Основные принципы архитектурно-планировочной организации торгово-развлекательных центров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.10.2021

Статья просмотрена: 469 раз

Библиографическое описание:

Кажымурат, У. Х. Основные принципы архитектурно-планировочной организации торгово-развлекательных центров / У. Х. Кажымурат. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84834/ (дата обращения: 28.03.2024).



Вданной статье рассматриваются принципы архитектурно-планировочной организации торгово-развлекательных центров. Автор приходит к выводу о том, что в отношении таких ТРЦ как «Вершина» в городе Сургуте (Россия), или ТРЦ города Алматы именно региональные условия обуславливают комплекс предъявляемых требований к принципам архитектурно-планировочной организации ТРЦ.

Ключевые слова: архитектурно-планировочные решения, региональные условия, торгово-развлекательный центр.

This article examines the principles of the architectural and planning organization of shopping and entertainment centers. The author comes to the conclusion that in relation to such shopping and entertainment centers as «Vershina» in the city of Surgut (Russia), or shopping and entertainment centers in the city of Almaty, it is the regional conditions that determine the set of requirements for the principles of the architectural and planning organization of the shopping and entertainment center.

Keywords: architectural and planning solutions, regional conditions, shopping and entertainment center.

Среда обитания оказывает определяющее влияние на человека, формируя его характер, поведение и здоровье. Атмосфера самого жилого дома и рабочего помещения также не является исключением. Влияние городского мегаполиса на человека можно сравнить с потребностью в пище и воде. Крупные города в настоящее время вызывают депрессию и неврозы, от которых страдают обитатели урбанистических джунглей. Однообразные серые здания с повторяющимися рядами оконных проемов, глухими бетонными стенами неблагоприятно воздействуют на нашу психику. Стремительный рост мегаполисов отрицательно влияет на окружающую природу, загрязняя среду и плохо воздействуя на психологическое состояние горожан. В панораме Алматы все чаще появляются многоэтажные здания, которые, возвышаясь над городскими районами, являются не масштабными человеку.

Относительно таких общественных зданий как торгово-развлекательные центры можно констатировать, что истоки их развития уходят корнями в далекое прошлое. Издавна торговля сосредотачивалась в многолюдных местах, становилась частью общественной жизни горожан. Античные агоры, средневековые торжища, восточные базары, русские торговые ряды, европейские пассажи — все это, по существу, прототипы торговых центров [1].

Природа организаций торговых мест такова, что рано или поздно на них должны сказаться последствия изменений, вызываемые тремя причинами: одной из которых является развитие промышленности, обусловившей введение ряда новаций, например, таких, как производство упаковочных полимерных материалов. Вторая причина — это появление новых технологий консервации продуктов и хранение товаров. Изменения такого рода не сразу сказываются на структуре существующей торговой сети, однако в последующем именно они способствуют появлению новых форм торговых организаций таких, как «универсамы», «маркеты», «гипермаркеты» и др. Третья причина — это массовое производство и рекламирование товаров, ориентированных непосредственно на массового потребителя, минуя традиционного посредника в виде розничной торговли. Считаем, что следствием влияния второй и первой причин, а также самостоятельным источником изменений в торговле на сегодняшний день, является быстрый рост числа личных автомобилей, что также обусловило появление новых видов торговли и способствовало упадку традиционных рынков. Четвертая причина изменений — сама причина торговли. Торговля занимает столь значительное место в общей структуре экономики, что изменения, претерпеваемые в других отраслях хозяйственной деятельности, обязательно скажутся на индустрии торговли. Кроме того, крупные объединения универсальных магазинов, кооперативные торговые компании, система престижных и специализированных магазинов, посылочная торговля, торговля посредством автоматов, торговля по интернету и телевидению — все это также способствует развитию широкой системной сети магазинов как наиболее устойчивых и постоянных форм торгового бизнеса и привычной формы потребления товаров и услуг большинства населения в различных странах мира.

