Пути совершенствования экономических методов управления в системе здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.10.2021

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Иванченко, И. В. Пути совершенствования экономических методов управления в системе здравоохранения / И. В. Иванченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84754/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются пути совершенствования экономических методов управления в системе здравоохранения, которая в свою очередь является важнейшей социальной сферой современного общества.

Ключевые слова: экономическое управление, экономические методы, управление здравоохранением, медицинская помощь, сфера здравоохранения.

Keywords : economic management, economic methods, healthcare management, medical care, healthcare sector.

Принятие управленческих решений в сфере здравоохранения является основным регуляторным моментом всего процесса реализации экономически эффективных медицинских планов.

Понятие «экономики здравоохранения» и практика экономического анализа в российском здравоохранении существуют более 20 лет. На протяжении долгого времени управление здравоохранением базировалось в основном на административных методах. Финансирование отрасли базировалось на показателях ресурсной обеспеченности. Руководством к действию для медицинских учреждений была лишь стандартная система, которую установили органы здравоохранения. И здесь не шла речь ни о каких финансовых стимулах, которые могли бы расширить сферу деятельности и повысить качество медицинских услуг [1].

В то же время, неправильно было бы говорить о том, что роль экономики в управлении здравоохранением была полностью проигнорирована. Медицинские организации и участники здравоохранения оценивали расходы на содержание медицинских учреждений, а также финансовые ресурсы, человеческий потенциал и материальные потребности медицины и системы здравоохранения. Но в этом не было оценки результатов труда и формирования системы экономической мотивации рабочих, поиска альтернативных вложений в ограниченные ресурсы, использования средств медицинской экономики и расчета социальной эффективности, иными словами, в этом не было зрелого подхода в методах экономического управления в отрасли и их совершенствования.

А ведь медицинская помощь — это еще и система социально-экономических мер, социальный институт, который поддерживает и улучшает здоровье страны. Медицинскую помощь также можно назвать целевой национальной системой, как единым организмом, универсальной медицинской помощью с гуманистической направленностью.

Процесс управления медицинской помощью включает в себя действия по объединению субъектов управления в определенную систему с целью достижения целей путем использования методов управления для выполнения определенных функций [2].

Принятие управленческих решений в сфере здравоохранения является основным регуляторным моментом всего процесса реализации экономически эффективных медицинских планов.

При подготовке решений и выборе альтернативно-экономических методов управления необходимо оценивать результаты медико-экономической эффективности деятельности на всех уровнях системы здравоохранения.

Экономика здравоохранения изучает эффективное использование ограниченных ресурсов и управление ими, чтобы минимизировать капитальные потери, необходимые для здоровья населения [2].

Долгое время в управлении национальной системой здравоохранения и здравоохранения доминировало прямое руководство, почти игнорирующее роль экономического управления. Финансирование в этой отрасли традиционно основывается на показателях ресурсного обеспечения (количество коек, численность медицинского персонала и т. д.), а не на конечном результате работы. Медицинские учреждения по лечению и профилактике руководствуются только стандартной системой, установленной органами здравоохранения, и лишены финансовых стимулов для расширения сферы деятельности и повышения качества медицинской помощи [2].

Преимущества чисто административной практики управления в сочетании с ресурсным финансированием стали основой для экстенсивного развития здравоохранения. Вместо предоставления всесторонней ресурсной поддержки для каждого медицинского случая ограниченные финансовые ресурсы используются для поддержания постоянно расширяющейся сети медицинских учреждений. Широкое развитие возможно только в условиях нерыночного обращения: основные ресурсы, введенные в оборот, в то время были относительно дешевы для отрасли, но это привело к увеличению доли необоснованного использования средств на поддержание избыточных мощностей. В рыночных условиях возможности содержания сети медицинских учреждений исчерпаны.

Отсутствие методов экономического управления лишает систему управленческой информации для оценки и выбора альтернатив — строительства или восстановления больниц, лечения пациентов в стационарных или амбулаторных клиниках, найма новых врачей или увеличения оплаты уже существующих врачей [3].

Такая система не включает экономических стимулов для поиска новых медицинских учреждений и альтернативных форм лечения. Это приводит к огромным медицинским, социальным и экономическим потерям.

Отсутствие экономических стимулов в сочетании с недостаточным финансированием отрасли и плохими санитарными технологиями и оборудованием привели к необходимости улучшать экономическое управление системой общественного здравоохранения [3].

Экономический подход предполагает использование конкретных сравнений затрат и выгод (стимулы и санкции, финансирование и заимствования, заработная плата, затраты, прибыль, цены), чтобы повлиять и внести изменения на технологии и методы.

Основным методом управления является система оплаты медицинских услуг, которая должна покрывать стоимость медицинских услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями, и поощрять медицинские учреждения максимально эффективно использовать имеющиеся финансовые и материальные ресурсы [3].

Объектом финансового планирования является не отдельная больница или поликлиника, а целый комплекс взаимосвязанных медицинских учреждений, участвующих в реализации региональных медицинских планов.

