Особенности государственного управления в области здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.11.2021

Статья просмотрена: 665 раз

Библиографическое описание:

Левашкина, Н. Ю. Особенности государственного управления в области здравоохранения / Н. Ю. Левашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85682/ (дата обращения: 20.04.2024).



Целью статьи является изучение основ государственного управления в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: область здравоохранения, система здравоохранения, государственная власть, государственное управление, машинное считывание, медицинская помощь, медицинский персонал, местное самоуправление, обязательное медицинское страхование, национальная система здравоохранения, Минздрав России, норма частного, сфера здравоохранения, управление системой, действующее законодательство, данные, здравоохранение, информация, проблема.

В настоящее время система здравоохранения в стране продолжает находиться в состоянии реформирования. Главная движущая сила реформы национальной системы здравоохранения — актуальные проблемы в этой сфере, к числу которых относится проблема невысокой экономической и социальной эффективности деятельности медицинских учреждений.

В рамках реформирования современной отечественной системы здравоохранения произошли такие преобразования содержательного, правового и организационного характера:

  1. Сформирован и продолжает развиваться частный сектор отечественной системы здравоохранения.
  2. Проведена качественная структурная перестройка отрасли.
  3. Реализована система обязательного медицинского страхования.
  4. Сформирована законодательная база для реформирования системы здравоохранения, нацеленная на децентрализацию государственной системы управления здравоохранением и системы медицинского обслуживания.

Проблемы в области здравоохранения должны регулироваться органами управления. Но отечественная система управления системой здравоохранения находится в критическом состоянии, а её деятельность уже не первый год является наболевшей проблемой нашего государства. Довольно долго в стране не существовало приоритетных целей в сфере здравоохранения. В течение долгих лет рушилась система профилактической медицины, а важные преобразования в отрасли проводились без консультаций со специалистами. При реализации реформ системы здравоохранения выявились некоторые недочёты в работе Министерства здравоохранения и социального развития России, обусловленные недостаточно эффективным сочетанием функций Минтруда России и Минздрава России.

В таких условиях особую значимость обретает усовершенствование административного правового регулирования организации и деятельности всей национальной системы здравоохранения в целом, поскольку существующий механизм, формы управления, организационные структуры и действующее законодательство уже давно являются устаревшими. Они должны быть приведены в соответствие с современными социальными, политическими и общественными реалиями. Особо стоит сказать о слабой проработанности вопросов правового статуса субъектов отношений в области здравоохранения и правового регламентирования оказания медицинской помощи. Существующее нормативное правовое регулирование оставляет нерешёнными многие проблемы, как ранее существовавшие, так и периодически возникающие в связи с возникновением новых форм деятельности в области здравоохранения. Правовое обеспечение охраны здоровья населения не успевает за происходящими в стране изменениями. В свою очередь, несовершенное законодательство в некоторых случаях выступает в качестве тормоза объективно положительных процессов.

Устранению таких отрицательных тенденций поспособствует усовершенствование организации и управления системой здравоохранения, разработка надлежащего правового регламентирования данного процесса, последующее развитие и углубление демократических начал, повышение эффективности и качества функционирования учреждений и органов системы здравоохранения.

Система здравоохранения на современном этапе выступает в качестве объекта государственного управления. Однако её устойчивое и эффективное развитие сдерживается недостаточным уровнем государственного управления, а также проблемами экономического и социального характера. Необходимы гораздо более эффективные и гибкие механизмы реализации государственных программ в сфере здравоохранении. Также нужно увеличить финансирование отрасли из бюджета государства, повысить кадровый потенциал, технологичность и наукоемкость рассматриваемой отрасли, наладить контроль над целевым расходованием бюджетных средств. Во многом изменить ситуацию можно за счёт развития эффективных механизмов государственного контроля и аудита на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Муниципальные и государственные органы власти должны идти к увеличению доступности медицинской помощи гражданам. При ослабленности государственного регулирования в сфере здравоохранения качество и доступность медицинских услуг, безусловно, будут снижены.