В современной архитектурно-градостроительной практике определилась тенденция создания крупных торговых центров, которые становятся основными элементами, оказывающими непосредственное влияния на формирования общественных центров крупных городов республики [1]. Торговый центр — это особый тип здания и архитектор — его практический оперативный проектировщик. Архитектор занят на ранних стадиях проекта координацией работ по определению целесообразности строительства и разработкой альтернативных проектных обосновывается на результатах конкретных исследований [2].

Целый ряд специальных проблем торговых центров относится главным образом к крытым центрам. На самой начальной стадии необходимо решить вопрос о том, каким будет центр — одноуровневым или многоуровневым. Число торговых уровней будет зависеть от размера участка с учетом планировочных и экономических факторов. Многоуровневая организация торговли может быть вызвана потребности в площади, обеспечивающей экономическую эффективность капитальных вложений. Помимо решения о типе торгового центра, его характера и числе уровней существуют и другие принципиально важные планировочные факторы. Они включают:

– число, размеры и расположение магазинов или бутиков основного притяжения;

– распределение, число и размеры стандартных магазинов, их взаимосвязь с магазинами основного притяжения и их требования, связанные с облуживанием;

– дополнительные элементы притяжения и удобства;

– входы и выходы ТРЦ, связывающие его с общественным транспортом, автостоянками.

В проекте планировке торгового развлекательного центра важнее всего, на наш взгляд, гибкость, и её необходимо поощрять. Очень важно дать торговцу наиболее широкое поле деятельности в отношении определения размеров и выражения характера его магазина в рамках общего решения. Принято считать, что предприятия службы быта, например чистка одежды, мастерские по починке обуви, оптика, прокатные конторы, соглашаются на второстепенные по расположению точки. Такое мнение основывается на том, что клиенты уже решили заранее посетить их и приложат усилия, чтобы найти их, а торговый оборот этих предприятий оправдает более низкую арендую плату. Но это вовсе не значит, что эти предприятия можно разместить где-нибудь подальше и забыть о них; нужно, чтобы они привлекали к себе внимание посетителей и служили дополнительными моментами притяжения центра [2].

В состав торгового центра входят универсальные магазины, магазины с широким ассортиментом товаров массового спроса, супермаркеты и гипермаркеты. Чтобы спроектировать их размещения в торговом центре, необходимо изучить их методы торговли, характер требований и основные отличия от более мелких магазинов. Крупные магазины лишь в малой степени полагаются на демонстрацию товаров и витринах, а чрезмерно длинные фасады могут привести к излишним затратам по их оформлению и оборудованию выставок в витринах, не оказывая значительного влияния на товарооборот. Поскольку ничто так отрицательно не сказывается на покупательском потенциале торгового центра, как пустые или «глухие» фасады, расположенные вдоль пассажей, Т-или Г-образные планировки, позволяющие разместить небольшие магазины по фасадам торгового развлекательного центра, может оказаться одним из правильных решений. Крупные же магазины требуют широких входов, возможно, с открытыми фасадами с видом на интерьер магазина на всех его уровнях. Арендаторы больших помещений захотят иметь максимум расчлененных торговых площадей для более гибких планировки, предпочитаемая ими конструктивная сетка вряд ли будет соответствовать ширине ячейки для стандартного магазина. Идеальным вариантом в данном случает может быть приятие различных решений для мелких и крупных магазинчиков и варьирование вертикальных и горизонтальных размеров шага каркаса здания в проекте центра. Там, где это не представляется возможным, одним из решений может быть использование унифицированного шага опор, например, 11м по фасаду, что позволит применить различные комбинации для стандартных магазинов и удовлетворит крупного арендатора. Высота балки необходимая для перекрытия больших пролетов, конечно, вызовет увеличение высоты помещения, а это может быть слишком дорого и неприемлемо для небольших магазинов и связи с возрастанием затрат при увеличений площадей внешних стен, длины лестниц, при использований лифтов. Эскалаторов, а также труб и вентиляционных каналов [2].

