Экспертная оценка эффективности методов обучения по охране труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 584 раза

Библиографическое описание:

Клесова, С. В. Экспертная оценка эффективности методов обучения по охране труда / С. В. Клесова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 354-357. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4676/ (дата обращения: 19.04.2024).

Обучению по охране труда придается особое значение. Однако на производстве в действительности к этому относятся не совсем серьёзно, процесс происходит в основном формально, поэтому должного эффекта не достигает. Чтобы разнообразить восприятие знаний человека, в процессе обучения необходимо применять различные методы обучения. Это: речевые, наглядные и практические. В свою очередь основными носителями информации являются слово, образ и действие. Все это объединяет компьютерная технология обучения.

В процессе обучения необходимо обеспечить, чтобы каждый работник четко воспринимал информацию, перерабатывал её и запоминал, реализуя в своих навыках. Общепринятый метод обучения основан на зачитывании отдельных параграфов, правил и инструкций. Для того чтобы понять, что мы можем сделать, чтобы люди воспринимали нашу информацию адекватно, без искажений того смысла, который мы хотим донести до них, необходимо разобраться как люди воспринимают информацию. Для этого обратимся немного к психологии личности.

Наше сознание и подсознание (бессознательное) ежедневно воспринимают терабайты всевозможной информации из окружающего мира. Информация, которую мы воспринимаем, имеет различные форматы, наподобие форматов электронных файлов, поэтому для каждого типа информационных файлов предназначается свой собственный канал восприятия.

Существуют следующие каналы восприятия:

1. Семантический канал восприятия. Это семантическая информация, воспринимаемая одним человеком от другого устно, при визуальном контакте, либо письменно.

Письменный канал восприятия характеризуется тем, что по нему крайне сложно передавать эмоции, как правило, сопровождающие предаваемую информацию. Впрочем, сейчас этот недостаток частично устранен за счет введения в переписку всевозможных эмотиконок (от англ. слова emoticon) – небольших пиктограмм (смайликов), изображающих эмоции. Их применение позволяет придавать своим сообщениям хоть какую-то чувственность. Однако при кажущихся недостатках это канал является чрезвычайно важным, поскольку помогает людям отвлечься от эмоций, когда нужно провести вдумчивый, рациональный (в психологии – систематический, в противовес эмпирическому) анализ воспринятой информации. Это помогает принимать вдумчивые осмысленные решения, когда того требуют обстоятельства. Загруженность смыслового канала меняется в зависимости от удаленности объекта восприятия: при визуальном контакте – через него передается не более 20% информации, тогда как при переписке – все 100%.

  2. Контекстуальный канал восприятия информации

Этот канал имеет едва ли не решающее значение для восприятия информации.

Дело в том, что одну и ту же информацию мы можем воспринимать по-разному, а значит и выносить оценочные суждения относительно того что узнали, в зависимости от того каков изначальный контекст передаваемой нам информации. Например, процесс восприятия можно рассмотреть в контексте физиологии, а можно в контексте психологии. И тогда информация, относящаяся к каждому из них, будет выглядеть совершенно по-разному.

Мы можем взглянуть  на процесс восприятия либо с точки зрения психолога, либо с точки зрения физиолога. В каждом из этих случаев будет задаваться свой контекст восприятия. Таким образом, контекстуальный канал помогает нам прорабатывать поступающую информацию всесторонне.

  3. Интонационный (модальный) канал восприятия.

Через интонационный канал мы воспринимаем интонацию голоса собеседника, его тембр, силу, темп, придаем значение паузам между словами, которые делает наш собеседник. При визуальном контакте через этот канал происходит восприятие порядка 40% предаваемой нам информации.

  4. Канал восприятия мимики и жестов.

Этот канал, как и понятно, работает при визуальном контакте. Многие жесты имеют существенное значение для нашего восприятия. Ведь некоторые из них несут в себе сакральный смысл, например жест ”виктория”. Мимикой мы сопровождаем эмоциональное содержание воспринимаемой или передаваемой информации.

