Организация урока иностранного языка в цифровом формате | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 19.11.2021

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Акиншина, И. Б. Организация урока иностранного языка в цифровом формате / И. Б. Акиншина, А. А. Соковых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85673/ (дата обращения: 20.04.2024).



Актуальность данной статьи обусловлена не только тем, что современный мир подходит к кульминационной фазе постиндустриального общества, связанной с тотальной цифровизацией всех сфер жизни, в частности сферы образования, а также с внешними эпидемиологическими обстоятельствами. Последнее событие вынуждает образовательные учреждения переходить на обучение в цифровом формате.

Целью нашей статьи является актуализация знаний по вопросу цифрового формата обучения, обзор образовательных платформ для организации урока иностранного языка в цифровом формате; выявление его плюсов и минусов.

Ключевые слова: цифровой формат, иностранный язык, организация урока, цифровая образовательная среда.

Цифровизация (преобразование информации в ее цифровую форму) стремительно проникает в образовательную сферу. Следствием такого процесса является активная адаптация обучающихся школ, средних специальных и высших учебных заведений к цифровой образовательной среде. У нас вызывает интерес организация урока немецкого языка в цифровом формате в средней общеобразовательной школе.

Понятие «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) уже считается обыденным явлением в рамках школы. Но что понимается под данным термином? «ЦОС в школе — применение компьютерных инструментов и информационных технологий в различных образовательных контекстах» [4]. «ЦОС работает со средствами образовательного контента, к которым относятся цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях» [1]. К ЦОР в рамках данной темы относятся онлайн-платформы для изучения любой дисциплины, в том числе иностранного языка, куда входят (визуальные, аудио, текстовые источники). То есть всё то, что относится к цифровому формату обучения.

Каким же способом можно организовать урок иностранного языка в цифровом формате? Для организации урока иностранного языка в цифровом формате подходит система Moodle («объективно-ориентированная динамическая обучающая среда» [2]). Данный программный продукт представляет собой гибкую систему для дистанционного обучения, «управления обучением, ориентированную на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками» [2].

В качестве примера возьмем урок немецкого языка для 6-го класса, организованного в рамках системы Moodle. Учитель создаёт курс, одной из тем которого является «Jobs und Berufe». В рамках данной темы создаются форумы с определенными вопросами. В основном это вопросы для рассуждения, на которые ученики дают развёрнутый ответ, вступают в дискуссии друг с другом. Например, «Würdest du Arzt werden? Was sind deiner Meinung nach die Vor- und Nachteile dieses Berufs»? В таком задании школьники будут не только отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, но и оценивать ответы, соглашаясь или не соглашаясь друг с другом. Благодаря такой коммуникация на немецком языке, учитель не только наблюдает активную работу учеников, но и оценивает их грамотность.

Наряду с форумами в системе Moodle можно организовать альтернативные задания, которые выполняются на онлайн-занятиях. Например, обучающиеся читают текст и выполняют к нему задания, прослушивают диалог, после чего отвечают на вопросы или пишут письмо другу на тему «Was sind deine Eltern von Beruf». Следует отметить, что упражнения выполняются учеником самостоятельно.

В последнее время в школах активно используется цифровая платформа Zoom. Этот сервис беспроводного взаимодействия можно также использовать для организации урока немецкого языка, так как платформа позволяет общаться посредством видео- и аудиосвязи. Она легко устанавливается на компьютерах, планшетах и смартфонах. Общий доступ к рабочему столу позволяет подготовить и презентовать, например, общие проекты на немецком языке. Коллективные чаты в группах дают возможность провести обмен текстами, аудио и изображениями.

В условиях дистанционного обучения на платформе Zoom уроки проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием. Уроки нацелены на создание условий для тренировки лексико-грамматических навыков и навыков говорения, выполнение заданий на компьютере, проведение онлайн-тестов, активизацию самопроверки и самоконтроля. Данная платформа — это эффективный способ проверки усвоения знаний в комфортной для учеников среде, а именно в игровой и увлекательной форме. Например, для проведения урока-викторины учитель может транслировать экран своего компьютера, а ученики принимать участие в викторине.

