Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 334 раза

Библиографическое описание:

Гучанова, А. С. Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования / А. С. Гучанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 260-264. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85315/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработанное содержание формирующей деятельности через организацию в группе различных форм экспериментирования.

Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, любознательность, овладение, преобразование, увлеченность.

Дошкольный период является важным периодом в жизни любого человека. Именно в данный момент времени закладываются основы будущей личности, начинают формироваться предпосылки нравственного, умственного, интеллектуального и физического развития. Детальное изучение особенностей дошкольного детства привело многих педагогов и методистов к выводу о том, что в ходе освоения различных видов деятельности в дошкольном возрасте начинает складываться определенный опыт, который займет в сознании личности центральное место.

В качестве основного принципа, введенный в работу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольной образовательной организации, рассматривает «формирование познавательных интересов и действий детей в разнообразных видах деятельности, которые направлены на развитие интеллекта и личностных качеств дошкольников» [2]. Основываясь на нем, программа работы с дошкольниками должна обеспечить развитие его личности и применить достаточное количество видов деятельности в организации занятий дошкольной группы. Следовательно, познавательное развитие является образовательной областью, сущность которой раскрывается в развитии любознательности и мотивации, формировании познавательных действий, представлений о себе, окружающих, объектах природного мира и их особенностях и т. д.

На сегодняшний день современные дети дошкольного возраста проявляют желания и стремления в реализации себя в различных сферах жизнедеятельности, самостоятельно находят и применяют имеющийся опыт и знания, демонстрируют свою инициативность и активность, которая направлена на определенный результат. Учитывая данные особенности современных дошкольников, процесс воспитания как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения должен выстраиваться с применением таких игровых форм, которые привлекли бы детей и стали эффективным средством в достижении педагогической цели.

Одним из видов игр, которые используются в ходе воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей и познавательно-исследовательской деятельности были выбраны игры-экспериментирования.

Экспериментирование являются одним из видов дидактической игры. Они основываются на работе с предметом (предметами), над которыми ставятся эксперименты. Основное действие, который выполняет дошкольник — это манипуляция с ними на основе заданного воспитателем сюжетной линии. Целью игры становится практикование, закрепление умений и навыков или навыков ЗОЖ.

Применяя экспериментирование, старались создавать определенные проблемные ситуации, решить которые дошкольник может только если применит свой опыт, устанавливает в нем иные связи, при этом овладевая новыми знаниями и умениями. В данном случае возникает проблема, которая заключается в том, что очень часто в детских садах дошкольникам предоставляют готовые истины, выводы и обобщения. Следовательно, вместо того, чтобы он сам обследовал, наблюдал и экспериментировал, ему необходимо лишь слушать готовые данные и сведения от воспитателя.

Как отмечает О. П. Абакумова, к особенностям экспериментирования в дошкольных учреждениях относится то, что они могут осуществляться в разных формах [3, с. 101]. Количество форм очень многообразно, так как чем старше становится ребенок, тем большим количеством форм он начинает овладевать. Овладение формами экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Они начинают возникать в определенные возрастные периоды, постоянно развиваются, усложняются и совершенствуются.

Исходя из актуальности предстоящего педагогического опыта для детей дошкольного возраста большое значение имеет ознакомление с явлениями природы, которое способствует развитию познавательно-исследовательской деятельности и отношения к природному миру, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. В экспериментировании достаточно четко представляются моменты саморазвития: преобразования объекта, которые воспроизводятся дошкольниками, раскрываются с новой стороны и свойства объекта, а новые знания о предмете, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные преобразования.

Работа над проблемой исследования началась в МБДОУ «Детский сад № 141 «Ладушки» г. Дзержинск, с детьми 2 младшей группы младшего дошкольного возраста (3–4 год), в количестве 26 человек. В первые дни работы с воспитанниками сразу было отмечено, что современные дети достаточно сильно изменились: у них низкая концентрация внимания, они долго не могут сосредоточиться, не слышат или делают вид, что не слышат взрослого, очень подвижны и с трудом поддаются организации. Педагогическую работу выстраивала на основе комплексной образовательной программы «Детство» [1], которая помогла направить и развить познавательный интерес и активность дошкольников.

Отталкиваясь от этого, одним из основных направлений было выбрано развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью организации экспериментирования. Мне хотелось видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями.

Экспериментальная деятельность выстраивалась на основе тематики «Открытия мира природы». Были выбраны следующие критерии:

— Представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д.).

— Представления о диких и домашних животных, особенностях их жизни.

— Умению выделять части растений.

— Знания об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло.

— Знания о том, как человек ухаживает за растениями и животными [11, с. 76].

Начале экспериментальной деятельности с младшими школьниками была проведена беседа, как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также наблюдения за детьми на территории дошкольной организации.

В ходе констатирующего этапа были сделаны выводы, что многие проявляли системный интерес к природе: с желанием осуществляют уход за растениями, рассказывают о своем личном опыте. Дошкольники вспомнили свои прогулки на природу, постарались восстановить по памяти свои воспоминания, увиденные картинки, а также примеры положительного и отрицательного воздействия людей на природы.

