Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 24.11.2021

Статья просмотрена: 3755 раз

Библиографическое описание:

Захарова, А. Э. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации / А. Э. Захарова, Д. У. Каналиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85881/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются понятия и значение инвестиций и инвестиционной деятельности в Российской Федерации, проводится структурный анализ законодательства данной сферы. Авторами выделяются проблемы и недостатки правового регулирования, а также способы их разрешения.

Ключевые слова : инвестиционная деятельность, Российская Федерация, правовое регулирование, Оренбургская область, Сеульская конвенция.

В настоящее время совершенствование экономики требует периодического и регулярного вливания капитала, а также его рационального использования. Инвестиционная деятельность, как реализация капитала, представляет собой достаточно сложный и последовательный процесс. Она имеет свои особенности и отражает черты предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому в целях обеспечения единства и последовательности инвестиционного процесса правовое регулирование направлено на создание системы организационно-правовых форм, направленных на защиту инвестиций, а также установление гарантий их безопасности.

Несомненно, исключительное право государства на установление и поддержание надлежащего правового режима является основой для развития инвестиционной деятельности. В частности, А. А. Старшов в своей научной работе отмечает: «Такая способность государства определяется большим количеством правовых механизмов, которые способствуют реализации функций собственника и регулятора» [1]. Кроме того, ряд учёных отмечают, что эффективная реализация данных функций государства определяется рядом определенных факторов, например, уровень экономического развития, политическая стабильность в государстве, ориентация на решение социальных задач, компетенция органов государственной власти в области инвестиционной политики и правовое обеспечение инвестиционной деятельности».

В своей диссертации об иностранных инвестициях А. В. Ведерников указывает, что целью правового воздействия на инвестиционную деятельность, безусловно, должно быть способствование расширению инвестиционных отношений и недопущение отношений с пороком интересов [2]. Здесь можно отметить, что эффективность инвестиционной деятельности напрямую зависит от качественной нормативной базы, регулирующей данные отношения. Анализ российской правовой базы позволяет нам выделить следующие её особенности: ориентация на постоянное совершенствование финансовых рынков, а также стремление к развитию законодательства в данной области на уровне субъектов Российской Федерации.

Эффективность и качество инвестиционного регулирования, по мнению многих учёных, достигается различными путями. Например, А. М. Хайруллина в своей публикации отмечает, что такими средствами являются: системное использование федерального и регионального законодательства, а также компетенция региональных органов в данной области права [3].

Стоит отметить, что инвестиционная деятельность в России регулируется как общегосударственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов на федеральном и ведомственном уровнях. Также в регулировании инвестиционной деятельности с участием иностранного капитала большое место отводится актам международного права. Одним из важнейших международных договоров в области регулирования инвестиционной деятельности является Сеульская конвенция «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ)», подписанная в Сеуле в 1985 г. [4]. В документах Сеульской конвенции утверждено понятие иностранного инвестирования, под которым понимается деятельность по вложению капитала в приобретение права участия в предприятии на длительный срок. Причем это предприятие должно вести свою деятельность в стране, не являющейся страной инвестора. Кроме того, механизмы разрешения экономических споров, возникающих в ходе осуществления инвестиционной деятельности, разработаны и действуют на основе Вашингтонской конвенции 1966 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» [5]. В итоге, анализ Вашингтонской и Сеульской конвенций показывает, что оба документа образуют единый механизм защиты иностранных инвестиций и исходят из принципа единого регулирования инвестиционных отношений.

Напротив, если же говорить о российском законодательстве, то к государственным нормативно-правовым актам, регулирующим инвестиционную деятельность, относят Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, а также целый ряд указов Президента РФ, регулирующих вопросы защиты прав инвесторов на финансовых и фондовых рынках. Кроме того, данную группу законов составляют основополагающие акты, например, ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.

Анализируя законодательство федерального уровня, важно отметить, что оно охватывает: отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестирования на территории Российской Федерации; условия для отечественных и иностранных инвестиций, направленных в поиск, разведку и добычу минерального сырья; особенности такого вида инвестиционной деятельности, как лизинг и т. д. В частности, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [6] содержит правовые и экономические основы инвестирования, формы и методы государственного регулирования, гарантии прав субъектов, ответственность в сфере инвестиционной деятельности и т. д. В нормах же Федерального закона № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [7] прослеживается необходимость разработки и реализации государственной политики в области иностранных инвестиций.

