Исследование уровня осознанности делинквентного поведения подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Малыгина, А. П. Исследование уровня осознанности делинквентного поведения подростков / А. П. Малыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85477/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье представлены результаты исследования уровня осознанности делинквентного поведения подростками. Проведен сравнительный анализ исследуемых параметров на группе ситуативно-делинквентных и аморальных подростков.

Ключевые слова: подростки, делинквентное поведение, ситуативно-делинквентные подростки, аморальные подростки.

Образовательный интерес в подростковом возрасте уже не так велик, как это было, например, в младших или средних классах, а все потому, что центральное место в жизни подростка отводится общению с референтной группой сверстников. Стремление завоевать уважение в группе сверстников, отличиться, подростки часто, к сожалению, прибегают к тем действиям и поступкам, которые не одобряются обществом, бывают опасны и фатальны. И, если еще несколько десятилетий назад можно было говорить о драках, совершаемых подростками в общественных местах, о фактах вандализма общественного имущества, употребления никотиносодержащих, распитии алкогольных напитков, половой распущенности, то в настоящее время подростки не ограничиваются лишь этим. Их поведение с каждым годом становится опасным для них самих и их окружения, заразительным для подрастающего поколения [3]. Остановим наше внимание лишь на некоторых проявлениях делинквентного поведения подростков, произошедших за последнее пятилетие:

– 2016 год, город Псков, двое влюбленных подростков 15-ти лет совершили самоубийство в прямом эфире приложения Periscope. За несколько дней до происшествия они сбежали из дома из-за конфликтов с родителями, которые по версии СМИ, запрещали им общаться. За некоторое время до трагедии, они обстреляли полицейскую машину. На уговоры родителей сдаться не поддавались. Ни родители, ни полицейский отряд, ни СОБР, не смогли предотвратить страшное происшествие. По коротким фрагментам их трансляции, подростки были напуганы своей дальнейшей участью, и потому утверждали, что у них нет другого выбора.

– 2018 год, город Пермь, совершено вооруженное нападение на учеников младших классов и учителя школы.

– 2018 год, город Керчь в результате взрыва и стрельбы, устроенного подростком в колледже, погибли 21 человек, пострадали 67 человек.

– 2021 год, города Казань, Пермь и снова вооруженные нападения в школе.

– 2021 год, город Самара, самоубийство двенадцатилетних девочек.

К сожалению, этот список можно продолжать. В научной психолого-педагогической литературе существует огромное множество исследований, посвященных детерминантам делинквентного поведения, однако, мы вынуждены признать отсутствие единого мнения относительно данной проблемы и по сей день. Что движет подростками, идущими на отчаянный шаг? Какой момент их жизни стал поворотным? Как предотвратить, предвидеть подобное поведение подростков? На эти и многие другие вопросы еще предстоит ответить научному сообществу психологов, педагогов, врачей [2].

В нашей работе, актуальность которой не вызывает сомнений, мы предпринимаем попытку обнаружить своеобразие личностных черт, влияющих на осознанность делинквентного поведения.

Настоящее исследование было реализовано в г. Самаре на выборке подростков из 25 человек. Выборка подростков была сформирована на базе двух учреждений: ГБУ СО «Областной центр социальной помощи семье и детям»» и общеобразовательного учреждения Школы № 148 имени Героя Советского Союза В. П. Михалёва. Возраст испытуемых находился в пределах 13–14 лет, что согласно возрастно-психологической литературе соответствует границам подросткового возраста.

Работа была поделена на несколько этапов.

