Координация органами прокуратуры деятельности по борьбе с преступностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 14.11.2021

Статья просмотрена: 470 раз

Библиографическое описание:

Карпович, Д. А. Координация органами прокуратуры деятельности по борьбе с преступностью / Д. А. Карпович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 178-179. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85451/ (дата обращения: 25.04.2024).



Объектом исследования дайной научной статьи является роль прокуратуры РФ в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В работе обозначены основные проблемы в данной сфере деятельности, предложены меры по повышению ее эффективности. В статье проведен анализ статистики координации деятельности правоохранительных органов.

Ключевые слова: прокуратура, борьба с преступностью, правоохранительные органы, координация, право, закон.

Эффективность координации прокуратурой правоохранительных органов по борьбе с преступностью является важнейшим инструментом противодействия преступности, являющейся угрозой национальной безопасности [7].

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в координации деятельности правоохранительных органов является повышение эффективности борьбы с преступными проявлениями в результате проведения координационных совещаний, организации рабочих групп, истребования статистической и другой необходимой информации, осуществлении иных полномочий в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью [8].

Конституционные поправки в соответствии с Законом РФ от 14 марта 2020г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также изменения ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», акцентирующими правовой статус прокуратуры как «единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции» [9] способствуют повышению эффективности деятельности органов прокуратуры.

Введение нового порядка назначения на должности и освобождения от должностей отдельных категорий прокуроров с передачей соответствующих полномочий Президенту Российской Федерации укрепило государственно-правовой статус прокуратуры и придало дополнительный импульс повышению эффективности ее деятельности.

Проведенный статистический анализ состояния преступности позволяет сделать важные выводы о том, что число зарегистрированных преступлений уменьшилось почти вдвое (на 43,8 %). В 2020 г. структура преступности не претерпела значимых изменений. Однако тревожит постоянный в течение последних лет рост удельного веса особо тяжких преступлений, если в 2008 г. он составлял 3,9 %, то в 2020 г. уже 5,9 %. При этом в последнее время отмечается стабильное увеличение их абсолютного числа: на 7,4 % в 2020 г., на 6,1 % в 2019 году, а за три года — на 13,1 %.

Больше половины всех зарегистрированных преступлений (53,6 %), как и в прежние годы, составили хищения чужого имущества. Между тем, продолжилась тенденция сокращения числа отдельных видов преступлений, наиболее существенно характеризующих состояние общеуголовной преступности, причем более высокими темпами, чем преступность в целом.

Принимая во внимание сохраняющиеся в стране негативные характеристики в социально-экономической, нравственно-психологической и иных сферах общественной жизни, представляется затруднительным объяснить причины такого снижения корыстно-насильственной преступности. Можно предположить, что это происходит из-за увеличения латентной части преступности, в том числе формируемой за счет необращения граждан в правоохранительные органы [4].

По итогам прошедшего года 948 647 совершенных преступлений остались нераскрытыми, а их доля по сравнению с 2019 года возросла с 43,4 % до 44,6 %. Значительно увеличилось (+19,3 %, 68 532) число нераскрытых преступных деяний, отнесенных к категории особо тяжких.

Практика прокурорской деятельности показывает, что количество нарушений, допускаемых следственными органами всех ведомств, имеет тенденцию к стабильному росту. Так, на 11,8 % (с 292 996 до 327 677) увеличилось в истекшем году число установленных прокурорами нарушений в работе следователей Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК России) при 58 приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, а также в ходе следствия [6].

В 2020 г., несмотря на снижение числа зарегистрированных преступлений (-1,8 %), в производстве следственных органов МВД России находилось на 1,6 % больше уголовных дел (всего 1 600 425). Однако количество дел, направленных в суд с обвинительным заключением либо постановлением о применении принудительных мер медицинского характера снизилось на 2,9 % (с 331 136 до 321 604).

