Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.10.2021

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Григорьева, В. П. Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе / В. П. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84881/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адаптации (по Саблину) а также её виды. Рассмотрены исследования, раскрывающие взаимосвязь уровня развития личностных факторов и уровня адаптации.

Проблема адаптации студентов первокурсников в вузе находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Успешная адаптация студентов первокурсников имеет большое практическое значение, так как от неё во многом зависит академическая успеваемость, психологическое благополучие и профессиональная идентичность. Образовательный процесс в ВУЗе необычайно динамичен, он изменчив и требует студента приспосабливаться к новым условиям. Отмечается существенный разрыв между образовательным процессом в ВУЗе и в школе, в его формах, темпе, взаимоотношениях с педагогом.

Образовательный процесс — это профессионально организованный двусторонний процесс взаимодействия обучающегося и педагога, в котором происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, овладение той или иной конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. [1] Образовательный процесс включает в себя взаимодействие с педагогами, усвоение новых знаний, построение отношений со сверстниками, адаптацию в новой социальной среде.

Образовательный процесс вуза существенно отличается от образовательного процесса в школе, он характеризуется высокой учебной нагрузкой, намного более высокими, чем в школе требованиями к самодисциплине и самоорганизации студента, иным форматом занятий (лекции, семинары, практические работы). Обучение в вузе заставляет студента проявлять многозадачность, гибкость ума и коммуникативные способности для установления отношений со сверстниками и преподавателями. Ввиду вышеперечисленных отличий, у студентов могут возникнуть сложности в адаптации, а на их фоне — непроходящая усталость, повышенная тревожность, нежелание осваивать выбранную профессию и учиться в ВУЗе.

Термин «адаптация» (от латинского «adaptation» — приспособление, прилаживание) впервые был введен немецким учёным Г. Аубергом в 1865 году, термин получил широкое распространение как в естественных, технических, так и общественных науках.

В зависимости от вида взаимодействия человека с окружающей средой, можно выделить следующие виды адаптации: профессиональную, социально-психологическую, социальную, психологическую, физиологическую и биологическую.

Социально-психологическая адаптация — это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека: семьи, учебной группы, компании сверстников, трудового коллектива. Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности. [5]

Среди факторов, оказывающих наиболее важное влияние на процесс адаптации в вузе, можно выделить три направления: педагогическое, психологическое и социологическое.

К педагогическим факторам относятся педагогическое мастерство преподавателя, организация учебной среды, материально-техническая база.

Психологические факторы, оказывающие влияние на адаптацию следующие: направленность личности, мотивация к обучению.

Перечень социологических факторов включает в себя возраст студента, семейное и социальное положение. [3]

В. С. Саблин выделяет три стадии адаптации в ВУЗе. Основным показателем для определения стадии служит наблюдаемое поведение индивида во взаимоотношениях с другими членами группы.

Первая стадия — ориентировочная — противоречия между реальным положением дел и ожиданиями, представлениями адаптирующейся личности. Характерна сдержанность, скромность в поведении и общении.

Вторая стадия — истинной адаптации — на этой стадии личность оценивает степень несоответствия и вырабатывает стратегию общения и поведения, приемлемую для данной группы.

Третья стадия — стабилизация — характеризуется установлением равновесия между социальным окружением и личностью. Для адаптирующейся личности это и есть состояние адаптации. [5]

Так как социально-психологическая адаптация личности процесс многогранный, то на нее влияет множество факторов, такие как: осознанное отношение к учёбе, навыки самоорганизации, а также личностные факторы.

Взаимосвязь уровня тревожности и адаптации в ВУЗе изучает В. В. Зашихина [2], согласно её исследованию, у 92 % студентов с повышенной тревожностью возникают сложности в адаптации к учебному процессу в высшей школе.

Связь и влияние стрессоустойчивости на социально-психологическую адаптацию студентов-первокурсников к условиям ВУЗа описывается работе А. Э. Агаевой [1] В ходе исследования, было выявлено влияние стрессоустойчивости на уровень социально-психологической адаптации. Студенты с более низким уровнем стрессоустойчивости, чаще испытывают сложности с адаптацией в учебной и коммуникативной среде ВУЗа.

Проблему социально-психологической адаптации личности в контексте преодоления ею сложных и стрессовых ситуаций изучают И. В. Малышев и С. В. Галаев [4] Представлены результаты анализа социально-психологических характеристик адаптации личности и основных копинг-поведенческих стратегий студентов младших курсов. Установлена взаимосвязь изучаемых явлений — представленные результаты исследования указывают на взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческой стратегии. Это отчетливо проявляется в большинстве выявленных корреляционных связей у студентов, отражающих разные способы преодоления сложных стрессовых ситуаций.

