Любовь героя в азербайджанских любовных эпосах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 893 раза

Библиографическое описание:

Аккая, О. М. Любовь героя в азербайджанских любовных эпосах / О. М. Аккая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4639/ (дата обращения: 20.04.2024).


«Таир и Зохра», «Асли и Керем», «Аббас и Гюльгяз» и другие любовные эпосы связаны только самим героям. Несмотря на различия имён и сравнивая азербайджанских любовных эпосов, обнаруживая самые общие черты можно придти к такому выводу, что в любовных эпосах влюблённый по отношению возлюбленного активный. А это непосредственно связано с пассивностью возлюбленного.

Естественный подход к этой проблеме даёт такие результаты что, и восточно-мусульманская мораль, и тяжёлое отношение женщин и девушек к любви придает влюблённому активность, а возлюбленному пассивность. Иными словами, пассивность вторых героев – Зохры, Аслы, Гюльгяз, Гюлендам и др., никогда не показывается как отрицательная черта. Кроме того, есть следующий момент – в любовных эпосах влюбленный за возлюбленную должен преодолеть преграды, одновременно ведущий герой встречается с различными объектами в пересечении времени и пространства.

Эти встречи по особенности той или иной степени отделяется друг от друга, и влияет на психологию героя и выявляется психологический мир героя. И таким образом, герой своим художественным положением отличается и показывается не схематически, сухой, не естественно, а живой, и естественно. Еще одной интересной особенностью является то, что психология героя сформируется не из случайных фактов и не поверхностного подхода, а сообразно сюжетному этапу. Другими словами, имеется определённая зависимость между художественным героем, стоящим на ведущей позиции, и развитием сюжета. Из этого выходит интересный результат что, в Азербайджанских любовных эпосах имеется серьезное отношение между героем и сюжетом. В начале эпоса "Таир-Зохра", так как во время начальной стадии их любви и в сердце Таира и Зохры видится искра любви и их психология уравновешивается в этой же плоскости. Примеры эпосов доказывает что, психологический мир обоих героев окружена чувствами горячей любви. Иными словами, психологическое состояние каждых молодых возлюбленных в полной форме настраиваются на чувствах любви. Но это психологическое безмолвие в эпосе не продолжается так долго и продолжение этого безмолвия не может быть убедительной. Бывает именно вот так. Психологическое безмолвие в этих героях со временем превращается в психологическую напряжённость. Хатем Султан узнав о любовном приключении дочери Зохры с Таиром Мирзы запрещает ей ходить в школу. Неожиданное запрещение изменяет состояние Зохры в широком смысле и её психологию. Что касается Таира Мирзы, не приход Зохры в место встречи, непоявление её в школе образует психологическое колебание, но это пока не превращается в полную напряжённость. Логическое развитие событий показывает, что это этот оптимизм Таира Мирзы носит временный характер и не продолжается так долго. Когда Таир Мирза всё узнал, он начал плакать и плач Таира Мирзы напоминает плач Зохры. Значит из этого можно придти в такому выводу что, всегда оптимистичный Таир Мирза думая о всегдашнем жизни с Зохра обеспокоен ситуацией неожиданно проливает слёзы и оставляет читателя в беспокойстве. Даже читатель подходит к положению Таира Мирзы с сомнениями. Но существует еще один аспект, связанный с эпической структурой эпоса, и эта примета утверждает о вступлении Таира Мирзы из безмолвного психологического состояния в напряжённый этап. В любом случае, сначала сохраняя последовательность Зохры, потом Таира Мирзы формируется адекватное состояние влюблённого и возлюбленного и дополняет друг друга.

А в эпосе «Асли Керем» любовь между Асли и Керем сопровождается психологическим состоянием Керема. Один момент привлекает внимание что, в начальной стадии эпоса Керем и Аслы представляют себя с именами Махмуд и Марьям. Махмуд и Марьям не являются из потомков случайных людей. Они были приняты со стороны общественности и являются детьми Кара Кешиша (Черного Священника) близко знакомой обществу. Но эта еще одна сторона проблемы, касающийся отцам Махмуда и Марьяма.

Они состязаются и влюбляются весьма красивом пространстве, а также сами приходят к такому решению что, Махмуд будет звать Марьяма как «Аслы», а Марьям Махмуда как «Керем». Таким образом, переход из Махмуда в Керем, и из Марьяма в Аслы является этапом перехода любви и здесь по сюжету и эпической традиции эпоса психологическое состояния обох героев совершенно спокоен и безмятежен.

Но как только Керему не выдают Аслы, настроение и психологическое состояние Керема резко изменяется Внезапное изменение Керема можно понимать как уравновешенное состояние, потому что, из текста видно «полусчастливость и неполусчастливость» Керема. После трёх месяцев это психологическое состояние полностью изменяется и превращается в «несчастливое состояние». Причина в этом – это распространение слухов о похищении Кешишом дочьку Аслы.

