Ознакомление детей с историей родного края средствами основ краеведения и музейной педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 09.11.2021

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Савельева, Н. С. Ознакомление детей с историей родного края средствами основ краеведения и музейной педагогики / Н. С. Савельева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85301/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одной из проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к традициям и культуре своего народа, семьи, родного края.

В дошкольном возрасте формируются первоосновы личности, это имеет свои вероятные возможности для развития нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Фундаментом в воспитании у дошкольников гражданских чувств, патриотизма, любви к родине, являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование положительного отношения к прошлому и настоящему родного края.

Наиболее доступными для дошкольников средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края является географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, быт, народное творчество. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении. (2)

В нашей работе краеведение и музейная педагогика тесно связаны.

«Музейная педагогика понимается как научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающая музей как образовательную систему». (5) Основой музейной педагогики является музейно-педагогический процесс, через который происходит передача культурного и исторического опыта.

Во многих детских дошкольных учреждениях организованы мини-музеи, в которых представлены экспонаты из истории родного края.

H:\Документы\Новая папка (2)\IMG_20190416_154549.jpg

Музейная педагогика рассматривается, как образовательная система, влияющая на развитие познавательных способностей детей.

Наш детский сад является творческой лабораторией по приобщению детей к истории и культуре семейских Забайкалья и Бичуры. Так же в нашем саду реализуются программы «Бурятский сундучок», «Семейский сундучок» и программа «Казачонок».

Эти программы были разработаны с учётом интересов детей и запросов родителей. Учитывая самобытность села, коренных жителей Бичуры и Бичурского района, анализирую собранный материал и проводимую работу, было принято решение организовать в детском саду кружок по краеведению «Родничок»- по ознакомлению детей с историей родного края.

С этой целью разработана программа по дополнительному образованию и к ней перспективный план работы.

Целью программы является: содействие всестороннему развитию детей, ознакомление детей с историей, культурой, бытом семейских, бурят, казаков с историей своих предков, с основами русской национальной культуры, формирование у дошкольников патриотических чувств, на основе познавательно- исследовательской деятельности.

C:\Users\Надежда\Downloads\IMG_20211103_155324.jpg

В нашем мини-музее, благодаря родителям воспитанников и педагогам появились экспонаты, предметы искусств, культуры, быта, истории, родного края, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, орудиях труда, костюмах, игрушках, о природе и достопримечательностях. Изучая экспонаты, у детей развиваются познавательные интересы, формируется чувство гордости за малую Родину, совершенствуются компетентностные знания детей о нравственности и патриотизме.

H:\Документы\Новая папка (2)\IMG_20190416_154856.jpg

Дети приходят в музей, чтобы увидеть что-то редкое, то, чего не увидишь каждый день в повседневной жизни. В музеи, дети как- то по — особенному начинают себя вести, в глазах появляется восторг от увиденных экспонатов. У них появляется множество вопросов, на которые с удовольствием отвечаем.

Каждый экспонат музея доступен ребенку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Так они познают мир посредством органов чувств. Мы знаем, что детям недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт ее в руки, обследует предмет. Так они лучше запоминают и воспринимают информацию.

Экспонаты мини-музея используются нами не только на занятиях познавательного цикла, но и по художественно-продуктивной деятельности, при организации игровой и экспериментальной деятельности.

Одной основной чертой детского поведения в дошкольном возрасте является наблюдательность, любознательность, желание новых впечатлений и открытий, желание экспериментировать и поиск новой информации об объектах окружающего мира. Наша задача — помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов, как саморазвитие, самообучение, самовоспитание. (1)

Дети овладевают навыками поисковой, исследовательской деятельности; у них формируются умения самостоятельно анализировать полученные знания.

C:\Users\Надежда\Downloads\IMG_20211019_092026.jpg

Вся познавательно-исследовательская деятельность строится на основе детско- взрослых проектов. Родители активно участвуют в проектной деятельности по ознакомлению детей с историей родного края.

I:\ото 28.09.2021 на конкурс\20201211_115520.jpg

Согласно новым требованиям ФГОС ДО Познавательно-исследовательская деятельность, также, как игровая и коммуникативная, является сквозным механизмом развития ребенка-дошкольника. (3)

Познавательно-исследовательская деятельность в мини –музеи включает в себя исследование экспонатов (история возникновения, свойства и качества) и экспериментирование с ними. В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети получают возможность удовлетворить свою любознательность (почему, зачем и как) практикуются в установлении причинно-следственных, временных и пространственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять свои представления о мире.