  5. Канал восприятия положения тела и поз.

Этот канал восприятия также может давать внимательному наблюдателю ценную информацию о собеседнике при визуальном контакте. Так одна поза собеседника может подсказывать нам, что он подавлен, другая может демонстрировать его стремление доминировать.

  6. Тактильный канал восприятия

Этот канал восприятия работает исключительно при визуальных контактах и включает в себя прикосновения людей друг к другу. Поверхность кожи людей пронизана сотнями тысяч сенсоров. Учеными установлено, что младенец начинает отставать в развитии, если не получает свою суточную дозу поглаживаний. Именно для этого необходим детский массаж. Взрослея, люди сохраняют потребность в поглаживаниях, поэтому этот канал восприятия является для людей в некотором роде жизненно важным.

  У каждого человека свой способ восприятия информации. Общаясь между собой, люди воспринимают поступающую к ним информацию сразу по нескольким каналам. Причем по каждому из каналов передается разнородная информация. Например, вы рассказываете своему другу нечто само по себе не имеющее эмоционального оттенка, однако произносите слова с ярко выраженным пренебрежением и соответствующей мимикой. В этом случае ваш приятель имеет выбор.

В зависимости от своего эмоционального состояния в данный момент, он может воспринять либо смысл сказанного вами и углубиться в детали, либо доверится вашей эмоциональной оценке и отвергнуть воспринятую информацию. Эта особенность восприятия дает ответы на наши недоуменные вопросы: ”А что такого я ей сказал, что она  так отреагировала (встала и ушла)?!”. Дело в  том, что слова могли быть произнесены нужные, но интонация и мимика при этом была такова, что дама восприняла их близко к сердцу. Следовательно, разные люди имеют свои предпочтительные каналы восприятия…

Существует 4 типа людей, каждый из которых предпочитает пользоваться своими излюбленными каналами восприятия:

  • Аудиалы – предпочитают воспринимать окружающий мир на основе звуковых образов;

  • Визуалы – получают информацию о мире посредством зрительных образов;

  • Кинестетики – из всех каналов восприятия выделяют те, которые дают им осязательные впечатления. К этой же группе относят обонятельные образы.

(Существуют еще и Дигиталы – но это, пожалуй, самый редкий тип людей. Они предпочитают воспринимать информацию в статистическом безэмоциональном виде. Основным каналом восприятия для них является письменность)

Поэтому если мы хотим, чтобы наше сообщение было воспринято другим человеком адекватно, нам необходимо передавать ее по каналам, излюбленным для нашего собеседника. Для того чтобы определить предпочитаемый канал восприятия, необходимо обратить внимание на особенности поведения и речи собеседника:

 Визуалы говорят быстро, немного взахлеб, потому что образы, проносящиеся в их сознании, зачастую слишком быстро сменяют друг друга. В своей речи пользуются следующими словами: заметно, наглядно, на мой взгляд, по всей видимости, поглядим-увидим и тому подобными.

Аудиалы  предпочитают отчетливо выговаривать слова, для них характерны так же картинные жесты и позы. В речи используют слова: звонко, звучать, слышал звон, да не знаешь откуда он, у всех на слуху, озвучить и тому подобные.

Кинестетики, как правило, говорят монотонно и неторопливо. Для людей с кинестетическим типом восприятия характерны следующие выражения: шестым чувством чую, ухватил суть, у всех в печенках сидит и тому подобные слова и выражения.

  А теперь вернёмся к студентам и непосредственно к рабочим на железнодорожных предприятиях. Сотрудники, как и граждане, несерьёзно относятся к требованиям соблюдения техники безопасности, полагаясь на личную интуицию и собственную грамотность в этом вопросе. Однако, по статистике, работники недостаточно усваивают методы безопасной работы, запреты и требования безопасности (4, 4%), что непостредственно приводит к травматизму и несчастным случаям. (рис.1). Для оценки эффективности способов обучения воспользуемся экспертным методом:

  1. Примем предъявленную и воспринятую информацию каждым методом за 100%

  2. Укажем объем остаточной информации через 30 календарных дней

  3. Данные оценок всех экспертов по видам обучения сведем в таблицу

  4. Определим медианные значения для каждого способа

В роли экспертов участвовала группа студентов 4 курса. Каждому эксперту была предоставлена анкета с номерами методов обучения. Им задали расставить ранги методов в процентах, соответствующих запоминанию информации. Обработка экспертных оценок показала, что метод, у которого наибольшее значение медианы (или процентов) является самым эффективным.