Это состояние Керема выражается в гошмах, герайлах сказанное им перед домом Кешиша и обращенное горам, кипарису. Эти обращения ясно показывает что, из счастливого Керема нет никаких следов. Керем уже не тот Керем. Он уже несчастливый, больной и который хочет умереть. Также интересно что, как Тахир и Зохра Керем тоже начинает плакать:, "Керем начал плакать. Он пролил крокодиловые слёзы. " [1, с. 85].

Образ Аслы резко отличается от образа Зохры из эпоса «Таир и Зохра». Конкретно говоря, в эпосе «Аслы и Керем» психологическое состояние обеих героев очень разное. Психологическое положение Аслы отличается от Керема, тем что у нее это не чувствуется и непоказывается. Причина этого заключается в том что, Кешишу удалось выносить Асли из Гянджи. Другими словами, ее общение с Керемом и с другими образами ограничивалось.

Но в конце эпоса ситуация меняется. Выдающийся учёный-фольклоровед, М.Тахмасиб очень четко характеризовал это психологическое изменение. «Единственная вина Аслы - это ее слабость и незнание как сломать эту цепь завязанной религиозным фанатизмом. С самого начала эпоса она вошла невинной и беспомощной девочкой. И с первой встрече с Керемом она была такая: «Ах Керем, не опозорь меня» она умоляла всегда ему. Она как послушная дочь в течении долгого времени послушала своего отца. Но это так не продолжается. Это романтический любовный эпос, но его развитие реально и естественно. Образ Аслы шаг за шагом растёт, а в первые дни она всегда плакала, жаловалась, а потом уже противилась отцу за то что он хотел выдать её за другого.» [4, с. 295].

Таким образом, психологический мир героев эпоса «Асли-Керем» связан с сознанием героя, с сюжетом эпоса и с другими образами. Самая главная и основная причина в том, что психологический мир свойственный герою направляется на идею и сущность эпоса.

А в эпосе «Аббас и Гюльгяз», некоторые учёные исследователи пишут так: «Ведущей силой в эпосе даётся изображению Ашуг Аббаса с Гюльгязем и внутреннему волнению Пери»." [2, с.248]. Психологическое напряжённость эпоса возникает в этапе до встречи Аббаса с Гюльгязем. Первый из них связан с его сном.

В очень простом и понятливом гошме доказывается что, Аббас увидя во сне свою возлюбленную Пери очень доволен этим событием и Аббас в этих простых строках осведомляет, что находил смысл своей жизни. Вторым моментом является встреча Аббаса с самой Пери. Из эпоса выявляется, что Аббас вслед за Пери отправляется в Тебриз и доходит прямо в улицу Батман Гылынджа, в дом Пери. После того как он видет Пери на балконе, его настроение изменяется: «Аббас увидя ее стоит как бессильный». [1, с. 272]. И все это говорит об изменении настроения Аббаса и превращение его в другого человека. Верно, это настроение не является изображением того когда Аббасу сниться возлюбленная Пери, а наоборот это своего рода его продолжение или же завершение.

Из хода событий вероятно, что Аббасу не хотять выдать Пери, обманув его с предлогом заболевание матери отправляют его из Тебриза в родное село Тифарган. Итак выходит что, «Личная судьба и жизнь ашуга не была изолирована от всенародной трагедии.» [3, с. 34 ]. После этого события Пери тоже изменяется и начинает пережить психологическую напряжённость. Когда выяснилось что, Пери насильно отправляют в Исфахан в гарем Шах Аббаса, тогда ситуация сильно переменяется и осложняется. Пери, считая себя беззащитной и одинокой, выражает свои мысли, еще конкретнее свое состояние со стихом обращенной своей матери.

Анализ эпоса показывает что, в начальной стадии любви психологическое положение влюблённого и возлюбленного изменяется с доброго до плохого, возникает напряжённость во внутреннем мире героев, но эти возлюбленные не отказываются от своих желаний. Наоборот они стремятся доказывать свои неизменности к любви. Эти психологические изменения непосредственно связанные с развитием сюжета эпоса еще больше привлекает читателя, а также увеличивает интерес к героям и герои сами приносят ясность к своим образам.

Как и в других эпосах в «Курбани» тоже психологическое состояние и настроение возлюбленных четко показывается. Для примера отметим что, когда Курбани и Пери встречаются, самый высший уровень духовного положения обеих возлюбленных утверждает себя. В общем, анализ психологического состояния героев любовных эпосов как «Таир-Зохра», «Асли-Керем", "Мамед-Гюлендам", "Валех-Зярнигяр", "Курбани" показывает, что эти герои не схематические герои. Это правда, в них можно найти похожие и общие черты, а также подобные качества. Даже некоторых героев можно назвать предшественникам или преемникам друг друга. Но все это не дает никакого основания на то, что все эти герои выходят из единого колодка или же являются повторением друг друга.

Азербайджанские любовные эпосы выделяются и отличаются друг от друга своими индивидуальными сторонами, особенно психологическим положением. Достаточное обогащение психологии героев сближает их к реальной жизни и избавляет от надавливания колодка.


