Вопросы культуры во внешней политике: проблемы теории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 31.10.2021

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Кайгородова, Е. А. Вопросы культуры во внешней политике: проблемы теории / Е. А. Кайгородова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85010/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассматриваются вопросы понимания термина «культура», его многосторонность, исторически сложившиеся контекстуальные значения и способы употребление этого термина с опорой на разные сферы деятельности человека. Также авторы определяют роль культуры в качестве инструмента реализации внешней политики и устанавливают его значение в пределах одного государства.

Ключевые слова: культура, государство, внешняя политика.

Внутренняя и внешняя деятельность государства определяется с учетом главного фактора как национальные интересы. Национальные интересы — это совокупность интересов личности, общества и государства в различных сферах жизни. В свою очередь национальные интересы включают в себя ряд факторов, в числе которых важную роль играют национальные ценности. Данное понятие носит субъективный характер, поскольку ценности для одного человека могут отличаться от ценностей для всего общества. Однако, ценности выражают как материальные, так и духовные блага и идеалы, которые имеют большое значение одинаково для всего народа. Особое место в системе ценностей занимают духовные ценности, так как они складываются посредством мироощущения и самоопределения человека в мире. Национальные богатства — это исторически ведущие ценности определенной нации, формирующие ее культуру. Таким образом, понятия «ценности» и «культура» имеют неразрывную связь.

Обращаясь к этимологии слова «культура» (от лат. «cultura», «воспитание, возделывание»), то следует отметить, что изначально оно относилось к сельскохозяйственной деятельности, а именно, под культурой понималось выращивание злаковых растений. По мере развития человечества, «культура» стала приобретать социально-гуманитарное значение и именовалась как плоды работы человека, характер и качества создателя, а также форма определенной человеческой деятельности [1]. С течением времени, термин вобрал в себя большое количество значений, что позволило применять его в описании разных аспектов жизни человека. Известные американские культурологи, А. Кребер и К. Клакхон, провели анализ понятия и указали в своей хрестоматии около 200 дефиниций [1]. На сегодняшний день выделяют четыре самых распространенных определений «культуры»: возделывание какого-либо растения; образованность и просвещенность; виды ценностей одной группы людей, включая обычаи и традиции; все достижения человечества в разных сферах деятельности.

Культурологи разработали классификацию понятия «культура», основываясь на его контекстуальных значениях:

  1. Культура как устройство мира вообще (М. Рьюз, М. Мидгли, Э. Уилсон);
  2. Культура как «вторая природа» (греки, возрожденцы, И. Г. Гердер, Г. Гегель и др.);
  3. Бытовое понимание культуры, подразумевающая культуру воспитания, образования, производства и т. д. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Бенедикт, М. Мид);
  4. Культура как способ существования или совокупного образа жизни (Э. Сепир, К. Клакхон, В. И. Добрынина);
  5. Общество в рамках уровня культуры, «развитости» (К. А. Гельвеций, Л. Г. Морган, А. Швейцер);
  6. Культура как невещественный образ жизни человека (Ф. Теннис, О. Шпенглер, А. Моль и др.);
  7. Культура как часть чего-то целого, например, религии (П. Тиллих и др.);
  8. Связь культуры с учреждениями и организациями (законодательные акты, постановления и др.) [2]

Говоря о связи государства и культуры, снова обратим внимание на роль национальных ценностей внутри страны, поскольку одно из определений «культуры» находится очень близко с понятием «национальные ценности» (речь о ценностях, которые поддерживается гражданами одного государства). К таким ценностям можно отнести традиции, обычаи, язык, архитектуру, литературу, религию и другие внутринациональные элементы. Таким образом, мы наблюдаем, что внешняя и внутренняя политика государства выстраивается в соответствии с исторически сложившейся национальной культурой. Если говорить о позиции культуры во внутренней политике страны, то здесь она рассматривается как объект, в сторону которого осуществляется политика развития, сохранения, поддержания и передачи другим поколениям. Внутренняя политика государства в культурной области характеризуется следующими положениями: учреждение домов культуры и музеев; слежка за работой государственных органов, которая имеет культурную направленность; наблюдение за деятельностью за деятельностью культурных учреждений в рамках норм и законов; проведение политики налогообложения и другой ряд сборов, которые идут на сохранение традиционной культуры государства, а также на поощрение развития современной культуры и искусства и иных культурных элементов [3].