Государство отказалось от механизма прямого бюджетного финансирования, перейдя к политике абсолютизации денежных отношений, чтобы создать многоукладную систему здравоохранения и сформировать конкурентное пространство, обеспечить эффективность работы медперсонала, повысить качество и доступность медпомощи. В результате реформирования кардинально был изменён не только порядок финансирования системы здравоохранения, но также правовой механизм регулирования обязанностей и прав сторон при оказании медпомощи. Традиционная административная правовая модель управления системой здравоохранения, основу которой составляли многочисленные положения, инструкции и приказы, которые разрабатываются и утверждаются Минздравом России, во многом изжила себя, утратив первоначальное значение.

В результате недостатков и просчётов при реформировании отрасли произошло обострение традиционных проблем в области финансирования здравоохранения. Также были выявлены серьёзные недостатки в обеспечении законных интересов и прав пациентов. Идеи и нормы частного (гражданского) права, на которые первоначально возлагались огромные надежды, уступили место традиционным отношениям «врач — пациент», в которых пациент находится в зависимом от врача и полностью бесправном положении. Добиться справедливости не всегда получается даже в судебном порядке.

В развитых странах установление гуманных и доверительных отношений между врачом и пациентом в значительной степени определяется стандартами профессионального поведения и этики медицинского персонала. В нашем государстве пока ещё не сформировано традиций, адекватных рыночным условиям. Это служит серьёзным препятствием для повсеместного внедрения в медицинскую практику институтов и норм частного (гражданского) права. В свою очередь, граждане, находясь в плену патерналистских идей, пассивны в использовании методов судебной защиты в отстаивании своих законных интересов. В последнее время чётко проявилась невозможность использования на практике многих юридических конструкций. Неоднозначное смысловое восприятие норм права в значительной степени обусловлено тем, что научная классификация некоторых ключевых понятий («медицинская работа», «медицинские услуги», «медицинская помощь») ещё не устоялась в научной доктрине. При этом уместно процитировать великого французского мыслителя Рене Декарта: «Определяйте значение слов, и вы избавите свет от половины его заблуждений».

Таким образом, выделим несколько направлений развития системы здравоохранения в РФ:

  1. Развитие программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.
  2. Усовершенствование системы обязательного медицинского страхования.
  3. Развитие механизма государственно-частного партнёрства в области охраны здоровья населения, развитие лиг, профсоюзов, некоммерческих медицинских учреждений, а также аккредитации медицинского персонала (врачей, акушеров, фельдшеров, медсестёр).
  4. Организации и повышения качества надзора и контроля.
  5. Развития инновационного подхода в области медицинских услуг.

В связи с вышесказанным необходимо:

  1. Нормативно закрепить обязанность государственных органов доводить всю имеющуюся в их распоряжении информацию, непосредственно относящуюся к их полномочиям и реализации этих полномочий и функций, до граждан и организаций в том случае, если ограничение на доступ к ней не вытекает из действующего законодательства. Для реализации указанной цели необходимо разработать и утвердить график перехода на размещение всей информации, непосредственно относящейся к полномочиям органов власти и реализации их полномочий и функций, в том числе — в формате открытых данных, доступных для машинного считывания. При этом информация должна предоставляться в удобной форме.
  2. Качественное информационное обеспечение конечных пользователей структурированной информацией, готовой для использования в условиях конкретной ситуации, представляющей интерес для пользователя, в т. ч. в формате открытых данных, являющихся доступными для машинного считывания.

Целесообразно обозначить несколько наиболее распространённых случаев ограничения доступа к данным в виде их представления в неудобной форме:

— данные представлены с применением флэш-технологий;

— при оформлении веб-сайта используется цвет шрифта, сливающийся с фоном сайта;

— пользователей косвенно или напрямую обязывают пользоваться конкретной программой или веб-обозревателем, созданным специально для доступа к соответствующим данным;

— формат не позволяет искать и копировать произвольные фрагменты текста;

— информация на официальном сайте органов местного самоуправления и государственной власти размещена в формате, который предполагает необходимость использования пользователем программ с платной лицензией.

