Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта в возрасте 8–9 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 14.11.2021

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Южакова, М. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта в возрасте 8–9 лет / М. А. Южакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 333-336. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85443/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова : нарушения интеллекта, информационно-компьютерные технологии, ребенок с ограниченными возможностями.

В настоящее время значительный процент из общего числа детей составляют дети с интеллектуальной недостаточностью, у которых вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушен нормальный ход психического развития. Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом развития такого ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир [5].

Для успешной социализации младших школьников с нарушениями интеллектуального развития важны полноценные представления об окружающем мире [1, c. 172].

В настоящее время в научном сообществе существуют определенные противоречия использования информационных технологий в образовательном процессе. На уровне общей науки: между специфичными особенностями детей младшего школьного возраста и требованиями информатизации образовательного пространства в современной России. На частно-научном уровне: между требованиями ФГОС школьного образования к организации образовательного процесса и недостатком системных методических разработок применения ИКТ в образовательном процессе, а также между условиями образовательных учреждений и нормативными требованиями к организации ИКТ. На конкретно-научном уровне: между требованиями к квалификации педагогов и реальной подготовкой специалистов [2, c. 45; 6]. Данные противоречия являются причиной возникновения проблем использования ИКТ в практике школьных образовательных организаций.

В настоящее время возникает необходимость разработки авторских, современных методик работы с данной категорией детей, адаптированных для российских условий в образовательных организациях. Ведь информационные технологии является интерактивным, мультимедийным средством обучения и воспитания ребенка с интеллектуальными нарушениями. Универсальность и современность данного метода позволяет применять информационные технологии в любых учебных заведениях и в различных областях знаний, что способствует формированию познавательного интереса и умственной работе учащихся. Заинтересованность и мотивация являются важнейшими факторами формирования личности ребенка, особенно в случае наличие у него каких-либо особенностей здоровья и развития.

Автором исследования разработана методика работы с учащимися старших классов, имеющими глубокую степень умственной отсталости.

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практическим, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экскурсий. Поэтому программа написана в формате обучающей познавательной игры, которая проводится с использованием компьютерных технологий.

Особенности разработанной программы:

  1. Индивидуальное обучение в медленном темпе (1 упражнение — 1 и более уроков).
  2. Обучение с поэтапным проговариванием, запоминанием незнакомых слов, знакомством с понятиями.
  3. Дальнейшая наглядная демонстрация материала, практическая проработка упражнения, выполненного на экране компьютера.
  4. Постепенное сокращение помощи ребенку со стороны педагога.
  5. Постепенное повышение трудности заданий.
  6. Стимулирование познавательного интереса.

По итогам прохождения игры с использованием компьютерных технологий успешно справились с выполнением всех заданий три человека (50 %), не справились или частично справились с заданиями с заданиями — 3 человека (50 %).

Предполагаемые причины неуспешного прохождения задания: отсутствие мотивации обучающихся, нежелание выполнять задания, а также отсутствие технической оснащенности места проживания (нет возможности приобретения и установки компьютерной техники). Отсутствие навыков работы с персональным компьютером у ребенка или родителей также является причиной неуспешного выполнения программы.

В ходе реализации программы были сделаны следующие выводы. Дети с тяжелыми формами умственной отсталости нуждаются в индивидуальном подходе к обучению, и информационно-компьютерные технологии являются подходящей методикой для включения детей в образовательный процесс, формирования интереса к занятиям и освоения бытовых навыков.

Компьютерные технологии позволяют прорабатывать формирование представлений об окружающем мире в индивидуальном темпе, использовать красочные и наглядные материалы, выбирать уровень сложности задания, а также многократно повторять упражнения, что является несомненным преимуществом и необходимостью при работе с детьми, имеющими особенности развития.

Кроме этого, образование и программа для лиц с тяжелой и глубокой умственной отсталостью должны строиться с учетом их образовательных потребностей и возможностей, в свою очередь, ИКТ дают возможность выстраивать индивидуальную работу с необходимым количество повторений, отработки, наличием собственного темпа занятий. Также применение современных информационных технологий в процессе коррекции у школьников с нарушением интеллекта позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи педагогического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников, что позволяет достигать качественного положительного результата.

Таким образом, для формирования у детей, имеющих глубокую степень умственной отсталости, способностей к исследованию окружающего мира, требовалась разработка компьютерной игры, позволяющая в яркой, красочной и познавательной форме подготовить обучающихся к реальным действиям.