Диагностический этап заключался в проведении психолого-педагогической диагностики на выбранной группе испытуемых с использование 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттела. Учитывая тот факт, что в психологической науке не существует на данный момент опросника, метода, позволяющего количественно измерить уровень осознанности поведения, мы сочли возможным опереться на личностный опросник, определяющий по мнению Р. Б. Кетелла те черты личности, которые определяют ее поведение [1]. Кроме того, ориентируясь на научный подход критеризации делинквентости на ситуативную, зону риска и асоциальную, мы поделили нашу выборку на две подгруппы, где в первую подгруппу вошли школьники-подростки, единожды проявившие себя делинквентно, т. е. ситуативно делинквентные, а вторую подгруппу составили те школьники-подростки, которые многократно совершали поступки, выходящие за границы дозволенные, одобряемые обществом, т. е. асоциальные. По численности данные подгруппы оказались практически равные 12 и 13 человек соответственно. Таким образом, первая подгруппа — ситуативно делинквентные подростки 12 человек, вторая подгруппа — асоциальные (многократно проявившие себя делинквентно) подростки в количестве 13 человек. Ведь как известно из научной литературы осознанность с точки зрения делинквентности и правовых отношений, означает целенаправленность совершаемых субъектом делинквентных поступков, имея достаточную осведомленность о противоправности и последствиях совершаемых деяний.

Этап обработки бланков ответов. Данный этап проходил согласно ключу многофакторного личностного опросника Р. Б. Кетелла, соответствующего возрастной группе.

Аналитический этап работы заключался в поиске общих и различных черт в среде делинквентных подростков.

Математический этап. На данном этапе с использованием регрессионного анализа были обнаружены доминирующие переменные, которые оказывают влияние, способствуют делинквентному поведению подростков.

Знания индивидуально-психологических особенностей человека, которые можно отнести к изначально заданным, представляют собой особую зону интересов во многих видах человеческой активности, в частности учет таких факторов весьма актуален при изучении делинквентного поведения. Особую роль и значение знание подобных характеристик приобретает в изучении осознанности совершения подростком поступков, которые расцениваются обществом как противоправные, нарушающие нормы и ценности конкретного общества. Изучение личностных характеристик делинквентных подростков может очертить возможные перспективы их дальнейшего развития, адаптации в социуме.

Для таких целей, на наш взгляд, одной из адекватных инструментальных методик является 16-F опросник Р. Б. Кетелла [1]. Он позволяет получить вполне объемную информацию о психологической индивидуальности подростков, составляющих выборку. Мы обследовали подростков в свободное от учебных занятий время в условиях закрытого помещения, исключающего помехи, при этом испытуемые были мотивированы результатами, жалоб на здоровье не предъявляли. В результате использования опросника были получены достаточно разнообразные результаты. Эти результаты отличались у подростков в зависимости от количества делинквентных поступков, совершенных ими.

Общая картина данных выглядит следующим образом: в целом по выборке можно сказать, что средние величины по всем факторам не достигают нижнего порога нормативных величин, предусмотренных для 13-летнего возраста. Однако из всех факторов мы условно выделили наиболее и наименее выраженные показатели, отражающие характеристики сначала всей группы в целом. Итак, характеризуя группу испытуемых в целом, наиболее выраженными факторами оказались следующие:

– Фактор «G»: подростки не отличаются эмоциональной зрелостью, не слишком рассудительны, чаще всего предпочитают не следовать нормам, они не всегда ответственны и исполнительны, не самостоятельны, подвержены влиянию случая, неорганизованные, прибегают к помощи других.

– Фактор «А» характеризует подростков как общительных, жизнерадостных, им свойственна импульсивность и искренность в отношениях. Они достаточно пластичны, для них важна социально-значимая обстановка, люди. Они любят сообщества, открыты.

– Фактор «Е» характеризует наших респондентов как личностей застенчивых, уступчивых, тревожных. Им свойственна покорность, неумение отстаивать свои взгляды, бывают пассивны.

Наименее выраженными факторами оказались следующие:

– Фактор «С»: подростки не отличаются хорошей работоспособностью и выносливостью, в своих интересах не постоянны, подвержены частой смене настроения и раздражительности.

– Факто «I»: обнаруживает у испытуемых такие черты как мужественность, самоуверенность, часто проявляют суровость, черствость к окружению, не способны к сочувствию.

– Фактор «J»: характеризует подростков как предприимчивых, любящих внимание общества, для них важно окружение, социум.

– Фактор «Q2»: указывает на наличие таких черт как зависимость от группы, ориентировка на одобрение окружения, сотрудничество, самостоятельность в принятии решений проявляют редко.

