Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 26.11.2021

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Сметанина, Р. А. Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия» / Р. А. Сметанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85936/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определять цели, задачи, формы работы техникума по профориентации.

Ключевые слова: профориентационная работа, дорожная карта, подходы к профориентации.

Актуальность. Изменения социально-экономического положения в России в целом и в Республике Саха (Якутия) в частности — непростая демографическая ситуация, усиливающаяся конкуренция среди образовательных организаций профессионального образования, повышение требований к подготовке квалифицированного конкурентоспособного молодого специалиста, — диктуют новые правила организации профессионального образования, в частности, профориентационной работы среди учеников общеобразовательных школ и учреждений профессионального обучения.

Организация профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский Сельскохозяйственный Техникум» на этапе «школа — техникум» осуществляется в соответствии с дорожной картой, позволяющей совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определять цели, задачи, формы работы техникума профориентации.

Дорожная карта разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС и Уставом техникума.

Работа по реализации дорожной карты направлена на решение следующих задач:

– Повышение уровня осведомленности обучающихся общеобразовательных организаций о специальностях техникума;

– Формирование позитивного имиджа техникума;

– Повышение конкурентоспособности техникума на рынке образовательных услуг;

– подготовкаквалифицированныхкадровдляагропромышленногокомплексастраны;

– создание условий для осознанного профессионального самоопределения и открытия способностей личности;

– трудоустройство выпускников агрономов.

В настоящее время техникум в своей работе выделяет и использует следующие подходы к профориентации:

  1. Информационный подход предусматривает обеспечение абитуриента разнообразной достоверной информацией о специальностях техникума, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда. Примерами реализации данного подхода являются:

– профориентационные беседы с обучающимися школ Республики Саха (Якутия);

– индивидуальные беседы с абитуриентами, обратившимися с целью получения информации;

– дни открытых дверей, презентации учебного заведения, когда обучающиеся школ посещают учебные корпуса техникума, музеи, проводятся встречи с администрацией техникума, где школьники знакомятся с информацией о специальностях, изучают материалы по правилам приема в техникум, представленные на тематических стендах, общаются со студентами агрономами, преподавателями, участвуют в мастер-классах, в республиканских конкурсах;

– работа на ярмарках вакансий, которые проводятся центрами занятости населения Республики Саха (Якутия), с целью обратить внимание абитуриентов на учебное заведение, заинтересовать информацией о техникуме;

– выступление работников техникума на родительских собраниях в школах города и района, информирование родителей о техникуме, специальностях подготовки, рынке труда региона, востребованности выпускников и перспективах обучения в техникуме;

– подготовка и публикация материалов СМИ: республиканской газете, интернет -сайтах, на сайте техникума (например, на сайте техникума представлены следующие веб — странички:

– специальности, приемная комиссия, содержащие сведения о специальностях, статусе на рынке труда, условиях образования и сроках обучения, перспективах трудоустройства, возможностях продолжать обучение в вузах;

– форум, где можно общаться, получать ответы на интересующие вопросы; новости, в которых рассказывается о событиях, происходящих в техникуме);

– организация и участие в научных спортивных, культурно-массовых мероприятиях различного уровня, конкурсах профессионального мастерства, позволяющих демонстрировать профессиональные компетенции, которыми завладели студенты в процессе обучения, и способствующих формированию имиджа техникума как центра подготовки высококвалифицированных специалистов (наиболее значимым является участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по 35.02.05 Агрономия; в республиканском чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Республики Саха (Якутия) и проведение мастер-классов на площадках чемпионата обучающимися техникума);

  1. Диагностико-консультационный подход применяется для установления соответствия абитуриента тому или иному виду деятельности путем сопоставления личностных особенностей и требований к специальностям. Реализуется на основе собеседования и анкетирования, профориентационного и психологического консультирования, проводимых в техникуме и при посещении общеобразовательных организаций и ярмарок вакансий.
  2. Развивающий подход, цель которого — формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной специальностью.
  3. Активизирующий подход — это формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Этот подход реализует педагог-психолог, используя элементы игры и нестандартные вопросы с целью формирования у абитуриентов интереса к проблематике профессионального самоопределения и профессионального развития, что позволяет делать осознанный выбор.

Следующий этап профориентационной работы — «школа — техникум — вуз».

Привлекательность организации среднего профессионального образования определяется также наличием у него связей с высшей школой. Более10лет ГБПОУ РС (Я) «Якутский Сельскохозяйственный Техникум» работает в системе непрерывного образования школа — техникум — вуз. Наши выпускники, обучаясь в вузах, демонстрируют высокий уровень знаний, умений, навыков, участвуют в научно-исследовательской работе, защищают кандидатские диссертации.

Представители вузов проводят лекции, беседы, профориентационные консультации для выпускников техникума, профессиональную диагностику, социально-психологические тренинги, информируют о своих факультетах и специальностях, помогают с выбором специальности, знакомят с многоуровневой системой образования, возможностями будущего трудоустройства.

Этап профориентационной работы «техникум — предприятие».