Предлагается ввести в оборот термин «унифицированные наборы открытых данных» как юридически значимой совокупности однородных элементов машиночитаемых данных и описывающей их метаинформации, определенной в качестве информационного продукта деятельности органа власти. По результатам проведённого исследования приходим к выводу, что в Российской Федерации сформирована правовая основа реализации принципа транспарентности деятельности органов местного самоуправления и государственной власти, содержащая как регулятивные, так и охранительные нормы. Новое содержание этот принцип приобретает в связи с научно-технической революцией, затронувшей все сферы общественной жизни.

Презумпция открытости информации требует качественного нормативно-правового регулирования для недопущения случаев разглашения информации, содержание которой должно быть ограничено. Ограничение права на доступ к информации может быть установлено только федеральными законами и только в целях, указанных в законе.

Одним из важных требований, предъявляемых к органам публичной власти, является необходимость создания ими сайтов в сети Интернет. При этом для обеспечения максимальной реализации принципа транспарентности органов власти, представляется, что в условиях современного общества возможностей сайтов недостаточно, следует задействовать и сторонние ресурсы, имеющие максимальную пользовательскую аудиторию (например, социальные сети и мессенджеры).

Литература:

  1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2004. 390 с.
  2. Голикова Г. В., Ремезова Л. С. К вопросу о совершенствовании системы государственного управления сферой здравоохранения // Социально-экономические проблемы современного общества: Сборник статей / Отв. ред. Ю. Г. Просвирин. Воронеж, 2015. С. 14–16.
  3. Здравоохранение в России: стат. сб. / Росстат. М., 2019. 170 с.
  4. Матевосян М. Г. Финансовое обеспечение реформирования здравоохранения в России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2018. № 2. С. 77–84.
  5. Никульникова О. В. Государственное управление здравоохранением в России. Энгельс: Регион, 2001. 217 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, область здравоохранения, система здравоохранения, сфера здравоохранения, государственная власть, данные, действующее законодательство, машинное считывание, медицинская помощь, медицинский персонал, местное самоуправление, Минздрав России, национальная система здравоохранения, норма частного, обязательное медицинское страхование, управление системой.


Похожие статьи

Сущность и инструменты государственного управления...

Государственное управление системой здравоохранения — это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государствам правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской помощи. Ерохина Т. В. Государственное управление системой здравоохранения — наука управления, регулирования и контроля финансовых, трудовых и материальных ресурсов органами и учреждениями здравоохранения.

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Среди субъектов управления в сфере здравоохранения основным регулятором является Министерство здравоохранения РФ (далее — Минздрав России), на который в соответствии с Постановлением Правительства N 608 [5] возложены функции выработки и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и связанных со здравоохранением сферах деятельности. Минздрав России также осуществляет координацию и контроль деятельности за находящимися в его ведении Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральным медико-биологическим агентством (далее — ФМБА России), Федеральным фондом обязательного медицинского страхования...

Понятие и содержание государственного управления в области...

Под системой здравоохранения РФ следует понимать совокупность органов управления здравоохранением, организаций здравоохранения и учреждениями и организациями по практической деятельности в сфере здравоохранения, которые в совокупности взаимодействуют в целях организации лечебного процесса, профилактики заболеваний, а также сохранения, укрепления здоровья граждан. Система управления той или иной сферой всегда обуславливается признанием человека его прав, что касается системы здравоохранения, то здесь идет речь о жизни и здоровья граждан, и право на жизнь и здоровье признается главными ценностями.

Правовое регулирование государственного управления...