Позиция культуры во внешней политике приобретает иной характер: здесь она выступает в качестве «действующего лица», цель которой — обратить внимание других стран на культурную идентичность указанного государства. В современном мире помимо использования силовой формы реализации внешней политики, возросла популярность использования не силовых форм («мягкая сила»): «культурной дипломатии», «публичной дипломатии». Основоположником концепции «мягкой силы» является американский политолог Джозеф Най, который впервые обосновал ее положения в 1990-е года. Однако, следующие его рассуждения по поводу концепции отличались от первоисточника: в первом случае, Джозеф Най делает упор на том, что мягкая сила особый тип не силового поведения, во втором же — что это самостоятельно действующий вид силы [4]. По мнению Джозефа Ная, «мягкая сила» — это совокупность элементов как культура, политическая идеология и внешняя политика, где культура подразумевает в себе национальные ценности, не перерастающие в массовую культуру [4]. Далее рассмотрим два пути реализации внешней политики посредством культурной дипломатии и публичной дипломатии.

Публичная дипломатия — это знакомство и информирование зарубежных представителей об особенностях культуры определенного государства. Одно из популярных направлений публичной дипломатии выделяют образовательные программы для иностранных студентов. Чаще всего базой обменных программ выступает изучение языка, что в дальнейшем вызывает интерес у иностранцев погрузиться в другие культурные аспекты этого государства (направления искусства, литературу, историю, музыку, кинематограф, традиции, обычаи, менталитет граждан государства).

Культурная дипломатия — это когда государства стремятся мобилизовать свои культурные ресурсы для достижения целей за рубежом [5]. Изначально культурная дипломатия носила пропагандистский характер, однако, в начале XXI века такой вид дипломатии стал восприниматься как инструмент для межкультурного сближения. Выделяют основные культурные элементы (искусство, театр, кинематограф, музыка, танцы, архитектура, международные выставки, обменные программы, СМИ, религия и другие), выступающие основными ресурсами культурной дипломатии, с помощью которых и происходит реализация внешних государственных инициатив [6].

Таким образом, с теоретической точки зрения понятие «культура» носит многозначный характер. Определения «культуры» имеют условный характер, поскольку применение этого термина охватывает все сферы человеческой деятельности. В области политики культура играет немаловажную роль, так как она напрямую имеет связь с национальными интересами и национальными ценностями, которые являются главными критериями по разработке внешнеполитических и внутриполитических планов государства.

Литература:

  1. Солонин, Ю. Н. Культурология: учебник для вузов / Ю. Н. Солонин. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2021. — 503 c. — Текст: непосредственный.
  2. Горохов, В. Ф. Культурология: учебник и практикум для вузов / В. Ф. Горохов. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2021. — 320 c. — Текст: непосредственный.
  3. Саракун, Л. П. Государство и культура: проблемы взаимодействия / Л. П. Саракун. — Текст: непосредственный // Всероссийский журнал научных публикаций. — 2013. — № 4. — С. 54–56.
  4. Nye, J. S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power / J. S. Nye. — 2-е изд. — New York: Basic Books, 1990. — 370 c. — Текст: непосредственный.
  5. International studies association and Oxford University Press. — Текст: электронный // International studies: [сайт]. — URL: https://oxfordre.com/internationalstudies/view/10.1093/acrefore/9780190846626.001.0001/acrefore-9780190846626-e-543 (дата обращения: 27.10.2021).
  6. Умінська-Воронєцка, А. Cultural Diplomacy in international relations theory and studies on Diplomacy / А. Умінська-Воронєцка. — Текст: непосредственный // Actual problems of international relations. — 2016. — № 2. — С. 4–17.
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя политика, культура, культурная дипломатия, ценность, государство, публичная дипломатия, внутренняя политика государства, мягкая сила, позиция культуры, человеческая деятельность.


Похожие статьи

Культура как инструмент внешней политики государства

Филимонов Г. Ю. Неофициальная внешняя культурная политика как компонент «мягкой

Внешняя политикадеятельность государства на... Культура как инструмент внешней

Объектами публичной дипломатии обычно являются ценности, внутренняя и внешняя...