Что касается остальных факторов, которые не достигают максимума по нашей выборке и не обнаруживают минимальных значений, то можно сказать следующее:

– Фактор «В»: шкала лжи, показатель по данной шкале говорит об искренних ответах наших испытуемых.

– Фактор «D»: подростки сдержанны, несколько инертны, осторожны, проявляют упорство в достижении целей.

– Фактор «F»: указывает на наличие таких черт как молчаливость, пессимистичность в восприятии действительности. Ребята часто испытывают страх возможных неудач, считают себя скучными, неинтересными собеседниками.

– Фактор «Н»: застенчивость, робость, чувствительность характеризуют наших испытуемых.

– Фактор «О»: безмятежность, спокойствие, уверенность в себе и даже хладнокровность.

– Фактор «Q3»: ребята проявляют недисциплинированность, у них существует внутренний конфликт представлений о себе.

– Фактор «Q4»: говорит о вялости наших испытуемых, низкой мотивации.

То есть мы видим, набор тех подчас противоречивых характеристик, которые свойственны подростковому возрасту. Таков первичный портрет выборки делинквентных подростков.

Дальнейший шаг соответствовал непосредственно цели нашего исследования: мы разделили выборку на две подгруппы в зависимости от частоты совершения подростков противоправных деяний. В первую подгруппу вошли 13 человек, это те подростки, которые по уровню делинквентности считаются ситуативными, то есть совершили случайный необдуманный проступок не более одного раза. Вторую подгруппу составили те подростки, которые неоднократно привлекались к строгим выговорам, таких подростков в нашей выборке оказалось 12 человек Вторую подгруппу подростков можно назвать ассоциальными. Естественно каждая из этих групп имеют собственные преобладающие характеристики.

Группе ситуативно делинквентных подростков свойственны следующие характеристики: нормативно выражен фактор А, что говорит о таких качествах испытуемых: общительность, открытость, доброжелательность, реалистичность, гибкость, хорошая приспособляемость к различным видам ситуаций. К не достигающим нормы, но выраженным в данной группе, можно отнести факторы G, Q4, что говорит о недостаточной сознательности и ответственности, но при этом испытуемые достаточно адаптивны. Наличие таких характеристик говорит об уровне осознанности совершаемых поступков, который, как мы видим недостаточен. Делинквентные поступки подростками в данной группе могли произойти по случайности, незнании ответственности или в ситуации эмоционального порыва, что свойственно подростковому возрасту.

В группе подростков, неоднократно совершавших противоправные деяния, обнаружились следующие результаты: факторы G, H, Q3 оказались заметно выраженными на фоне остальных факторов, поэтому таких подростков, принадлежащих данной подвыборке можно охарактеризовать как ребят недостаточно адаптивных, импульсивных, в то же время боязливых, нерешительных, не целеустремленных. Отсутствие целеустремленности подростков может говорить о желании «легкой добычи» через совершение противоправных деяний.

Видно, что фактор G представлен как в одной, так и в другой группе делинквентных подростков. То есть уровень безответственности, свойственный подростковому возрасту, в одной группе может вести к дезорганизации психической деятельности. Остальные характеристики говорят о том, что подростки ситуативно делинквентные показывают возможность продуктивного использования своих как достоинств, так и недостатков, в то время как для ребят из второй группы, те же характеристики могут стать препятствием адаптации в социуме. Так, на наш взгляд, могут быть описаны психологические особенности подростков первой и второй группы.

Однако остается открытым вопрос, есть ли влияние исследуемых психологических характеристик подростков на их осознанность делинквентых поступков. Для этого мы использовали математико-статистическую обработку данных, а именно регрессионный анализ, чтобы ответить на вопрос, заложенный в гипотезе:существует определенная зависимость осознанности делинквентного поведения подростков от некоторых особенностей их личности.