Говоря о работе следствия, нельзя не коснуться такого важного вопроса, как соблюдение разумных сроков досудебного производства. В 2020 года общее (суммарное) количество уголовных дел, оконченных следственными органами, несколько возросло (+0,5 %, с 489 059 до 491 257). При этом следователями СК России окончено производством 116 401 дело (+5,8 %), МВД России — 349 750 (-1,2 %) и ФСКН России — 25 106 (+1,0 %).

По ряду дел продление сроков предварительного следствия объяснимо. В частности, отсутствие соответствующих специалистов и экспертных учреждений приводит к длительному проведению некоторых видов экспертиз. В недостаточной степени решаются задачи оперативно-розыскной деятельности при осуществлении противодействия организованной преступности.

Документирование преступных действий представителей организованных групп и преступных сообществ находится на низком уровне, дела оперативного учета необоснованно прекращаются в связи с разобщением групп. В ряде субъектов Российской Федерации отсутствует должный ведомственный контроль.

Таким образом, органам прокуратуры можно было бы предоставить больше властных полномочий, в том числе дающих право поставить вопрос о привлечении к ответственности руководителей правоохранительных и других органов государственной власти за несоблюдение процесса координации и неисполнение принятых решений.

Деятельность прокуратуры по координации деятельности органов, которые участвуют в деятельности по охране правопорядка несет важное прикладное значение при осуществлении противостояния преступной деятельности, однако нуждается в модернизации в соответствии с требованием существующих общественных отношений и стремительным развитием информационных технологий.

В современных социально-экономических условиях координация в рамках деятельности по охране правопорядка особенно важна, так как именно благодаря ей сократилось количество убийств и покушений на убийство на 6,9 %, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — на 12,3 %, разбоев — на 19 %, грабежей — на 21,3 %, квартирных краж — на 20,9 % и краж транспортных средств — на 29,5 %.

Важным критерием снятия социальной напряженности является деятельность в области борьбы с преступной деятельностью со стороны государства, объединяющая разнородные по интересам социальные группы посредством выработки оптимального механизма нормативных правовых норм и их реализации. По сути, в этом и заключается социальная функция координации прокуратурой противодействия преступной деятельности.

Таким образом, координация прокуратурой правоохранительных органов по борьбе с преступностью является одним из ключевых звеньев в механизме защиты интересов личности, общества и государства.

Литература:

  1. Багмет А. М., Османова Н. В. К вопросу о процессуальной самостоятельности следователя на стадии возбуждения уголовного дела и законности принимаемых им решений // Российская юстиция. — 2019. — № 8.
  2. Бажанов С. В. Смешение функций надзора и уголовного преследования в прокурорской деятельности // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. — 2017. — № 3.
  3. Белов С. Д. Цифровизация прокурорского надзора и вопросы взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными и контрольно-надзорными органами // Законность. — 2018. — № 8.
  4. Васильева А. В. Кадровое обеспечение деятельности и служба в органах прокуратуры // Actual scientific research 2018: материалы XXXVII Международной научно-практической конференции, 2018.
  5. Исаенко В. Н. О методиках прокурорского надзора за исполнением требований закона об установлении и изобличении совершивших преступления лиц // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2018. — № 1.
  6. Настольная книга прокурора. В 2 ч. Часть 1: практ. пособие / под общ. ред. О. С. Капинус, С. Г. Кехлерова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019
  7. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ.2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
  8. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»// СЗ РФ.1996. №17. Ст. 1958.
  9. Федеральный закон от 17 января 1992г. № 2202-1 (ред.9 ноября 2020г.) «О прокуратуре Российской Федерации»//СЗ РФ. 1995. №47. Ст.4472.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган, координация деятельности, преступная деятельность, борьба, дело, охрана правопорядка, преступление, преступность, соответствие.


Похожие статьи

К вопросу об определении понятия правоохранительных органов...

В Указе Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» предлагается следующий перечень правоохранительных органов: органы внутренних дел Российской Федерации, органы...

Правовые аспекты координационной деятельности органов...