Полученные данные сводим в общую ведомость:

№ п/п

Номера методов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

20

40

30

20

20

50

60

50

70

80

30

40

90

90

2

30

30

40

30

35

50

55

50

60

40

85

20

90

80

3

10

30

30

25

10

40

25

30

30

50

70

60

60

60

4

20

40

25

25

50

55

55

55

70

60

55

30

70

90

5

10

15

35

35

45

50

60

60

85

15

45

55

70

60

6

30

15

70

30

50

40

50

40

50

80

60

25

80

55

7

20

20

40

40

40

60

50

50

60

55

60

60

85

60

8

30

50

70

40

20

60

70

40

50

70

50

50

80

70

9

20

40

60

40

40

50

50

60

70

80

60

70

80

45

10

20

40

50

55

25

25

70

40

70

60

60

80

80

50

Табл. 1 – Экспертная оценка эффективности методов обучения


Методы:

  1. Лекция

  2. Лекция с наглядным пособием

  3. Объяснение

  4. Рассказ

  5. Работа с инструкциями

  6. Наблюдение

  7. Показ

  8. Иллюстрации

  9. Экскурсии

  10. Упражнение

  11. Графические работы

  12. Тренировка

  13. Стажировка

  14. Разбор конкретных ситуаций


Обработка экспертных оценок показала, что лекции, объяснения и рассказы полезны человеку, однако, он не усваивает половину информации, услышанную им. Для того, чтобы работа проходила эффективнее и для инструктора, и для сотрудников, необходимо задействовать показ, объяснять с презентациями, разбирать конкретные примеры. Студентам, как показывает экспертная оценка, наиболее интересны экскурсии, тренировки различные стажировки. А ведь именно в студенческом возрасте человеку необходимо вложить достаточный багаж знаний, которым он непосредственно будет пользоваться на предприятии.

Как показывает практика, человеку свойственно забывать полученную информацию обратно пропорционально квадрату логарифма времени (рис.1). Так, через 9 часов в памяти остается 1.3 часть информации, а через месяц –всего 10%, это недопустимо для работы на опасных производствах [1, с. 14]. Соответственно, необходимо периодически повторять обучение не только для того, чтобы вспомнить информацию, но и для того, чтобы ознакомиться с новыми или изменёнными инструкциями, распоряжениями или правилами.


Рис.1 – Усваивание полученной информации


Законодательные акты устанавливают на производствах с вредными и опасными условиями труда обязательное периодическое обучение и периодическую аттестацию (экзамен) персонала через определённые сроки. Это связно с тем, что после приобретения знаний обычно начинается естественный психологический процесс забывания. В общем случае, человеку свойственно забывать полученную информацию обратно пропорционально логарифму времени.

В системах безопасности на железнодорожном транспорте установлены обязательные периодические виды обучения:

  • целевой инструктаж;

  • повторный инструктаж;

  • плановая техническая учёба;

  • внеплановый инструктаж;

  • внеплановый экзамен;

  • периодический экзамен.

Все виды обучения регистрируются.

Таким образом, обучение необходимо проводить не единственным, а комплексными методами, в том числе с разбором конкретных ситуаций и учётом личности обучаемых, т.е. применять «индивидуализацию обучаемых».

При обучении уровень знаний повышается, а количество ошибок уменьшается, при этом следует иметь в виду, что работник быстрее достигает стационарного быстродействия и медленнее приходит к приемлемому количеству ошибок. Следовательно, что для того, чтобы информация, передаваемая нами, воспринималась другими людьми адекватно тому смыслу, который мы хотим передать, нам необходимо подстраиваться под каждого собеседника, разговаривая с ним на его языке, используя в своей речи его излюбленные слова и выражения.


