Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике / К. С. Потапова, С. А. Васёкин, Т. П. Романюта [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 406-408. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85567/ (дата обращения: 24.04.2024).



Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Ключевые слова: урок, критическое мышление, познавательная активность, образовательный потенциал, практическая работа.

Воспитание подрастающего поколения является приоритетом современного образования в нашей стране. Поэтому была разработана примерная программа воспитания для школ. На основе которой каждая школа разрабатывает свои собственные программы воспитания.

Элементом, на котором основано воспитание, является развивающее обучение, которое позволяет ученику выступать в качестве автора собственного видения мира. Значительное влияние на человека оказывает социальная среда, в которой он находится, особенности современной культуры.

Содержание урока, ориентированного только на знания, нейтрально для учащихся. Задача преподавателя состоит в том, чтобы содержание воспринималось учащимся как определенная ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие. Какие условия для этого необходимы.

Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуального, нравственного и эстетического опыта, конфликтов различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения проблем через творчество учителя и ученика.

И независимо от предмета, преподаваемого учителем, главное, чтобы он создавал на своих уроках условия для гармоничного развития личности. Поэтому процесс понимания обязанностей учителя, его социальной роли, добровольного принятия важной социальной функции — воспитания, духовно развитого ответственного гражданина демократического общества очень важен.

Преподавая математику, учителя стараются быть авторитетом для своих учеников, как чисто человеческим, так и через свой предмет изучения. Считается, что математика обладает большим образовательным потенциалом. Еще в 19 веке польский математик Гуго Штайнгаус заметил, что «между духом и материей стоит математика».

При реализации образовательной функции при изучении математики первое, с чем должен столкнуться учитель, — это постановка учебных задач на уроке. Поэтому изменения в рабочую программу по математике составляют 5–9 классы с учетом программы воспитания. Ключевыми задачами по его реализации были:

  1. Установление доверительных отношений между учителями и учащимися, которые способствуют позитивному восприятию требований учащихся и требований учителей, обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их познавательной активности.
  2. Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления, организация их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, — инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений.
  3. Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления любви к людям и доброты, путем выбора подходящих текстов для чтения.
  4. Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся; групповая работа или работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с другими детьми.

Определен круг учебных задач, а затем самый сложный и ответственный этап в работе: как выполнить запланированное? При разработке учебного плана важно думать о деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с заданными учебными задачами.

Начало урока — очень важный момент с образовательной точки зрения, потому что на этом этапе происходит воздействие на необходимую мотивационную сферу и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока. Как я могу начать урок, чтобы он нес в себе заряд обучения? У каждого учителя есть много разных способов и методов начать урок.

Например, вы можете начать урок таким образом. Давайте назовем это творческим «раскручиванием формулировки темы». Тема урока написана на доске, и ученикам предлагается подумать и поразмыслить. Дискуссия основана на принципе диалога ученик-учитель, ученик-ученик. В результате решается сразу несколько образовательных задач:

— Во-первых, ученики сами ставят задачи урока, что позволяет им развивать творческое мышление, смелость своих суждений и культуру речи.

— Во-вторых, они сталкиваются с проблемой, которую необходимо будет решить на уроке, что позволяет им развивать критическое мышление, ответственность и качество воли.

— В-третьих, сами обучающиеся отмечают ряд вопросов, требующих уточнения. На этом этапе происходит психическое воспитание, воспитание уверенности в себе.

— В-четвертых, эти несколько минут размышлений вслух мотивируют деятельность учащихся на занятиях и создают рабочий настрой, тем самым развивая мотивационно-необходимую сферу, ученики активно участвуют в обсуждении, не боятся громко выражать свои мысли. Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность чаще всего всплывают термины, с которыми они уже встречались, активно участвуют в обсуждении все учащиеся класса. Этот метод позволяет создать ситуацию успеха на занятиях, провести нравственное воспитание.

Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые приведут к возможности создания проблемной ситуации. Например, при изучении темы «Формулы сокращенного умножения» мы можем организовать независимое обнаружение формулы куба суммы (разности) двух выражений. Каким образовательным потенциалом обладает такая методика? Есть умственное воспитание, творческая самостоятельность, воля, трудолюбие, ответственность. Когда Формула открыта и написана на доске, акцент делается на красоте формулы, анализируется, как ее можно получить, тем самым реализуя эстетическое воспитание.