Были отмечены и такие дошкольники, которые имеют узкие неадекватные знания о природе и о правилах поведения человека в природе, частые заблуждения, безразличное отношения, отсутствуют чувства и эмоции. Отсутствует эмоциональное отношение к занятию на природе, связанному с физической работой (уборка территории и игрушек, посадка цветов). Они имеют крайне узкие представления и знания о правилах поведения человека в природе и не всегда правильно оценивают свои поступки и сверстников, нет интереса к наблюдениям и труду по уходу за растениями.

С учетом возрастных особенностей была разработана система деятельности через организацию детского экспериментирования.

Деятельность детей младшего дошкольного возраста была построена в трех направлениях:

1) эмоциональный: позитивное отношение к окружающему миру и объектам природы, эмоциональный отклик на познавательную задачу.

2) деятельностный: увлеченность процессом познания, проявление инициативы и активности в деятельности, самостоятельность.

3) поведенческий: поведения в природе и оценка конкретных ситуаций.

С детьми была организована детское экспериментирование, которые представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Экспериментирования по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Направления

Виды экспериментов

1) с живой природой

- «Чем покормить рыбок».

— «Огород на окошке».

— «Вырастим семена сами».

2) с песком

- «Мокрый — сухой песок»

— «Оставляем следы».

— «Замок из песка»

3) с водой, льдом, снегом, красками

- «Тонет — не тонет», «Тяжелый предмет — легкий» (предметы разного веса и текстуры в тазу с водой).

— «Радуга»

4) интеллектуальные игры

- «Волшебные превращения»,

— «Как приготовить лекарство»,

— «Земля — для кого этот мир».

Детские эксперименты использовались как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигалась воспитателем, ясно и четко формулировалась. Они проходили как на протяжении нескольких дней, так и в пределах короткого времени (10 мин), организовывались как со всей группой, так и с подгруппой (5–7 чел.).

Если поставленная задача решалась в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводилось сразу: анализировались условия протекания опыта, сравнивались результаты, делались выводы. В ходе датского экспериментирования длительного характера, например, прорастание луковицы, старались поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращать их к осознанию того, для чего ее проводим. На заключительном этапе формулировались и фиксировались выводы на основе полученных результатов.

В деятельность детей включалась работа с природными объектами и животными. Все виды взаимодействия позволяют понять младшим дошкольникам взаимосвязи в природе, испытать свое отношение к живому, которые несет познавательный интерес: «Тонет — не тонет», «Кто скорее соберет в корзину», «Беги ко мне», «Кто как одет», «Что мягкое, что жесткое» и др.

Создание и применение игровых обучающих ситуаций позволили решать не только определенные природоведческие задачи, но и реализовать воспитание познавательно-исследовательского отношения к природе в целом. Поскольку детям проще осваивать знания о зависимостях, которые существуют в природе, об отношении к живым существам.

В ходе работы была составлена картотека игр по детскому экспериментированию. В экспериментальной деятельности с детьми применяли различные материалы, обсуждали и соблюдали правила безопасности в ходе проведении опытов и экспериментов. Взрослый в данном процессе должен быть не воспитателем-наставником, а равноправным партнером, соучастником деятельности — это позволяет младшим дошкольникам проявлению собственной познавательной активности.

С учетом хороших погодных условий многие эксперименты были проведены на свежем воздухе. Дошкольникам очень понравились работать с песком, проводились такие эксперименты, как «Мокрый — сухой песок», «Оставляем следы» (см. рис. 1).

Детское экспериментирование с песком (младший дошкольный возраст) Детское экспериментирование с песком (младший дошкольный возраст)

Рис. 1. Детское экспериментирование с песком (младший дошкольный возраст)

Все дошкольники принимали активное участие в предложенных экспериментах, с большим желанием сами старались действовать с различными предметами, выявляя их особенности. Они продемонстрировали желание экспериментировать дома: заниматься исследованием различных природных объектов, их действиями, что мы узнавали из бесед с родителями и детьми.

В группе детского сада проводилось обсуждения эксперимента со всеми детьми. В ходе работы убеждались в том, что экспериментирование как игра по определенным правилам так увлекает детей, что и после ее окончания они переносили полученные знания и опыт в свободную игровую деятельность.

Любимым местом почти всех ребят в группе стал уголок экспериментирования, в котором продолжалась детская игра в исследование. Здесь проявлялись избирательные интересы младших дошкольников. На наш взгляд, познавательно-исследовательская деятельность вполне может перейти в реальное творчество. И в то же время совсем не важно, открыл ли ребенок нечто принципиально новое или сделал уже что-то всем известное.

Младших дошкольников заинтересовались такими экспериментами как «Огород на окошке» и «Вырастим семена сами» (см. рис. 2.).

Детское экспериментирование с живой природой (младший дошкольный возраст) Детское экспериментирование с живой природой (младший дошкольный возраст)

Рис. 2. Детское экспериментирование с живой природой (младший дошкольный возраст)

Дети узнавали, сколько много увлекательного происходит с водой и воздухом в различные времена года: идет дождь, становится холоднее, замерзают лужи. Дети старались понять, что это за такие необычные состояния воды и так переменчивы объекты, почему с ним это происходит.