Полученные данные статистического анализа позволяют говорить о том, что на осознанность влияют два фактора согласно нашим количественным данным: фактор А и фактор О. Заметим, что фактор «А» представлен в психологическом портрете первой подгруппы, т. е. ситуативно делинквентных ребят. Тем самым представляется корректным утверждение, что подростки с такими характеристиками как открытость, общительность, обращенность вовне, гибкость установок, адаптивность закономерно перспективны в своей адаптации к социуму. Что же касается фактора «О», который содержит в себе степень уверенности/неуверенности, спокойствия/беспокойства, позитивный/негативный эмоциональный фон относится не столько к характеристикам нашей выборки, сколько к области рекомендаций относительно того, с чем следует работать родителям и психологам.

Литература:

  1. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / Под ред. С. А. Беличевой. — М., 2010. — с. 287.
  2. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М. И. Рожков. — М.: Книга по Требованию, 2014. — 240 c.
  3. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. — М.: Флинта, МПСИ, 2017. — 96 c.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, группа, характеристика, поведение подростков, подгруппа, время, выборка подростков, Пермь, подростковый возраст, уровень осознанности.


Ключевые слова

подростки, делинквентное поведение, ситуативно-делинквентные подростки, аморальные подростки

Похожие статьи

Творческий выбор, принятие и применение норм подростком

Ключевые слова: норма, подростковый возраст, поведение подростков, процесс нормотворчества, уровни нормотворческого поведения. Норма - правило, которому подчиняется определенный процесс или его результат, средство регулирования деятельности общества в целом, его институтов, социальных групп или отдельных лиц [2]. Усвоение норм, моральных ценностей осуществляется в общении, особенно это характерно для подросткового возраста.

Дети группы риска и их психологические особенности

Подростковый возраст — это возраст очень быстрых качественных изменений. Он совпадает с периодом полового созревания.

Большинство подростков группы риска чувствуют себя одинокими и переживают состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находятся в дискомфортном состоянии.

Особенности развития личности в подростковом возрасте

Подростковый возраст — это возраст врастания в культуру, один из этапов формирования личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка. Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития.

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Конфликтное поведение широко распространенное явление в подростковом возрасте. Оно выступает способом утверждения своей позиции, как в отношениях со взрослыми, так и в отношениях со сверстниками.

Подростковый возраст — это сложный период в жизни человека, когда ребёнок переходит из детства к взрослости. Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного... Проблема конфликтного поведения подростков становится в настоящее время все более актуальной.

Психологические особенности подростков мужского пола...

Эмпирическим объектом исследования стали 30 подростков мужского пола в возрасте (14±2) года, находящиеся в условиях закрытой специальной школы после совершенных правонарушений. На момент исследования подростки находились в спецшколе, время их пребывания составило (2 ±0,5) года. Исследование проводилось на базе Спецшколы закрытого типа в г Уссурийск. Исследование проводилось в течении года 3 раза. проводилось 2 расчета — медиана и мода.

Особенности подросткового возраста и их влияние на...

Отчуждение подростков от первичных социальных позитивных групп, в конечном счете, обусловливают различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности подростка. Правонарушения несовершеннолетних предстают как нормальная реакция на

Чаще всего подростки совершают правонарушения в свободное от учебы время, большинство правонарушений совершается подростками в вечернее время, примерно в 20.00–21.00 час. В течение года пик преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с...

Что такое подросток и с чем его «едят»? | Статья в журнале...

Подростковый возраст (10–15 лет) –это переходный возраст, в течение которого происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости.

Словосочетание “Современный подросток” последнее время вызывает у людей внушительный спектр эмоций. Начиная от негативных, заканчивая иронией.

Подростков отличает сильное желание принадлежать к группе, к любой. Что отражает эта потребность? В своей книге «Новый ребенок.

Особенности периода взросления подростка | Статья в журнале...

Поощрение познавательных интересов подростка, развивать его любознательность, побуждать к самообразованию самый лучший способ помощи взросления. В подростковом возрасте учение во многом опирается на самообразование и самосовершенствование.

Оценивая поступки других, подростки нередко склонны не замечать недостатки в своем собственном поведении. Научить подростка критически относиться к себе, к своим поступкам — значит помочь ему сделать важный шаг на пути морально- этического взросления.