Литература:
  1. «Законодательство в БЖД» - Анненков А.М. Москва, 2002г.

Основные термины (генерируются автоматически): канал восприятия, визуальный контакт, информация, воспринятая информация, полученная информация, слово, вид обучения, окружающий мир, процесс восприятия, процесс обучения.


Похожие статьи

Учет модальности восприятия при обучении и подготовке...

Эффективность обучения во многом зависит от восприятия информации учащимися, так как оно является первичным этапом любой познавательной деятельности. Очевидно, что информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся...

Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал.

Кинестетический тип восприятияинформация наилучшим образом воспринимается через тактильные ощущения.

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала...

Григорьев А. П., Смирнов Г. В. Адаптация по типу восприятия окружающего мира и индивидуализация обучения студентов аэрокосмического профиля / Adaptation by type perception of the world, and individualization of teaching students aerospace profile.

Виды восприятия и их роль в развитии... | Молодой ученый

Процесс ощущений, как и процесс восприятия, также включен в систему анализа и синтеза.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, процесс, ощущение, образ, музыка, действие, восприятие, окружающий мир, процесс обучения, способность.

К обзору диагностических методик определения модальностей...

Способ получения информации. Посредством зрения — благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия. Восприятие окружающего мира.

Применение нейролингвистического подхода в процессе...

Люди-аудиалы воспринимают окружающий мир через слуховой анализатор. Вся услышанная информация «врезается» в память и стимулирует воображение. Если учитель хочет воздействовать на аудиала, то он должен

Развитие смыслового восприятия у учащихся начальной школы

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей...

Использование графических редакторов в воспитательном...

Относительно аудиовизуальной информации преимущественное значение приобретает процесс восприятия информации.

‒ обеспечение интенсификации процесса обучения и воспитания

Коррекция речи на основе ведущего канала восприятия

На современном этапе приемы обучения должны в наибольшей степени соответствовать индивидуально-типологическим

Определить доминирующий канал восприятия дошкольника можно в процессе наблюдения за поведением ребёнка, по результатам опроса родителей.

Похожие статьи

Учет модальности восприятия при обучении и подготовке...

Эффективность обучения во многом зависит от восприятия информации учащимися, так как оно является первичным этапом любой познавательной деятельности. Очевидно, что информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся...

Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал.

Кинестетический тип восприятияинформация наилучшим образом воспринимается через тактильные ощущения.

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала...

Григорьев А. П., Смирнов Г. В. Адаптация по типу восприятия окружающего мира и индивидуализация обучения студентов аэрокосмического профиля / Adaptation by type perception of the world, and individualization of teaching students aerospace profile.

Виды восприятия и их роль в развитии... | Молодой ученый

Процесс ощущений, как и процесс восприятия, также включен в систему анализа и синтеза.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, процесс, ощущение, образ, музыка, действие, восприятие, окружающий мир, процесс обучения, способность.

К обзору диагностических методик определения модальностей...

Способ получения информации. Посредством зрения — благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия. Восприятие окружающего мира.

Применение нейролингвистического подхода в процессе...

Люди-аудиалы воспринимают окружающий мир через слуховой анализатор. Вся услышанная информация «врезается» в память и стимулирует воображение. Если учитель хочет воздействовать на аудиала, то он должен

Развитие смыслового восприятия у учащихся начальной школы

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей...

Использование графических редакторов в воспитательном...

Относительно аудиовизуальной информации преимущественное значение приобретает процесс восприятия информации.

‒ обеспечение интенсификации процесса обучения и воспитания

Коррекция речи на основе ведущего канала восприятия

На современном этапе приемы обучения должны в наибольшей степени соответствовать индивидуально-типологическим

Определить доминирующий канал восприятия дошкольника можно в процессе наблюдения за поведением ребёнка, по результатам опроса родителей.

Задать вопрос