Развитие детской самостоятельности в проектной деятельности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.11.2021

Статья просмотрена: 331 раз

Библиографическое описание:

Портнова, П. А. Развитие детской самостоятельности в проектной деятельности дошкольников / П. А. Портнова, А. Р. Нуриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 404-406. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85619/ (дата обращения: 25.04.2024).



Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не только с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, но и с необходимостью решения проблемы включения подрастающего поколения в современное общество за счет усиления практико-ориентированности образовательного процесса на всех ступенях образования.

В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду могут научиться самостоятельно определять поле и задачи своей деятельности, отслеживать ее процесс, формулировать гипотезы как доступные предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, включаться в индивидуальную и совместную деятельность, достигая положительного результата [1, с. 17].

По определению В. И. Орлова, самостоятельность — это характеристика деятельности учащегося в определенных учебных обстоятельствах, которая является постоянно проявляющейся способностью достигать цели деятельности без чужой помощи [2, с. 44].

Использование проектной деятельности в дошкольной образовательной организации уникально тем, что проекты в силу особенностей дошкольников используются разные. Так, исследователь Е. С. Евдокимова [3, с. 144], в свою очередь, для системы дошкольного образования предлагает свой вариант типов проектов. Автор выделяет так же виды проектов в дошкольных образовательных организациях. Творческие проекты, то есть по результатам проекта организовывается праздник, развлечение. Исследовательские проекты в ДОУ предусматривают проведение опытов, исследовательских работ и оформление по результатам выставок, стенгазет, книг или альбомов. Игровые проекты, данный вид проектов включает в себя элементы творческих игр, когда дошкольники входят в образ персонажей сказки, и решают проблемы и задачи по своему усмотрению. Информационные проекты, то есть дошкольники собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков).

Кроме того, работая с детьми дошкольного возраста, необходимо знать не только типы и виды проектной деятельности, но и ее структуру. Данную мысль подчеркивает и О. Н. Перминова. Автор выделяет три этапа развития проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста [4]. Рассмотрим эти этапы.

Первый этап — подражательско-исполнительский, он является одной из особенностей проектной деятельности в дошкольном возрасте и предусматривает работу с детьми 3,5–5 лет. В ходе данного этапа дошкольники участвуют в проектной деятельности «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению педагога или подражая ему.

Второй этап — развивающий, он свойственен детям 5–6 лет, которые уже имеют опыт многообразной коллективной деятельности, могут координировать действия, проявлять друг другу помощь. Дошкольник уже реже обращается к педагогу за помощью, с просьбами и активнее организует коллективную деятельность со сверстниками. У дошкольников формируется самоконтроль и самооценка, они могут, на данном этапе, достаточно объективно оценивать, как свои собственные поступки, так и поступки окружающих сверстников.

Третий — творческий этап, он характерен для дошкольников 6–7 лет. Педагогу очень важно на данном этапе формировать и поддерживать творческую инициативность детей, организовывать условия для самостоятельной постановки детьми целей и содержания предстоящей проектной деятельности, выбора методов и способов работы над проектом и возможности её организации.

Таким образом, в дошкольных организациях проектная деятельность это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. В дошкольном возрасте ребенок еще не может самостоятельно сформулировать проблему и определить цель проекта, данную функцию берет на себя взрослый. Поэтому спецификой проектной деятельности в дошкольной образовательной организации является то, что педагогу необходимо подводить дошкольника, помогать раскрывать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызывать к ней интерес и включать дошкольников в совместный проект.

В ходе педагогической практики в дошкольной образовательной организации (МБДОУ «Поспеловский детский сад» Елабужского муниципального района Республики Татарстан), одной из целью которой было пробуждение у дошкольников самостоятельности, мною применялись различные инновационные технологии. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет», поскольку они позволяют реализовывать образовательную деятельность, оптимально раскрывающую потенциал участия детей, а также отводят основную роль образовательным процессам, реализуемым в повседневной деятельности, в естественных условиях.

Рабочей группой детского сада, на базе которого проводилась работа, был разработан информационно-образовательный проект «Путешествие в мир профессий». Данный проект направлен на развитие самостоятельности дошкольников в ходе проектной деятельности. В ходе детского совета мы узнали у детей, какие профессии им интересны, в роли какого специалиста они хотели бы себя попробовать. Оказалось, что наиболее интересны и близки для детей профессии их родителей: журналист, полицейский, учитель, тренер, дизайнер, фотограф. Поэтому было принято решение реализовать проект «Первые шаги в журналистику».