Для организации урока в виртуальном классе, используя платформу Zoom, преподаватель должен тщательно отобрать материал, продумать методы проведения виртуального урока. Не только преподаватель, но и ученики должны познакомиться со списком лексики для ведения онлайн-урока на немецком языке. Например, необходимо знать такие слова и устойчивые словосочетания как: die Zoom-Konferenz, einer Zoom-Konferenz beitreten — войти в конференцию, eine Zoom-Konferenz verlassen — покинуть конференцию, eine Zoom-Konferenz — beenden закончить конференцию; der Vollbildmodus — полноэкранный режим, den Vollbildmodus, starten, beenden — войти в полноэкранный режим, выйти из полноэкранного режима т. д. В цифровом формате соблюдается такая же организационная структура урока, как и на традиционном.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Следует остановится на плюсах и минусах организации урока иностранного языка, в том числе немецкого языка в цифровом формате. Конечно, сейчас в школах повсеместно используются современные технологии: компьютеры, интерактивные доски, планшетные панели. «Учителя иностранного языка в обязательном порядке проходят курсы переподготовки в области компьютерной грамотности, чтобы адаптироваться в новой системе образования. Предполагается, что профессия учителя в ближайшем времени кардинально изменится, так как цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала. Отсюда следует, что ученикам придётся в скором времени обращаться к педагогам в случае крайней необходимости» [3].

Но вместе с этими плюсами появляются минусы использования цифровой образовательной среды для изучения иностранного языка. Например, «при цифровом обучении уделяется меньше внимания письму: исчезает каллиграфия, затем чистописание. В связи с этим возможны изменения в ученических навыках» [3].

Нельзя не согласиться с Е. В. Молчановой, что «последствия отказа от письма, в свою очередь, приводят к ухудшению чтения и моторики из-за того, что при ручном письме всегда задействуются участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи» [3].

Недостаточность письма приводит к ухудшению распознавания письменного текста, развитию невнимательности, меньшей заинтересованности в орфографии, пунктуации и грамматики, ведь функция автоисправления справляется с этой задачей лучше. Отсюда следует развитие неграмотности.

Кроме того, чрезмерный упор на цифровые средства обучения негативно сказываются на здоровье, а именно приводит к ухудшению зрения. Можно даже предположить, что со временем у последующих поколений «хорошее зрение будет редким явлением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для детского развития» [3]

Конечно, цифровизация — необходимый этап развития современного мира. Она является одним из ключевых направлений национального проекта «Образование». Также стоит отметить, что организация урока иностранного языка в цифровом формате является достойной альтернативой аудиторного занятия. Она не лишена недостатков, но мы можем предположить, что с развитием уровня цифровизации, этих недостатков станет меньше. Следовательно, обучение в цифровой образовательной среде станет удобнее, а цифровые образовательные ресурсы будут восприниматься как неотъемлемая часть системы образования.

Литература:

  1. Домненко В. М. Создание образовательных интернет-ресурсов: Учебное пособие / В. М. Домненко, М. В. Бурсов. — СПб.: СПб ГИТМО(ТУ), 2002.
  2. Инструкция пользователя [Электронная образовательная среда Moodle] Для ППС. Режим доступа: http://www.nsmu.ru/workers/cit/sistema-elektronnogo-obucheniya/eos_pps.pdf.
  3. Молчанова Е. В. Цифровизация современной образовательной среды // Наука в образовании. — 2019. — № 64–4. — С. 133–135.
  4. Погодин В. Н. Образование «в цифре» взгляд изнутри. Вести образования. — 2017. — № 9 (147).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, цифровой формат, немецкий язык, организация урока, цифровая образовательная среда, полноэкранный режим, Актуализация знаний, дистанционное обучение, современный мир, цифровой формат обучения.


