Административные нарушения в сфере строительства на примере ООО «Новый Дом» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 19.11.2021

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Лари, Т. С. Административные нарушения в сфере строительства на примере ООО «Новый Дом» / Т. С. Лари. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 233-236. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85651/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются наиболее распространенные административные нарушения в сфере строительства, проблемы квалификации административных правонарушений в строительстве и пути их решения, правовое регулирование отношений в области строительства, административная ответственность за нарушение порядка строительства. Административная ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и в каких случаях выявленные нарушения подлежат квалификации по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, а в каких случаях по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.

Ключевые слова: административная ответственность, строительство, строительная деятельность, пленум, угрозы, требования, квалификация, нарушения, суд.

Актуальность выбранной темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности или грубыми нарушениями условий лицензии.

В правоприменительной практике возникают вопросы в части квалификации административных правонарушений в области промышленной безопасности: в каких случаях выявленные нарушения подлежат квалификации по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, а в каких случаях по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ?

Итак, изучив статью можно сделать следующий вывод, указанные составы характер нарушений разграничивают.

Так, ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Категории «грубое нарушение требований промышленной безопасности» и «грубое нарушение лицензионных требований» различны, их содержание раскрывается в п. 1 примечаний к ст. 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 примечаний к ст. 9.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Системный анализ указанных выше правительственных актов позволяет делать выводы о том, что грубое нарушение лицензионных требований одновременно должно соответствовать следующим условиям:

1) соответствующее нарушение должно устанавливаться Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности;

2) соответствующее нарушение должно влечь за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так, согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 примечаний к ст. 9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Как видим, категория «грубое нарушение требований промышленной безопасности» должна соответствовать одновременно двум условиям:

– во-первых, должны нарушаться требования промышленной безопасности;

– во-вторых, соответствующие нарушения должны приводить к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Считаем, что требование законодательства о наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в качестве квалифицирующего признака события административного правонарушения по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ предполагает установление административным органом конкретных даты, места, времени и обстоятельств, свидетельствующих о наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, а также причинно-следственной связи между выявленными нарушениями требований промышленной безопасности и наступившими последствиями.

Отметим при этом, что любая деятельность, подпадающая под юрисдикцию Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», является потенциально опасной, а сами опасные производственные объекты в силу п. 3 ст. 2 указанного Федерального закона классифицируются в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них и жизненно важных интересов личности и общества. Более того, в силу требований ч. ч. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Как видим, законодатель презюмирует потенциальную опасность и возможность непосредственной угрозы жизни и здоровью людей от осуществления любой деятельности в области промышленной безопасности, а также деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.

Однако не все нарушения требований промышленной безопасности и не все нарушения лицензионных требований являются грубыми в понимании п. 1 примечаний к ст. 9.1 КоАП РФ. Если в отношении лицензируемой деятельности понятие грубого нарушения условий лицензий устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности, то в отношении деятельности в области промышленной безопасности под грубым нарушением требований промышленной безопасности понимается такое нарушение требований промышленной безопасности, которое привело к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей.

Следует подчеркнуть еще один момент. Речь идет о возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, причиной которой является нарушение именно требований промышленной безопасности, а не иных требований действующего законодательства (например, требований пожарной безопасности, охраны труда, требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды или экологической безопасности).

Таким образом, вывод о том, что нарушение требований промышленной безопасности приводит к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, должен подтверждаться документально конкретными фактами (каким людям за какие нарушения причиняется угроза жизни и здоровью), а не резюмироваться по усмотрению должностного лица контролирующего органа, полагающего возникновение такой угрозы от этого, а не другого нарушения.

Следует учитывать, что переквалификация правонарушения возможна только при рассмотрении дела об административном правонарушении и не допускается при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении.

Однако судебная практика на этот счет противоречива.

Так, согласно п. 8, 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.

Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.

В случае если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

При этом материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, постановление которого было признано незаконным и отменено.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» «несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении». В этом случае, по всей видимости, речь идет о возможности переквалификации действий при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении только судьями.

По вопросу переквалификации административного правонарушения с ч. 3 ст. 9.1 на ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ можно привести следующие судебные решения.

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2016 N Ф06–5656/2016 по делу N А49–7962/2015 содержатся такие выводы:

– «в ходе судебного разбирательства, судами установлено, что в оспариваемом постановлении, а также в протоколе об административном правонарушении, приведены лишь факты нарушения обществом требований промышленной безопасности, при этом не приведены факты, свидетельствующие о наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, а также причинно-следственной связи между выявленными нарушениями требований промышленной безопасности и наступившими последствиями. Соответственно административным органом не доказана правомерность квалификации выявленных правонарушений по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ»;

– «суды правомерно указали на неверную квалификацию административным органом совершенного правонарушения и обоснованно удовлетворили заявленные требования общества».

