Саморегулирование в сфере рекламы: перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.11.2021

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Князева, А. И. Саморегулирование в сфере рекламы: перспективы развития / А. И. Князева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85600/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор рассматривает особенности правового регулирования саморегулируемых организаций в сфере рекламы и анализирует возможности изменения действующего законодательства.

Ключевые слова : саморегулируемые организации, реклама, проект изменений.

Саморегулирование профессиональной предпринимательской деятельности — это действенный механизм регулирования профессионального рынка. Главная идея, которую преследуют саморегулируемые организации (далее — СРО) — переложить надзорные и контрольные функции за деятельностью субъектов в конкретной отрасли с государства на непосредственных участников рынка. Это позволяет сократить бюджетные расходы, а также сместить внимание государственного надзора в сторону надзора за результатом деятельности вместо надзора за самой деятельностью [1, с. 122], что, несомненно, является преимуществом саморегулирования.

Регламентация отношений, возникающих в сфере саморегулирования, осуществляется на основе положений Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 11.06.2021) (далее — Закон о СРО). В настоящее время в Российской Федерации уже действуют СРО оценщиков, СРО аудиторов, СРО проектировщиков, СРО строителей, СРО изыскателей и др. Помимо названного выше закона деятельность СРО в конкретной отрасли регулируется специальным законодательством.

Возможность создания СРО в рекламной сфере предусмотрена Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 02.07.2021) (далее — Закон о рекламе). Так, в статье 31 Закона о рекламе установлено, что СРО в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением [2]. Поскольку в Законе о рекламе не установлено иное, членство в СРО в сфере рекламы является добровольным.

В статье 32 рассматриваемого закона исчерпывающим образом закреплены права СРО в сфере рекламы. Данные права, по сути, дублируют основные функции саморегулируемых организаций, содержащиеся в Законе о СРО, и не отражают всех особенностей деятельности СРО в сфере рекламы.

В то же время, как отмечает Захарова А. Э., саморегулирование — это живой рыночной механизм, который нуждается в постоянном совершенствовании и поддержке, в том числе со стороны государства [3, с. 68].

В связи со сказанным, представляется интересным рассмотреть проект изменений в Закон о рекламе и Закон о СРО, подготовленный Федеральной антимонопольной службой [4], в части изменений в регулировании института СРО в сфере рекламы.

Так, согласно рассматриваемому проекту, перечень прав саморегулируемых организаций в сфере рекламы предлагается расширить и включить в него: право рассматривать споры по фактам распространения рекламы, которая содержит признаки нарушений требований законодательства о рекламе и, по итогам рассмотрения таких споров, право признавать рекламу содержащей нарушения требований законодательства о рекламе, право выдавать субъектам рекламной деятельности требования о прекращении или изменении рекламы; право осуществлять оценку рекламных материалов в том числе на платной основе по запросам лиц, не являющихся членами СРО и др.

Право рассматривать споры по фактам распространения рекламы, которая содержит признаки нарушений требований законодательства о рекламе, СРО получит только в случае заключения соглашения с федеральным антимонопольным органом. Срок действия такого соглашения составит 5 лет с возможностью продления на аналогичный срок. В проекте указывается также на возможность досрочного расторжения соглашения как федеральным антимонопольным органом, так и СРО.

При этом важно указать, что на основании такого соглашения, возможно будет рассматривать только споры о нарушении требований законодательства о рекламе, которые предусмотрены статьями 5–9, 21, 24–30.2 Закона о рекламе.

Еще одним важным моментом является то, что не каждая СРО в сфере рекламы сможет рассматривать данные споры, а лишь та, которая отвечает определенным критериям. Эти критерии также установлены в рассматриваемом проекте поправок. Помимо требований к учредительным документам, СРО должна будет иметь не менее одного филиала в каждом федеральном округе Российской Федерации, и в состав ее членов должно будет входить хотя бы по одному объединению, отдельно относящемуся к рекламодателям, к рекламопроизводителям и рекламораспространителям, членами которого является не менее пятнадцати таких лиц, при этом каждое из указанных лиц должно фактически осуществлять деятельность на рынке рекламы не менее пяти лет [4].