Литература:

  1. Азербайджанские любовные эпосы. Бакы: Элм, 1979.

  2. Бабаев И. Эфендиев П. Азербайджанское устное народное творчество. Баку: Маариф, 1970.

  3. Ибрагимов М. Реализм в ашугской поэзии. Бакы, 1966.

  4. Тахмасиб М. Азербайджанские народные эпосы (средние века). Бакы: Элм, 1972.


Основные термины (генерируются автоматически): психологическое состояние, эпос, герой, друг друга, Мирза, образ, психологическое положение, психологический мир, психологическое безмолвие, Тебриз.


Похожие статьи

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

Образ – материальная категория, которая отражает смысл, они зависимы и дополняют друг друга.

1) Скрининг - оценка психологического состояния детей и выявление детей "группы риска" (проводится социальным педагогом, психологом, учителями).

Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия

Известны и психологические объяснения героизму, согласно которым это «превращенная» форма фанатизма

Именно такими нам видятся истинный герой и его поступки. «Великие люди, каким бы образом мы о них ни толковали, всегда составляют крайне полезное общество.

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

В ходе данного процесса в эпосе весьма отдаленных друг от друга по территории народов формируются сходные этнопсихологические мотивы.

Сходство отдельных сюжетных линий и эпизодов, проявляющееся в изображении событий в эпосах, постижении мира, судьбе героев...

Проблематика изучения образа партнера в добрачных...

У субъектов, ощущающих себя психологически комфортно

Основные термины (генерируются автоматически): юношеский возраст, отношение, партнер, межличностное восприятие, качество, друг друга, идеализация партнера, добрачный период, собственная личность, внутренний мир.

Рациональный анализ восточной миниатюры | Статья в журнале...

Возвышенный мир поэтических образов, изысканный, расцвеченный

Миниатюра, 1507 г. Именно Камалиддину Бехзаду Хусейн Мирза поручает принять вызов со стороны

К.Бехзад умел создавать удивительно тонкий психологический образ, тем самым подтверждая мысль...

Современная западная психологическая литература для детей...

Ребенок погружается в превосходный мир, где всё сбывается по волшебству, знакомится с разными персонажами, с

Трилле живёт в большой и дружной семье, где каждый стоит друг за друга горой.

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения.

Влияние творчества на психологическое состояние постояльцев...

Таким образом, герои фильма «Жизнь прекрасна» любят жизнь, ценят каждое мгновение и стараются его увековечить в стихах, музыке, картинах.

Психологическое состояние женщины в период беременности. Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков.

Образы Одиссея и богов в произведениях Гомера.

Чтение эпической поэмы Гомера «Одиссея» открыло мне многие психологические аспекты не только личности главного героя Одиссея, но и всей греческой мифологии. Но об этом отдельно. Сейчас же, мне хотелось бы показать Вам образ...

Похожие статьи

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

Образ – материальная категория, которая отражает смысл, они зависимы и дополняют друг друга.

1) Скрининг - оценка психологического состояния детей и выявление детей "группы риска" (проводится социальным педагогом, психологом, учителями).

Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия

Известны и психологические объяснения героизму, согласно которым это «превращенная» форма фанатизма

Именно такими нам видятся истинный герой и его поступки. «Великие люди, каким бы образом мы о них ни толковали, всегда составляют крайне полезное общество.

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

В ходе данного процесса в эпосе весьма отдаленных друг от друга по территории народов формируются сходные этнопсихологические мотивы.

Сходство отдельных сюжетных линий и эпизодов, проявляющееся в изображении событий в эпосах, постижении мира, судьбе героев...

Проблематика изучения образа партнера в добрачных...

У субъектов, ощущающих себя психологически комфортно

Основные термины (генерируются автоматически): юношеский возраст, отношение, партнер, межличностное восприятие, качество, друг друга, идеализация партнера, добрачный период, собственная личность, внутренний мир.

Рациональный анализ восточной миниатюры | Статья в журнале...

Возвышенный мир поэтических образов, изысканный, расцвеченный

Миниатюра, 1507 г. Именно Камалиддину Бехзаду Хусейн Мирза поручает принять вызов со стороны

К.Бехзад умел создавать удивительно тонкий психологический образ, тем самым подтверждая мысль...

Современная западная психологическая литература для детей...

Ребенок погружается в превосходный мир, где всё сбывается по волшебству, знакомится с разными персонажами, с

Трилле живёт в большой и дружной семье, где каждый стоит друг за друга горой.

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения.

Влияние творчества на психологическое состояние постояльцев...

Таким образом, герои фильма «Жизнь прекрасна» любят жизнь, ценят каждое мгновение и стараются его увековечить в стихах, музыке, картинах.

Психологическое состояние женщины в период беременности. Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков.

Образы Одиссея и богов в произведениях Гомера.

Чтение эпической поэмы Гомера «Одиссея» открыло мне многие психологические аспекты не только личности главного героя Одиссея, но и всей греческой мифологии. Но об этом отдельно. Сейчас же, мне хотелось бы показать Вам образ...

Задать вопрос