Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.11.2021

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Володина, Н. В. Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр / Н. В. Володина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85832/ (дата обращения: 20.04.2024).



Сегодня перед дошкольным образованием стоит важная задача, которая заключается в повышении качества познавательно-интеллектуального развития детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Особое значение в решение этой задачи в теории и практике дошкольной педагогики имеют вопросы организации полноценного математического развития каждого ребенка.

Как указано в Концепции развития математического образования в РФ, принятой 24 декабря 2013 года: «…повышение качества математического образования, в том числе и дошкольников, во многом определяется созданием специальных условий, позволяющих развивать у детей осознанные и глубокие математические представления» [7]. На этот аспект особое внимание обращается и в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В этом документе прописано, что развитие математических представлений у детей дошкольного возраста является главной задачей всестороннего познавательного развития детской личности.

Особое место в развитии математических представлений младших дошкольников занимает игровая деятельность. Играя в различные виды игр с математическим содержанием, дети этого возраста достаточно прочно и точно осваивают количественные, временные, пространственные представления, представления о величинах, геометрических фигурах. Кроме того, в процессе выполнения игровых действий у детей формируется естественный интерес к математике и ее понятиям, развивается стремление к более глубокому познанию окружающего мира.

Многими исследователями (Л. А. Венгер, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, М. Ю. Стожарова, А. А. Столяр и др.) предложены различные виды игр по освоению математических представлений: дидактические, развивающие, сюжетно-дидактические и пр. Однако многие, предложенные авторами игры рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. В методике формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) недостаточно внимания уделено применению дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В практике работы в основном применяются дидактические игры, позволяющие детям этого возраста осваивать сенсорные представления и перцептивные действия. Данное обстоятельство является серьезным недостатком работы по математическому образованию с младшими дошкольниками.

Младший дошкольный возраст — это начальный возрастной этап дошкольного детства, который приходится на четвертый год жизни. Этот возраст очень значим для полноценного психического и личностного развития, освоения окружающего мира и различных видов взаимодействий с ним. Как отмечали Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Г. А. Урунтаева и другие, в младшем дошкольном возрасте происходит качественное изменение всех психических процессов: памяти, мышления, восприятия, речи, внимания.

Кроме того, у детей формируются навыки взаимодействия и общения как со взрослыми, так и сверстниками, развиваются волевые процессы и начинают активно осваиваться элементарные культурные нормы поведения. При этом роль взрослого возрастает, дети в этом возрасте воспринимают взрослых не только как члена семьи и источника положительных эмоций, но и начинают понимать различные социальные роли взрослых и рассматривать их в качестве источника знаний [4].

В настоящее время содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста регламентируется программными требованиями. При этом педагоги, планируя и проводя работу, ориентируются как на общеобразовательные, так и парциальные (вариативные) программы.

Наш детский сад работает по программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. Для всех возрастных групп определен раздел «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем». Его главной задачей для детей четвертого года жизни является формирование представлений о геометрических фигурах, величинных отношениях, цветах спектра через наблюдения, игры-экспериментирования, развивающие и дидактические игры, и другие виды детской деятельности.

Отбор игр должен происходить на основе учета посильности содержания, действий, задач и правил для детей этого возраста. Наиболее часто следует применять предметные и настольно-печатные игры.

Я разработала и апробировала экспериментальную методику развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр.

Задачи, которые стояли на данном этапе:

  1. Разработать содержание дидактических игр для младших дошкольников с учетом уровней их развития математических представлений о количестве, величине, геометрических фигурах, пространстве и времени;
  2. Создать развивающую предметно-пространственную среду по развитию интереса к дидактическим играм с математическим содержанием;
  3. Создать эмоционально-положительную обстановку для проведения дидактических игр в образовательной деятельности детей и в режимные моменты.

Для работы были отобраны игры, предложенные Л. А. Венгером, Т. И. Ерофеевой, И. А. Пономаревой, М. Ю. Стожаровой, А. А. Столяром. Данные игры были адаптированы и видоизменены путем введения нового игрового материала (современные наборы вкладышей геометрических фигур, картинок отображающие ситуации современной жизни: использование компьютера и пр.), а также путем разработки 3-х вариантов сложности каждой игры. Игра «Мостики» была разработана мной самостоятельно.

Описание дидактических игр по развитию математических представлений у младших дошкольников с вариантами проведения представлено в приложении А.

Работа по развитию математических представлений у младших дошкольников с помощью разработанных дидактических игр проводилась в специально созданной развивающей предметно-пространственной среде. При создании среды я руководствовалась принципами, указанными во ФГОС ДО: информативности, вариативности, активности, доступности, трансформируемости, гибкого зонирования, полифункциональности, безопасности.

