Интеграция информационных технологий в автоматизированные системы управления в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 3078 раз

Библиографическое описание:

Шоров, К. М. Интеграция информационных технологий в автоматизированные системы управления в современных условиях / К. М. Шоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 191-195. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4500/ (дата обращения: 19.04.2024).

  1. Современные тенденции.

В настоящих условиях российская экономика выходит на новый этап разви­тия, который связан с повышением значения внутренних систем управления пред­приятий, организаций, институтов. Причем это обусловлено не только повышени­ем значения систем управления, но и их выводом на уровень современных требо­ваний, связанных с необходимостью обеспечения конкурентоспособности, эффек­тивности и результативности организаций, фирм, институтов в условиях жесткой рыночной борьбы за потребителя, качество услуг, повышение производительности работников. Рыночные условия предопределяют необходимость повышения управ­ляемости российских предприятий реального сектора экономики тем более, что многие предприятия сталкиваются с серьезной проблемой отсутствия эффективной системы управления, поскольку за период трансформации экономики им пока не удалось ее построить.

Поиск новых методов создания экономически эффективных систем управле­ния в значительной мере связывается с использованием основных идей интегрированных информационных систем и автоматизации. Именно эти идеи, как считается, позволяют яснее представить и обосно­вать пути рационализации сложных структур, в частности, современных предприятий.

Начальным этапом в разработке отдельных аспектов технологий примени­тельно к управлению является формулирование идей и подходов, направленных на качественное изменение организационного плана экономического пространства предприятий, для обозначения которого используются категории: «реинжиниринг бизнес-процессов», «управление процессами», «электронные методологии». Ак­тивную позицию в данном направлении занимают методологии: RAD, IDEF, Proc­ess Engineer, SHL Transform, Architect.

Анализ показывает, что имеющиеся типовые информационно- технологические продукты пока слабо адаптированы к реалиям российских орга­низаций, что обусловливает в качестве генерального - путь по разработке отечест­венных технологий с использованием эффективных элементов западных техноло­гий. При этом на повестке дня стоит задача создания информационно- технологической основы «новой» российской экономики. Причем создаваться она должна «снизу», в основном звене экономики - на предприятиях, корпораци­ях, фирмах, организациях, институтах.

Новейшие системы управления, как правило, включают:

- информационную подсистему, обеспечивающую сбор, обработку и рас­пределение информации в нужной форме и в требуемое время;

- подсистему разработки и принятия решений на основе данных информа­ционной подсистемы;

- подсистему контроля, способную выявлять ошибки в принятых решениях и корректировать их по необходимости.








При этом особо следует подчеркнуть, что это не просто новые технологии управления, речь идет о создании цивилизованного интегрированного органи­зационно-экономического пространства (среды) управления.

Информатизация экономической организационной среды организаций выдвигает новые научно-теоретические и практические задачи совершенствования организа­ции управления, от решения которых, в конечном итоге, зависит конкурентоспо­собность предприятия. Однако в настоящее время принципы встраи­вания новых информационных технологий в систему управления предприятиями и их совершенствования недостаточно разработаны.

В этой связи уместно заметить, что информационно-технологические интег­рированные системы управления организациями ориентированы на решение следующих ключевых задач:

    • выявление скрытых резервов увеличения результативности деятельности организации;

    • снижение себестоимости продукции и услуг;

    • оптимизация загрузки основных фондов, рабочего времени персонала;

    • повышение управляемости организации посредством реструктуризации, совершенствования методов и процессов управления;

    • качественное изменение методов управления на основе делегирования пол­номочий в принятии управленческих решений па нижние уровни управления, ог­раничение бюрократических форм согласования решений в организации.

Информационные технологии имеют важное значение в формировании кон­курентоспособности предприятия, поскольку позволяют на практике реализовать индивидуальный подход к потребителю, обеспечивая возможность быстро перестраиваться на выпуск новой продукции. Роль управленческой информационной технологии в качестве вспомогательного инструмента управленческого процесса заключается в ускорении ответной реакции хозяйствующего субъекта на возму­щающее воздействие со стороны внешней среды.

  1. Роль ИТ в управленческой системе.

