Актуальность использования постмодернистских произведений российских и советских авторов при подготовке к итоговому сочинению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.11.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Донец, А. А. Актуальность использования постмодернистских произведений российских и советских авторов при подготовке к итоговому сочинению / А. А. Донец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85274/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор пытается выявить преимущества использования современной прозы при подготовке выпускников к итоговому сочинению.

Ключевые слова : постмодернизм, аргументация, реальность, виртуальность, современность.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России № 306 от 24.03.2016 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400» с 2017 года ежегодным «испытанием» для одиннадцатиклассников является написание итогового сочинения, которое является допуском к Государственной итоговой аттестации. Известно, что каждый учебный год направления меняются, но суть остаётся та же: выпускник должен владеть литературоведческой компетенцией для получения «зачета».

Традиционно итоговое сочинение представляет собой сочинение на определённую тему по одному из пяти направлений, утвержденных на текущий учебный год. Первым и основным критерием оценивания является наличие литературных аргументов. Таким образом, итоговое сочинение не отличается кардинальным образом от классического сочинения по литературе, состоящего из вступления, основной части и заключения. Естественно, методические рекомендации советуют обращаться в основном произведениям классической русской литературы. Среди них каждый год можно выделить такие произведения, как: «Отцы и дети» [11] И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» [2] Ф. М. Достоевского, «Война и мир» [11] Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» [15] М. А. Шолохова, и так далее. Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» [2], к примеру, служит хорошей базой для анализа и приведения аргументов по различным темам: тут и семейные отношения, и тема ценности искусства, и проблематика новых ценностей, и тема идейного противоборства интеллигенции в пореформенное для России время. Таким образом, произведение подойдет к анализу как минимум по четырем из пяти направлений.

Но, тем не менее, наряду с произведениями классической русской литературы всё чаще учителя и ученики прибегают к литературе современной, произведениям представителей постмодернизма. Действительно, такое направление, как «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» требует современного взгляда на вещи. И конечно, самим подросткам ближе литература современная, более им понятная и близкая, полная знакомых отсылок. Да и в самих методических рекомендациях уже всё чаще встречаются произведения нестандартные, а иногда и вовсе неожиданные. К примеру, в «Методических рекомендациях по подготовке к написанию итогового сочинения в 2021/22 учебном году для учителей русского языка и литературы», подготовленных Министерством образования Ставропольского края, уже не первый год встречаются произведения современных российских и советских авторов. Среди них, к примеру, произведение Татьяны Устиновой, вышедшее в 2014 году, под названием «Ковчег Марка» [13]. Использовать аргумент из книги можно в противовес твердой убежденности подростков в непрекословной пользе цивилизации, так как герой этого романа становится жалок и никчемен в суровых реалиях российской природы без гаджетов и элементарных знаний о выживании в диких условиях.

Отдельно хотелось бы проанализировать знаменитый в литературных кругах 1990–2000-х годов в России единственный роман Татьяны Толстой «Кысь» [10], задуманный после Чернобыльской катастрофы. Роман пропитан духом трагизма, язык полон иронии. Являясь антиутопией по своему жанру, произведение рассказывает о последствиях некоей страшной катастрофы, «взрыва», после которого население мутировало, а оставшиеся в живых вынуждены прятаться от могучего и опасного существа — Кыся, так и не появившегося на страницах романа. Надо также отметить, что выход романа — 2000-ый год — является для современной России также переломным: старой страны уже нет, СССР разрушен, а новая страна для многих людей взрослого населения представляет собой еще нечто непонятное, а потому страшное. Для современных подростков, ещё не родившихся в это время, этот период истории знаком прежде всего по многочисленным уже культовым фильмам об истории страны, зачастую полным жестокости и крайне реалистично изображающим ту действительность (вспомним знаменитые фильмы «Брат» 1997 года, «Жмурки» 2005 года, «Лиля навсегда» 2002 года). Автор этого романа заставляет задуматься читателя: всегда ли цивилизация и её быстрое развитие — это благо?

Также стоит отметить знаменитый роман Януша Вишневского «Одиночество в Сети» [1], вышедший в тираж в 2001 году. Сама история знакомства в Интернете, привязанности, влюблённости, переживаний и прочих гамм эмоций, наверное, первые в литературе была полностью перенесена в Сеть. Сейчас таким сюжетом современному автору никого не удивить, но критики и читатели до сих пор спорят о неоднозначности этого романа. Современным подросткам ближе и актуальнее история любви в Интернете и разочарования в таких чувствах, чем, скажем, история любви Онегина и Лариной [9], — ведь это их время и их реалии. Здесь можно говорить о закономерности привнесения в человеческую жизнь с благами цивилизации наряду с положительным опытом также опыт и отрицательный.

