Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 14.11.2021

Статья просмотрена: 1875 раз

Библиографическое описание:

Поляницына, Ю. П. Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» (из опыта работы) / Ю. П. Поляницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85475/ (дата обращения: 18.04.2024).



Согласно Л. С. Выготскому, осознание любого общего принципа требует комплексного освоения ребенком некоторой системы научных понятий: «Научные понятия являются воротами, через которые осознанность входит в царство детских понятий».

В современном мире все большая роль отводится процессам цифровизации –это преобразование информации в цифру и перехода на электронную систему образования; развитию цивилизации в этом направлении, на сегодняшний день цифровые технологии играют важную роль в повышении качества дошкольного образования, в организации взаимодействия педагога и родителей [1].

Основной вид деятельности дошкольника — игра. Так вот и основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста это игра. А самая распространенная цифровая игра — это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном веке, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции — восприятие, память, мышление, речь [2].

Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности [2].

У детей необходимо развивать творческие способности, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, логически мыслить, решать логические и алгоритмические задачи. Робототехника, конструирование, программирование, моделирование, проектирование и многое другое — вот что теперь интересует современных детей. Ребенок овладевая основами алгоритмики, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности [3]; учится составлять программы управления виртуальным роботом из простых пиктограмм, на компьютере; расширяются начальные знания и элементарные представления об алгоритмике, компьютерной среде, графический язык, создает алгоритмы их действий на компьютере; способен выбрать технические решения, участников команды; имеет навыки работы с различными источниками информации; обладает развитым воображением; умеет запускать программы на планшете для роботов — исполнителей; знакомится с основными составными частями компьютера, основными понятиями, командами [4].

C:\Users\User\Desktop\111.jpg

У детей развита устная речь, способны объяснить техническое решение, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности; развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе планшета и условными моделями — исполнителями.

В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются: творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования [5].

Цифровая образовательная среда « ПиктоМир » — это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а также предметной техносреды, соответствующей возрастным особенностям дошкольников в условиях реализации ФГОС и адекватной современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий [5].

«ПиктоМир» — самая первая часть курса Программирования, платформа для конструирования практикумов по изучению алгоритмики дошкольниками. «ПиктоМир» позволяет ребенку «собрать» из пиктограмм на экране планшета несложную программу, управляющую виртуальными роботами-исполнителями. На занятиях используются реальные роботы, управляемые из «ПиктоМира» [5, 6].

«ПиктоМир» идеальная среда для пропедевтики изучения алгоритмических языков [7].

При работе с «ПиктоМиром» программа в материальном мире может составляться из свободно перемещаемых ребенком материальных объектов [7].

C:\Users\User\Desktop\22.jpg

Для начала работы по внедрению алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» в детском саду, необходимо, чтобы педагоги прошли повышение квалификации «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Только при условии, что педагоги подготовлены и могут вести работу с детьми по алгоритмизации и программированию в цифровой образовательной среде «ПиктоМир», будет достигнут успех в повышении интеллектуального развития детей.

МБДОУ Детский сад «Теремок» — присвоен статус «Федеральная сетевая инновационная площадка «ПиктоМир» Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир», МИНОБРНАУКИ России, Федеральное государственное учреждение «Федеральный научный центр научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук», Приказ Минобрнауки РФ. От 17.05.2021г № П-95.

В нашем детском саду дети осваивают начальный опыт в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Дети знакомятся с понятием — робот, команда, компьютер, программа, программист, с основными видами команд и движениями. На начальном этапе дети играют и выполняют различные упражнения без использования электронных средств обучения. Они учатся отдавать команды, создавать из набора команд программы, выполнять их по шагам и находить ошибки.

C:\Users\User\Desktop\44.jpg

Большой популярностью пользуются игры, в которых один ребенок изображает Капитана, отдающего команды, а другой — выполняющего их Робота, строят различные лабиринты для Робота, запускают двух Роботов, которые могут передавать друг другу важные сообщения, устраивают различные соревнования, выполняют задания на бумаге, составляют устные планы и т. д., самостоятельно составляют программы, отрабатывая новый материал на планшетах или экранах ноутбука. «ПиктоМир» определяет следующие формы реализации образовательной среды в ДОУ — интеграционная форма организации инновационной деятельности; и с детьми — это образовательная деятельность, соревнования, досуговая, игровая и другие виды детской деятельности [5].

