Понятие одаренности: экскурс в историю | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.11.2021

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Аршанская, О. П. Понятие одаренности: экскурс в историю / О. П. Аршанская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 361-362. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85699/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрен термин «одаренность» в рамках изменения трактовки понятии и значения термина. Обозначены понятие и особенности одаренных детей.

Ключевые слова: талант, одаренность, одаренные дети, педагогическое сопровождение.

Талантами рождаются не часто, а гениев за все время существования человечества насчитывается не более четырехсот.

Важнейшей проблемой современного общества является сохранение и развитие детской одаренности, разговоры о которой становятся очень активными в последнее время.

Актуальным является и значение термина одаренность, приведем несколько наиболее распространенных:

«Одаренность — это системное развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, необычных результатов в одном или нескольких видов деятельности».

«Одаренность — это качественное своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успешности конкретной личности».

Большую роль в трактовке теоретических основ детской одаренности сыграли направления русской психологии конца 19-начала 20 века, в частности труды Николая Александровича Бернштейна, Николая Ивановича Рыбникова и других.

Мощный импульс развитию проблемы дала экспериментальная педагогика, ставившая цель всестороннего исследования ребенка с использованием эмпирических методов, первое исследование в этом области было проведено в 1879 году Иваном Алексеевичем Сикорским.

В ХХ веке из русских разработок наибольшую известность получают результаты клинико-психологических исследований

Кроме отечественных направлений широко представлены работы западноевропейских исследователей. С советского периода интерес к этой теме несколько снижается, а порой и пропадает вовсе, объяснялось это тем, что к психологии и педагогике чего-то внутреннего стали относиться с осторожностью.

Из лексикона уходят словосочетания «одаренность», «одаренные дети», «детская одаренность».

Активное изучение возвращается лишь к 80-м годам ХХ века.

Вновь возникают новые подходы: — «одаренность, как синхрония» — анализ темпа развития одаренного ребенка по сравнению с детьми того же возраста;

– статистический — анализирует процент развития одаренности.

Далее хотелось бы остановиться на категории одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для этого.

Характерными особенностями одаренных учащихся являются:

– они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир;

– они способны прослеживать причинно-следственные связи исследуемого объекта, явления, процесса;

– они способны длительное время концентрировать свое внимание на одном занятии.

В образовательном процессе развитие одаренности учащихся следует рассматривать, как внутренний деятельностный потенциал, как способность быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Развитие здесь должно решать несколько задач:

  1. разработка и реализация системы мероприятий по внедрению научно-исследовательской деятельности;
  2. осуществление информационной поддержки.
  3. осуществление педагогического сопровождения в образовательном процессе.

На последнем остановимся немного подробнее. Сегодня под педагогическим сопровождением понимают комплекс действий педагога, как субъектов социального воспитания, обеспечивающих включенность учащихся в значимые события, способствующие становлению их субъектной жизненной позиции и самореализации.

В ходе педагогического сопровождения происходит переход от стихийности к сознательной ориентации личности на формирование качеств конкурентной личности в образовательном пространстве и обществе.

Для того, что педагогическое сопровождение стало успешным необходимо создать следующие условия:

  1. Событийность образовательного процесса — реализация педагогического сопровождения возможна через создание ситуаций, которые могут стать поворотными этапами жизненного пути индивида;
  2. Эмпатийное взаимодействие — доверие ребенка к педагогу и одновременным сочетанием восприятия ребенка как личности;
  3. Конвенциальность — участие педагога в процессе сопровождения через соглашение с учащимся.
  4. Оптимистическая составляющая — необходимо верить в успех саморазвития как педагогу, так и ребенку.
  5. Формирование мотивационной перспективы и социальное закаливание, через включение в ситуации, которые требуют волевого усилия.

Таким образом, важным условием успешности педагогического сопровождения следует рассматривать направленность его на осознание детьми ценности саморазвития, творческой деятельности и активной жизненной позиции.

Также педагогическое сопровождение должно соответствовать следующим принципам:

– содержание образовательных программ для одаренных и талантливых детей должно предусматривать углубленное изучение наиболее важных проблем;

– необходимо учитывать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;

– необходимо поощрять инициативу и самостоятельность детей.

Далее остановимся на некоторых формах педагогического сопровождения. Деятельность по сопровождению должна иметь комплексный характер и включать в себя следующие элементы:

– методическое сопровождение выстраивается с учетом всех особенностей одаренных детей. Условия изложения материала должны включать: доступность, системность, проблемность.

– медико-социальное сопровождение, здесь наиболее эффективным признаются индивидуальный образовательный маршрут или психологическая карта, ведение которых позволяет видеть сильные и слабые стороны ребенка, а также составить индивидуальную карту самоконтроля, что позволит:

– ученику самому выявить свои ошибки, пробелы в знаниях;

– учителю детально видеть успехи и неудачи учеников;

– родителям иметь полное представление об уровне подготовленности их ребенка.

– психолого-педагогическая диагностика, которая помогает выявить способных и одаренных детей. Наиболее распространенными приемами являются: наблюдение, тестирование.