Урок может начаться с практической работы исследовательского характера. Например, при изучении темы «сумма углов треугольника» в начале урока мы раздадим каждому ученику треугольник, вырезанный из разноцветной бумаги, и предложим с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму. Обсуждая результаты практической работы, ученики приходят к выводу, что сумма всех углов оказалась примерно одинаковой — есть гипотеза, которую необходимо доказать. Проведение такой работы позволяет воспитать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, можно создать ситуацию успеха, вызвать интерес, создать мотивы для изучения темы.

Этап обновления справочных знаний также может быть организован различными способами.

  1. В геометрии работа по готовым чертежам, задание-головоломка «что скрыто?", «что вы видите?" и т. д. Все это позволяет тренировать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление.
  2. Работа в парах, используя тренажер для устного счета. Использование таких тренажеров на уроке позволяет осуществлять взаимное управление и эффективную организацию устного счета. Использование такой формы работы на уроке с использованием тренажера позволяет рационально использовать время урока, проверять всех и учить учащихся ответственности, вниманию, честности, независимости, взаимному уважению.

Как можно воспитать познавательную активность, показав связь с историей, с жизнью. На уроках математики мы рассказываем ребятам об особенностях математики: совершенстве математического языка, полезности математики, очарование истории, математики в музыке и живописи, архитектуре и литературе, красоте ее формул, связи математики с красотой природы.

На уроках вы должны стараться погрузить ученика в историю развития науки. Например, на уроке геометрии, когда мы впервые знакомитесь с прямоугольным треугольником, мы фокусируемся на том, как появился прямой угол, а затем на прямоугольном треугольнике. Мы предлагаем обучающимся сначала найти прямые углы в окружающей среде, подумать о том, как с помощью подручных средств можно получить шаблон прямого угла (используя веревки, линии электропередач и колышки). Мы экспериментируем. Мы расскажем ребятам, что именно так его использовали в древности. Используя веревку с узлами, вы можете показать им египетский треугольник. Мы сообщаем им, что термины, которые мы только что использовали, имеют другое название. «Отвес» означает катет, «натянутая» — гипотенуза, второй катет называется основанием. В заключение мы строим чертеж треугольника и подписываем названия его сторон. Такое знание правильного треугольника позволяет обучать не только познавательной деятельности, но и вести эстетическое воспитание. Показывая связь геометрии с историей и практическим применением в жизни, это гуманизация процесса обучения.

Важную роль в реализации образовательного потенциала играют задачи, которые учащиеся решают в процессе обучения, интересные по содержанию задачи, богатые идеями, которые имеют несколько способов решения. При выборе задач нравственно-эстетическое, экологическое и другое воспитание может осуществляться особым образом.

Литература:

  1. Алиева Л. В. Общественное воспитание — социальный заказ и объект деятельности современного педагога // Педагогическое искусство. 2017. № 2 — С. 94–99.
  2. Алиева Л. В. Реализация компетентностного подхода в практике воспитания во взаимодействии основной учебной и внеучебной деятельности вуза // Социальная педагогика в современных социальных практиках с элементами исследовательской школы для молодых ученых. Сб. научных статей 7-го Международного симпозиума. Май 2017 г. Научн. ред. А. В. Мудрик, Т. Т. Щелина. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ., Педагогическое общество России. 2017. — С. 28–38.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, критическое мышление, познавательная активность, образовательный потенциал, практическая работа, ученик, прямой угол, прямоугольный треугольник, рабочая программа, устный счет.


Похожие статьи

Интегрированный урок на тему «Треугольник и его виды»

Цели: Образовательные: обобщить знания по теме треугольник; повторить виды треугольников; ознакомить учащихся с понятием «фронтовой треугольник». Развивающие: развить воображение, геометрическое мышление, внимание; повысить познавательную и творческую деятельности. Воспитывающие: воспитание дисциплинированности, аккуратности; патриотизма и гордости за свою Родину, свой народ. Ход урока.

2. Актуализация знаний. 2.1. Устный счёт. Карточка. 2.2. Вопросы: a) Что такое треугольник? (Треугольник — это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех попарно соединяющих их отрезка). b) Назовите вершины и стороны треугольника, изображенного на рисунке1.

Организация учебного исследования в начальной школе...

В работе дано описание проведенной тематической недели в 4 классе по изучению секретов треугольника с методическими рекомендациями, где и как организовать учебно-исследовательскую деятельность и примеры результатов деятельности учеников.