Ну, и конечно, в рамках исследования творчества современных авторов при подготовке выпускников к итоговому сочинению я хочу отметить творчество всемирно известного писателя Виктора Олеговича Пелевина. Современный российский автор в своих первых и самых известных романах («Чапаев и Пустота» [3] 1996 года, повесть «Омон Ра» [4] 1991 года, «Generation P» [5] 1999 года, «Empire V» [6] 2006 года) исследует самую интересную и неоднозначную для постмодернистов тему — тему реальности. В своих произведениях автор сомневается сам и вводит в заблуждение читателя — что есть реальность? Чем твой сон, например, отличается от твоего бодрствования, яви? Ведь иногда этот переход так тонок, что мозг не успевает понимать, где какой мир. «Реальность — это оксюморон из одного слова» [7], — говорит нам писатель в своем интервью. «Считается, что это нечто, существующее на самом деле, в отличие от умозрительных идей. Но в действительности реальность как раз и является идеей, существующей исключительно в уме, то есть она нереальна» [7].

Вслед за рассказчиком и читатель начинает исследовать свою реальность, подвергать ее сомнению. Надо также сказать, что Пелевин часто заставляет задуматься, но прямых ответов на вопросы так и не дает. К примеру, кем был главный герой романа Пётр Пустота [3] — революционером на Гражданской войне, жившим двойной жизнью, или просто душевнобольным? Автор не даёт ответа, он играет с параллельными мирами и нашими представлениями о них, легко вводит нас в заблуждение и путает нас в хронотопах романа. К примеру, его произведение «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре» [8] написано в жанре Интернет-чата, где все герои являются читателю никами, запутавшимися в своей реальности, что тоже соотносится с действительностью современных подростков, чаще читающих переписки в социальных сетях, чем художественную литературу.

Подводя итог, хочется сказать, что все произведения как современных российских писателей, так и советских авторов очень интертекстуальны, полны культурологических отсылок. Все они так или иначе затрагивают всё те же актуальные для современного человека темы: тему свободы выбора, тему роли личности в истории страны, тему «отцов» и «детей», тему последствий действия современного человека (техногенные и экологические катастрофы, взрывы), тему влияния благ цивилизации на культуру и становление личности человека. Глупо отрицать влияние классиков на творчество Сергея Довлатова, Евгения Гришковца, Дианы Рубиной, Венедикта Ерофеева, Виктора Пелевина, да никто и не станет спорить с этим. Но при работе с современными школьниками необходимо учитывать и их «клиповое», присущее большинству подростков, мышление, когда им, к примеру, легче усвоить информацию, увидев буктрейлер очередной книги и уже нарисовав в уме образ главных герое и общий сюжет. Поэтому здесь зачастую учителю приходится сначала заинтересовать их как читателя, рассказав им интересную предысторию, чтобы ученику действительно было интересно и понятно читать произведение. В особенности при подготовке старшеклассников к написанию итогового сочинения в первую очередь необходимо отталкиваться от их собственного жизненного опыта от их собственных вкусов в литературе, от того, какие произведения им ближе и актуальнее.

Профессия учителя — это та профессия, которая не терпит медлительности, которая заставляет на идти в ногу со временем и всегда быть на «передовой». Это и заставляет учителей, особенно филологов, всегда учитывать тип мышления учащихся и тот культурно-исторический пласт, который их сформировал. Потому я считаю закономерным широко использовать современную прозу в качестве главного инструмента при подготовке учащихся к написанию итогового сочинения. Можно долго продолжать споры о том, что такое современный постмодернизм — настоящее искусство или так называемый попкорн, но дети решают быстрее взрослых — и им нравится новая культура, провозглашающая уже их ценности и взгляды.

Как пишет в своей статье Д. Шаманский, «постмодернистская литература не имеет ни определения, ни характерных черт, ни вообще каких-либо обязательных атрибутов. Основной её проблемой является то, что предложенное постмодернизмом художественное мышление может быть соответствующим образом понято и принято лишь самим постмодернизмом» [14]. Другими словами, постмодернизм — явление яркое и неоднородное, слишком новое для проведения аналогий. Но интересное уже тем, что отражает новую реальность и новую мораль, а потому близкое молодому читателю.

Литература:

  1. Вишневский Я. Одиночество в Сети. — М.: АСТ, 2019.
  2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. — М.: Нигма, 2021.
  3. Пелевин В. О. Чапаев и Пустота. — М.: АСТ, 2017.
  4. Пелевин В. О. Омон Ра. — М.: АСТ, 1999.
  5. Пелевин В. О. Generation P. — Спб.: Азбука Спб, 2012.
  6. Пелевин В. О. Empire V. — М.: АСТ, 2018.
  7. Пелевин В. О. Интервью для журнала Esquire. Правила жизни Виктора Пелевина.
  8. Пелевин В. О. Шлем ужаса: Креатифф о Тессее и Минотавре. — М.: Азбука, 2020.
  9. Пушкин А. С. Евгений Онегин. — М: Издательство Э, 2017.
  10. Толстая Т. Кысь. — М: АСТ, 2019.
  11. Толстой Л. Н. Война и мир. — Спб.: Азбука Спб, 2018.
  12. Тургенев И. В. Отцы и дети. — М: АСТ, 2020.
  13. Устинова Т. В. Ковчег Марка. — М: Эксмо, 2021.
  14. Шаманский Д. В. Пустота (Снова о Викторе Пелевине) // Мир русского слова. — 2001. — № 3. URL: http://pelevin.nov.ru/stati/o-sham/1.html (16. 06. 15 г.)
  15. Шолохов М. А. Тихий Дон. — М.: Эксмо, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): итоговое сочинение, произведение, реальность, Россия, Государственная итоговая аттестация, история любви, история страны, русская литература, современная проза, современный человек.