Возрастание роли информации, информационных технологий и телекоммуни­каций в экономическом пространстве способствует изменению предприятий в пла­не обеспечения гибкости и маневренности, экономичности, экологичности, спо­собности развивать и использовать потенциал предприятия, его инновационность.

Вообще циркуляция информации в управлении организацией с использованием компьютерных технологий определяется комплексом реализуемых программ (про­ектов), которые претворяют в жизнь определенную цель (задачу) управления в пределах свойств имеющейся информации. В этих условиях фено­мен целеполагания и фактор ценности сообщений наиболее значимы для получе­ния общего результата работы организации: прибыльности, устойчивости, конку­рентоспособности. эффективности.

Применительно к настоящей статье наиболее конкретизированной и реальной нам представляется следующая трактовка ключевого понятия: «под ин­формационной управленческой интегрированной технологией понимается совокупность методов и средств формирования и воздейст­вия на информацию с целью ее преобразования в соответствии с потребно­стью управления разработкой проектов и организации эффективного взаимо­действия элементов проектного производства — от материальных до трудо­вых».

Следует отметить, что из множества причин, по которым организация работа­ет неэффективно, надо выделить те, которые связаны с информационным обеспе­чением управления, так как, по оценкам западных экспертов, 90% различных не­удач малых и средних фирм связано с неопытностью менеджеров, некомпетентно­стью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной об­становке в связи с недостаточным информационным обеспечением.

Вo многом это определено сменой глобальной парадигмы, отражающей пере­ход от бюрократического, детерминированного механизма хозяйствования к гиб­кой, самоорганизующейся системе рыночного регулирования. Спонтанное форми­рование информационных потоков в рыночных структурах и отсутствие надежного механизма контроля и защиты информации в коммерческой, инновационной и на­учно-технической деятельности приводят к снижению экономической безопасно­сти страны.

Из-за отсутствия единой эффективной концепции формирования и развития информационной системы управления (ИСУ) предприятий проявляются отрицательные тенденции дезинтеграции, обособ­ления и снижения уровня толерантности информационных потоков. Все это от­нюдь не способствует эффективному хозяйствованию отдельных предприятий, а также стабилизации промышленного производства и экономики России в целом.

Основные принципы формирования эффективной информационной технологии организации в современных условиях

Ключевые принципы

Сущность проявления

Форма реализации

1. Открытость

Обеспечение свободного доступа к другим системам

Достижение совместимости объектов по уровню техни­ко-технологического разви­тия, методам сбора и хране­ния, трансформации

2.Стандартизация и унифи­кация

Единство базовых элемен­тов, возможность совмести­мости

Расширение масштабов ис­пользования, возможность получения мультипликаци­онных эффектов

3.Иерархия построения систем

Обеспечение вертикального движения потоков инфор­мации

Обеспечение взаимосвязи, интеграция технологий, расширение движения ин­формационных потоков

4.Интеграция обработки информации

Активное встраивание в управленческие системы, совместимость программно-технических средств

Эффективность передачи данных, гибкость информа­ционного обеспечения управленческих подразделений

5.Стабнильность и развитие технологии

Устойчивость управленческих систем, постоянное со­вершенствование информа­ционного обеспечения управления

Возможность качественного преобразования информаци­онных технологий при со­хранении стабильность. Лучшее удовлетворение по­требностей управления

6.Четкое структурирование технологии

Соответствие действующим организационным структу­рам

Возможность активной ин­теграции технологических процессов по уровням управления

7.Способность активной модернизации

Возможность трансформа­ции технологий, соответст­вующих научно- техническому прогрессу

Постоянная настройка от­дельных элементов системы информации в соответствии с задачами организации

При реализации этих принципов управленческая информационная система, формирующаяся из взаимосвязанных подсистем, обеспечивает удовлетворение по­требности в информации пользователей соответствующего звена управления: операционного, подсистемы поддержки принятия решений тактического звена управ­ления, стратегической информационной подсистемы.

  1. Информационные потоки

Управление невозможно без информации, поскольку она является своеобразной «кровеносной системой» управленческого процесса, однако движение в этой системе может быть различным и даже «особенным». И эти особенности заложены информационно - технологической инфраструктуре управления организаций

Общая схема движения информации в системе предприятия

























Процессы управления обеспечивают согласованность действия структурно- организационных компонентов предприятия, определяя целенаправленность его функционирования. По существу и по своей природе процессы управления являются информационными, поскольку отличаются от материально-вещественных процессов специфическим предметом и продуктом труда — информацией. Реализация функции управления требует использования специфических инструментов - средств информации, а труд в процессе управления имеет специфическую форму обеспечения принятия управленческих решений.

