Актуальность применения инновационной технологии «Скрайбинг» в занятиях с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 14.11.2021

Статья просмотрена: 2437 раз

Библиографическое описание:

Ланцева, Л. С. Актуальность применения инновационной технологии «Скрайбинг» в занятиях с детьми дошкольного возраста / Л. С. Ланцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 390-391. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85529/ (дата обращения: 26.04.2024).



В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов [1]. Педагоги находятся в поиске путей повышения эффективности обучения. Перед ними ставится задача определить верное направление и создать благоприятные условия для комплексного развития личности. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение образовательных технологий.

Технологизация воспитательного процесса в педагогике связана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технический процесс с гарантированным результатом».

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются познавательные процессы.

Речь — важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В настоящее время зачастую у детей дошкольного возраста наблюдаются следующие проблемы в сфере развития: нарушения звукопроизношения, скудный словарный запас, неумение согласовать слова в предложении, неумение описать даже в нескольких словах или фразах личный опыт впечатлений и ощущений. Недостаточное развитие речевых средств обуславливает снижение уровня познавательной деятельности эмоционально-волевой сферы, что приводит в дальнейшем к появлению затруднений в овладении школьной программой.

Развитие речи является приоритетным направлением во всём учебно-воспитательном процессе дошкольного детства. Овладение речью является одним из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, именно приобретение, так как речь не даётся человеку от рождения.

Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной.

Одно из самых любимых занятий детей — это рисование. Занятия рисованием способствуют и развитию речи: расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук. Через изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.

В настоящее время педагоги в своей работе используют разнообразные инновационные формы, методы и технологии в работе по развитию речи.

Предлагаю обратить ваше внимание на одну из технологий, которую я использую в своей работе. Достигнуть нового качества знаний, развивать речь, логическое мышление детей, усиливать творческую составляющую учебного труда, максимально способствовать повышению качества образования среди дошкольников поможет технология «Скрайбинг». «Cкрайбинг» — это искусство отражать свою речь в рисунках, это активное рисование, когда мы, непосредственно, видим рождение новой «картины», которая иллюстрируется на лету. Мы и видим, и слышим одно и тоже.

Технология «Скрайбинг» — отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребёнка. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересных красочных зарисовок. Рисовать можно чем угодно, и фломастерами, и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это всё можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное, в этой технологии всё-таки не картинки, схемы, а история, которая ведёт за собой повествование [3]. Рисуя, ребенок воспроизводит, проговаривает то, что именно он изображает (сюжет), например, «Это дом, в нем живет моя семья, а это дом моего друга, а здесь мы гуляем с другом и играем в мячик». Глядя на рисунок, ребёнок может вспомнить услышанный рассказ и воспроизвести его хотя бы в общих чертах.

С помощью «Скрайбинга» можно «экранизировать» сказки, стихи, загадки. Представим, например, что ребёнку нужно выучить стихотворение, но его сложно запомнить, к тому же оно написано текстом без всяких иллюстраций, а дети дошкольного возраста не все умеют читать, и на слух тяжело запоминается… тогда предлагаю вам применить технологию «Скрайбинг» — проанализируйте это стихотворение с ребенком, и попробуйте зарисовать рисунки, которые у него ассоциируются с текстом. В итоге, ребенок не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом.

В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать три вида «Скрайбинга»: это рисованный магнитный и аппликационный.

Процесс аппликационного «Скрайбинга» заключается в том, что параллельно с излагаемым материалом на листе бумаги, или на любом другом фоне выкладываются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. Например, изучая животных родного края, мы определили: где они живут, чем питаются, кто их детеныши и т. д. Рисованный «Скрайбинг» заключается в том, что человек рисует и озвучивает одновременно. В магнитном «Скрайбинге» мы берем готовые изображения, крепим их магнитом на магнитную доску. Материалом для магнитного «Скайбинга» могут быть дидактические картинки, либо самостоятельно нарисованные и вырезанные картинки, либо можно взять картинки из каких-либо газет, журналов и т. д. Например, для успешного запоминания и воспроизведения сказки «Заюшкина избушка», я использовала уже готовые изображения героев и избушек, постепенно прикрепляя их магнитами к магнитной доске.