Общий экономический эффект организации или ее филиалов включает в себя средства, полученные за счет предоставления услуг самостоятельно, и экономию, полученную за счет оптимизации медицинской структуры [3].

С точки зрения совершенствования методов управления экономикой эффективность и качество превалируют над количественными показателями. Основное усилие заключается не в увеличении рабочей нагрузки, а в достижении максимально возможных клинических результатов и показателей здоровья населения при средних затратах [3].

Таким образом, система взаимоотношений направлена на обеспечение адекватности оказываемой помощи, а не на увеличение объема помощи. То есть принцип оплаты зависит не от количества труда, а от необходимости и рациональности приложения труда врача. Суть этого подхода состоит в том, чтобы стимулировать реорганизацию медицинских услуг в пользу наиболее рентабельных услуг.

Следующим принципом улучшенного экономического управления является усиление роли сектора первичной медико-санитарной помощи. Врачи общей практики прямо или косвенно контролируют 80 % общих расходов на здравоохранение, а не более 20 % общих расходов на здравоохранение используются для финансирования их собственной деятельности. Квалифицированный и финансово мотивированный врач общей практики может значительно снизить общие затраты на лечение пациентов. Поэтому стимулирование их деятельности — важнейший экономический принцип управления. Врач общей практики является не только непосредственным поставщиком медицинских услуг, но и организатором оказания медицинской помощи своим пациентам: он решает, нужна ли консультация или госпитализация, и продолжает лечение пациентов после выписки [4].

Центральная идея управления здравоохранением заключается в том, что на основе повышения финансовой ответственности врачей за их непосредственную клиническую работу он может обеспечить повышение роли первичной медико-санитарной помощи, а также повысить эффективность координационной функции. Главной целью является заинтересованность практикующих врачей в направлении пациентов к специалистам. А так же консультироваться с наиболее квалифицированными специалистами (чтобы избежать чрезмерных затрат из-за неправильного диагноза), сокращать количество обращений в службу экстренной помощи, назначать клинически эффективные и относительно дешевые лекарства и т. д. [4].

Следующий принцип — важность планирования количества и структуры медицинских услуг. В основе планирования лежит анализ деятельности каждой службы и определение возможных источников экономии. В системе медицинского менеджмента планируется поток пациентов, определяется наиболее разумный объем и структура оказания различных медицинских услуг. Планируется также взаимоотношение между медицинскими учреждениями.

Пациент является активным участником оказания медицинской помощи. Однако эта модель управления имеет некоторые ограничения, связанные с потребительским выбором пациента. Было указано, что предоставлять полную свободу выбора медицинских учреждений и врачей неразумно, потому что у пациентов есть мотивация получать самое дорогое лечение, а это, как мы все знаем, не гарантирует качества лечения [5].

Совершенствование сложной системы здравоохранения с использованием экономических методов управления ресурсами является предпосылкой для изменения характера отношения врачей к этой проблеме. Без их активного участия поставленные цели сложно достичь, какими бы привлекательными они ни казались. Это означает, что некоторые из ограничений традиционной клинической автономии врачей и признания новой системы ценностей можно определить как «не только лечение пациентов, но и участие в оптимизации затрат и управлении ресурсами» [5].

На практике это означает, что врачи должны найти наиболее эффективный способ сотрудничества, взаимодействия с другими звеньями, обеспечения непрерывности лечения и наблюдения за пациентами. Так должна формироваться культура корпоративной деятельности, основанная на тесном взаимодействии различных звеньев и ответственности каждого звена за конечный результат [1].

Внедрение управляемой системы здравоохранения требует изменения системы материального вознаграждения медицинского персонала. Для реализации этого принципа медицинские организации и отдельные врачебные практики, входящие в интегрированную систему, устанавливают многосторонние договорные отношения. Структура контрактной системы должна позволить участникам достичь окончательных клинических и экономических результатов [4].

Таким образом, эффективность и необходимость совершенствования экономических методов муниципального здравоохранения и управления здравоохранением, а также отдельных лечебных и оздоровительных учреждений очевидны. В то же время необходимо комплексное применение этих методов, что вызовет значительный интерес у коллектива каждого медицинского учреждения. Основным результатом использования экономических методов является более широкое внедрение ресурсосберегающих технологий, включая управление, и оптимизацию структуры и функций отрасли [6].

Литература:

  1. Аганбегян А. Г. Управление и эффективность / А. Г. Аганбегян. — М.: Экономика, 1981. — 71 с.
  2. Актуальные вопросы управления здравоохранением/ под ред. Д. В. Пивеня. — Москва: издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2008.
  3. Алексеев Н. А. Экономические методы управления подразделениями лечебно-профилактического учреждения. /Н. А. Алексеев // Здравоохранение РФ. — 1996.– № 5
  4. Бояринцев Б. И. Экономические основы хозяйствования медицинских коллективов/Б. И. Бояринцев. — М. Профиздат., 1990.– 127 с.
  5. Вялков А. И. Управление и экономика здравоохранения: учебное пособие / А. И. Вялков, Б. А. Райзберг, Ю. В. Шиленко. — М.: Гэотармед, 2002. — 328 с
  6. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента / Г. Я. Гольдштейн. — Таганрог: ТРТУ, 1997. — 145 с.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, экономическое управление, лечение пациентов, управление здравоохранением, учреждение, общая практика, сфера здравоохранения, услуга, долгое время, медицинский персонал.