координация деятельности, преступность, борьба, исполнительная власть, орган, прокуратура, правоохранительная деятельность, Российская Федерация, координация борьбы, надзорная функция. Похожие статьи.

Роль координационной деятельности прокуратуры в борьбе...

Вопросы, касающиеся координационной деятельности прокуратуры, на данном направлении борьбы с преступностью, отражены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской...

Система субъектов предупреждения организованной...

Основные термины (генерируются автоматически): организованная преступность, Российская Федерация, борьба, орган

Россия, организованная преступность, российская федерация, государственная власть, национальная безопасность, преступная деятельность...

Задачи, основные направления и формы деятельности...

1) Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Эта функция напрямую закрепляется в статье 1 закона «О Прокуратуре РФ» Осуществляемая координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью...

Прокуратура как координирующее звено в борьбе...

В статье рассматривается деятельность прокуратуры в борьбе с преступностью.

Борьба с преступностью была и остается одной из важнейших задач всего мирового сообщества на всем

Только в нашей стране в 2020 году было совершено 2 044 221 преступлений, что на 1...

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, Координация деятельности, орган, борьба, координационная деятельность, преступность, Казахстан, Указ

В работе анализируется деятельность органов прокуратуры Российской Федерации в сфере противодействия распространению...

Некоторые вопросы понятия и сущности правоохранительных...

В целом правоохранительная деятельность проявляется в охране государством прав и законных интересов личности, в организации охраны правопорядка и обеспечения законности, в предупреждении правонарушений и борьбе с ними. Эти задачи решаются с помощью...

К вопросу о роли и месте органов внутренних дел Российской...

Министерство внутренних дел Российской Федерации — это ключевой орган исполнительной власти, который осуществляет реализацию исполнительно-распорядительных полномочий и противодействует экономическим преступлениям в рамках всего государства.

Похожие статьи

К вопросу об определении понятия правоохранительных органов...

В Указе Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» предлагается следующий перечень правоохранительных органов: органы внутренних дел Российской Федерации, органы...

Правовые аспекты координационной деятельности органов...

координация деятельности, преступность, борьба, исполнительная власть, орган, прокуратура, правоохранительная деятельность, Российская Федерация, координация борьбы, надзорная функция. Похожие статьи.

Роль координационной деятельности прокуратуры в борьбе...

Вопросы, касающиеся координационной деятельности прокуратуры, на данном направлении борьбы с преступностью, отражены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской...

Система субъектов предупреждения организованной...

Основные термины (генерируются автоматически): организованная преступность, Российская Федерация, борьба, орган

Россия, организованная преступность, российская федерация, государственная власть, национальная безопасность, преступная деятельность...

Задачи, основные направления и формы деятельности...

1) Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Эта функция напрямую закрепляется в статье 1 закона «О Прокуратуре РФ» Осуществляемая координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью...

Прокуратура как координирующее звено в борьбе...

В статье рассматривается деятельность прокуратуры в борьбе с преступностью.

Борьба с преступностью была и остается одной из важнейших задач всего мирового сообщества на всем

Только в нашей стране в 2020 году было совершено 2 044 221 преступлений, что на 1...

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, Координация деятельности, орган, борьба, координационная деятельность, преступность, Казахстан, Указ

В работе анализируется деятельность органов прокуратуры Российской Федерации в сфере противодействия распространению...

Некоторые вопросы понятия и сущности правоохранительных...

В целом правоохранительная деятельность проявляется в охране государством прав и законных интересов личности, в организации охраны правопорядка и обеспечения законности, в предупреждении правонарушений и борьбе с ними. Эти задачи решаются с помощью...

К вопросу о роли и месте органов внутренних дел Российской...

Министерство внутренних дел Российской Федерации — это ключевой орган исполнительной власти, который осуществляет реализацию исполнительно-распорядительных полномочий и противодействует экономическим преступлениям в рамках всего государства.

Задать вопрос