Литература:

  1. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2002. 272 с.
  2. Забрамная С. Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных сотояний//Детская патопсихология: Хрестоматия / сост., авт., всуп. ст. Н. Л. Белопольская. 2-е изд., испр. М.: Комто-Центр, 2001. С. 19–29.
  3. Калиникова Л. В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М.: ГНОМ и Д, 2001. 449 с.
  4. Князева Е. В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида /Князева Е. В.// Коррекционная педагогика. М.: Просвещение, 2009 — № 4 (34). С. 29–37
  5. Применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта [электронный ресурс]. URL: http://logoportal.ru/primenenie-informatsionnyih-tehnologiy (дата обращения: 01.05.2020).
  6. Рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушениями интеллекта [электронный ресурс]. URL: http://www.osu.ru/docs/fpkp/rekom_OP_PO_dlya_invalidov.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
  7. Ловцевич Е. И. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с нарушением речи // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи: матер. Междунар. научно-практ. конф. научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов, 21 марта 2013 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. И. А. Филатова, А. П. Маршалкин. Екатеринбург, 2013. Ч. 1. С. 221–225.
  8. Лере-Планд А. Н. Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 6. С. 53–57.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, окружающий мир, ребенок, умственная отсталость, нарушение интеллекта, познавательный интерес.


Ключевые слова

информационно-компьютерные технологии, нарушения интеллекта, ребенок с ограниченными возможностями

Похожие статьи

Коррекционно-педагогическая работа по развитию...

Учебно-познавательная деятельность школьников с нарушениями интеллекта в условиях

Необходимо отметить, что особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников диктуют

Для детей с нарушением интеллекта учебного материала мало...

Исследование познавательной сферы детей с нарушением...

В данном исследовании рассматривается познавательные функции детей с нарушением интеллекта.

умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, ребенок, младший школьный возраст, повседневная жизнь, выраженное нарушение интеллекта...

Состояние социального и познавательного развития умственно...

Состояние познавательного и социального развития умственно отсталых дошкольников мы

Таким образом, у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью особенности социального развития

Речь у этих детей, как правило, фразовая, понятная для окружающих.

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей...

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно

У детей с тяжелой умственной отсталостью искажены психические процессы, ослаблен познавательный интерес, поэтому снижен уровень представлений об окружающем.

Развитие познавательной компетенции у учащихся...

Нарушение психического развития умственно отсталых детей проявляется в первую очередь в интеллектуальном дефекте. Недоразвитие познавательной сферы при умственной отсталости проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии.

Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными...

Для детей с умственной отсталостью предполагается 2 варианта АООП.

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения

Психолого-педагогическое изучение умственно отсталых детей и подростков в России...

Развитие познавательной сферы детей с особыми...

 Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями

У детей с тяжелой умственной отсталостью искажены психические процессы, ослаблен

Необходимость коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей...

Особенности организации познавательной деятельности...

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. При умственной отсталости в различной степени нарушены

Рождение ребенка с интеллектуальными нарушениями (а именно умственной отсталостью), неизбежно влечет за собой материнский...

Особенности личностного развития у детей с выраженной...

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Похожие статьи

Коррекционно-педагогическая работа по развитию...

Учебно-познавательная деятельность школьников с нарушениями интеллекта в условиях

Необходимо отметить, что особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников диктуют

Для детей с нарушением интеллекта учебного материала мало...

Исследование познавательной сферы детей с нарушением...

В данном исследовании рассматривается познавательные функции детей с нарушением интеллекта.

умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, ребенок, младший школьный возраст, повседневная жизнь, выраженное нарушение интеллекта...

Состояние социального и познавательного развития умственно...

Состояние познавательного и социального развития умственно отсталых дошкольников мы

Таким образом, у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью особенности социального развития

Речь у этих детей, как правило, фразовая, понятная для окружающих.

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей...

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно

У детей с тяжелой умственной отсталостью искажены психические процессы, ослаблен познавательный интерес, поэтому снижен уровень представлений об окружающем.

Развитие познавательной компетенции у учащихся...

Нарушение психического развития умственно отсталых детей проявляется в первую очередь в интеллектуальном дефекте. Недоразвитие познавательной сферы при умственной отсталости проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии.

Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными...

Для детей с умственной отсталостью предполагается 2 варианта АООП.

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения

Психолого-педагогическое изучение умственно отсталых детей и подростков в России...

Развитие познавательной сферы детей с особыми...

 Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями

У детей с тяжелой умственной отсталостью искажены психические процессы, ослаблен

Необходимость коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей...

Особенности организации познавательной деятельности...

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. При умственной отсталости в различной степени нарушены

Рождение ребенка с интеллектуальными нарушениями (а именно умственной отсталостью), неизбежно влечет за собой материнский...

Особенности личностного развития у детей с выраженной...

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Задать вопрос