Ключевые слова

медицинская помощь, управление здравоохранением, сфера здравоохранения, экономическое управление, экономические методы

Похожие статьи

Совершенствование механизмов управления качеством...

медицинская помощь, медицинская организация, повышение качества, оценка качества, система управления, федеральное учреждение здравоохранения, управление качеством, ISO, медицинская услуга... Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям в...

Ресурсы экономических служб в медицинских учреждениях

Рубрика: 9. Организация и управление здравоохранением.

Количество же работников экономической службы медицинской организации

Наряду с количеством работников экономического профиля, значение имеет уровень их профессиональной подготовки.

Особенности организации медицинской помощи городскому...

учреждение, медицинская помощь, медицинская наука, система здравоохранения, Государственная программа развития здравоохранения, первичная медицинская помощь, РФ, скорая помощь...

Особенности государственного управления в области...

Ключевые слова: область здравоохранения, система здравоохранения, государственная власть, государственное управление, машинное считывание, медицинская помощь, медицинский персонал, местное самоуправление, обязательное медицинское страхование...

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

 Проблемы управления персоналом в любой организации стоят на первых местах по актуальности. В настоящее время здравоохранение в России представлено как государственными, так и частными центрами. Имея различные инструменты финансирования и...

Анализ и совершенствование системы качества медицинской...

- Самоуверенность, небрежность медицинских работников, которая зачастую приводила вследствие жалоб пациентов к применению наказания к врачам, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Все это настораживало работников органов здравоохранения и...

Моделирование сценарного развития различных вариантов...

Основой качественного оказания медицинских услуг являются ресурсы стандартизации в системе здравоохранения. Ключевой элемент всех моделей управления качеством в здравоохранении - стандарт медицинской услуги. Медицинские услуги – это наиболее...

Современные проблемы менеджмента в здравоохранении

Ключевые слова: менеджмент в здравоохранении, управление медицинской организацией. Вопросы менеджмента в здравоохранении в настоящее время очень актуальны в связи с коммерциализацией отрасли, децентрализацией государственной власти на уровне территорий...

Стратегия продвижения медицинских услуг | Статья в журнале...

Маркетинговое управление в области здравоохранения. медицинская помощь, Саратов, услуга, некачественное медицинское обслуживание, Москва, медицинское учреждение, уровень. В условиях реформ и переходной экономики управление учреждениями сферы...

Похожие статьи

Совершенствование механизмов управления качеством...

медицинская помощь, медицинская организация, повышение качества, оценка качества, система управления, федеральное учреждение здравоохранения, управление качеством, ISO, медицинская услуга... Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям в...

Ресурсы экономических служб в медицинских учреждениях

Рубрика: 9. Организация и управление здравоохранением.

Количество же работников экономической службы медицинской организации

Наряду с количеством работников экономического профиля, значение имеет уровень их профессиональной подготовки.

Особенности организации медицинской помощи городскому...

учреждение, медицинская помощь, медицинская наука, система здравоохранения, Государственная программа развития здравоохранения, первичная медицинская помощь, РФ, скорая помощь...

Особенности государственного управления в области...

Ключевые слова: область здравоохранения, система здравоохранения, государственная власть, государственное управление, машинное считывание, медицинская помощь, медицинский персонал, местное самоуправление, обязательное медицинское страхование...

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

 Проблемы управления персоналом в любой организации стоят на первых местах по актуальности. В настоящее время здравоохранение в России представлено как государственными, так и частными центрами. Имея различные инструменты финансирования и...

Анализ и совершенствование системы качества медицинской...

- Самоуверенность, небрежность медицинских работников, которая зачастую приводила вследствие жалоб пациентов к применению наказания к врачам, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Все это настораживало работников органов здравоохранения и...

Моделирование сценарного развития различных вариантов...

Основой качественного оказания медицинских услуг являются ресурсы стандартизации в системе здравоохранения. Ключевой элемент всех моделей управления качеством в здравоохранении - стандарт медицинской услуги. Медицинские услуги – это наиболее...

Современные проблемы менеджмента в здравоохранении

Ключевые слова: менеджмент в здравоохранении, управление медицинской организацией. Вопросы менеджмента в здравоохранении в настоящее время очень актуальны в связи с коммерциализацией отрасли, децентрализацией государственной власти на уровне территорий...

Стратегия продвижения медицинских услуг | Статья в журнале...

Маркетинговое управление в области здравоохранения. медицинская помощь, Саратов, услуга, некачественное медицинское обслуживание, Москва, медицинское учреждение, уровень. В условиях реформ и переходной экономики управление учреждениями сферы...

Задать вопрос