Скрайбер — немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для «Скрайбинга» много не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем, и уж тем более детям! [2]

Использование «Скрайбинга» с детьми на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки [4]. Известно, что чаще всего какую-либо информацию мы воспринимаем качественнее и лучше благодаря наглядности. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается эффективнее, чем обычный рассказ, написанный сплошным текстом. В результате применения технологии «Скрайбинг» у детей успешнее развивается речь, появляется желание пересказывать сказки, рассказы, легче запоминают стихи, ведь это все проходит в игровой форме. Используя данную технологию, мы находим пути повышения эффективности обучения, определяем верное направление и создаем благоприятные условия для комплексного развития личности. Скрайбинг — эффективная технология достижения новых образовательных результатов!

Литература:

  1. Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий / Балабаева Крестина. — Текст: электронный // MAAM.RU: [сайт]. — URL: (дата обращения: 13.11.2021).
  2. Статья: "«СКРАЙБИНГ– инновационная технология в ДОУ»". — Текст: электронный // Мир Талантов: [сайт]. — URL: https://mir-talantow.ru/statya/metodicheskie_razrabotki/1579 (дата обращения: 13.11.2021).
  3. Сообщение на тему: Инновационные технологии в нравственном воспитании дошкольников. — Текст: электронный // INFOUROK: [сайт]. — URL: (дата обращения: 13.11.2021).
  4. Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста. — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 13.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, верное направление, развитие речи, ребенок, дошкольное детство, картинка, комплексное развитие личности, магнитная доска, речь, рисунок.


Похожие статьи

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Детство — важнейший период человеческой жизни: яркий, самобытный, неповторимый.

Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребенка, раскрывается его творческий потенциал...

Использование интерактивной доски при ознакомлении...

Одной из задач воспитания детей дошкольного возраста является формирование общей культуры личности детей, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Психологические особенности развития детей дошкольного...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид...

Методическая разработка «Рисунок как средство диагностики...»

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного... старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей.

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

Библиографическое описание: Бурачевская, О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, текст, дошкольный возраст, развитие речи, таблица, речевой материал, схема...

Развитие творческих способностей старших дошкольников...

Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и

Выбирая на панели справа цвет, ребенок переносил его как кистью на изображение, картина

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической.

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности...

Проблема развития познавательной сферы детей дошкольного возраста привлекает к себе особый интерес со стороны педагогов и психологов.

Детство — это период, когда развитие человека происходит наиболее быстро и интенсивно. В дошкольном возрасте происходит...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Познавательно-речевое развитие может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого ребенка.

От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении...

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в “ФГОС ДО”.

Речь — главное орудие человеческого мышления, создавшего человека разумного. С самого раннего детства и до глубокой старости...

Похожие статьи

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Детство — важнейший период человеческой жизни: яркий, самобытный, неповторимый.

Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребенка, раскрывается его творческий потенциал...

Использование интерактивной доски при ознакомлении...

Одной из задач воспитания детей дошкольного возраста является формирование общей культуры личности детей, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Психологические особенности развития детей дошкольного...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид...

Методическая разработка «Рисунок как средство диагностики...»

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного... старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей.

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

Библиографическое описание: Бурачевская, О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, текст, дошкольный возраст, развитие речи, таблица, речевой материал, схема...

Развитие творческих способностей старших дошкольников...

Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и

Выбирая на панели справа цвет, ребенок переносил его как кистью на изображение, картина

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической.

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности...

Проблема развития познавательной сферы детей дошкольного возраста привлекает к себе особый интерес со стороны педагогов и психологов.

Детство — это период, когда развитие человека происходит наиболее быстро и интенсивно. В дошкольном возрасте происходит...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Познавательно-речевое развитие может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого ребенка.

От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении...

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в “ФГОС ДО”.

Речь — главное орудие человеческого мышления, создавшего человека разумного. С самого раннего детства и до глубокой старости...

Задать вопрос