Учитывая растущие потребности Республики Саха (Якутия) в подготовке высококвалифицированных специалистов среднего вена для сельскохозяйственной отрасли, техникум активно работает в этом направлении, заключает договоры о сотрудничестве с крупными сельскохозяйственными организациями с целью привлечения к участию в разработке УМК; использования базы предприятий для практической подготовки обучающихся и педагогических работников для реализации ОПОП по специальностям; привлечении в качестве экспертов для участия в мероприятиях по развитию движения «Молодые профессионалы»(WorldSkills Russia). Профориентационная работа в профессиональном образовании должна быть системной, многоступенчатой и доступной на протяжении всего периода профессионального обучения и развития. Сегодня назрела необходимость не только вести профессиональную подготовку в школах, активнее развивать партнерство, но и совершенствовать систему трудоустройства выпускников, организовать стажировку на крупных организациях агропромышленной отрасли.

Практическая значимость. Таким образом, работа, направленная на проектирование профессионального будущего молодежи, организованная техникумом совместно с социальными партнерами, ориентирована на разных участников образовательного процесса. Четко спланированная профориентационная работа поможет молодым людям выстроить индивидуальную траекторию развития карьеры, стать квалифицированными специалистами, конкурента способными на рынке труда, готовыми к постоянному профессиональному росту, выполнению широкого спектра видов деятельности и сотрудничеству с различными профессиональными сообществами.

Литература:

  1. Габеев В. Т., Кислова Л. П., Медведев В. П., Барышникова Н. А. Инновационный подход к реализации подготовки специалистов среднего звена в вузе//Профессиональное образование и рынок труда.2017. № 3. С. 12–16.
  2. Столбова Э. А. Профориентация– ступень профессионального самоопределения подростков// Профессиональное образование и рыноктруда.2015. № 1. С. 23.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, техникум, Якутия, дорожная карта, профессиональное образование, рынок труда, профессиональное обучение, профессиональное самосознание, сайт техникума, учебное заведение.


Ключевые слова

профориентационная работа, дорожная карта, подходы к профориентации

Похожие статьи

Обоснование профориентационной деятельности организаций...

рынок труда, профориентационная работа, профессиональное образование, профессиональная ориентация

Профориентационная работа в высшем учебном заведении должна выполняться на основе. Следует отметить, что в современном...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Рынок труда для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования — представляет собой довольно проблемную среду. Образование получили — что делать дальше? Способны ли сами выпускники решить...

Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм...

Цель профориентационных мероприятий: организация работы по профессиональному становлению выпускников техникума. Задачи:  повышение уровня профессиональной ориентации выпускников, их конкурентоспособности, мобильности и информированности о...

Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих...

В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров...

Особенности организации профориентационной работы...

Работа по профессиональной ориентации нахимовцев в Училище представляет собой. Профориентационная работа строится с учетом структурно-функциональной модели. Профессионально - ориентированное обучение предусматривает профессиональную...

Система профессиональной ориентации в Узбекистане

 Система профессиональной ориентации учащихся в Узбекистане имеет свои

профессиональное самоопределение учащихся в 8–9 классах с учётом их интересов

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия...

Влияние образовательной среды колледжа на факторы...

В статье представлена система повышения профессиональной успешности выпускников ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» через содействие трудоустройству и адаптации на рынке труда, включая комплекс мероприятий по...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная консультация.

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками... Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями.

Развитие профессионального самосознания студентов среднего...

В статье раскрывается проблема формирования и развития профессионального самосознания студентов ссуз.

Библиографическое описание: Гусева, В. В. Развитие профессионального самосознания студентов среднего специального учебного заведения...

Похожие статьи

Обоснование профориентационной деятельности организаций...

рынок труда, профориентационная работа, профессиональное образование, профессиональная ориентация

Профориентационная работа в высшем учебном заведении должна выполняться на основе. Следует отметить, что в современном...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Рынок труда для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования — представляет собой довольно проблемную среду. Образование получили — что делать дальше? Способны ли сами выпускники решить...

Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм...

Цель профориентационных мероприятий: организация работы по профессиональному становлению выпускников техникума. Задачи:  повышение уровня профессиональной ориентации выпускников, их конкурентоспособности, мобильности и информированности о...

Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих...

В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров...

Особенности организации профориентационной работы...

Работа по профессиональной ориентации нахимовцев в Училище представляет собой. Профориентационная работа строится с учетом структурно-функциональной модели. Профессионально - ориентированное обучение предусматривает профессиональную...

Система профессиональной ориентации в Узбекистане

 Система профессиональной ориентации учащихся в Узбекистане имеет свои

профессиональное самоопределение учащихся в 8–9 классах с учётом их интересов

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия...

Влияние образовательной среды колледжа на факторы...

В статье представлена система повышения профессиональной успешности выпускников ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» через содействие трудоустройству и адаптации на рынке труда, включая комплекс мероприятий по...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная консультация.

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками... Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями.

Развитие профессионального самосознания студентов среднего...

В статье раскрывается проблема формирования и развития профессионального самосознания студентов ссуз.

Библиографическое описание: Гусева, В. В. Развитие профессионального самосознания студентов среднего специального учебного заведения...

Задать вопрос