Необходимо отметить, что управление в области инвестиционного планирования требует внимательного ознакомления с основными положениями Федерального закона № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [8]. Данный закон определяет иерархию документов стратегического планирования для органов власти на всех уровнях. В частности, особым образом инвестиционный сектор экономики определен таким плановым документом, как Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. [9]. Положения Федерального закона № 156 «Об инвестиционных фондах» [10] посвящены вопросам вложения имущества в ценные бумаги и другие объекты. Также закон регулирует деятельность акционерных инвестиционных фондов и обществ по привлечению денежных средств и имущества путем размещения акций.

Анализируя правовое регулирование инвестиционной деятельности в стране, Е. Н. Парфенова отмечает, что его основным недостатком является распределение этой функции между большим количеством административных структур [11]. И связано это с тем, что каждое решение по инвестиционному проекту должно согласовываться с рядом государственных ведомств, что, безусловно, вызывает множество противоречий относительно целостности инвестиционного законодательства Российской Федерации. В свою очередь, субъекты РФ самостоятельно принимают собственные нормативным акты по отдельным вопросам инвестиционной деятельности. Например, в Оренбургской области действуют: Закон Оренбургской области от 05.10.2009 г. № 3119/712-IV-OЗ «Об инвестиционной деятельности на территории на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений» [12], Постановление Правительства Оренбургской области от 04.06.2013 № 428-п «Об утверждении положения о порядке отбора инвестиционных проектов для заключения инвестиционного договора» и др.

Также следует отметить, что регулирование инвестиционной деятельности осуществляется и на муниципальном уровне. В Федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что вопросы инвестиционной деятельности относятся к числу вопросов местного значения [13]. Иначе говоря, население муниципального образования, органы и отдельные должностные лица имеют право принимать свои правовые акты в области инвестиционной деятельности, которые будут иметь силу на территории данного муниципального образования.

В разрешение проблемы «разобщенности» законодательства на всех уровнях, А. М. Хайруллина отмечает: «Для усиления инвестиционной активности и притока иностранных инвестиций в страну в первую очередь необходимо создавать в субъектах РФ нормативную базу подзаконного регионального уровня, а также принимать акты муниципального уровня для обеспечения системного подхода регулирования инвестиционного процесса на территории любого субъекта Российской Федерации». По её мнению, именно такой способ формирования нормативной базы регионального и муниципального уровней будет способствовать не только удовлетворению интересов местного населения, но и привлечению иностранных инвесторов.

Таким образом, правовое регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства в Российской Федерации играет особую роль в организации инвестиционного процесса. Важным условием дальнейшего развития правового регулирования в данной сфере и повышения общей привлекательности страны для инвесторов является развитие и совершенствование регионального и муниципального инвестиционного законодательства.

Литература:

  1. Старшов А. А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — № 2 (февраль). — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194014.htm . — С. 1.
  2. Ведерников А. В. «Иностранные инвестиции в Российской Федерации. Правовые аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 11.
  3. Хайруллина А. М. Региональное инвестиционное законодательство: современное состояние и перспективы развития // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2012. — № 3 (21). — С. 39–45.
  4. Сеульская конвенция «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ)» от 11.10.1985 г. (ратифицирована Российской Федерацией 22.12.1992 г.).
  5. Вашингтонская конвенция 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» от 18.03.1965 г. // Международное публичное право: сборник документов в 2 т. — Т. 1 — М.: БЕК, 1996.
  6. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ.
  7. Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru.
  8. Федеральный закон № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 23.03.2021) <Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период 2025 года>.
  10. Федеральный закон № 156- ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001
  11. Парфенова Е. Н. Регулирование инвестиционных процессов в регионе: проблемы и перспективы // Экономика. Информатика. 2014. № 8–1 (179). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-investitsionnyh-protsessov-v-regione-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 07.11.2021).
  12. Закон Оренбургской области от 05.10.2009 № 3119/712-IV-ОЗ «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  13. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru .
  14. Целовальникова, И. Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. 2013. — 166 с.. 2013.
  15. Батчиманджи, Н. Г. Правовое закрепление становления и развития иностранных инвестиций в Российской Федерации / Н. Г. Батчиманджи. — Текст: непосредственный // Образование и право. — 2021. — № 2. — С. 204–207.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная деятельность, Российская Федерация, правовое регулирование, Оренбургская область, Сеульская конвенция, инвестиционный процесс, муниципальный уровень, муниципальное образование, нормативная база, стратегическое планирование.