Многие эксперименты начинали с чтения детской литературы, где описывалось, как может выглядеть вода — в реках, озерах, морях, на катке, в чайнике и т. д. Материал обсуждался с группой, они вспоминали, какую воду и где видели.

С младшими дошкольниками была проведена оценка индивидуального развития ребенка о следующим уровням: высокий, средний и низкий по вышеописанным критериям [11, с. 87]. Мониторинг индивидуального развития проводился на 20 воспитанниках, так как с учетом эпидемиологической ситуации не все дети смогли присутствовать в период его проведения.

Хотя формирующий этап находится в начальной стадии, нами проведена повторная диагностика, динамика результатов представлена на рисунке 3.

Динамика сформированности уровня развития познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Рис. 3. Динамика сформированности уровня развития познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Таким образом, применение детского экспериментирования выступает эффективным методом в развитии познавательно-исследовательской деятельности, который дает ребенку возможность моделировать в своем сознании картину природного мира, которая основывается на собственных наблюдениях. Вместе с тем преобразования, производимые с предметами, пробуждают интерес к исследовательской деятельности, стимулируют познавательное отношение к природе, развивают мыслительные операции, познавательную активность и любознательность. В детском экспериментировании особенно мощное проявление находит собственная активность детей, которая направлена на получение новых знаний, умений и навыков.

По количественным и качественным показателям сформированности уровня развития познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников можно сделать вывод, что большинство детей находятся на среднем уровне. Результаты показали, что некоторые дети стали проявлять системный интерес к природе, знают правила поведения в природе, понимают значимость окружающей среды, осознанно на первое место ставят интересы природы и проявляют интерес к вопросам. Реагируют и правильно оценивают конкретные ситуации поведения людей по отношению к природе.

У них начинают формироваться представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их жизни, учатся выделять части растений, формируются знания об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло и знания о том, как человек ухаживает за растениями.

Следовательно, проведенная часть системы работы, направленная на развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию экспериментирования, дает положительный результат и нацеливает нас на дальнейшее изучение данной проблемы.

Литература:

  1. Детство [Текст]: примерная общеобразовательная программа / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, Н. А. Ноткина в соответствии с ФГОС. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 207 с.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и доп. от 19.12.2016) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 11.10.2020)
  3. Абакумова, О. П. Развитие познавательного интереса у детей 3–5 лет в дошкольном образовательном учреждении в процессе экологического воспитания посредством экспериментирования [Текст] / О. П. Абакумова. — Кингисепп, 2014. — 544с.
  4. Ашиков, В. И. Семицветик. Программа и руководство по культурно — эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. — М.: Роспедагентство, 2015. — 132 с.
  5. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности детей [Текст]: учебное пособие. / М. В. Виноградова, З. И. Панина — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К., 2016. — 321с.
  6. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 56 с.
  7. Каменева, Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст]: учеб. пособие для педучилищ / Л. А. Каменева. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с.
  8. Рыжова, Н. А. Воздух вокруг нас: методическое пособие [Текст] / Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко. — 2-е изд. — М.: Обруч, 2013. — 208 с.
  9. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников [Текст] / А. М. Федотова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 112 с.
  10. Шлемко, А. И. Учимся познавать и экспериментировать [Текст] / А. И. Шлемко // Воспитатель ДОУ, 2016. — № 1. — С. 100.
  11. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. М.: Просвещение, 2012. — 366с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательно-исследовательская деятельность, детское экспериментирование, младший дошкольный возраст, ребенок, дошкольник, природа, знание, дошкольный возраст, природный мир, экспериментальная деятельность.


Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод...

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст

Ребенокдошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различной деятельности, в частности...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность...

Детское экспериментирование как средство развития...

детская экспериментальная деятельность — это особая форма поисковой

В ходе экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе.

Развитие познавательной активности у дошкольников через...

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является

Для правильно организованной экспериментальноисследовательской деятельности детей педагог

Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты...

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Библиографическое описание: Малкова, М. С. Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста / М. С

Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, дошкольный возраст, неживая природа, познавательная активность, детское экспериментирование, опыт, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок.

Организация познавательно-исследовательской деятельности...

Дошкольный возраст — это важнейший период в становлении личности человека.

Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская...

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

ребенок, детское экспериментирование, дошкольный возраст, неживая природа, окружающий мир, проведение опытов, особенность

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность...

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод...

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст

Ребенокдошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различной деятельности, в частности...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность...

Детское экспериментирование как средство развития...

детская экспериментальная деятельность — это особая форма поисковой

В ходе экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе.

Развитие познавательной активности у дошкольников через...

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является

Для правильно организованной экспериментальноисследовательской деятельности детей педагог

Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты...

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Библиографическое описание: Малкова, М. С. Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста / М. С

Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, дошкольный возраст, неживая природа, познавательная активность, детское экспериментирование, опыт, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок.

Организация познавательно-исследовательской деятельности...

Дошкольный возраст — это важнейший период в становлении личности человека.

Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская...

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

ребенок, детское экспериментирование, дошкольный возраст, неживая природа, окружающий мир, проведение опытов, особенность

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность...

Задать вопрос