Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.11.2021

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Горявина, Л. Л. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры / Л. Л. Горявина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85890/ (дата обращения: 26.04.2024).



Патриотическое воспитание подрастающего сегодня поколения — одна из актуальных задач настоящего. Большие изменения произошли в мире за последнее время. Это касается, прежде всего, нравственных ценностей и отношения к истории. У многих детей искажены представления о таких явлениях, как патриотизм, доброта и великодушие. Сегодня зачастую материальные блага и ценности преобладают над духовными. Несмотря на это, все трудности переходного периода не должны быть причиной для приостановления патриотического воспитания детей в детском саду.

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости и ответственности. Отторжение подрастающего поколения от культуры — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно — нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.

Как известно, чувства патриотического характера, закладываются на протяжении всей жизни и бытия человечества, под влиянием конкретной социокультурной среды. Так люди прямо с рождения инстинктивно, очень естественно и незаметно для себя, привыкают к окружающей их природе, среде, а также и к культуре родной страны, говоря иными словами, — к быту родного народа.

Работая над темой самообразования: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» была поставлена цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. В процессе работы над темой решались следующие задачи:

— Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.

— Способствовать развитию у детей лучших черт характера.

— Создавать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.

— Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.

Основой работы была программа О. Л. Князевой, «Приобщение к истокам русской народной культуры». Она определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре.

Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

С детьми дошкольного возраста проводились русские народные праздники «Сретение», «Масленица», «Рождество» и др. К развлечению «Вспоминаем старину» «Волшебная прялка», воспитанники готовились совместно с родителями. Мамы и бабушки приготовили выставку вязаных вещей. «Волшебная ниточка». Знакомя детей с прялкой, некоторые мамы сами впервые увидели ее.

На посиделках «Хоровод круглый год» непосредственно принимали участие мамы с детьми. Дети и мамы с бабушками были в народных русских платках и кокошниках, это создавало праздничную атмосферу. Совместно водили хороводы: «Со вьюном я хожу», «На горе — то калина», «Было у матушки двенадцать дочерей».

Одной из форм работы — это проведение праздников. Праздник — это проявление всех форм и видов культуры, начиная от принятых норм поведения и кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен и танцев. Народный праздник давал человеку ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней.

В детском саду стало традиционным проведение праздника «Сретение» он проводиться с детьми старшего дошкольного возраста 15 февраля. При подготовке к празднику дети познакомились с традициями празднования «встречи зимы с весною», на Сретение зима с весною встретилась. Узнали народные приметы, связанные со Сретением:

— На Сретение оттепель — весна ранняя и тёплая. — Сретение мороз — весна холодная. — Снег на Сретение — затяжная, дождливая весна. — Метель на Сретение — весна поздняя и холодная. — Капель на Сретение предсказывает хороший урожай пшеницы. — Сильный ветер сулит богатый урожай фруктов.

Разучивали заклички о весне, например: Весна, Весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Выучили приметы о зиме и весне:

—Зима снежная — лето дождливое; Зима морозная — лето жаркое; Сильно собаки валяются в снегу — быть метели; Воробьи дружно чирикают — к теплу; Рано затает — долго не растает; Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне — к холодному лету; Весною много грязи — хлебушек хороший;

На музыкальном занятии разучили хороводы «Со вьюном я хожу», «Перед весной» водили вместе с Весной, чтобы ещё больше «порадовать» её.

На Сретение всегда пекли блины, баранки, они круглые похожи на солнышко. А ещё пекли печенье в виде разных домашних животных и птиц. Раскладывали печенье на окнах, чтобы не болеть, счастливыми быть. В конце праздника дети угощались печеньем «жаворонки». С жаворонками связан и другой старинный славянский праздник «День весеннего равноденствия», который празднуется 22 марта. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Перед праздником провелось занятие, на котором дети познакомились с традициями проведения этого праздника, учились выпекать булочки в форме жаворонков. Дети старались вылепить птичку с распростертыми крылышками. Готовых жаворонков нанизывали на палочки, и выходили на улицу. На улице дети кричали заклички, привлекающие жаворонков, а с ними — весну:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Так же, были разучены песни и хороводы, традиционно исполняемые в этот день. Как и принято, в этот праздник, все присутствующие на закличках забыли в этот день об унынии, тоске и грусти и без устали закликали весну. По завершению мероприятия, гости и участники праздника были угощены печёными Жаворонками.

Были использованы нетрадиционные методы работы с родителями: этическая беседа «Сердце матери лучше солнца греет», занятие с родителями «Волшебная прялка», участие в выставках «Бабушкина наука», «Вспоминаем старину», мастер — классы «Русская народная мудрость о воспитании», «Русская народная игра — спутник детства».

Таким образом: ознакомление дошкольников с русскими народными праздниками и традициями их проведения, изучение русского фольклора позволило сформировать у дошкольников и их родителей представления о русской народной культуре в целом.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый.- 2014. — № 10. — С. 349–352.
  2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. — Москва: Просвещение, 1990.
  3. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание — № 10–2007 — С.34–37.
  4. Зацепина, М.Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду/ М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с. 5. Князева О. П., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Санкт-Петербург, 1999.
  5. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н. А. М.: Просвещение, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): весна, ребенок, русская народная культура, дошкольный возраст, праздник, детский сад, Жаворонок, культурное наследие, приобщение детей, Сретение.


Похожие статьи

Приобщение дошкольников к истокам русской народной...

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность ребенка, способствуем воспитанию черт русского характера, русской ментальности, т. к. только на

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Педагогический проект «Приобщение детей младшего...»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через

Дошкольный возраст — самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент.

Приобщение детей к культурному наследию происходит и через устное народное творчество.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь. ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный

Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного... традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная...

Приобщение детей дошкольного возраста к русским...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь. ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

Русские народные традиции как средство воспитания...

Фольклорные праздники как средство приобщения... праздник, детский сад, ребенок

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное...

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством...

Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводили беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре».

Фольклорные праздники как средство приобщения...

ребенок, праздник, детский сад, природа, экологическое воспитание, народное искусство, дошкольный возраст, народная педагогика, народная культура, гуманное отношение. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... случае, когда дети в разных...

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место. «Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного...

Похожие статьи

Приобщение дошкольников к истокам русской народной...

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность ребенка, способствуем воспитанию черт русского характера, русской ментальности, т. к. только на

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Педагогический проект «Приобщение детей младшего...»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через

Дошкольный возраст — самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент.

Приобщение детей к культурному наследию происходит и через устное народное творчество.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь. ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный

Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного... традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная...

Приобщение детей дошкольного возраста к русским...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь. ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

Русские народные традиции как средство воспитания...

Фольклорные праздники как средство приобщения... праздник, детский сад, ребенок

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное...

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством...

Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводили беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре».

Фольклорные праздники как средство приобщения...

ребенок, праздник, детский сад, природа, экологическое воспитание, народное искусство, дошкольный возраст, народная педагогика, народная культура, гуманное отношение. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... случае, когда дети в разных...

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место. «Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного...

Задать вопрос