Похожие статьи

Особенности правового регулирования инвестиционной...

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Оренбургской области.

Одной из особенностей правового регулирования инвестиционной деятельности Оренбуржья является принятие собственной целевой программы.

Полномочия регионов Российской Федерации в регулировании...

Обозначены правовые инструменты регулирования инвестиционных процессов на уровне Российской Федерации и уровне субъекта, выявлены принципы взаимодействия федеральных и региональных структур при реализации инвестиционной политики в московском регионе...

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность (далее — ИД) в Российской Федерации регулируется следующими нормативными правовыми актами: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации...

Особенности инвестиционной деятельности муниципальных...

Фирсова, Е. Г. Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации / Е. Г. Фирсова.

муниципально-частное партнерство, муниципальное образование, Российская Федерация, государственно-частное партнерство...

Современные механизмы управления инвестиционной...

Инвестиционная политика муниципального образования требует разработки как системы

 ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности;  нормативно-правовой блок

инвестиционная политика, муниципальное образование, инвестиционный процесс...

Стратегическое планирование в управлении развитием...

стратегическое планирование, муниципальное образование, местное самоуправление, Бугуруслан, муниципальная собственность, Российская Федерация, социальная инфраструктура...

Инвестиционный климат Оренбургской области

Инвестиционный климат, как и инвестиционная политика, является составной частью

Оренбургская область — регион с относительно умеренным уровнем инвестиционных рисков.

Один из крупнейших субъектов Российской ФедерацииОренбургская область.

Реализация государственных и муниципальных программ...

В бюджетах четырех муниципальных образований Оренбургской области (или 9% от их общего количества) доля расходов бюджета на реализацию муниципальных программ составляет более 80% от общей суммы расходов бюджета.

Государственное регулирование инвестиционной политики...

 В статье рассматривается регулирование инвестиционной деятельности на

Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и

Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности включают...

Похожие статьи

Особенности правового регулирования инвестиционной...

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Оренбургской области.

Одной из особенностей правового регулирования инвестиционной деятельности Оренбуржья является принятие собственной целевой программы.

Полномочия регионов Российской Федерации в регулировании...

Обозначены правовые инструменты регулирования инвестиционных процессов на уровне Российской Федерации и уровне субъекта, выявлены принципы взаимодействия федеральных и региональных структур при реализации инвестиционной политики в московском регионе...

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность (далее — ИД) в Российской Федерации регулируется следующими нормативными правовыми актами: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации...

Особенности инвестиционной деятельности муниципальных...

Фирсова, Е. Г. Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации / Е. Г. Фирсова.

муниципально-частное партнерство, муниципальное образование, Российская Федерация, государственно-частное партнерство...

Современные механизмы управления инвестиционной...

Инвестиционная политика муниципального образования требует разработки как системы

 ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности;  нормативно-правовой блок

инвестиционная политика, муниципальное образование, инвестиционный процесс...

Стратегическое планирование в управлении развитием...

стратегическое планирование, муниципальное образование, местное самоуправление, Бугуруслан, муниципальная собственность, Российская Федерация, социальная инфраструктура...

Инвестиционный климат Оренбургской области

Инвестиционный климат, как и инвестиционная политика, является составной частью

Оренбургская область — регион с относительно умеренным уровнем инвестиционных рисков.

Один из крупнейших субъектов Российской ФедерацииОренбургская область.

Реализация государственных и муниципальных программ...

В бюджетах четырех муниципальных образований Оренбургской области (или 9% от их общего количества) доля расходов бюджета на реализацию муниципальных программ составляет более 80% от общей суммы расходов бюджета.

Государственное регулирование инвестиционной политики...

 В статье рассматривается регулирование инвестиционной деятельности на

Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и

Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности включают...

Задать вопрос