Культурная дипломатия как феномен современной политики...

Культурная дипломатия как способ регулирования культурной раздела государства существует достаточно давно. Лишь только во второй половине 20 начале 21 в. происходит развитие основ управления культурными процессами общества во многих странах.

Культурная дипломатия в системе международных связей на...

публичная дипломатия, государство, международные отношения, установление контактов. Похожие статьи. Культурная дипломатия в системе международных связей на постсоветском пространстве. Основные теоретические подходы к анализу внешней политики...

Культура как основа «мягкой силы» в России | Статья в журнале...

Российская «Концепция внешней политики» рассматривает термин «мягкая сила» как «набор средств для

Основным внешним проявлением «мягкой силы» является моральное состояние нации, воля и сплоченность, суть

Культура как инструмент внешней политики государства.

Понятие и сущность «мягкой силы» | Статья в журнале...

Инструментами внешней политики в рамках «мягкой силы» являются публичная дипломатия, непосредственно сами дипломаты и, в некоторой степени, цифровая дипломатия. Прежде чем говорить о примерах применения публичной дипломатии, стоит обговорить, что...

Публичная дипломатия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Публичная дипломатия как важнейший дополнительный способ достижения внешнеполитических целей государства приобретает особую актуальность в связи с изменением геополитической картины мира под воздействием глобальных процессов.

«Мягкая сила» ЕС: инструмент создания единственной...

Современная «мягкая сила» Европы сформировалась под перманентным воздействием культурной политики Вашингтона.

В целом, внешнеполитические элиты ЕС осознают, что «многосторонняя дипломатия возможна и без многополюсного баланса военных сил, и были...

Политические идеи концепции евразийства Н. С. Трубецкого

Культура как инструмент внешней политики государства. Ная, основоположника концепции «мягкой силы», реализация несиловых форм политики государства возможна через три

Рамки публичной дипломатии гораздо шире, нежели рамки традиционной дипломатии.

Похожие статьи

Культура как инструмент внешней политики государства

Филимонов Г. Ю. Неофициальная внешняя культурная политика как компонент «мягкой

Внешняя политикадеятельность государства на... Культура как инструмент внешней

Объектами публичной дипломатии обычно являются ценности, внутренняя и внешняя...

Культурная дипломатия как феномен современной политики...

Культурная дипломатия как способ регулирования культурной раздела государства существует достаточно давно. Лишь только во второй половине 20 начале 21 в. происходит развитие основ управления культурными процессами общества во многих странах.

Культурная дипломатия в системе международных связей на...

публичная дипломатия, государство, международные отношения, установление контактов. Похожие статьи. Культурная дипломатия в системе международных связей на постсоветском пространстве. Основные теоретические подходы к анализу внешней политики...

Культура как основа «мягкой силы» в России | Статья в журнале...

Российская «Концепция внешней политики» рассматривает термин «мягкая сила» как «набор средств для

Основным внешним проявлением «мягкой силы» является моральное состояние нации, воля и сплоченность, суть

Культура как инструмент внешней политики государства.

Понятие и сущность «мягкой силы» | Статья в журнале...

Инструментами внешней политики в рамках «мягкой силы» являются публичная дипломатия, непосредственно сами дипломаты и, в некоторой степени, цифровая дипломатия. Прежде чем говорить о примерах применения публичной дипломатии, стоит обговорить, что...

Публичная дипломатия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Публичная дипломатия как важнейший дополнительный способ достижения внешнеполитических целей государства приобретает особую актуальность в связи с изменением геополитической картины мира под воздействием глобальных процессов.

«Мягкая сила» ЕС: инструмент создания единственной...

Современная «мягкая сила» Европы сформировалась под перманентным воздействием культурной политики Вашингтона.

В целом, внешнеполитические элиты ЕС осознают, что «многосторонняя дипломатия возможна и без многополюсного баланса военных сил, и были...

Политические идеи концепции евразийства Н. С. Трубецкого

Культура как инструмент внешней политики государства. Ная, основоположника концепции «мягкой силы», реализация несиловых форм политики государства возможна через три

Рамки публичной дипломатии гораздо шире, нежели рамки традиционной дипломатии.

Задать вопрос