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО) являются планируемые результаты освоения предметных программ и междисциплинарных программ.

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в данной форме поможет формированию некоторых личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий не только на базовом уровне, но и на повышенном.

Применение технологии критического мышления на уроках...

Эффективность учебной деятельности по развитию критического мышления во многом зависит от творческой активности учащихся при решении геометрических задач. Перед изучением теоремы Пифагора практическим путём устанавливаем данную закономерность на нескольких треугольниках.

А вот в 5- 6 классах большее внимание уделить практической направленности, т. к. трудности вызывают запоминание формул периметра, площади прямоугольника и квадрата, площади поверхности и объёма прямоугольного параллелепипеда. Задачи и упражнения в отыскании ошибок также играют значительную роль в развитии критического мышления учащихся. К таким задачам относятся софизмы — суждения, в которых неправильные или ложные предпосылки выдаются за истинные, в результате чего мы приходим к нелепым умозаключениям.

Приёмы развития познавательных интересов на уроках...

Урок — сложное педагогическое явление. Его построение обусловлено рядом факторов и зависит не только от изучаемого материала, имеющихся под рукой у учителя печатных, наглядных, технических и других средств обучения, но и от состава обучаемых, качеств их знаний и умений, уровня сформированности у них приёмов учебно-познавательной деятельности. Активность учащихся на уроке должна искусно формироваться учителем, тонко регулироваться его воздействиями в тесном сотрудничестве с обучаемыми. Не случайно в этой связи, выдающийся педагог К. Д. Ушинский полагал, что «школа должна так организовать труд учителя и учеников, чтобы дети по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал».

Технология развития критического мышления как средство...

Технология развития критического мышления направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем — представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания [2, с.57].

—постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Геометрический материал как средство формирования...

На наш взгляд, содержание программы и различные методические подходы к реализации заданий способствуют развитию логического мышления младшего школьника, а целенаправленная и систематическая работа учителя на уроках математики по формированию логических УУД при использовании приемов сравнения, анализа, синтеза и обобщения, способствует развитию интеллекта и творческих способностей учащихся.

a) Что такое треугольник? (Треугольник — это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех... Методика работы по развитию представлений о форме у детей... Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и.

Технология развития критического мышления...

«Урок — это основная форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них; используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных.

«Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности, направленный на поиск и открытие нового». [2, с 63] Орехова в своем учебном пособии поясняет, что мышление носит целенаправленный характер.

Проектирование учебных занятий по геометрии с использованием...

Определяются контрольные задания, состоящие из тестовых вопросов и отдельный теоретический материал, удобный для создания возможности ещё более широкого и глубокого изучения материала, соответствующего каждому опорному выражению и основному понятию. 10. На основе приведённых принципов, учебный материал вводится в компьютер и для студентов (учащихся) создаётся возможность использовать его.

Перед тем как дать определение понятию треугольник: задаются вопросы, тесты о понятии треугольника, об его сторонах, периметре, углах, высоте, видах треугольников, их свойствах, а также задачи по доказательству теорем и их решению. Учебный материал по теме «Треугольники», основываясь на программированный образовательный метод, разделим на малые части

Повышение эффективности применения интерактивных...

К интерактивным методам на уроках математики можно отнести творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование проектов и другие внеклассные методы обучения. Среди них особо можно выделить обучающих игр: ролевые игры и имитация, деловые игры и моделирование, образовательные игры [3]. Интерактивное занятие целесообразно начинать иногда разминкой в виде устного счёта и игры, способствующее привлечь или сконцентрировать внимание учащихся к изучению учебного материала, а на этапе закрепления урока организовать разрядку Б высказать свои мнения, идеи по изучаемому материалу. В качестве разминки можно предложить какой-нибудь занимательную задачу, исторические сведения или игру. При организации устного счета, решения занимательной задачи и упражнений задания будет написаны на доске, к каждому заданию варианты ответов в виде...

Похожие статьи

Интегрированный урок на тему «Треугольник и его виды»

Цели: Образовательные: обобщить знания по теме треугольник; повторить виды треугольников; ознакомить учащихся с понятием «фронтовой треугольник». Развивающие: развить воображение, геометрическое мышление, внимание; повысить познавательную и творческую деятельности. Воспитывающие: воспитание дисциплинированности, аккуратности; патриотизма и гордости за свою Родину, свой народ. Ход урока.