Аналогичные выводы содержатся в следующих судебных решениях:

– Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 N 04АП-2030/2017 по делу N А19–19557/2016, оставленном без изменения Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.01.2018 N Ф02–7706/2017;

– Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 N 11АП-14198/2015 по делу N А49–7962/2015, оставленном без изменения Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2016 N Ф06–5656/2016;

– Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 N 12АП-5055/2017 по делу N А12–3439/2017;

– Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2015 N 17АП-14191/2015-АК по делу N А60–30259/2015.

Таким образом, квалификация нарушения по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ предполагает, во-первых, установление административным органом, судьей конкретных даты, места, времени и обстоятельств, свидетельствующих о наличии и причинении непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, во-вторых, установление причинно-следственной связи между выявленными нарушениями требований промышленной безопасности и наступившими последствиями.

Литература:

  1. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // «Собрание законодательства РФ», 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // «Вестник ВАС РФ», N 8, 2004.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 6, 2005.
  4. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2016 N Ф06–5656/2016 по делу N А49–7962/2015 // СПС «КонсультантПлюс»
  5. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 N 04АП-2030/2017 по делу N А19–19557/2016 // СПС «КонсультантПлюс»
  6. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.01.2018 N Ф02–7706/2017 // СПС «КонсультантПлюс»
  7. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 N 11АП-14198/2015 по делу N А49–7962/2015 // СПС «КонсультантПлюс»
  8. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2016 N Ф06–5656/2016 // СПС «КонсультантПлюс»
  9. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 N 12АП-5055/2017 по делу N А12–3439/2017 // СПС «КонсультантПлюс»
  10. Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2015 N 17АП-14191/2015-АК по делу N А60–30259/2015 // СПС «КонсультантПлюс»
  11. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195–ФЗ (ред. от 03.04.2017). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): промышленная безопасность, РФ, административное правонарушение, административная ответственность, здоровье людей, непосредственная угроза жизни, административный орган, грубое нарушение требований, Российская Федерация, Арбитражный суд.


Похожие статьи

Российская Федерация, административная ответственность...

 Административная ответственность — вид ответственности за административные правонарушения, состав которых предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных...

Административная ответственность за правонарушения...

Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [2] определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством РФ установлена...

Общая характеристика правонарушений в промышленности...

РФ, административное правонарушение, правонарушение, объективная сторона, Российская Федерация, строительство, сфера промышленности, административная ответственность, энергетик, субъективная сторона.

Правовой анализ административных правонарушений...

Административное право Российской Федерации.

УК РФ, административное наказание, административное правонарушение, состояние опьянения...

юридическое лицо, административная ответственность, РФ, лицо, административное правонарушение...

Признаки правонарушений, посягающих на здоровье...

Действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) определены составы правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность...

Проблемы административных правонарушений (по материалам...

Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое

Административное правонарушение — это любое действие или бездействие

Административное выдворение применялось к 0,5 тыс. человек (как единственная мера...

Административные правонарушения: правовая характеристика

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской...

Административная ответственность в законодательстве...

Административная ответственность в законодательстве субъектов Российской Федерации: актуальные проблемы.

Российская Федерация, административная ответственность, правонарушение, РФ, Кодекс, субъект, административное наказание, Государственная Дума...

Административные правонарушения в области...

В статье рассматривается понятие административного правонарушения в области

Соколов А. Ю. Административная ответственность в Российской Федерации: учеб.

административное правонарушение, административная ответственность...

Похожие статьи

Российская Федерация, административная ответственность...

 Административная ответственность — вид ответственности за административные правонарушения, состав которых предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных...

Административная ответственность за правонарушения...

Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [2] определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством РФ установлена...

Общая характеристика правонарушений в промышленности...

РФ, административное правонарушение, правонарушение, объективная сторона, Российская Федерация, строительство, сфера промышленности, административная ответственность, энергетик, субъективная сторона.

Правовой анализ административных правонарушений...

Административное право Российской Федерации.

УК РФ, административное наказание, административное правонарушение, состояние опьянения...

юридическое лицо, административная ответственность, РФ, лицо, административное правонарушение...

Признаки правонарушений, посягающих на здоровье...

Действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) определены составы правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность...

Проблемы административных правонарушений (по материалам...

Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое

Административное правонарушение — это любое действие или бездействие

Административное выдворение применялось к 0,5 тыс. человек (как единственная мера...

Административные правонарушения: правовая характеристика

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской...

Административная ответственность в законодательстве...

Административная ответственность в законодательстве субъектов Российской Федерации: актуальные проблемы.

Российская Федерация, административная ответственность, правонарушение, РФ, Кодекс, субъект, административное наказание, Государственная Дума...

Административные правонарушения в области...

В статье рассматривается понятие административного правонарушения в области

Соколов А. Ю. Административная ответственность в Российской Федерации: учеб.

административное правонарушение, административная ответственность...

Задать вопрос