Общий порядок рассмотрения споров в отношении рекламы саморегулируемой организаций предлагается установить в отдельной статье.

Анализируя предлагаемые изменения, саму процедуру рассмотрения споров можно условно подразделить на следующие этапы:

  1. Возбуждение спора — возможно как по инициативе СРО, так и по заявлениям и обращениям граждан, юридических лиц и органов государственной власти и местного самоуправления, а также по представлению прокурора. СРО вправе будет оставить заявлении без рассмотрения, в случае, если оно не соответствует предъявляемым к нему требования. Так, заявление должно содержать описание нарушения законодательства о рекламе и наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, которые допустили такие нарушения. В проекте поправок указывается также на возможность передачи заявления и материалов на рассмотрение в антимонопольный орган, на возможность отказа в возбуждении спора.
  2. Непосредственно рассмотрение спора — порядок разбирательства будет определяться СРО, которая при этом должна руководствоваться принципами независимости, коллегиальности, отсутствия конфликта интересов, прозрачности процедуры рассмотрения споров и конфиденциальности.
  3. Принятие решения — по итогам рассмотрения спора СРО принимает решение о наличии или отсутствии нарушения законодательства о рекламе, а также разрешает вопрос о выдаче рекламодателю, рекламопроизводителю и рекламораспространителю требования о прекращении или изменении рекламы. Такое решение может быть оспорено в суде, в том числе в арбитражном, в течение трех месяцев с даты вынесения решения или требования.

Таким образом, рассмотрев проект изменений в Закон о рекламе и Закон о СРО, можно сказать, что в целом, предлагаемые изменения имеют положительное значение, поскольку способствуют: укреплению роли саморегулируемых организаций в сфере рекламы, в том числе путем предоставления им новых прав; снятию определенной нагрузки с антимонопольных органов в части контроля ими соблюдения требований законодательства о рекламе, при этом не делая такой контроль менее эффективным.

В то же время проект поправок нуждается в серьезной доработке. Так, требования, предъявляемым к СРО, желающим заключить соглашение о рассмотрении споров в отношении рекламы с федеральным антимонопольным органом, должны быть менее жесткими, особенно в отношении к составу членов такой организации. Также необходимо дать разъяснения, что следует понимать под существенным нарушением СРО требований законодательства, под ненадлежащим выполнением СРО своих функции и под некоторыми иными вводимыми понятиями. Необходимо также обратить внимание на отдельные вопросы процедуры рассмотрения споров саморегулируемой организацией. Например, уточнить в течение какого срока необходимо подать заявление, обращение для того, чтобы возбудить спор; указать общий срок рассмотрения спора; разъяснить, кто вправе оспорить в судебном порядке решение, требование СРО, принятое по итогам рассмотрения спора в отношении рекламы и др.

Литература:

  1. Захарова А. Э. Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций кредитных кооперативов в Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2020. № 2. С. 119–123.
  2. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. — 2006 г. — № 51.
  3. Захарова А. Э. Тенденции развития саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Проблемы развития саморегулируемых организаций в предпринимательской деятельности в Российской Федерации: сборник материалов круглого стола. 11 ноября 2019 года / Оренбургский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»; отв. ред. и авт. предисловия А. Э. Захарова. Оренбург, 2019. 135 с.
  4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (в части систематизации обязательных требований в сфере рекламы и введения института саморегулируемых организаций в сфере рекламы)» // Кодекс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/564221228 (дата обращения: 14.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): сфера рекламы, реклама, СРО, отношение рекламы, проект изменений, федеральный антимонопольный орган, возбуждение спора, изменение рекламы, Российская Федерация, саморегулируемая организация.


Ключевые слова

реклама, саморегулируемые организации, проект изменений

Похожие статьи

Взаимодействие органов власти и СРО в сфере рекламы

Анализируется зарубежный опыт в организации взаимодействия власти, СРО в сфере регулирования рекламы.