2. Актуализация знаний. 2.1. Устный счёт. Карточка. 2.2. Вопросы: a) Что такое треугольник? (Треугольник — это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех попарно соединяющих их отрезка). b) Назовите вершины и стороны треугольника, изображенного на рисунке1.

Организация учебного исследования в начальной школе...

В работе дано описание проведенной тематической недели в 4 классе по изучению секретов треугольника с методическими рекомендациями, где и как организовать учебно-исследовательскую деятельность и примеры результатов деятельности учеников.

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО) являются планируемые результаты освоения предметных программ и междисциплинарных программ.

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в данной форме поможет формированию некоторых личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий не только на базовом уровне, но и на повышенном.

Применение технологии критического мышления на уроках...

Эффективность учебной деятельности по развитию критического мышления во многом зависит от творческой активности учащихся при решении геометрических задач. Перед изучением теоремы Пифагора практическим путём устанавливаем данную закономерность на нескольких треугольниках.

А вот в 5- 6 классах большее внимание уделить практической направленности, т. к. трудности вызывают запоминание формул периметра, площади прямоугольника и квадрата, площади поверхности и объёма прямоугольного параллелепипеда. Задачи и упражнения в отыскании ошибок также играют значительную роль в развитии критического мышления учащихся. К таким задачам относятся софизмы — суждения, в которых неправильные или ложные предпосылки выдаются за истинные, в результате чего мы приходим к нелепым умозаключениям.

Приёмы развития познавательных интересов на уроках...

Урок — сложное педагогическое явление. Его построение обусловлено рядом факторов и зависит не только от изучаемого материала, имеющихся под рукой у учителя печатных, наглядных, технических и других средств обучения, но и от состава обучаемых, качеств их знаний и умений, уровня сформированности у них приёмов учебно-познавательной деятельности. Активность учащихся на уроке должна искусно формироваться учителем, тонко регулироваться его воздействиями в тесном сотрудничестве с обучаемыми. Не случайно в этой связи, выдающийся педагог К. Д. Ушинский полагал, что «школа должна так организовать труд учителя и учеников, чтобы дети по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал».

Технология развития критического мышления как средство...

Технология развития критического мышления направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем — представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания [2, с.57].

—постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Геометрический материал как средство формирования...

На наш взгляд, содержание программы и различные методические подходы к реализации заданий способствуют развитию логического мышления младшего школьника, а целенаправленная и систематическая работа учителя на уроках математики по формированию логических УУД при использовании приемов сравнения, анализа, синтеза и обобщения, способствует развитию интеллекта и творческих способностей учащихся.

a) Что такое треугольник? (Треугольник — это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех... Методика работы по развитию представлений о форме у детей... Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и.

Технология развития критического мышления...

«Урок — это основная форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них; используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных.

«Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности, направленный на поиск и открытие нового». [2, с 63] Орехова в своем учебном пособии поясняет, что мышление носит целенаправленный характер.

Проектирование учебных занятий по геометрии с использованием...

Определяются контрольные задания, состоящие из тестовых вопросов и отдельный теоретический материал, удобный для создания возможности ещё более широкого и глубокого изучения материала, соответствующего каждому опорному выражению и основному понятию. 10. На основе приведённых принципов, учебный материал вводится в компьютер и для студентов (учащихся) создаётся возможность использовать его.

Перед тем как дать определение понятию треугольник: задаются вопросы, тесты о понятии треугольника, об его сторонах, периметре, углах, высоте, видах треугольников, их свойствах, а также задачи по доказательству теорем и их решению. Учебный материал по теме «Треугольники», основываясь на программированный образовательный метод, разделим на малые части

Повышение эффективности применения интерактивных...

К интерактивным методам на уроках математики можно отнести творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование проектов и другие внеклассные методы обучения. Среди них особо можно выделить обучающих игр: ролевые игры и имитация, деловые игры и моделирование, образовательные игры [3]. Интерактивное занятие целесообразно начинать иногда разминкой в виде устного счёта и игры, способствующее привлечь или сконцентрировать внимание учащихся к изучению учебного материала, а на этапе закрепления урока организовать разрядку Б высказать свои мнения, идеи по изучаемому материалу. В качестве разминки можно предложить какой-нибудь занимательную задачу, исторические сведения или игру. При организации устного счета, решения занимательной задачи и упражнений задания будет написаны на доске, к каждому заданию варианты ответов в виде...

Задать вопрос