Архитектор Эрик ван Эгераат подписал соглашение в ноябре 2005 года о проектирование в центре Сургута торгового развлекательного комплекса с площадью 36000 кв. метров. ТРЦ «Вершина» спроектирован для относительно не большего участка (около 50 на 100 метров) в центре Сургута, рядом с магистралью, в окружении жилой застройки. Эксперты компаний NAI Becar составили рейтинг на нестандартные торговые развлекательные центры в мире. Первое место заняло ТРЦ «Вершина» в Сургуте, обойдя в рейтинге самые известные мировые ТРЦ Германии и Голландии. Концепция «Вершины» состояла том, что посетители могут перемещаться по часовой стрелке (Рисунок 1).

Планы ТРЦ «Вершина». г. Сургут, 2016 г.

Рис. 1. Планы ТРЦ «Вершина». г. Сургут, 2016 г.

Образная концепция проекта базируется на игре цвета и света, открытости и закрытости. Экстерьер ТРЦ «Вершина» ассоциируется с айсбергом, а интерьер с ледяной пещерой. Внутри ТРЦ имеется восемь этажей современных бутиков, имеются танцевальные студий, рестораны, бары, подземный ночной клуб, спортивная хона. Здание характеризует продуманная система наружной подцветки. Остекленный фасад служит экраном, на котором проецируется движущийся рекламные изображения (Рисунок 2).

ТРЦ «Вершина» г. Сургут, 2016 г.

Рис. 2. ТРЦ «Вершина» г. Сургут, 2016 г.

Разрезы чертежей здания ТРЦ визуально разбивают объём здания на части (Рисунок 3).

Разрезы ТРЦ «Вершина» г. Сургуте, 2016 г.

Рис. 3. Разрезы ТРЦ «Вершина» г. Сургуте, 2016 г.

На примере ТРЦ «Вершина» приходим к выводу, что основными принципами организаций архитектурно-планировочными структурами торгового развлекательного центра является обеспечение наиболее рациональных функционально-технологические и благоприятных микроклиматических условий в открытых пространствах и закрытых помещениях торгового развлекательного центр.

Средства и приемы формирования благоприятных микроклиматических условий представляют собой систему, которая предусматривают:

– целенаправленное регулирование природно-климатических условий на открытых пространствах торгового центра;

– организацию благоприятных микроклиматических условий внутренней среды торговых центров.

Вальтер Гропиус справедливо считал, что «внешние очертания современных зданий не родились по прихоти нескольких архитекторов. Они являются неизбежным следствием интеллектуальных, социальных и технических факторов нашей эпохи» [3]. Удача в решении художественного образа ТРЦ зависит от степени проявления этих особенностей в архитектурной композиции, естественно с учетом окружающей среды, конструкций и материалов. Этим определяется сложность задачи и обилие средств для создания нового архитектурно — художественного образа ТРЦ.

Метод формирования среды торговых центров города Алматы также как и в ТРЦ «Вершина» заключается: в подборе оптимальных геометрических параметров, соответствующих региональной специфики природно-климатических факторов и особенностям традиционных приемов организации объёмно-пространственных структур; в повышении интенсивности использования открытых пространств, включаемых в качестве структурных функционально-планировочных элементов; в достижении высокого уровня компактности объёмно-планировочных структур [4].

Таким образом, приходим к выводу, что торгово-развлекательный центр является обязательным, атрибутом любого современного мегаполиса. Именно торговый развлекательный центр показывает внешний вид города, через него создаётся первое впечатление о городе и о стране в целом. Выбор материалов строительства во многом влияет на художественный облик здания. Благодаря выразительному архитектурно-художественному образу, современному экстерьеру, функциональному заполнению, уникальному месту расположения, новый торговый развлекательный центр может занять достойное место в архитектурном ансамбле нового стремительно растущего города.

Литература:

  1. Федосеева И. Р., Токмадян А. Г., Васильева И. П. Торговые центры. — Москва, 2005.-15с.
  2. Беддингтон Н. Строительство торговых центров — Москва, 1986. — 23 с.
  3. Гропиус Вальтер dw.com/ru/вальтер адольф гропиус
  4. Гельфонд А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. — Москва, 2006. — 172 с.
Основные термины (генерируются автоматически): торговый развлекательный центр, торговый центр, магазин, сургут, центр, NAI, основное притяжение, торгово-развлекательный центр, художественный образ ТРЦ, центр Сургута.