Похожие статьи

Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации

Ключевые слова: иностранный язык, цифровые технологии, цифровизация, информационно-коммуникативные технологии, обучение, онлайн урок, интерактивные упражнения, онлайн-платформа, интерактивная доска. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей...

Цифровые технологии при формировании метапредметных...

В лингводидактике к цифровым и мультимедийным технологиям принято относить: аутентичные материалы на изучаемом языке; электронные словари, различного вида и формата; специальные учебные ресурсы для обучения иностранному языку (электронные учебники...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках...

Развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет огромные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.

Цель развития цифровой образовательной среды школы — обеспечение высокого качества образования.

Цифровое повествование как способ обучения коммуникации на...

Система обучения иностранным языкам является постоянно изменяющейся, современная жизнь очень динамична и диктует высокие и одновременно эффективные темпы обучения. Педагоги ищут все новые и новые способы эффективного обучения иностранным языкам...

Применение интерактивных форм обучения на уроках второго...

Гальская Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. Аркти-Глосса.

Целью обучения студентов иностранным языкам является достижение свободного. Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфичности...

Дидактический потенциал использования электронных...

Таким образом, современное дистанционное образование предоставляет учащимся возможность автономного обучения, что ведет к

Верхотурова, В. В. Дидактический потенциал использования электронных и дистанционных образовательных ресурсов в обучении...

Использование цифровых технологий в образовательном...

Цифровые технологии — это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека. Цифровая образовательная среда дает принципиально новые возможности: перейти от обучения в классной комнате к обучению в любом месте и в любое время; проектировать...

Использование мультимедийных технологий в обучении...

Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфики, а именно, создание для

В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе традиционно

В современной методике преподавания иностранных языков применению...

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

Практическая направленность урока. На уроке иностранного языка преподаватель формирует у учащихся навыки и умения использовать

Современный подход к изучению иностранного языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку...

Похожие статьи

Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации

Ключевые слова: иностранный язык, цифровые технологии, цифровизация, информационно-коммуникативные технологии, обучение, онлайн урок, интерактивные упражнения, онлайн-платформа, интерактивная доска. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей...

Цифровые технологии при формировании метапредметных...

В лингводидактике к цифровым и мультимедийным технологиям принято относить: аутентичные материалы на изучаемом языке; электронные словари, различного вида и формата; специальные учебные ресурсы для обучения иностранному языку (электронные учебники...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках...

Развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет огромные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.

Цель развития цифровой образовательной среды школы — обеспечение высокого качества образования.

Цифровое повествование как способ обучения коммуникации на...

Система обучения иностранным языкам является постоянно изменяющейся, современная жизнь очень динамична и диктует высокие и одновременно эффективные темпы обучения. Педагоги ищут все новые и новые способы эффективного обучения иностранным языкам...

Применение интерактивных форм обучения на уроках второго...

Гальская Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. Аркти-Глосса.

Целью обучения студентов иностранным языкам является достижение свободного. Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфичности...

Дидактический потенциал использования электронных...

Таким образом, современное дистанционное образование предоставляет учащимся возможность автономного обучения, что ведет к

Верхотурова, В. В. Дидактический потенциал использования электронных и дистанционных образовательных ресурсов в обучении...

Использование цифровых технологий в образовательном...

Цифровые технологии — это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека. Цифровая образовательная среда дает принципиально новые возможности: перейти от обучения в классной комнате к обучению в любом месте и в любое время; проектировать...

Использование мультимедийных технологий в обучении...

Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфики, а именно, создание для

В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе традиционно

В современной методике преподавания иностранных языков применению...

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

Практическая направленность урока. На уроке иностранного языка преподаватель формирует у учащихся навыки и умения использовать

Современный подход к изучению иностранного языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку...

Задать вопрос