Учеба на факультете довузовской подготовки как первый этап адаптации первокурсников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Авдеюк, О. А. Учеба на факультете довузовской подготовки как первый этап адаптации первокурсников / О. А. Авдеюк, Е. Н. Асеева, Е. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 388-389. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4600/ (дата обращения: 20.04.2024).

В структуре вуза одним из подразделений является факультет довузовской подготовки, призванный не только систематизировать знания абитуриентов, но и, на наш взгляд, облегчить вхождение в дальнейшем молодых людей в вузовскую систему обучения. Известно, что трудности, возникающие у первокурсников в процессе адаптации к социальным условиям вуза, связаны с резкой сменой содержания и объёма учебного материала; специфичными для вуза видами занятий; с новой профессиональной и предметной терминологией; отсутствием навыков самостоятельной работы; неумением конспектировать, работать с первоисточниками; новой социальной средой; иными нормами поведения в вузе и взаимоотношениями «преподаватель-студент»; слабой профессиональной ориентацией и т.д.

Адаптация первокурсников - это сложный и многогранный процесс, требующий совместных усилий студентов, преподавателей, деканата, профкома студентов, а также семьи. В настоящее время существует множество подходов к решению этой проблемы, включающих в себя применение инновационных моделей образования, вовлечение студентов в общественную жизнь ВУЗа, работу кураторов академических групп, разработку системы организационного, научно-методического сопровождения воспитательной и внеучебной работы со студентами младших курсов.

Многолетний опыт работы с первокурсниками позволяет нам сделать вывод о том, что студенты, прошедшие обучение на курсах по подготовке к поступлению в ВУЗ, в дальнейшем легче адаптируются к учебе в нем. К сожалению, с введением ЕГЭ, популярность довузовской подготовки упала, но мы считаем, что она по-прежнему актуальна.

Действительно, довузовская подготовка позволяет школьникам:

– получить дополнительные знания по общеобразовательным предметам;

– приобрести новый опыт в общении со сверстниками и преподавателями ВУЗа;
– определить и развить свои способности и интересы;
– приобрести опыт самостоятельной работы.
В качестве примера рассмотрим процесс проведения занятий по предмету «Информатика» в Лицее при факультете довузовской подготовки ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» (ВолгГТУ).
Изначально процесс проведения занятий по информатике в Лицее был ориентирован на подготовку школьников к обучению технических ВУЗах, в которых в процессе обучения основное внимание уделяется таким разделам информатики как «Алгоритмизация» и «Программирование».

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 19 учебных часов в IX классе для обязательного изучения алгоритмизации и программирования в курсе «Информатика и информационные технологии» на ступени основного общего образования. Как показывает практика, для успешного обучения вчерашних школьников в технических ВУЗах по предмету «Информатика» такого количества учебных часов недостаточно. В Х-ХI классах (базовый и профильный уровни) программированию также не уделяется должного внимания: на базовом уровне только 4 часа отводится изучению алгоритмов, а в тематику практических работ профильного уровня включены только работы на программирование роботов и разработку дискретных алгоритмов.

Поэтому в Лицее при ВолгГТУ при подготовке школьников к обучению в ВУЗе основное внимание уделяется обучению программированию. Старшеклассники изучают информатику 2 семестра, общий объем курса – 76 часов. Занятия в Лицее проводятся по вузовской системе: теоретический материал вычитывается на лекциях, а при проведении лабораторных работ каждый учащийся имеет возможность получить практические навыки в области программирования, в конце курса проводится зачет или экзамен.

Поскольку лабораторные работы проходят в малочисленных группах (по 8-15 человек), то преподаватели Лицея имеют возможность для каждого обучаемого выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Это достигается путем подготовки систем задач, соответствующих способностям, возможностям, мотивации и интересам каждого из учащихся.

Также в процессе обучения в Лицее старшеклассники знакомятся с действующей в ВолгГТУ рейтинговой системой оценки знаний студентов. В семестре на дисциплину отводят 100 баллов. В течение семестра студент может заработать 60 баллов за счет выполнения лабораторных работ, семестровых заданий, контрольных работ и других видов работ, оставшиеся 40 баллов отводится на экзамен (или зачет) по дисциплине. По такому же принципу выставляются баллы для старшеклассников, обучающихся в Лицее: учащиеся могут получить 60 баллов в семестре за выполнение лабораторных работ и активную работу при разборе задач на теоретических занятиях, на зачете учащийся может заработать 40 баллов.
Таким образом, при изучении дисциплины «Информатика» полностью моделируется образовательная среда вуза, а это значит, что старшеклассник, оставаясь в привычной социальной среде школы, постепенно осваивает новую социальную среду, иные требования высшей школы к учебному процессу, учится выстраивать систему отношений с преподавателями и слушателями.
Как показывает практика, чем эффективнее и быстрее пройдет адаптация, тем меньше «отсев» на младших курсах и выше психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.