Нужно сказать, что назначение информационно-технологической инфра­структуры в соответствии с принятым подходом заключается в переработке дан­ных в такую форму, которая будет приемлема для выработки и принятия управлен­ческих решений именно в данной организации и в данных условиях.

Проблема информационно-технологического обеспечения управления доста­точно активно разрабатывается, по этой проблеме имеется обширная литература, разработаны различные виды информационно - технологических продуктов. Но все равно актуальными остаются проблемы следующего порядка:

  • использование новейших технологий (в настоящее время большинство из них построено на компьютерной основе);

  • адаптация сделанных разработок к условиям данного предприятия;

  • разработка оригинальных инструментов технологий с учетом специфики предприятия;

  • адаптация персонала к новым технологиям (преодоление сопротивления пер­сонала новациям);

  • организация прямой коммуникации между подразделениями и руково­дством;

  • разработка особых форм интеграции информационно-технологических сис­тем в проектном производстве.

Качество и важность используемой управленческой информации (в общей трактовке это средство обоснования решений) играют решающую роль в процеду­рах их принятия. В этой связи управленческая информация должна отвечать сле­дующим характеристикам: достоверность, полнота, точность, актуальность и удоб­ство использовании.

В качестве основных направлений развития информационной интеграции предприятия можно отметить следующие:

  • организацию информационного обмена с поставщиками и потребителями;

  • применение современных методов проектирования с использованием сети Интернет;

  • создание электронных каталогов организационно-проектной продукции, услуг сервисных служб и др.;

  • предоставление потребителем технической документации в электронном виде.

Материально-техническая база информатизации общества включает компью­терные. автоматизированные и коммуникационные средства. Отсюда непосредст­венно следует несомненная важность интегрированных систем связи и процессов компьютеризации как материальной основы процесса информатизации. Конкрет­ные технические средства определяют структуру и функционирование любой ин­формационной системы в качестве основной компоненты.

Важная компонента функционирования - это факторы, комплексное действие которых приводит информационную систему в движение:

      • наличие стимула и возможностей производства информационной системы;

      • желание и возможности передачи информационной системы на соответст­вующий материально-технический носитель;

      • наличие стимула и возможностей приобретения информационной системы;

      • желание и возможности передачи информационной системы с материально- технического носителя.

Заключение.

Новые условия развития экономики диктуют необходимость разработки управленческой информационной системы, что требует выработки новых мето­дов для обработки возрастающего объема информации, а также наличия:

  • достаточной мощности объема для переработки информации;

  • оперативности и способности к быстрой трансформации;

  • возможности восприятия информации для персонала;

  • достаточности информации для принятия решений;

  • цели, ориентированность на определенные управленческие уровни;

  • гарантии достоверности поставляемой информации в пределах времен­ных интервалов;

  • периодичности поставки информации;

  • способности к перспективной адаптации и ориентации на возможные из­менения.

Данные общеметодологические требования дополняются в настоящих усло­виях новыми инструментами и механизмами формирования, структурирования и использования информации, в частности:

  • рациональной децентрализацией управления, передачей права и обязанно­стей принимать решения и ответственностью за принятое решение перед подчи­ненными;

  • управлением знаниями, накоплением и распространением опыта сотрудни­ков, аккумулированием интеллектуального потенциала организации;

  • ориентацией на обеспечение эффективности управленческой деятельностью;

  • овладением персоналом современных продуктов компьютерных технологий.

Применение этих технологий на практике содействует в конечном итоге по­вышению конкурентоспособности предприятия.

Следует в этой связи подчеркнуть, что информационные технологии отнюдь не самоцель, а основа современных интенсивных наукоемких технологий, наце­ленная на повышение эффективности взаимодействия менеджеров и руководите­лей предприятий. Разработка нового поколения технологий, способных обеспечить высокоэффективное интеллектуальное взаимопонимание и производственное взаимодействие между специалистами - сложная задача ближайшего будущего, требующая применения принципиально иных знаний и методов.