Деятельность органов управления системой здравоохранения показывает, что основной орган управления, Минздрав РФ, также требует постоянного внимания и корректировки. В 2019 г. было принято только 9 законов, касающихся сферы деятельности Минздрава РФ [5]. С целью урегулирования отношений, которые возникли и возникают в будущем и для более быстрого реагирования на вызовы современности, связанные с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, при участии Минздрава России были приняты федеральные законы, наделяющие Правительство Российской Федерации правом принимать отдельные решения, а также нормативные правовые акты, устанавливающие особенности применения правовых...

Развитие системы управления здравоохранением региона

Проблемы современной системы управления сферой здравоохранения вызывают серьезную обеспокоенность в обществе. Об этом можно судить по ряду объективных и субъективных индикаторов, отражающих состояние системы здравоохранения, к которым, в первую очередь, относятся: продолжительность жизни населения, доступность медицинских услуг, состояние собственно системы здравоохранения, оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения в целом. Субъективные оценки населением состояния своего здоровья подтверждают данные социологических опросов, демонстрирующих низкую самооценку населением состояния здоровья.

Здравоохранение как объект правового регулирования

Также нормы о здравоохранении содержит Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором регламентированы условия наступления уголовной ответственности за причинение вреда, который был причинен здоровью [4]. Также стоит отметить, что нормы о здоровье содержаться в семейном праве, жилищном праве, экологическом праве. В связи с тем, что здравоохранение выступает объектом правового регулирования многих отраслей права, многими авторами предлагается выделить отдельную отрасль права — медицинское право, в котором отразить единое понятие здравоохранения. Такой точки зрения придерживается М. Н. Малеина [5].

К вопросу об эффективности государственного управления...

В целях улучшения эффективности государственного управления сферой здравоохранения с 2006 года в России реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье» — программа, направленная на повышение доступности и качества оказания медицинской помощи для широких слоев населения, объявленная Президентом Российской Федерации. Специфика и особенность проекта заключаются, прежде всего, в том, что в основу его реализации положены постановления Правительства РФ, соответствующие федеральные и региональные целевые программы в сфере здравоохранения, приказы и иные нормативные правовые акты Министерства здравоохранения и Министерства финансов Российской...

История развития законодательства, регулирующего сферу...

 Медицинские услуги оформились как понятие и вошли в привычную для нас жизнь по меркам истории относительно недавно, а вот возникновение и их становление происходило довольно длительный период времени. Если поделить историю развития медицинских услуг на этапы, то можно проследить, что развивалось и менялось данное направление вместе с развитием и становлением государства.

После революции 1917 г. вся система здравоохранения, в том числе и нормативно-правовые акты претерпели значительные изменения. Теперь данная система была полностью сконцентрирована в руках государства.

Формы развития системы государственного регулирования...

В настоящее время Российское здравоохранение находится в кризисе, прежняя система уже не эффективна и не работает, а значит, требуются изменения, нововведения. Полученная в ходе теоретического исследования информация позволит нам рассмотреть возможность применения положительного опыт Израиля для дальнейшего эффективного развития сферы здравоохранения в Российской Федерации. Мировой опыт показывает, что есть три модели формирования системы здравоохранениягосударственная (бюджетная), частная (платная), страховая, но не в одной стране мира в чистом виде они не представлены, обычно это смешение трех с преобладанием одной из них.

Похожие статьи

Сущность и инструменты государственного управления...

Государственное управление системой здравоохранения — это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государствам правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской помощи. Ерохина Т. В. Государственное управление системой здравоохранения — наука управления, регулирования и контроля финансовых, трудовых и материальных ресурсов органами и учреждениями здравоохранения.

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Среди субъектов управления в сфере здравоохранения основным регулятором является Министерство здравоохранения РФ (далее — Минздрав России), на который в соответствии с Постановлением Правительства N 608 [5] возложены функции выработки и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и связанных со здравоохранением сферах деятельности. Минздрав России также осуществляет координацию и контроль деятельности за находящимися в его ведении Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральным медико-биологическим агентством (далее — ФМБА России), Федеральным фондом обязательного медицинского страхования...

Понятие и содержание государственного управления в области...