Завершая, хотелось бы сказать, что одаренный человек (ребенок, ученик) должен быть примером духовности, человечности, истинного патриотизма. Многим кажется, что одаренность — это награда, на самом деле одаренность — это великое испытание, посланное человеку.

Литература:

  1. Бельская Н. А. Современные подходы к пониманию феномена одаренности и пути решения проблем одаренности//Одаренный ребенок, 2015г., № 2 с.130–140;
  2. Ефременко И. И. Генетика одаренности//Одаренный ребенок, 2009г., № 4 с.15–30;
  3. Иванова И. В. Педагогическое сопровождение// Воспитание школьников, 2018 г., № 2 с. 41–53;
  4. Клочко В. Е. Одаренность и ее понимание в системной антропологической психологии//Одаренный ребенок, 2012г. № 6с.5–22;
  5. Одаренные дети/В. М. Слуцкий. М.1991 год;
  6. Шолохова А. А. Система деятельности учителя по сопровождению детской одаренности// Одаренный ребенок, 2012г., № 3 с.72–80.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое сопровождение, ребенок, образовательный процесс, значение термина, одаренность, одаренный ребенок.


Похожие статьи

Сопровождение одарённых детей | Статья в журнале...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе очень

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

В словаре В. И. Даля слово «сопровождение» имеет следующие значения...

Деловая игра «Психолого-педагогическое сопровождение...»

Деловая игра «Психолого-педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей».

Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс

Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка...

Организационно-методическое сопровождение педагогов...

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, одаренный ребенок старшего, организационно-методическое сопровождение педагогов, работа, детский сад, педагог, детская одаренность, дополнительное образование, методический портфель.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, проявляющих выраженные способности.

Вопрос одаренности на самом деле занимает важное место в системе образования и на сегодня мы отмечаем все большее внимание к поддержке и...

Педагогическая работа с одаренными детьми

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, развитие, способ выявления, образовательный процесс, нестандартное

Организация работы с одаренными детьми идет по линии подлинного органического единства обучения и воспитания, что заложено в самой...

Ребенок с особыми образовательными потребностями...

Дубынина, Т. Е. Ребенок с особыми образовательными потребностями, имеющий признаки одаренности, как психолого-педагогический

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка... Процесс становления одаренности детей с дисгармоничным типом...

Особенности ранней детской одаренности в условиях...

 В статье обобщены материалы исследований по проблеме одаренности ребенка. Авторы уточняют терминологию ранней детской одаренности, выделяют значимые для педагогов-практиков аспекты воздействия современной образовательной среды на одаренных детей.

Возможности сопровождения одаренных детей при обучении...

ребенок, развитие, образовательная среда, одаренность, учебный процесс, одаренный ребенок, способность, учащийся, вид деятельности, чувство ответственности. Принципы обучения одаренных детей | Статья в журнале... Настоящая статья посвящена актуальности...

Социально-педагогическая поддержка одаренных детей в ДОУ

Работа с одаренными детьмипроцесс, требующий особых знаний и собственных специфических средств. Одним из основных средств может выступить социально-педагогическая поддержка. «Поддержать», «поддерживать», по В. Далю, значит...

Похожие статьи

Сопровождение одарённых детей | Статья в журнале...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе очень

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

В словаре В. И. Даля слово «сопровождение» имеет следующие значения...

Деловая игра «Психолого-педагогическое сопровождение...»

Деловая игра «Психолого-педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей».

Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс

Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка...

Организационно-методическое сопровождение педагогов...

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, одаренный ребенок старшего, организационно-методическое сопровождение педагогов, работа, детский сад, педагог, детская одаренность, дополнительное образование, методический портфель.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, проявляющих выраженные способности.

Вопрос одаренности на самом деле занимает важное место в системе образования и на сегодня мы отмечаем все большее внимание к поддержке и...

Педагогическая работа с одаренными детьми

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, развитие, способ выявления, образовательный процесс, нестандартное

Организация работы с одаренными детьми идет по линии подлинного органического единства обучения и воспитания, что заложено в самой...

Ребенок с особыми образовательными потребностями...

Дубынина, Т. Е. Ребенок с особыми образовательными потребностями, имеющий признаки одаренности, как психолого-педагогический

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка... Процесс становления одаренности детей с дисгармоничным типом...

Особенности ранней детской одаренности в условиях...

 В статье обобщены материалы исследований по проблеме одаренности ребенка. Авторы уточняют терминологию ранней детской одаренности, выделяют значимые для педагогов-практиков аспекты воздействия современной образовательной среды на одаренных детей.

Возможности сопровождения одаренных детей при обучении...

ребенок, развитие, образовательная среда, одаренность, учебный процесс, одаренный ребенок, способность, учащийся, вид деятельности, чувство ответственности. Принципы обучения одаренных детей | Статья в журнале... Настоящая статья посвящена актуальности...

Социально-педагогическая поддержка одаренных детей в ДОУ

Работа с одаренными детьмипроцесс, требующий особых знаний и собственных специфических средств. Одним из основных средств может выступить социально-педагогическая поддержка. «Поддержать», «поддерживать», по В. Далю, значит...

Задать вопрос