгравшего феноменальную роль в развитии всего искусства ХХ века.

Условия и факторы вершинных достижений исполнителей мюзикла

Мюзикл – это синтетический жанр музыкально-драматического искусства, сложность которого определяется в первую очередь

Это обусловливает и уникальность профессионализма в мюзикле, и вершинных достижений в этом виде музыкально-сценического искусства.

Особенности стиля фэнтези в современном изобразительном...

В настоящее время в изобразительном искусстве довольно редко встречается обращение к фольклору.

Мир фэнтези существует в виде некоего допущения, это может быть параллельный мир или

Популярность этого стиля начала расти только в начале 20 века.

Понятие «режиссер» в европейской лингвокультуре на рубеже...

Развитие современного режиссерского искусства в России связано с возникновением

Таким образом, формирование понятия «режиссер» в современном понимании, в качестве автора

Бобылева А.Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX-XX веков.

Синтез искусств — одно из ведущих направлений в эстетическом...

Обращение к синтезу искусств связано и с психологическими особенностями ребёнка

Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребёнка

А в XIX в. появилось художественное направление в живописи, связанное также с музыкой и...

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

XIX век — время серьезных изменений в сознании людей, развития

Новый этап в развитии русского изобразительного искусства, и прежде всего живописи, неразрывно

И если в конце 60-х годов народ изображался главным образом как жертва несправедливых общественных...

Синтез искусств как средство художественно-творческого...

Проблемой влияния синтеза искусств на развитие художественно-творческих способностей детей

Синтез искусств — это создание качественно нового художественного явления, не

Современные тенденции в подходах к музыкальному развитию детей дошкольного возраста...

Фестиваль национальных культур как форма сохранения...

Современный мир отличается этническим и национальным разнообразием.

К началу XIX века фестиваль стал распространенным событием во многих странах Центральной Европы, и существовал в виде смотра достижений в различных видах искусства.

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Основной базой для обучения этому элитарному виду искусства является то классическое наследие

Непосредственный вклад в развитие казахской фортепианной музыки внесли

Вместе с тем, в начале XIX века в казахскую степь фортепиано как инструмент, прошедший все...

Задать вопрос