Достоинством саморегулируемых организаций в западных странах является и то, что развитость СРО позволяет государству осуществлять контроль не за каждым...

реклама, недобросовестная реклама, антимонопольный орган...

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, недобросовестная конкуренция, сфера рекламы, нарушение законодательства РФ.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы России является осуществление функций контроля и надзора за...

Административная ответственность юридических лиц в связи...

Ключевые слова: административная ответственность, реклама, предпринимательская

Юрисдикционным органом, уполномоченным выдавать обязательные для исполнения

Итак, для упорядочивания общественных отношений в сфере рекламы в российском...

Антимонопольное законодательство и основания для...

Если в действиях страховой организации в отношении физического лица содержаться признаки нарушения антимонопольного законодательства, то для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства можно обратиться в территориальный орган ФАС России.

Реклама, являясь масштабным медиаинструментом...

Реклама в Соединенных Штатах регулируется государственными органами, а также саморегулируемыми организациями, последним отдается предпочтение. Государственное регулирование в США происходит на федеральном и региональном уровнях.

Недобросовестная реклама как научная проблема

 Реклама как один из видов продвижения товара на потребительском рынке, способна оказывать сильное воздействие на покупателя и стимулировать спрос на рекламируемый товар. Ученые не раз доказывания значение рекламы для продажи товаров на рынке.

К вопросу о правовом регулировании рекламной деятельности

Существует множество определений слова реклама. По Ф. Котлеру, реклама представляет собой

Правовые отношения в сфере рекламной деятельности регулируются с помощью

Федеральный Закон «О рекламе» регулирует развитие рынков товаров, работ, услуг с целью...

Правовые аспекты регулирования рекламной деятельности

Реклама — важный механизм, используемый в процессе реализации предпринимательской деятельности с целью достижения наибольшей эффективности производства. Основным нормативным правовым актом, регулирующим сферу рекламы, является Федеральный закон...

Похожие статьи

Взаимодействие органов власти и СРО в сфере рекламы

Анализируется зарубежный опыт в организации взаимодействия власти, СРО в сфере регулирования рекламы.

Достоинством саморегулируемых организаций в западных странах является и то, что развитость СРО позволяет государству осуществлять контроль не за каждым...

реклама, недобросовестная реклама, антимонопольный орган...

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, недобросовестная конкуренция, сфера рекламы, нарушение законодательства РФ.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы России является осуществление функций контроля и надзора за...

Административная ответственность юридических лиц в связи...

Ключевые слова: административная ответственность, реклама, предпринимательская

Юрисдикционным органом, уполномоченным выдавать обязательные для исполнения

Итак, для упорядочивания общественных отношений в сфере рекламы в российском...

Антимонопольное законодательство и основания для...

Если в действиях страховой организации в отношении физического лица содержаться признаки нарушения антимонопольного законодательства, то для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства можно обратиться в территориальный орган ФАС России.

Реклама, являясь масштабным медиаинструментом...

Реклама в Соединенных Штатах регулируется государственными органами, а также саморегулируемыми организациями, последним отдается предпочтение. Государственное регулирование в США происходит на федеральном и региональном уровнях.

Недобросовестная реклама как научная проблема

 Реклама как один из видов продвижения товара на потребительском рынке, способна оказывать сильное воздействие на покупателя и стимулировать спрос на рекламируемый товар. Ученые не раз доказывания значение рекламы для продажи товаров на рынке.

К вопросу о правовом регулировании рекламной деятельности

Существует множество определений слова реклама. По Ф. Котлеру, реклама представляет собой

Правовые отношения в сфере рекламной деятельности регулируются с помощью

Федеральный Закон «О рекламе» регулирует развитие рынков товаров, работ, услуг с целью...

Правовые аспекты регулирования рекламной деятельности

Реклама — важный механизм, используемый в процессе реализации предпринимательской деятельности с целью достижения наибольшей эффективности производства. Основным нормативным правовым актом, регулирующим сферу рекламы, является Федеральный закон...

Задать вопрос