Особенности тревожности подростков с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 26.11.2021

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Цыцеева, Д. В. Особенности тревожности подростков с задержкой психического развития / Д. В. Цыцеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 512-514. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85944/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представлены теоретические и практические исследования ученых о тревожности подростков с задержкой психического развития, возможности ее коррекции.

Ключевые слова: тревога, тревожность, задержка психического развития, подростковый возраст, коррекция.

Происходящие в настоящее время процессы девальвации нравственно-этических ценностей могут негативно влиять и на формирование чувства социальной незащищенности, снижают адаптивный потенциал, влияют также на возрастание социальной и личностной тревожности подростков в их трудный переходный период развития.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Социальная ситуация развития подростков в условиях современности характерна постоянно меняющимися неблагоприятными внешними стрессовыми и экологически неблагоприятными условиями, и именно поэтому тревожность становится частым нарушением эмоциональной сферы детей школьного возраста. Исследователи, разрабатывавшие проблему тревожности (Прихожан А. М., Салливен С., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Ханин Ю. Л., Хорни К., и др.) отмечают, что тревожность является не только одним из основных свойств личности, но и фактором, определяющим ее развитие. Большинство авторов придерживаются мнения о том, что эмоциональные расстройства у детей не проходят бесследно, а проявляются в особенностях личности и находят отражение в последующей жизни. То есть, возникнув в детском возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность может постоянно и неизменно присутствовать на протяжении всей жизни человека.

Понятие «тревога» было введено в психологию 3. Фрейдом в 1925 г. Ученый развел понятия страх и тревога и конкретизировал конкретный или неопределенный страх, безответный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный характер и страх — имеющий внутренний характер. Согласно психоаналитической теории, тревожность характеризуется тремя основными признаками: специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями, проявляющимися в усилении сердцебиении и возбуждении в вазомоторной сфере (побледнение или покраснение кожи человека и т. д.) и осознанием этого переживания [6].

В отечественной психологии тревожность изучалась в рамках деятельностного подхода. В представлениях отечественных ученых само понятие тревога (англ. anxiety) обозначает переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности [1].

Тревога, как состояние, по мнению А. М. Прихожан возникает в ответ на действие какого-либо определенного фактора. Состояние тревоги, являясь первой эмоциональной ситуативной реакцией на различные стрессоры, является неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участников любой значимой ситуации [4].

Исследователи (Спилбергер Ч. Д., Ханин Ю. Л.) термин «тревожность» используют для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги [5].

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) является психолого-педагогическим и прежде всего свидетельствует об отставании в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания ученые разбивают на две группы: клинико-биологические и социально-психологические причины. В первом случае одним из отрицательных факторов специалисты называют наследственность, снижающую защитные механизмы и ограничивающую приспособительные функции личности. Проявляться она или в наследовании умственной недостаточности, характерной преобладанием предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, приводящих часто подростков с ЗПР к социальной дезадаптации, или в наследовании аномальных черт характера, которые приводят к развитию личности, часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях.

Перечень социально-психологических факторов, прямо или косвенно влияющих на задержку психического развития ребенка, достаточно широк. Относятся к таким факторам ранняя депривация, неприятие родителями (или лицами, замещающими родителей) ребенка, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятная экология, различные варианты неправильного воспитания, фактор неполной девиантной семьи, низкий образовательный уровень родителей и т. д.

Для подростков с ЗПР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы, сочетающаяся с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет к отсутствие или недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны к волевому усилию, у них отсутствует произвольная форма поведения. Все эти качества в конечном счете ведут к тому, что ребенок оказывается неприспособленным к жизни [2].

Для осуществления психологической коррекции тревожности подростков с ЗПР возможно применение различных методов психологической коррекции.

Среди признанных в мировой психо-коррекционной практике подходов к коррекции выделяются специалистами: психодинамический (психоаналитический) подход, поведенческий подход, деятельностный подход, когнитивистский подход, экзистенционально-гуманистический подход, гештальт-терапия, психодрама, телесно-ориентированный подход, психосинтез, трансперсональный подход и т. п. [3].

Формирование социально-психологической устойчивости за счет коррекции тревожности специалисты (Нагаев В. В., Толстов В. Г., Толстов В. В.) рекомендуют осуществлять в процессе социально-психологической реабилитации. Рассматривается учеными реабилитация как система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий. Все эти направления помощи предполагают предупреждение развития патологических процессов личности, а также и коррекцию нарушений в личностном развитии [7].

А. М. Прихожан рекомендует с учетом полученных в результате диагностических процедур результатов планировать цели и задачи работы с группой подростков с ЗПР в тренинговой группе. Целью, например, по мнению специалиста может выступить улучшение межличностных взаимоотношений подростков в группе за счет развития личностных особенностей, формирования коммуникативных умений и формирования положительных взаимоотношений со сверстниками. В качестве подцелей можно планировать формирование этических норм поведения в обществе; развитие осознания основ дружеских взаимоотношений, как одной из важнейших морально-этических ценностей в обществе; воспитывать нравственную культуру миропонимания, культуру отношений, культуру поведения [4].