Исходя из вышесказанного, можно заключить что феномен адаптации многогранный и индивидуальный процесс, зависящий от множества факторов, как личностных, так и социальных. Представляется затруднительным выделить конкретные факторы, наличие которых могло бы гарантировать успех в адаптации в ВУЗе, однако изучая работы отечественных психологов и педагогов, становится ясно, что благотворное влияние могут оказывать следующие личностные факторы: высокий уровень развития внимания, принятие норм и ценностей ВУЗа, адекватная самооценка, благоприятные отношения в семье и со сверстниками, социальный интеллект, а также низкий уровень тревожности.

Литература:

  1. Агаева А. Э. Особенности адаптации студентов I курса к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1221–1225.
  2. Зашихина В. В. Физиологические аспекты адаптации к стрессогенным ситуациям при обучении в вузе / В. В. Зашихина, Т. В. Цыганок // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 4–3. — С. 629–633.
  3. Кузьмишкин, А. А. Адаптации студентов первого курса в вузе -Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 933–935
  4. Малышев И. В., Галаев С. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг поведения студентов в стрессовых ситуациях // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2011. Вып. 4. С. 61–70.
  5. Реан А. А., Баранов А. А., Кудашев А. Р. Психология адаптации личности — М. Прайм-Еврознак, 2008 г. — 480 с.
  6. Саблин В. С. Психология человека.- М.: Мысль, 2004. — 250 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, социально-психологическая адаптация, ВУЗ, социально-психологическая адаптация личности, адаптация, адаптирующаяся личность, повышенная тревожность, процесс адаптации, стадий, стадий адаптации.


Похожие статьи

Социально-психологическая адаптация | Статья в журнале...

Мороденко Е. В. рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, а основным критерием адаптированности

Социально-психологическая адаптация — это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка...

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Социально-психическая дезадаптированность личности в первуюю очередь выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям с другой стороны. Личность не в состоянии удовлетворительно идти на встречу тем требованиям и ожиданиям...

Социально-психологическая адаптация...

Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс взаимодействия личности с социальным окружением посредствам общения в области общественных и межличностных отношений. Мы разделяем мнение А. А. Наичаджян, которая под...

Социально-психологическая адаптация иностранных студентов...

Социально-психологическая адаптация заключается в освоении мигрантом социально-психологических особенностей учебного заведения, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации.

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень...

В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе.

Адаптация обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме.

Проблема адаптации обучающихся к образовательному...

Фортова, Л. К. Проблема адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза / Л. К. Фортова.

Уже в первые дни обучения у человека формируются определенный социальный статус

Адаптация — это процесс и результат внутренних и внешних изменений человека...

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к изменившейся среде при помощи социальных средств. Социальная адаптация как приспособление человека к условиям социальной среды, предполагает: – изменчивость поведения в соответствии с ролевыми...

Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические...

 В данной статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов вуза и колледжа. Рассмотрена сущность и содержание понятия «адаптация» вследствие чего были обнаружены ключевые проблемы, влияющие на адаптационный процесс студентов вуза и...

Социальная адаптация студентов в вузе | Статья в журнале...

Адаптация — необходимое условие активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. Это положительная ценность адаптации к успешному функционированию человека в определенной социальной роли. Исследователи выделяют три формы адаптации...

Похожие статьи

Социально-психологическая адаптация | Статья в журнале...

Мороденко Е. В. рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, а основным критерием адаптированности

Социально-психологическая адаптация — это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка...

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Социально-психическая дезадаптированность личности в первуюю очередь выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям с другой стороны. Личность не в состоянии удовлетворительно идти на встречу тем требованиям и ожиданиям...

Социально-психологическая адаптация...

Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс взаимодействия личности с социальным окружением посредствам общения в области общественных и межличностных отношений. Мы разделяем мнение А. А. Наичаджян, которая под...

Социально-психологическая адаптация иностранных студентов...

Социально-психологическая адаптация заключается в освоении мигрантом социально-психологических особенностей учебного заведения, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации.

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень...

В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе.

Адаптация обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме.

Проблема адаптации обучающихся к образовательному...

Фортова, Л. К. Проблема адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза / Л. К. Фортова.

Уже в первые дни обучения у человека формируются определенный социальный статус

Адаптация — это процесс и результат внутренних и внешних изменений человека...

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к изменившейся среде при помощи социальных средств. Социальная адаптация как приспособление человека к условиям социальной среды, предполагает: – изменчивость поведения в соответствии с ролевыми...

Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические...

 В данной статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов вуза и колледжа. Рассмотрена сущность и содержание понятия «адаптация» вследствие чего были обнаружены ключевые проблемы, влияющие на адаптационный процесс студентов вуза и...

Социальная адаптация студентов в вузе | Статья в журнале...

Адаптация — необходимое условие активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. Это положительная ценность адаптации к успешному функционированию человека в определенной социальной роли. Исследователи выделяют три формы адаптации...

Задать вопрос