На первом этапе мы подобрали справочную и художественную литературу, произведения устного народного творчества (загадки, пословицы,) о труде и профессиях; подобрали наглядно-демонстрационный и дидактический материал по теме «Профессия — журналист»: «Аудиотехника. Видеотехника; создали мини-музей фото и видеоаппаратуры;

На втором этапе дошкольники разрабатывали мини-проекты на темы «Откуда слово пришло», «Словарь вежливых слов», «Моя любимая книга».

И уже на третьем этапе проходило основное развитие самостоятельности детей в ходе проектной деятельности. В ходе режимных, и игровых моментов ребята самостоятельно брали интервью у друга, интервью в день рождения, репортаж с места события. Ребятам очень понравилось данный вид работы, и в ходе детского совета ими была предложена идея о собственной детской газете данного детского сада. Мы поддержали инициативу детей, потому что увидели в данной форме огромный потенциал, а также результат проделанной работы, ведь ребята предлагали свои идей, отстаивали свою точку зрения и были очень активны и самостоятельны.

Литература:

  1. Микляева, Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности [Текст] / Н. В. Микляева // Детский сад от А до Я. — 2008. — № 1. — С. 17–23.
  2. Орлов, В. И. Активность и самостоятельность учащихся [Текст] / В. И. Орлов // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 44–48.
  3. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ. [Текст] / Е. С. Евдокимова. М.: Издательство «Сфера», 2011. — 144 c.
  4. Перминова, О. Н. Проект «К здоровью через сотрудничество» / О. Н. Перминова // Справочник старшего воспитателя. — 2011. — № 7. — С. 89–70.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, дошкольный возраст, детский сад, дошкольная образовательная организация, дошкольник, проект, этап, вид проектов, детский совет, ребенок.


Похожие статьи

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей

Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на

Этапы реализации проектной деятельности: ВЫБОР ТЕМЫ (источники могут быть разные: события...

Проектная деятельность в дошкольном образовании

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более

Планирование — важнейший этап работы над проектом. Планировать должны сами дети

Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.

С самого рождения ребёнок является. Проектная деятельность в детском саду: наука и...

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

Современные дошкольные образовательные организации (далее — ДОО) в условиях

Дошкольный возраст — это важный и самый ответственный этап развития ребенка, именно

Проектная деятельность в ДОО — это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в...

Проектная деятельность как современная технология развития...

На данном этапе помогаю ребёнку выбрать или дошкольник сам выбирает наиболее актуальную и

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени...

Проектирование в детском саду | Статья в журнале...

Деятельность дошкольной организации по развитию... проект, родитель, детский сад, питание детей, ребенок, проектный метод, дошкольный возраст, образовательная деятельность, проектная деятельность, возрастная группа. Метод проектов в ДОУ как...

Организация проектной деятельности как средство развития...

проектная деятельность, образовательный процесс, дошкольный возраст, ребенок, метод проектов, детский сад, дошкольная образовательная организация, исследовательская деятельность...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

В статье рассматривается технология «Детский совет», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия...

Характеристика проектной деятельности в работе с детьми...

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени

Проект — это: метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в...

Опыт работы в проектной деятельности у старших дошкольников

Что такое детский совет? Это форма работы, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивать у детей способность

После того, как я стала применять детский совет, как изменилась структура самостоятельной и образовательной деятельности детей, у...

Похожие статьи

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей

Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на

Этапы реализации проектной деятельности: ВЫБОР ТЕМЫ (источники могут быть разные: события...

Проектная деятельность в дошкольном образовании

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более

Планирование — важнейший этап работы над проектом. Планировать должны сами дети

Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.

С самого рождения ребёнок является. Проектная деятельность в детском саду: наука и...

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

Современные дошкольные образовательные организации (далее — ДОО) в условиях

Дошкольный возраст — это важный и самый ответственный этап развития ребенка, именно

Проектная деятельность в ДОО — это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в...

Проектная деятельность как современная технология развития...

На данном этапе помогаю ребёнку выбрать или дошкольник сам выбирает наиболее актуальную и

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени...

Проектирование в детском саду | Статья в журнале...

Деятельность дошкольной организации по развитию... проект, родитель, детский сад, питание детей, ребенок, проектный метод, дошкольный возраст, образовательная деятельность, проектная деятельность, возрастная группа. Метод проектов в ДОУ как...

Организация проектной деятельности как средство развития...

проектная деятельность, образовательный процесс, дошкольный возраст, ребенок, метод проектов, детский сад, дошкольная образовательная организация, исследовательская деятельность...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

В статье рассматривается технология «Детский совет», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия...

Характеристика проектной деятельности в работе с детьми...

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени

Проект — это: метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в...

Опыт работы в проектной деятельности у старших дошкольников

Что такое детский совет? Это форма работы, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивать у детей способность

После того, как я стала применять детский совет, как изменилась структура самостоятельной и образовательной деятельности детей, у...

Задать вопрос