Для повышения эффективности коррекции во многих случаях необходима «терапия среды», как семейной, так и школы. Это положение, особенно важное для подросткового возраста, остается значимым и для последующих периодов развития.

По большому счету в целом в работе с подростками с ЗПР следует решать целый ряд задач: обучать навыкам саморегуляции в психотравмирующих ситуациях; навыкам психоэмоциональной релаксации; формировать позитивное представление о собственных возможностях; способствовать оптимизации самооценки; обучать навыкам межличностного взаимодействия.

Таким образом, характерной чертой подростков c ЗПР с повышенным уровнем тревожности, является эмоциональная неустойчивость и высокий уровень тревожности.

Для осуществления коррекции повышенной тревожности возможно применение различных методов психологической коррекции, и, в частности, поведенческом и деятельностном, целесообразной является групповая форма работы.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы.

Понятием «тревожность» большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

В последние десятилетия отмечается рост количества детей с задержкой развития. Малоизученными остаются пока аспекты познавательной и эмоциональной сфер, связанные со спецификой проявления тревожности подростков с задержкой психического развития.

Тревожные подростки с ЗПР обычно обладают низкой уверенностью в себе и своих возможностях, неустойчивой самооценкой, недоверчивостью к другим, несформированными коммуникативными умениями и навыками.

Для осуществления коррекции повышенной тревожности подростков с задержкой психического развития можно применять различные методы психологической коррекции, основанных на таких подходах, как: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный подход, гештальт-терапия и т. п.

Литература:

  1. Большой толковый психологический словарь /сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб. — Прайм-Еврознак, 2016. — 672 с.
  2. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 2016. — 201 с.
  3. Настольная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. — СПб.: Сова, 2008. — 671 с.
  4. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С.39–45.
  5. Спилбергер, Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. — М., 1999. — 57 с.
  6. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы / З. Фрейд. — Психоаналитические этюды. — Минск, 2012. — 340 с.
  7. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты / С. Г. Шевченко. — М.: Владос, 2011. — 250 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, психологическая коррекция, состояние тревоги, задержка, осуществление коррекции, подростковый возраст, подход, проблема тревожности, ребенок, тревога.


Похожие статьи

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Среди различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, довольно большое внимание уделяется состоянию

Библиографическое описание: Давыдова, С. Е. Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте / С. Е...

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности...

Для снижения уровня тревожности проводилась комплексная психологическая коррекция, включающая: индивидуальные консультации и занятия для обучающихся, родителей и педагогов, а так же тренинговую программу для подростков по коррекцию тревожности.

Специфика работы с тревожными детьми разного возраста...

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная

подросток, тревога, тревожность, психологический тренинг, детский возраст, юноша.

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является...

Психокоррекция страхов в подростковом возрасте в условиях...

несмотря на свою неопределенность тревога в большей степени когнитивный, а страх

тревога — социально, а страх — инстинктивно — обусловленные формы психического

10. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная...

Высокая тревожность у молодежи: причины и способы...

Рис. 1. Уровень личностной тревожности молодежи. Высокая тревожность в молодости может быть

Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах

Тревожность — устойчивое качество личности, в то время как тревога...

Особенности тревожности в подростковом возрасте

Особенности тревожности в подростковом возрасте. Автор: Чуясова Дана Сергеевна.

Кириллина С. А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная...

Работа школьного психолога с тревожными детьми

Тревожность — одна из актуальных и сложных тем современной психологической науки.

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой

Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических... тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Тренинг личностного роста, как средство профилактики...

Состояние тревоги является первой эмоциональной ситуативной реакцией на самые

Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в

Психологический тренинг как метод социально-психологического обучения в настоящее...

Похожие статьи

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Среди различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, довольно большое внимание уделяется состоянию

Библиографическое описание: Давыдова, С. Е. Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте / С. Е...

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности...

Для снижения уровня тревожности проводилась комплексная психологическая коррекция, включающая: индивидуальные консультации и занятия для обучающихся, родителей и педагогов, а так же тренинговую программу для подростков по коррекцию тревожности.

Специфика работы с тревожными детьми разного возраста...

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная

подросток, тревога, тревожность, психологический тренинг, детский возраст, юноша.

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является...

Психокоррекция страхов в подростковом возрасте в условиях...

несмотря на свою неопределенность тревога в большей степени когнитивный, а страх

тревога — социально, а страх — инстинктивно — обусловленные формы психического

10. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная...

Высокая тревожность у молодежи: причины и способы...

Рис. 1. Уровень личностной тревожности молодежи. Высокая тревожность в молодости может быть

Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах

Тревожность — устойчивое качество личности, в то время как тревога...

Особенности тревожности в подростковом возрасте

Особенности тревожности в подростковом возрасте. Автор: Чуясова Дана Сергеевна.

Кириллина С. А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная...

Работа школьного психолога с тревожными детьми

Тревожность — одна из актуальных и сложных тем современной психологической науки.

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой

Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических... тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Тренинг личностного роста, как средство профилактики...

Состояние тревоги является первой эмоциональной ситуативной реакцией на самые

Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в

Психологический тренинг как метод социально-психологического обучения в настоящее...

Задать вопрос