Посещая кружок, дети узнали, что такое «Народный календарь» и теперь знают, что это -собрание народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь нашего народа в течение года. Итогом этого был создан свой календарь «Народных примет», где дети совместно с родителями собирали народные приметы делали зарисовки к ним. Так же имели возможность сравнить посуду старинную и современную, узнали о её предназначении в быту, а в художественном творчестве расписывали самовар. Познакомились со старинным сундуком и предназначением его в быту. Знакомились с бурятским, семейским костюмами, с костюмами казаков, и многое другое. Всё это даёт детям возможность прикоснуться к прошлому наших предков. Почувствовать себя частью того, что было почти утеряно.

Один из разделов программы посвящён разделу «семейная реликвия», которая является связующим звеном детей со старшим поколением, с историей своей семьи и родословной. Дети совместно с родителями готовят доклады о «семейной реликвии», где с увлечением рассказывают историю происхождения реликвии, от кого и кому была передана. И с чем связана эта реликвия.

Один из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей. (3) Учитывая этот принцип, в детском саду были созданы родительские клубы: «Хранители бурятских традиций», «Клуб янтарики», «Казачьему роду нету переводу»- цель которых — закреплять и приумножать знания детей о истории родного края, с помощью родительской общественности.

Музейная педагогика со своими методами и средствами усиливает воздействие мини- музея на любознательность детей.

Такой инновационных подходов имеет практическую значимость и возможность применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения. (4)

Литература:

  1. Из опыта работы МФДОУ «Детский сад № 122" г. Саратов https://detsad122.nubex.ru/18585/19082/
  2. Методическая разработка по теме «Интегрированный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению» автор И. А. Зарубина nsportal.ru
  3. ФГОС ДО https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
  4. Статья «Музейная педагогика в ДОУ» автор Т.С Касаткина nsportal.ru
  5. Б. А. Столяров «Музейная педагогика»
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, музейная педагогика, познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, история, ознакомление детей, детский сад, дошкольный возраст, исследовательская деятельность, малая Родина.


Похожие статьи

Тенденции познавательного развития детей старшего...

Постановка проблемы. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам патриотизма, любви к Родине. Период дошкольного детства характеризуется...

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, музейная педагогика

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок , дошкольный возраст , родной город, история, воспитание любви. Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский...

Обращение к истории малой родины, культурному наследию помогает раскрыть способности детей, сформировать у них суждения и оценки. Ознакомление дошкольников с культурой, историей, традициями, укладом жизни, бытом, обрядами малой родины — путь к воспитанию...

Методические особенности формирования представлений...

Исследования содержат отдельные стороны ознакомления детей с малой Родиной

Успех ознакомлении детей с малой родиной может быть достигнут в полной мере только тогда

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников...

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок, дошкольное образование, малая Родина, родитель, образовательный процесс...

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Знакомство детей с родным краем — процесс длительный и сложный.

Такую пытливость ума развивает проектная деятельность.

Тенденции познавательного развития детей старшего... родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего...

- Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; - Развивать у детей речь, мышление...

Похожие статьи

Тенденции познавательного развития детей старшего...

Постановка проблемы. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам патриотизма, любви к Родине. Период дошкольного детства характеризуется...

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, музейная педагогика

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок , дошкольный возраст , родной город, история, воспитание любви. Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский...

Обращение к истории малой родины, культурному наследию помогает раскрыть способности детей, сформировать у них суждения и оценки. Ознакомление дошкольников с культурой, историей, традициями, укладом жизни, бытом, обрядами малой родины — путь к воспитанию...

Методические особенности формирования представлений...

Исследования содержат отдельные стороны ознакомления детей с малой Родиной

Успех ознакомлении детей с малой родиной может быть достигнут в полной мере только тогда

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников...

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок, дошкольное образование, малая Родина, родитель, образовательный процесс...

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Знакомство детей с родным краем — процесс длительный и сложный.

Такую пытливость ума развивает проектная деятельность.

Тенденции познавательного развития детей старшего... родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего...

- Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; - Развивать у детей речь, мышление...

Задать вопрос