Для проведения работы были созданы следующие элементы среды:

– познавательный уголок «Веселая математика», в котором были собраны различные дидактические материалы для проведения игр и образовательной деятельности с детьми по развитию математических представлений. В нем были картинки и схемы с частями суток, панно с эталонами геометрических фигур, набор условных мерок для измерения величин, наборы геометрических фигур, муляжи объектов для составления множеств и пр. В уголке проводились занятия и игры;

– игровая зона «Играем и познаем», в которой были собраны игровые материалы для игр, способствующие познанию математических представлений. В игровой зоне детей стимулировали к самостоятельному использованию игр (предлагали рассмотреть материал, поиграть вместе со сверстником).

Для повышения качества работы с детьми параллельно проводилась работа с родителями. На собрании познакомила родителей со значением развивающих игр при ознакомлении детей с количеством, геометрическими формами и величиной. Объяснила, что игры необходимо отбирать с учетом возрастных возможностей детей. Потом в помещении раздевалки была оформлена мини-библиотека с методической литературой, с подробным описанием дидактических игр, которые могут применяться родителями дома. Также была оформлена выставка самих дидактических игр. На ней были представлены различные наборы для игр, которые проводились с детьми: «Наш урожай», «Домики для гномиков», «Мостики». Эти материалы позволяли родителям ознакомиться с особенностями применения дидактических игр, узнать о том, какими они бывают, включить игры в домашнее воспитание. Многие родители проявили особый интерес, они задавали вопросы о том, как правильно играть, как нужно усложнять игры, какие лучше игры покупать для ребенка.

Литература:

  1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 176 с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 169 с.
  3. Венгер Л. А., Дъяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2009. — 176 с.
  4. Волков Б. С. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу. — М.: Владос, 2017. — 368 с.
  5. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992. — 191 с.
  6. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с.
  7. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL:https://rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html
  8. Михайлова 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. — СПб.: Детство-пресс, 2008. — 378 с.
  9. Стожарова М Ю. Математика — учимся играя. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, младший дошкольный возраст, ребенок, представление, математическое образование, главная задача, дошкольное образование, математическое содержание, повышение качества, различный вид игр.


Похожие статьи

Формирование математических представлений у дошкольников...

Различные числовые курьезы, головоломки, лабиринты, игры на пространственное

Дети безумно любят «математические развлечения», разного рода задачи, упражнения, игры на

А формирование математических представлений можно практиковать как на занятиях...

Формирование элементарных математических представлений...

Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность.

Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста.

Игра как основной вид деятельности детей младшего... Игра — это вид деятельности управляющий развитием, в...

Дидактические игры как средство формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, представление, экспериментальная группа, дидактическая игра, игра, младший дошкольный возраст, дошкольное образование, контрольная группа, младшая группа, сенсорное развитие.

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них

В своей работе мы использовали множество дидактических игр различной степени

Вторая группа математических игр направлена на развитие логического мышления.

Формирование элементарных математических представлений...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад.

Формирование математических представлений у детей...

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ — ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования...

Роль сюжетно-дидактических игр в формировании элементарных...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль

Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием: Кн

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного...

Развивающие игры математического содержания как средство...

В младшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в...

Развитие математических способностей детей младшего...

Главное для детей младшего дошкольного возраста — это знакомство с предметами и их качествами.

Объединение игр и упражнений в образовательной деятельности, направленных на развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста дала...

Похожие статьи

Формирование математических представлений у дошкольников...

Различные числовые курьезы, головоломки, лабиринты, игры на пространственное

Дети безумно любят «математические развлечения», разного рода задачи, упражнения, игры на

А формирование математических представлений можно практиковать как на занятиях...

Формирование элементарных математических представлений...

Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность.

Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста.

Игра как основной вид деятельности детей младшего... Игра — это вид деятельности управляющий развитием, в...

Дидактические игры как средство формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, представление, экспериментальная группа, дидактическая игра, игра, младший дошкольный возраст, дошкольное образование, контрольная группа, младшая группа, сенсорное развитие.

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них

В своей работе мы использовали множество дидактических игр различной степени

Вторая группа математических игр направлена на развитие логического мышления.

Формирование элементарных математических представлений...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад.

Формирование математических представлений у детей...

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ — ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования...

Роль сюжетно-дидактических игр в формировании элементарных...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль

Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием: Кн

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного...

Развивающие игры математического содержания как средство...

В младшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в...

Развитие математических способностей детей младшего...

Главное для детей младшего дошкольного возраста — это знакомство с предметами и их качествами.

Объединение игр и упражнений в образовательной деятельности, направленных на развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста дала...

Задать вопрос