Похожие статьи

Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе

современная литература, итоговое сочинение, современный школьник, произведение, последняя мировая война, половое воспитание

Государственная итоговая аттестация по русскому языку представляет собой комплекс занятий, направленных на успешную сдачу...

«Женская проза» в контексте современной литературы

Выделение "женской прозы" в контексте современной литературы обусловлено

Сегодняшний расцвет женской прозы в России свидетельствует о том, что литература в стране есть и

Появляется новый тип героя и новая реальность, неповторимый художественный мир.

Художественная литература как фактор развития современной...

Всё чаще современная молодежь удовлетворяет свои потребности в познании и развитии с

В связи с обозначенной тенденцией в духовной жизни современного человека возникают

Художественная литература является искусством, через которое человек получает не только...

Система российского образования: проблема государственной...

Ключевые слова:система образования, образовательная организация, итоговая аттестация, единый государственный экзамен, ЕГЭ, ГИА, школа.

- изучение деятельности людей, живущих в обществе, их мыслей и стремлений; - уделение особого внимания мотивам людей в...

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему...

Государственная итоговая аттестация по русскому языку представляет собой комплекс занятий, направленных на успешную сдачу учащимися экзамена в новой форме. Данные материалы нацелены на подготовку слабоуспевающих и немотивированных учащихся.

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Интерес к истории России — один из основных в жизни и творчестве А.К. Толстого.

История предоставляла ему более широкие возможности.

Исторические баллады писателя — принципиально новый жанр в русской литературе XIX века.

Приобщение современных обучающихся к духовно-нравственным...

Произведения русской литературы, предназначенные для обязательного изучения

Литература — это зеркало, в котором отражается жизнь. Соколов А. Г. История русской

Мотивы возращения прослеживаются как в произведениях русской литературы, так и в...

Методика подготовки учеников одиннадцатого класса...

Ключевые слова: современная и классическая литература, итоговое сочинение, материал

По окончании одиннадцатого класса выпускник пишет итоговое сочинение на несколько

В один из дней мне посчастливилось побывать на семинаре для учителей русского языка и...

Трансформация литературной традиции в современной прозе...

Традиционна в современной прозе и концептуализация войны как «противоестественного

Вместе с тем в прозе рубежного времени нельзя не отметить трансформации литературной

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950–1990-е годы: в 2...

Похожие статьи

Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе

современная литература, итоговое сочинение, современный школьник, произведение, последняя мировая война, половое воспитание

Государственная итоговая аттестация по русскому языку представляет собой комплекс занятий, направленных на успешную сдачу...

«Женская проза» в контексте современной литературы

Выделение "женской прозы" в контексте современной литературы обусловлено

Сегодняшний расцвет женской прозы в России свидетельствует о том, что литература в стране есть и

Появляется новый тип героя и новая реальность, неповторимый художественный мир.

Художественная литература как фактор развития современной...

Всё чаще современная молодежь удовлетворяет свои потребности в познании и развитии с

В связи с обозначенной тенденцией в духовной жизни современного человека возникают

Художественная литература является искусством, через которое человек получает не только...

Система российского образования: проблема государственной...

Ключевые слова:система образования, образовательная организация, итоговая аттестация, единый государственный экзамен, ЕГЭ, ГИА, школа.

- изучение деятельности людей, живущих в обществе, их мыслей и стремлений; - уделение особого внимания мотивам людей в...

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему...

Государственная итоговая аттестация по русскому языку представляет собой комплекс занятий, направленных на успешную сдачу учащимися экзамена в новой форме. Данные материалы нацелены на подготовку слабоуспевающих и немотивированных учащихся.

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Интерес к истории России — один из основных в жизни и творчестве А.К. Толстого.

История предоставляла ему более широкие возможности.

Исторические баллады писателя — принципиально новый жанр в русской литературе XIX века.

Приобщение современных обучающихся к духовно-нравственным...

Произведения русской литературы, предназначенные для обязательного изучения

Литература — это зеркало, в котором отражается жизнь. Соколов А. Г. История русской

Мотивы возращения прослеживаются как в произведениях русской литературы, так и в...

Методика подготовки учеников одиннадцатого класса...

Ключевые слова: современная и классическая литература, итоговое сочинение, материал

По окончании одиннадцатого класса выпускник пишет итоговое сочинение на несколько

В один из дней мне посчастливилось побывать на семинаре для учителей русского языка и...

Трансформация литературной традиции в современной прозе...

Традиционна в современной прозе и концептуализация войны как «противоестественного

Вместе с тем в прозе рубежного времени нельзя не отметить трансформации литературной

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950–1990-е годы: в 2...

Задать вопрос