Литература:
  1. Мильнер Б.З. «Теория организации», М.: Инфра – М, 2007 г.

  2. Воробович Н.П. «Методологические основы создания информационных технологий управления строительными проектами» М., 2007 г.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная система, процесс управления, предприятие, информационная подсистема, конечный итог, проектное производство, российская экономика, управленческая информационная система, управленческий процесс, экономическое пространство.


Похожие статьи

Обеспечение процесса управления качеством экономической...

Процесс управления экономической информационной системой предприятия основан на факторах, среди которых: функциональные показатели и стандарты качества, процессы верификации и аттестации, управление проектными рисками...

Информационные процессы в системах управления...

В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами предприятия, использование информационных ресурсов, удовлетворяющие требованиям систем управления бизнес-процессами.

Значимость информационных систем в деятельности...

Статья позволяет оценить значимость и сущность информационной системы в процессе функционирования предприятия различных сфер деятельности и отраслей. Ключевые слова: информационная система, информация, хранение информационных ресурсов...

Российская практика внедрения информационных систем...

Самой эффективной информационной системой управления производством на данный момент, является «ERP-система». Данная система позволят автоматизировать основные и вспомогательные процессы на предприятии такие как: управление производством...

Проблемы внедрения автоматизированной информационной...

Ключевые слова: автоматизированная информационная система, внедрение автоматизированной информационной системы, организационные факторы, повышение

В итоге эта проблема осложняет процессы по внедрению автоматизированной системы.

Роль решения в системе управления предприятием

Задачи управления: Целеполагания — определение и описание конечного состояния системы

информационные. Рис. 1. Место решения в системе управления предприятием.

Сервисы информационных систем | Статья в журнале...

Ключевые слова: информационные системы, сервис менеджмент, информационные технологии, услуги, библиотека ITIL.

Применение информационных систем позволяет радикально изменить стиль управления и значительно улучшить показатели деятельности...

Проблемы формирования системы управления...

Проблемы формирования системы управления информационным обеспечением промышленного предприятия.

Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, корпоративная информационная система, предприятие.

О создании информационной системы для управления...

В статье рассматриваются предпосылки создания информационной системы для управления имущественным комплексом предприятия.

Любая информационная система может быть представлена как совокупность подсистем, среди которых можно выделить...

Похожие статьи

Обеспечение процесса управления качеством экономической...

Процесс управления экономической информационной системой предприятия основан на факторах, среди которых: функциональные показатели и стандарты качества, процессы верификации и аттестации, управление проектными рисками...

Информационные процессы в системах управления...

В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами предприятия, использование информационных ресурсов, удовлетворяющие требованиям систем управления бизнес-процессами.

Значимость информационных систем в деятельности...

Статья позволяет оценить значимость и сущность информационной системы в процессе функционирования предприятия различных сфер деятельности и отраслей. Ключевые слова: информационная система, информация, хранение информационных ресурсов...

Российская практика внедрения информационных систем...

Самой эффективной информационной системой управления производством на данный момент, является «ERP-система». Данная система позволят автоматизировать основные и вспомогательные процессы на предприятии такие как: управление производством...

Проблемы внедрения автоматизированной информационной...

Ключевые слова: автоматизированная информационная система, внедрение автоматизированной информационной системы, организационные факторы, повышение

В итоге эта проблема осложняет процессы по внедрению автоматизированной системы.

Роль решения в системе управления предприятием

Задачи управления: Целеполагания — определение и описание конечного состояния системы

информационные. Рис. 1. Место решения в системе управления предприятием.

Сервисы информационных систем | Статья в журнале...

Ключевые слова: информационные системы, сервис менеджмент, информационные технологии, услуги, библиотека ITIL.

Применение информационных систем позволяет радикально изменить стиль управления и значительно улучшить показатели деятельности...

Проблемы формирования системы управления...

Проблемы формирования системы управления информационным обеспечением промышленного предприятия.

Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, корпоративная информационная система, предприятие.

О создании информационной системы для управления...

В статье рассматриваются предпосылки создания информационной системы для управления имущественным комплексом предприятия.

Любая информационная система может быть представлена как совокупность подсистем, среди которых можно выделить...

Задать вопрос