Определение уровня воспитанности подростков

Определение уровня воспитанности подростков. Авторы: Матафонова Татьяна Николаевна, Комарова Елена Владимировна, Доронина Анастасия Николаевна, Кочетова Ольга Петровна, Моисеева Людмила Александровна.

Успех воспитательной работы с подростками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Подростковый возраст — это своеобразный переход от детства к взрослому состоянию. И поэтому он считается более трудным для воспитания и обучения.

Похожие статьи

Творческий выбор, принятие и применение норм подростком

Ключевые слова: норма, подростковый возраст, поведение подростков, процесс нормотворчества, уровни нормотворческого поведения. Норма - правило, которому подчиняется определенный процесс или его результат, средство регулирования деятельности общества в целом, его институтов, социальных групп или отдельных лиц [2]. Усвоение норм, моральных ценностей осуществляется в общении, особенно это характерно для подросткового возраста.

Дети группы риска и их психологические особенности

Подростковый возраст — это возраст очень быстрых качественных изменений. Он совпадает с периодом полового созревания.

Большинство подростков группы риска чувствуют себя одинокими и переживают состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находятся в дискомфортном состоянии.

Особенности развития личности в подростковом возрасте

Подростковый возраст — это возраст врастания в культуру, один из этапов формирования личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка. Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития.

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Конфликтное поведение широко распространенное явление в подростковом возрасте. Оно выступает способом утверждения своей позиции, как в отношениях со взрослыми, так и в отношениях со сверстниками.

Подростковый возраст — это сложный период в жизни человека, когда ребёнок переходит из детства к взрослости. Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного... Проблема конфликтного поведения подростков становится в настоящее время все более актуальной.

Психологические особенности подростков мужского пола...

Эмпирическим объектом исследования стали 30 подростков мужского пола в возрасте (14±2) года, находящиеся в условиях закрытой специальной школы после совершенных правонарушений. На момент исследования подростки находились в спецшколе, время их пребывания составило (2 ±0,5) года. Исследование проводилось на базе Спецшколы закрытого типа в г Уссурийск. Исследование проводилось в течении года 3 раза. проводилось 2 расчета — медиана и мода.

Особенности подросткового возраста и их влияние на...

Отчуждение подростков от первичных социальных позитивных групп, в конечном счете, обусловливают различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности подростка. Правонарушения несовершеннолетних предстают как нормальная реакция на

Чаще всего подростки совершают правонарушения в свободное от учебы время, большинство правонарушений совершается подростками в вечернее время, примерно в 20.00–21.00 час. В течение года пик преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с...

Что такое подросток и с чем его «едят»? | Статья в журнале...

Подростковый возраст (10–15 лет) –это переходный возраст, в течение которого происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости.

Словосочетание “Современный подросток” последнее время вызывает у людей внушительный спектр эмоций. Начиная от негативных, заканчивая иронией.

Подростков отличает сильное желание принадлежать к группе, к любой. Что отражает эта потребность? В своей книге «Новый ребенок.

Особенности периода взросления подростка | Статья в журнале...

Поощрение познавательных интересов подростка, развивать его любознательность, побуждать к самообразованию самый лучший способ помощи взросления. В подростковом возрасте учение во многом опирается на самообразование и самосовершенствование.

Оценивая поступки других, подростки нередко склонны не замечать недостатки в своем собственном поведении. Научить подростка критически относиться к себе, к своим поступкам — значит помочь ему сделать важный шаг на пути морально- этического взросления.

Определение уровня воспитанности подростков

Определение уровня воспитанности подростков. Авторы: Матафонова Татьяна Николаевна, Комарова Елена Владимировна, Доронина Анастасия Николаевна, Кочетова Ольга Петровна, Моисеева Людмила Александровна.

Успех воспитательной работы с подростками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Подростковый возраст — это своеобразный переход от детства к взрослому состоянию. И поэтому он считается более трудным для воспитания и обучения.

Задать вопрос