Литература:
1. Авдеюк О. А. Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль довузовской формы образования в этом процессе/ О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева, Е. С. Павлова//Успехи современного естествознания, № 4. 2011.– С.145.
2. Авдеюк О.А. К проблеме адаптации в вузе студентов заочной формы обучения /О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева, А.В. Крохалев, К.В. Приходьков, А.Н. Савкин// Социосфера. – 2011. – № 2 – С.65-68.
3. Авдеюк О.А. Проблема адаптации студентов к условиям вуза и помощь преподавателя в ее решении/ О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева, И.А. Тарасова// В мире научных открытий, Серия Гуманитарные и общественные науки. – 2011. – № 4.1(16) – С. 405 – 408.
4. Авдеюк О.А. Роль преподавателя в процессе адаптации студентов к условиям вуза / О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева// Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе», выпуск 8, Т.10, № 6, 2011. – С. 11-13.
Основные термины (генерируются автоматически): довузовская подготовка, ВУЗ, Информатик, основное внимание, подготовка школьников, профильный уровень, процесс обучения, процесс проведения занятий, самостоятельная работа, социальная среда.


Похожие статьи

Перспективы развития профильного обучения в школе

Для более глубокой дифференциации обучения в профильных классах необходимо занятия проводит в курсовой форме. Причем по замечанию исследователя Е. А. Ворониной обучение учащихся только по конспектам, без самостоятельной работы школьников с учебной...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Именно поэтому одна из основных задач преподавателя — помочь учащимся в организации их самостоятельной работы.

подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий

Особенности организации профильного обучения информатике...

Различные аспекты содержания обучения информатике в условиях профильной дифференциации исследовались в работах Т.Б. Захаровой [1].

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

Самостоятельная работа как средство формирования...

Подготовка к практикумам и семинарским занятиям, как активным формам самостоятельной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая...

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

конкретность работы, выполняемой учащимися на занятиях, будет представлена в вариативных по уровню сложности заданиях; освоение приемов подготовки к сдаче экзаменов в школе, колледже, вузе будет происходить не только параллельно основному содержанию...

Сущность профильного обучения старшеклассников

Ключевые слова: профильное обучение, образовательный процесс, принципы профильного обучения.

Основные цели профильного обучения заключаются в следующем: изучить на углубленном уровне предметы, которые позволят освоить программы высшего...

Формирование готовности учащихся к обучению в вузе

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, процесс обучения, самостоятельная работа, умение, учебно-познавательная деятельность, учебный процесс, формирование готовности учащихся.

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, самостоятельная

Приемы организации процесса самостоятельной работы учащихся.

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе учебных занятий.

Похожие статьи

Перспективы развития профильного обучения в школе

Для более глубокой дифференциации обучения в профильных классах необходимо занятия проводит в курсовой форме. Причем по замечанию исследователя Е. А. Ворониной обучение учащихся только по конспектам, без самостоятельной работы школьников с учебной...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Именно поэтому одна из основных задач преподавателя — помочь учащимся в организации их самостоятельной работы.

подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий

Особенности организации профильного обучения информатике...

Различные аспекты содержания обучения информатике в условиях профильной дифференциации исследовались в работах Т.Б. Захаровой [1].

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

Самостоятельная работа как средство формирования...

Подготовка к практикумам и семинарским занятиям, как активным формам самостоятельной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая...

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

конкретность работы, выполняемой учащимися на занятиях, будет представлена в вариативных по уровню сложности заданиях; освоение приемов подготовки к сдаче экзаменов в школе, колледже, вузе будет происходить не только параллельно основному содержанию...

Сущность профильного обучения старшеклассников

Ключевые слова: профильное обучение, образовательный процесс, принципы профильного обучения.

Основные цели профильного обучения заключаются в следующем: изучить на углубленном уровне предметы, которые позволят освоить программы высшего...

Формирование готовности учащихся к обучению в вузе

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, процесс обучения, самостоятельная работа, умение, учебно-познавательная деятельность, учебный процесс, формирование готовности учащихся.

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, самостоятельная

Приемы организации процесса самостоятельной работы учащихся.

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе учебных занятий.

Задать вопрос