C:\Users\User\Desktop\33.jpg

Внедряя цифрую образовательную среду в ДОУ — обновляется содержание образовательного процесса с учётом современных информационных и телекоммуникационных технологий. У детей формируется готовность к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОУ. Курс обучения программированию влечет за собой развитие важнейших навыков, таких как умение планировать и организовывать свою деятельность, а также развитие математических способностей, абстрактного и алгоритмического мышления. Этот тип мышления подразумевает умение планировать структуру действий, разбивать сложную задачу на простые, составлять план решения задачи. Данная перспектива и стала основополагающим мотивом внедрения в работу основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир».

Литература:

  1. Бастрыкина А.Ю «Ребёнок — дошкольник в мире цифровых технологий» Тамбов, 2019 г.
  2. Бревнова Ю. А., Коч Л. А. «Дошколенок + компьютер»
  3. Рогожкина И. Б., Кушниренко А. Г. «ПиктоМир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности», 2011 г.
  4. Кушниренко А. Г. «ПиктоМир: опыт использования и новые платформы», 2011
  5. https://www.piktomir.ru/
  6. А. Левенчук «Пиктомир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности» https://ailev.livejournal.com/98015
  7. Бесшапошников Н. О., Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Собакинских О. В. «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»: опыт, разработки и внедрение программирования для дошкольников», 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая образовательная среда, ребенок, детский сад, дошкольное образование, программирование, инновационная деятельность, интеллектуальное развитие детей, образовательная среда, положительное влияние, Робот.


Похожие статьи

Цифровая образовательная среда как инструмент создания...

Ключевые слова: имидж дошкольной образовательной организации, цифровая образовательная среда

Цифровая среда — это, прежде всего, информационная культура всех участников

Цифровая среда в образовательной деятельности с дошкольниками.

Создание современной образовательной среды для...

Создание современной образовательной среды, через внедрение и использование ИКТ, а

● повышение эффективности процесса воспитания и развития детей (повышение качества

Создание модели информационно-развивающей среды дошкольного образовательного...

Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение...

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая...

Игра в дошкольном учреждении является ведущей детской деятельностью. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс...

Организация познавательной деятельности дошкольников...

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность...

Влияние цифровизации на развитие личности современных детей

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие.

Дети с самого рождения погружаются в цифровое пространство. Параллельно со всеобщей цифровизацией идёт развитие детей.

ребенок, птица, детский сад, воспитатель, возможность...

ребенок, занятие, дошкольное воспитание, использование компьютера, возможность компьютера, дошкольное образование, дошкольный возраст, использование новых, ознакомление материала...

Создание интерактивного образовательного пространства как...

В центре среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.

Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале...

В дошкольном образовании используют следующие категории ИКТ:  ресурсы федеральных образовательных порталов в системе образования Российской Федерации

Мы видим, что дети подвергаются как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий.

Похожие статьи

Цифровая образовательная среда как инструмент создания...

Ключевые слова: имидж дошкольной образовательной организации, цифровая образовательная среда

Цифровая среда — это, прежде всего, информационная культура всех участников

Цифровая среда в образовательной деятельности с дошкольниками.

Создание современной образовательной среды для...

Создание современной образовательной среды, через внедрение и использование ИКТ, а

● повышение эффективности процесса воспитания и развития детей (повышение качества

Создание модели информационно-развивающей среды дошкольного образовательного...

Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение...

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая...

Игра в дошкольном учреждении является ведущей детской деятельностью. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс...

Организация познавательной деятельности дошкольников...

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность...

Влияние цифровизации на развитие личности современных детей

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие.

Дети с самого рождения погружаются в цифровое пространство. Параллельно со всеобщей цифровизацией идёт развитие детей.

ребенок, птица, детский сад, воспитатель, возможность...

ребенок, занятие, дошкольное воспитание, использование компьютера, возможность компьютера, дошкольное образование, дошкольный возраст, использование новых, ознакомление материала...

Создание интерактивного образовательного пространства как...

В центре среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.

Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале...

В дошкольном образовании используют следующие категории ИКТ:  ресурсы федеральных образовательных порталов в системе образования Российской Федерации

Мы видим, что дети подвергаются как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий.

Задать вопрос