Под системой здравоохранения РФ следует понимать совокупность органов управления здравоохранением, организаций здравоохранения и учреждениями и организациями по практической деятельности в сфере здравоохранения, которые в совокупности взаимодействуют в целях организации лечебного процесса, профилактики заболеваний, а также сохранения, укрепления здоровья граждан. Система управления той или иной сферой всегда обуславливается признанием человека его прав, что касается системы здравоохранения, то здесь идет речь о жизни и здоровья граждан, и право на жизнь и здоровье признается главными ценностями.

Правовое регулирование государственного управления...

Деятельность органов управления системой здравоохранения показывает, что основной орган управления, Минздрав РФ, также требует постоянного внимания и корректировки. В 2019 г. было принято только 9 законов, касающихся сферы деятельности Минздрава РФ [5]. С целью урегулирования отношений, которые возникли и возникают в будущем и для более быстрого реагирования на вызовы современности, связанные с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, при участии Минздрава России были приняты федеральные законы, наделяющие Правительство Российской Федерации правом принимать отдельные решения, а также нормативные правовые акты, устанавливающие особенности применения правовых...

Развитие системы управления здравоохранением региона

Проблемы современной системы управления сферой здравоохранения вызывают серьезную обеспокоенность в обществе. Об этом можно судить по ряду объективных и субъективных индикаторов, отражающих состояние системы здравоохранения, к которым, в первую очередь, относятся: продолжительность жизни населения, доступность медицинских услуг, состояние собственно системы здравоохранения, оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения в целом. Субъективные оценки населением состояния своего здоровья подтверждают данные социологических опросов, демонстрирующих низкую самооценку населением состояния здоровья.

Здравоохранение как объект правового регулирования

Также нормы о здравоохранении содержит Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором регламентированы условия наступления уголовной ответственности за причинение вреда, который был причинен здоровью [4]. Также стоит отметить, что нормы о здоровье содержаться в семейном праве, жилищном праве, экологическом праве. В связи с тем, что здравоохранение выступает объектом правового регулирования многих отраслей права, многими авторами предлагается выделить отдельную отрасль права — медицинское право, в котором отразить единое понятие здравоохранения. Такой точки зрения придерживается М. Н. Малеина [5].

К вопросу об эффективности государственного управления...

В целях улучшения эффективности государственного управления сферой здравоохранения с 2006 года в России реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье» — программа, направленная на повышение доступности и качества оказания медицинской помощи для широких слоев населения, объявленная Президентом Российской Федерации. Специфика и особенность проекта заключаются, прежде всего, в том, что в основу его реализации положены постановления Правительства РФ, соответствующие федеральные и региональные целевые программы в сфере здравоохранения, приказы и иные нормативные правовые акты Министерства здравоохранения и Министерства финансов Российской...

История развития законодательства, регулирующего сферу...

 Медицинские услуги оформились как понятие и вошли в привычную для нас жизнь по меркам истории относительно недавно, а вот возникновение и их становление происходило довольно длительный период времени. Если поделить историю развития медицинских услуг на этапы, то можно проследить, что развивалось и менялось данное направление вместе с развитием и становлением государства.

После революции 1917 г. вся система здравоохранения, в том числе и нормативно-правовые акты претерпели значительные изменения. Теперь данная система была полностью сконцентрирована в руках государства.

Формы развития системы государственного регулирования...

В настоящее время Российское здравоохранение находится в кризисе, прежняя система уже не эффективна и не работает, а значит, требуются изменения, нововведения. Полученная в ходе теоретического исследования информация позволит нам рассмотреть возможность применения положительного опыт Израиля для дальнейшего эффективного развития сферы здравоохранения в Российской Федерации. Мировой опыт показывает, что есть три модели формирования системы здравоохранениягосударственная (бюджетная), частная (платная), страховая, но не в одной стране мира в чистом виде они не представлены, обычно это смешение трех с преобладанием одной из них.

Задать вопрос