Похожие статьи

Анализ пожаров в торгово-развлекательных центрах

В статье рассмотрена статистика пожаров в зданиях торгово-развлекательных центрах (далее — ТРЦ) в Российской Федерации. Рост статистических показателей по пожарам в ТРЦ обуславливает внедрение и замену в данные здания систем автоматической противопожарной...

Информационные технологии в торговле | Статья в журнале...

Один из вопросов, интересующий торговые предприятия в процессе модернизации существующей или внедрения новой информационной системы, чаще всего является выбор решения, в какой степени адаптировать систему к уже действующим бизнес-процессам, а в...

«Массовый человек» как составной элемент «Общества...

Эти «центры» своими внушительными размерами и выполнением функции бесконечного потребления притягивают толпы «массовых людей». Однако, надолго быть «центрами потребления» им не удается: система массового потребления обязана поглощать ещё больше...

Цифровая модульная лаборатория «Наураша в стране Наурандии»

Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания...

Роль плаката в современном мире | Статья в журнале...

Создание любого плаката начинается с образа. Формирование художественного образа в плакате начинается с выбора темы.

Композиционный центр в плакате чаще всего один — это объяснятся необходимостью быстрого и четкого считывания основной идеи плаката и...

Экономические последствия эпидемии COVID-19 | Молодой ученый

По данным опроса Центра стратегических разработок (ЦСР) в зоне наибольшего риска находятся работники в возрасте старше 45 лет. Данная возрастная категория чаще других подвержена проблемам, связанным с сокращением заработной платы и переводом на меньший...

Положительные девиации личности как фактор развития общества

В данной статье раскрывается проблема положительных девиаций как фактора развития общества. Обоснуется необходимость изучения влияния положительных девиаций на развитие личности и общества, рассматривается парадоксальный характер девиаций в жизни общества.

Реализация творческого потенциала населения через креативные...

Центры современного искусства — музейно-выставочная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства в контексте мирового художественного процесса, формирование и реализацию...

Похожие статьи

Анализ пожаров в торгово-развлекательных центрах

В статье рассмотрена статистика пожаров в зданиях торгово-развлекательных центрах (далее — ТРЦ) в Российской Федерации. Рост статистических показателей по пожарам в ТРЦ обуславливает внедрение и замену в данные здания систем автоматической противопожарной...

Информационные технологии в торговле | Статья в журнале...

Один из вопросов, интересующий торговые предприятия в процессе модернизации существующей или внедрения новой информационной системы, чаще всего является выбор решения, в какой степени адаптировать систему к уже действующим бизнес-процессам, а в...

«Массовый человек» как составной элемент «Общества...

Эти «центры» своими внушительными размерами и выполнением функции бесконечного потребления притягивают толпы «массовых людей». Однако, надолго быть «центрами потребления» им не удается: система массового потребления обязана поглощать ещё больше...

Цифровая модульная лаборатория «Наураша в стране Наурандии»

Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания...

Роль плаката в современном мире | Статья в журнале...

Создание любого плаката начинается с образа. Формирование художественного образа в плакате начинается с выбора темы.

Композиционный центр в плакате чаще всего один — это объяснятся необходимостью быстрого и четкого считывания основной идеи плаката и...

Экономические последствия эпидемии COVID-19 | Молодой ученый

По данным опроса Центра стратегических разработок (ЦСР) в зоне наибольшего риска находятся работники в возрасте старше 45 лет. Данная возрастная категория чаще других подвержена проблемам, связанным с сокращением заработной платы и переводом на меньший...

Положительные девиации личности как фактор развития общества

В данной статье раскрывается проблема положительных девиаций как фактора развития общества. Обоснуется необходимость изучения влияния положительных девиаций на развитие личности и общества, рассматривается парадоксальный характер девиаций в жизни общества.

Реализация творческого потенциала населения через креативные...

Центры современного искусства — музейно-выставочная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства в контексте мирового художественного процесса, формирование и реализацию...

Задать вопрос